«Концептуальный сдвиг: от проблем научной молодежи к проблемам науки и образования. Лидерство и ответственность молодежи»

186

Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при
Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

«Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы»

Доклад

Совету при Президенте Российской Федерации
по науке и образованию

Москва – 2012


Оглавление

Оглавление 2

Введение. «Концептуальный сдвиг: от проблем научной молодежи к проблемам науки и образования. Лидерство и ответственность молодежи» 5

Научная молодежь о себе: результаты опросов, проведенных Координационным советом и советами молодых ученых и специалистов. Проблемы. Настроения. Пожелания. 8

Молодежь объединяется: система СМУС и общественные организации научной молодежи в России. 12

Молодые интеллектуалы России и их миграционные настроения. Перспективы взаимодействия с российской научной диаспорой. 15

II. Состояние научно - образовательной и инновационной сферы России. Молодежные штрихи к портрету 17

Наука в академиях и в вузах: застой или модернизация перед рывком? Взгляд на стратегию развития российской науки. 17

Воспроизводство научных и научно-педагогических кадров в России: динамика показателей и переосмысление задач. 63

Научная молодежь в становлении национальной инновационной системы. 92

III. Цели и задачи на ближайшие годы. 103

Участие в создании научной и инновационной среды 103

Ближайшие задачи. Гранты, премии и конкурсы для молодых ученых: что еще нужно сделать для завершения системы? 103

Национальная инновационная система: молодежные инновационные центры, индустриальные гранты и другие инициативы молодых. 128

Работа с талантливыми школьниками и студентами. Научная молодежь и российское образование 140

Открытие новых направлений: содействие прорывным исследованиям групп молодых исследователей, в том числе, в интересах обороны и безопасности. 143

Улучшение ситуации с жильем, повышение доходов и общественного статуса молодого ученого. 146

Борьба с проявлениями финансовой и интеллектуальной коррупции. Кодекс чести ученого. 155

Консолидация научной молодежи 158

Координационный совет и молодежные организации в науке и образовании: развитие молодежной социально-информационной и экспертно-проектной сети будущего. Интернет. Конференции. Постоянный диалог. 158

НИАС «Молодые ученые России»: завершение и отладка системы. 163

Кадровый резерв сферы науки и образования 166

Государственные программы формирования кадровой системы в российской науке. Новые предложения Координационного совета. 166

Подготовка будущих лидеров в науке и образовании. 170

Заключение 172

Список используемых сокращений

КДР - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

МОН - Министерство образования и науки Российской Федерации

НИОКР - научно-исследовательская и опытно-конструкторская работы

НИР - научно-исследовательские работы

ОКР - опытно-конструкторские работы

ПНРД/ ПНР НИУ - показатель результативности научно-инновационной деятельности

РААСН - Российская академия архитектурно-строительных наук

РАМН - Российская академия медицинских наук

РАН - Российская академия наук

РАО - Российская академия образования

РАСХН - Российская академия сельскохозяйственных наук

РГНФ - Российский гуманитарный научный фонд

РИД – результаты интеллектуальной деятельности

РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований

СИР - Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года

СНО - Совет при Президенте Российской Федерации

по науке и образованию

ФЦП - Федеральная целевая программа

ФЦП «Кадры» - Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009 – 2013 гг.»

Введение. «Концептуальный сдвиг: от проблем научной молодежи к проблемам науки и образования. Лидерство и ответственность молодежи»

В первом докладе Координационного совета, подготовленном в конце 2007 года, говорилось о том, что обеспечение воспроизводства кадров (с акцентом на необходимость расширения программ поддержки собственно научной молодежи) является лишь частью общей задачи государства и научного сообщества по формированию современной кадровой системы в науке, отвечающей мировым стандартам и обеспечивающей возможность развития.

За прошедшие годы разработаны и приняты стратегические документы, касающиеся науки и инновационного развития, реализуется целый ряд конкретных программ по развитию системы высшего образования, привлечению молодежи в науку, содействию инновационной деятельности. Конечно, качественных изменений кадрового потенциала научно-образовательной сферы пока не произошло, да и не могло произойти, в первую очередь в виду естественной инерционности процессов в этой отрасли. Да и в целом проблемное поле российской науки не претерпело особых изменений. Очевидно, что модернизация российской научно-образовательной сферы только начинается.

Тем не менее, можно сформулировать главный позитивный итог прошедших лет: произошло значительное повышение внимания государственной власти, бизнеса и широкой общественности к вопросам науки, важность которой для модернизации и выхода страны на путь инновационного развития теперь понимает и принимает большая часть государственных и общественных институтов (при всей полярности оценки некоторыми их них ситуации в российской науке, ее потенциала и видения путей ее развития). Значительно повысилась экспертная функция ученых. Разрабатываются различные средне- и долгосрочные стратегические документы федерального, регионального и отраслевого уровней, что в принципе невозможно без широкого привлечения научных подходов и исследований. Ученые и изобретатели, в том числе и молодые, значительно чаще стали появляться в качестве героев материалов СМИ. Увеличилось число научно-популярных передач и Интернет-ресурсов.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (КДР), поставлена задача «обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность», и говорится о необходимости «повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки)».

Одним из первых указов Президента России В.В.Путина после его вступления в должность стал Указ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», кроме того, вопросы науки, инноваций, образования часто упоминаются и в других Указах Президента России.

В Указах Президента Российской Федерации установлены следующие показатели в области науки и высшего образования, которые должны быть достигнуты в результате реализации государственной политики в сфере образования и науки:

- вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;

- увеличение к 2018 году общего объёма финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей;

- увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 процента;

- увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44 процента.

Данные показатели создают основу для выстраивания стратегии и тактики повышения эффективности работы научно-образовательной сферы и определяют выбор адекватных инструментов ее развития.

Уже понятно, что науку и образование ждет реструктуризация, создание фактически во многом новой отечественной системы получения и воспроизводства знаний, необходимой для решения амбициозных задач национального развития. Готова ли научная молодежь стать лидером этого процесса? Могут ли молодые ученые брать на себя ответственность за прорывные проекты? Каков «образ будущего» отечественной науки видят сегодняшние молодые кандидаты и доктора наук? Как государству, обществу и нынешнему поколению лидеров науки и образования помочь научной молодежи проявить себя?

На эти вопросы постарается на уровне идей, но, в то же время, инструментально ответить очередной доклад Координационного совета. В докладе представлен взгляд научной молодежи на существующие проблемы. На основе проведенного анализа ситуации в научно-образовательной сфере предложен набор конкретных и легко реализуемых мер по адресной поддержке наиболее результативно работающих научно-образовательных коллективов, ученых и преподавателей, а также мер по содействию инновационной активности молодежи.

Реализация предложений Координационного совета даст новый импульс развитию науки и образования, будет стимулировать инновационную активность научной молодежи и подготовит новое поколение ученых и преподавателей к тому, чтобы взять на себя ответственность за научное и инновационное развитие нашей страны.

I. Научная молодежь России: какова она сегодня, и к чему стремится?

Научная молодежь о себе: результаты опросов, проведенных Координационным советом и советами молодых ученых и специалистов. Проблемы. Настроения. Пожелания.

В настоящее время в России насчитывается более 135 тысяч молодых исследователей (не имеющие ученой степени и кандидаты наук – до 35 лет, доктора наук - до 40 лет), около 130 тысяч молодых преподавателей высшей школы (до 40 лет), также ведущих научную работу, ориентировочно несколько сотен тысяч молодых специалистов-инженеров наукоемких отраслей экономики, около 160 тысяч аспирантов и докторантов, а также сотни тысяч студентов, проявляющих интерес к научной и изобретательской деятельности, участвующих в научных конференциях и выполняющих исследования.

Роль науки не исчерпывается генерацией знаний. Среди важнейших функций, которые выполняет наука, следует отметить экспертную и социальную. При переходе к обществу знания можно выдвинуть тезис об инновационной миссии научной молодежи, без осуществления которой будущее может обернуться откатом назад.

В представленном докладе обосновывается необходимость расширения возможностей для реализации инновационной миссии научной молодежи.

В общих чертах инновационная миссия предполагает необходимость для молодого ученого-инноватора:

    1. сделать заметный вклад в науку, ориентируясь на потребности страны;

    2. всеми силами способствовать организации и эффективному функционированию инновационных производств;

    3. участвовать в независимой научной экспертизе принимаемых государственных решений, вопросов;

    4. занимать активную общественную, гражданскую позицию;

    5. участвовать в популяризации науки и научной деятельности, содействовать развитию образования, поиску и поддержке талантливой молодежи, по возможности, преподавать или выступать с научно-популярными лекциями, статьями.

С другой стороны, признание за молодежью инновационной миссии предполагает наделение ее рычагами влияния и ресурсами для эффективного лидерства. Лидерство научной молодежи может быть реализовано, с одной стороны, в активном участии молодых ученых в приоритетных научных исследованиях, с другой – во внедрении результатов исследований в сферы инновационного развития.

Существуют ли в современной России условия для реализации инновационной миссии молодых ученых и специалистов?1

  1. Зарплата и жилье – по-прежнему самые острые проблемные сферы

Полученные членами и экспертами Координационного совета данные о проблемах научной молодежи, ее мотивах поведения в сфере труда, стимулах и барьерах на пути участия в инновационном развитии охватывают два периода: 2002-2004 и 2008-2011 годы. Главными «проблемными зонами» для молодых ученых остаются давно известные темы: зарплата, жилье и среда для развития науки и инноваций.

Всероссийский опрос научной молодежи 2002–2004 гг. (1192 человека из 70 городов всех федеральных округов России) показал, что в выборе приоритетов для будущего в начале тысячелетия молодые ученые ориентировались на ее инновационное развитие (71%), придавали большое значение повышению уровня культуры и образования (59%), но в то же время отмечали необходимость повышения заработной платы в науке и вообще в бюджетной сфере (50%).

За прошедший период ситуация с заработной платой научных работников зримо улучшилась.

По данным федерального статистического наблюдения № 2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок» рассчитывается среднемесячная заработная плата персонала, занятого исследованиями и разработками. Данные приведены в таблице 1.

2006

2007

2008

2009

2010

Среднемесячная заработная плата

10840.9

14683.4

19263.3

22104.3

25043.5

Таблица 1.Среднемесячная заработная плата персонала, занятого исследованиями и разработками (рублей) *

* Без совместителей и лиц, работавших по договорам гражданско-правового характера.

Источник: Индикаторы науки: 2012: стат. сб. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012.

Достаточно ли это улучшение? В опросе Координационного совета, проведенном в 2011 году (1032 человек из всех федеральных округов России), успешным молодым ученым и инноваторам был задан вопрос «На Ваш взгляд, что мешает молодым людям заниматься наукой и инновациями?», на который нужно было дать не более пяти ответов. На первом месте оказался ответ «недостаточно оплачивается труд ученого, изобретателя» (74%), на втором – «трудно сочетать работу с семьей – необходимо, в частности, отдельное жилье» (67%), на третьем - «бюрократические препоны для инновационной, венчурной деятельности» (54%), на четвертом – «сама молодежь не заинтересована, у нее другие ценности» (44%).

Таким образом, дальнейшее повышение зарплаты работников научно-образовательной сферы, закрепленное в последних документах высшего руководства страны2, - несомненно, долгожданная и необходимая мера. Необходимо также продолжать увеличение объемов решения жилищного вопроса научной молодежи. Наконец, создание необходимой среды для развития инноваций в стране делает еще только первые шаги, а ее недостаток, по мнению молодых ученых, является препоной для их закрепления в сфере получения и коммерциализации знаний.

  1. «Кризис доверия» к институтам власти и общества

Более глубокой проблемой является сохраняющийся кризис доверия (значительно более высокая доля тех, кто «не доверяет», по сравнению с теми, кто «доверяет») научной молодежи практически ко всему, что выходит за рамки семьи и ближнего окружения по работе: СМИ, местной власти, власти федеральной (кроме высшего руководства страны).


Доверяете ли Вы:

1

Членам семьи, родственникам

2

Коллегам по работе, учебе

3

Руководству организации

4

Руководству РАН

5

Профессиональным ассоциациям

6

Представителям местной власти

7

Государству

8

Церкви

9

СМИ

  1. Научно-методическое пособие «Реформирование социальной сферы в современных условиях» Аннотация

    Информационно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие «Реформирование социальной сферы в современных условиях» посвящено описанию правового и организационного устройства комплекса отраслей: здравоохранения, образования и науки, культуры и ЖКХ.
  2. Научно технической организации

    Закон
    Аннотация: В настоящий выпуск справочника включены правовые и нормативные документы федерального уровня, определяющие и регламентирующие научно- техническую деятельность.
  3. Наука всегда являлась одним из стержней российской государственности. Чтобы уничтожить государство необходимо разрушить те основы, на которых оно стоит. Несомне (1)

    Документ
    Наука всегда являлась одним из стержней российской государственности. Чтобы уничтожить государство необходимо разрушить те основы, на которых оно стоит.
  4. Наука всегда являлась одним из стержней российской государственности. Чтобы уничтожить государство необходимо разрушить те основы, на которых оно стоит. Несомне (2)

    Документ
    Россия стремительно превращается в страну дебилов, способных только открывать задвижки на многочисленных трубопроводах, поскольку в результате реформ Россия из великой индустриальной державы превращена в сырьевой придаток Запада.
  5. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  6. Научное издание (3)

    Документ
    Сборник представляет собой итог работы в рамках проекта «Развитие регионального ресурсного центра в области психологии и социальной работы» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и включает
  7. Социальное планирование. Социальные показатели 73 глава четвертая 80 организация и проведение эмпирического социологического исследования 80 Постановка проблемы. Цели и задачи исследования 80 (1)

    Документ
    Объект и предмет социологии. Каждая наука отличается от дру­гих наук своим предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, социология и экономика, история и филосо­фия, логика и математика.
  8. Социальное планирование. Социальные показатели 73 глава четвертая 80 организация и проведение эмпирического социологического исследования 80 Постановка проблемы. Цели и задачи исследования 80 (2)

    Документ
    Различные стороны действительности — физическая, биологическая, экономическая, социальная, психологическая и т. д. могут быть объектом исследования многих наук.
  9. В. Г. Марача Образование на рубеже веков: методологические соображения 95 петров александр Евгеньевич Критическое мышление, постмодернизм и информатика 104

    Документ
    Вячеслав Марача. Образовательное пространство-время, освоение интеллектуальных функций и образовательные институты в контексте индивидуализации образования 231

Другие похожие документы..