Учебно-методический комплекс Дисциплина: Основы актерского мастерства и режиссуры в хореографии Цикл: сд. Ф. 04. 04

Темы рефератов

  1. Взаимосвязь актерского, режиссерского и хореографического искусства.

  2. Особенности актерской и режиссерской деятельности в хореографии.

  3. Учение К.С. Станиславского о театральном творчестве. Влияние этого учения на развитие танцевального искусства.

  4. Основные принципы и компоненты системы Станиславского.

  5. Психо-физическая природа актерского творчества.

  6. Элементы актерского мастерства.

  7. Внутренняя и внешняя артистическая техника танцовщика.

  8. Характер и характерность как элементы создания образа в хореографии.

  9. Этика Станиславского. Основные положения этики и их значение в работе хореографического коллектива.

  10. Законы сценического общения. Партнер в танце. Ансамбливость.

  11. Действие, его законы и значение в сценическом творчестве.

  12. Сценическое событие. «Режиссер-мастер события» (Г.А. Товстоногов). Сюжетная хореография.

  13. Событийно-действенный анализ драматургии (литературной, музыкальной и др.) при постановке хореографического произведения.

  14. Тренинг и этюд в развитии артистических и режиссерских качеств.

  15. История режиссерской профессии.

  16. Образное мышление артиста и режиссера.

  17. Режиссер как автор спектакля. Функции режиссера в хореографии.

  18. Идея, сквозное действие и сверхзадача, определяющие художественную целостность произведения.

  19. Конфликт. Режиссерская реализация конфликта в хореографии.

  20. Стиль и жанр, поиск их воплощения в танце.

  21. «Зерно» хореографической роли и спектакля.

  22. Художественно-педагогические качества режиссера-хореографа.

  23. Творческие взаимоотношения режиссера и исполнителей в процессе создания хореографического произведения.

  24. Режиссерское решение и прием в хореографии.

  25. Принципы отбора приемов и выразительных средств в хореографической режиссуре.

  26. Планирование и этапы постановочно-репетиционной работы над хореографическим произведением.

  27. Исторические и современные стили и направления хореографической режиссуры.

  28. Взаимовлияние зрителя и хореографического произведения.

  29. Взаимосвязь хореорежиссуры и хореодраматургии. Сочинение и воплощение произведений хореографии.

  30. Профессионализм и дилетантство в актерском и режиссерском искусстве. Пути самосовершенствования хореографа как режиссера и артиста.

    1. Формы контроля

Студенты специализации «Спортивные и эстрадные танцы», выполнившие учебную программу «Основы актерского мастерства и режиссуры» сдают экзамены в 1-ом и 2-ом семестрах. Каждый из экзаменов включает в себя сдачу устного экзамена по билетам и практический показ исполнительской, постановочной работы студента. Условием допуска к экзаменам является регулярное посещение учебных занятий, предварительные показы самостоятельных творческих работ, а также сдача других предварительных аттестаций.

Критерием успешности в освоении учебного материала студентом является:

  • активное участие в теоретических и практических занятиях;

  • предварительные положительные аттестации, тестирование;

  • регулярный показ самостоятельной творческой исполнительской и постановочной работы;

  • ответ на экзаменационный билет в процессе теоретического экзамена не ниже оценки «удовлетворительно».

    1. Контрольные вопросы к экзамену

  1. Взаимосвязь актерского, режиссерского и хореографического искусства.

  1. Особенности актерской и режиссерской деятельности в хореографии.

  2. Учение К.С. Станиславского о театральном творчестве. Влияние этого учения на развитие танцевального искусства.

  3. Основные принципы и компоненты системы Станиславского.

  4. Психо-физическая природа актерского творчества.

  5. Элементы актерского мастерства.

  6. Внутренняя и внешняя артистическая техника танцовщика.

  7. Характер и характерность как элементы создания образа в хореографии.

  8. Этика Станиславского. Основные положения этики и их значение в работе хореографического коллектива.

  9. Законы сценического общения. Партнер в танце. Ансамбливость.

  10. Действие, его законы и значение в сценическом творчестве.

  11. Сценическое событие. «Режиссер-мастер события» (Г.А. Товстоногов). Сюжетная хореография.

  12. Событийно-действенный анализ драматургии (литературной, музыкальной и др.) при постановке хореографического произведения.

  13. Тренинг и этюд в развитии артистических и режиссерских качеств.

  14. История режиссерской профессии.

  15. Образное мышление артиста и режиссера.

  16. Режиссер как автор спектакля. Функции режиссера в хореографии.

  17. Идея, сквозное действие и сверхзадача, определяющие художественную целостность произведения.

  18. Конфликт. Режиссерская реализация конфликта в хореографии.

  19. Стиль и жанр, поиск их воплощения в танце.

  20. «Зерно» хореографической роли и спектакля.

  21. Художественно-педагогические качества режиссера-хореографа.

  22. Творческие взаимоотношения режиссера и исполнителей в процессе создания хореографического произведения.

  23. Режиссерское решение и прием в хореографии.

  24. Принципы отбора приемов и выразительных средств в хореографической режиссуре.

  25. Планирование и этапы постановочно-репетиционной работы над хореографическим произведением.

  26. Исторические и современные стили и направления хореографической режиссуры.

  27. Взаимовлияние зрителя и хореографического произведения.

  28. Взаимосвязь хореорежиссуры и хореодраматургии. Сочинение и воплощение произведений хореографии.

  29. Профессионализм и дилетантство в актерском и режиссерском искусстве. Пути самосовершенствования хореографа как режиссера и артиста.

    1. Библиографический список

Основная литература

  1. Барбой, Ю. М. К теории театра [Текст] / Ю. Барбой. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 240 с.

  2. Борисова, Н. Путешествие в театральном пространстве [Текст] / Н.Борисова. – Москва: ОАО Типография Новости, 2003. – 364 с.

  3. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера [Текст]: учеб. пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 432 с.

  4. Зверева, Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов [Текст] / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 105 с.

  5. Немирович-Данченко, В. И. Рождение театра [Текст] / В. И. Немирович-Данченко. – Москва: АСТ, Зебра Е, ВКТ, 2009. – 672 с.

  6. Станиславский, К. С. Собрание сочинений: в 8 т. [Текст] / К. С. Станиславский. – Москва, 2003.

  7. Театр. Актер. Режиссер: краткий словарь терминов и понятий / сост. А. Савина. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2010. – 352 с.

  8. Чехов, М. Путь актера / М. Чехов. – Москва: АСТ, 2009.

Дополнительная литература

  1. Альшиц, Ю. Л. Тренинг forever! [Текст] / Ю. Л. Альшиц. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009. – 256 с.

  2. Аникст, А. А. Театр эпохи Шекспира [Текст] / А. А. Аникст. – Москва: Дрофа, 2006. – 288 с.

  3. Базанов, В. В. Театральные здания и сооружения: структура и технология [Текст]:учебник / В. В. Базанов. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2007. – 104 с.

  4. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / сост. Н. А. Александрова. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. – 416 с.

  5. Брук, П. Пустое пространство. Секретов нет [Текст] / П. Брук. – Москва, 2003.

  6. Буцаева, И. А. Отражение современных театральных процессов в российском сегменте сети Интернет [Текст] // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2009. – № 4. – С. 54–64.

  7. Васильева, Н. Танец [Текст] / Н. Васильева. – Москва, 2000. – 105 с.

  8. Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX–XXI веков [Текст] / А. В. Вислова. – Москва: Университетская книга, 2009. – 288 с.

  9. Гротовский, Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику [Текст] / Е. Гротовский. – Москва, 2003.

  10. Давыдова, М. Конец театральной эпохи [Текст] / М. Давыдова. – Москва: ОГИ, 2005. – 384 с.

  11. Додин, Л. Путешествие без конца [Текст] / Л. Додин. – Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2009. – 480 с.

  12. Жабровец М. В. Монолог в творчестве актера [Текст]: методическое пособие / М. В. Жабровец, Э. В. Парфенова – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 20 с.

  13. Жабровец, М. В. Сценическое воплощение малой драматургии [Текст]: методическое пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – 32 с.

  14. Жабровец, М. В. Тренинг актера [Текст]: методическое пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – 40 с.

  15. Збруева, Н. В. Ритмическое воспитание актера [Текст] / Н. Збруева. – Москва, 2003. – 123 с.

  16. Кнебель, М. О. О действенном анализе пьесы и роли [Текст] / М. О. Кнебель. – Москва , 2002.

  17. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики [Текст] / М. О. Кнебель. – Москва, 2002.

  18. Кокорин, А. Вам привет от Станиславского [Текст]: учеб. пособие / А. Кокорин. – 2002. – 224 с.

  19. Кутьмин, С. П. Характер и характерность [Текст]: Учеб. – метод. пособие / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2004. – 51 с.

  20. Лапкина, Г. А. Современные концепции сценического пространства [Текст] // Театрон. – 2010. – № 1. – С. 66–69.

  21. Лоуэн, А. Психология тела [Текст] / А. Лоуэн. – Москва, 2002. – 57 с.

  22. Макаров, С. М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений [Текст] / С. М. Макаров. – Москва: Либроком, 2010. – 208 с.

  23. Максимов, В. Век Антонена Арто [Текст]: авторский сборник / Вадим Максимов. – Москва: Лики России, 2005. – 400 с.

  24. Никитин, В. Н. Пластикодрама: Новые направления в арттерапии [Текст] / В. Н. Никитин. – Москва, 2003.

  25. Петрова, Е. В. Актерское мастерство. Первый год обучения [Текст] / Е. В. Петрова. – Москва, 2004. – 85 с.

  26. Проскурникова, Т. Б. Театр Франции. Судьбы и образы [Текст] / Т. Б. Проскурникова. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. – 472 с.

  27. Станиславский, К. С. Искусство представления [Текст] / К. С. Станиславский. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010. – 192 с.

  28. Сушков, Б. Театр будущего. Школа русского демиургического театра. Этика творчества актера [Текст] / Б. Сушков. – Тула: Гриф и К, 2010. – 472 с.

  29. Ушаков, А. Л. Оформление спектакля на малой сцене [Текст] / А. Л. Ушаков. – Москва: 2010. – 216 с.

Раздел II.Дидактические материалы

2.1 Тесты для контроля остаточных знаний

I курс, 1 семестр

  1. Драматическая перипетия это:

  1. Цепь закономерных событий

  2. Падение от счастья к несчастью

  3. Возможность выбора альтернативного фактора

  1. Катарсис это:

  1. Родина сверхзадачи

  2. Состояние максимальной внутренней энергии, способной привести зрителя к высвобождению эмоций - очищению

  3. Состояние, которого режиссер должен добиться от зрителя и актера

  1. Драматическая ситуация это:

  1. Положения героя, когда давление окружающих обстоятельств сильнее, чем возможности характера, безвыходное положение здесь и сейчас

  2. Ситуация в которой разрешается конфликт

  3. Ситуация в которой заключена главная проблема

  1. Драматическую ситуацию определяют три главных фактора:

  1. 1. Человек находиться в безвыходном положении

  1. Угроза развития этой ситуации заставляет его искать выход

  2. Он ищет выход и вступает в борьбу с антогонистом – с тем, кто ему угрожает

  1. 1. Главный герой обязательно находится во внешнем конфликте

2. Конфликт не обязательно должен разрешиться

3. Антагонист появляется только лишь в развязки

  1. Понятие «перепетия» было введено:

  1. Греками

  2. Американцами

  3. Русскими

  1. Непременное качество развития конфликта:

  1. Способность разрешиться

  2. Диалог действий

  3. Непредсказуемость

  4. Столкновения ада и рая

  5. Разность потенциалов

  1. Общая характеристика «внутренней техники» актера

..

..

. .

..

.

..

  1. Общая характеристика «внешней техники» актера

..

..

..

..

..

  1. Общая характеристика понятия «Характер»

..

..

..

..

..

  1. Общая характеристика понятия «Характерность»

..

..

..

..

..

Раздел III. Методические рекомендации для студентов

3.1. Рекомендации по работе над режиссерскими и актерскими этюдами

Этюд на органическое молчание

Действующие лица должны быть поставлены в такие обостренные, состязательные, конфликтные, а также эмоционально близкие и достоверные для исполнителей предлагаемые обстоятельства, в которых они были бы вынуждены взаимодействовать, т.е. вступить в противоборство с партнером (или со средой) с помощью физических, а не словесных средств. Молчание должно быть логически обоснованным, оправданным. Актер существует в этюде по принципу «я - в предлагаемых обстоятельствах», сохраняет импровизационное самочувствие, свою индивидуальную органику. На первом курсе в этюдах на другие темы также рекомендуется придерживаться органического молчания.

Этюд - биография, этюд - исповедь

В сюжетную основу этих этюдов могут закладываться реальные события из жизни студента, те ситуации, в которых проявлялась бы его творческое и человеческое кредо, нравственная, мировоззренческая позиция. В этюде в действенной форме должен «прозвучать» ответ на вопрос: что любит студент? что он ненавидит? к чему стремится? чего боится? что повлияло на становление его характера, взглядов? какие события стали поворотными в его жизни? какие проблемы, противоречия окружающей жизни волнуют его больше всего?

Этюд на развернутую оценку события

В этюдах на эту тему особенно важна структура момента восприятия факта: подробная «расшифровка» мгновения жизни, предполагающая специально замедленное, «рапидное» движение мысли, внутренний монолог, внутреннюю борьбу мотивов, разработку эмоционально-психической реакции на событие, стрессовую оценку обстоятельств.

Этюд «стоп-кадр»

«Стоп-кадр» помогает освоению принципов сценической выразительности, особенно - принципов и приемов мизансценирования. Задача режиссеров - построить статичную пластическую композицию, которая выражала бы ту или иную тему. Это остановленный момент жизненного процесса (как на полотне художника), когда действие, борьба достигли своего кульминационного напряжения. Естественно, что «стоп - кадр» должен быть оснащен соответствующей выгородкой, необходимым реквизитом, светом, костюмами, если требуется - шумами или музыкой - всем тем, что усилит зрительское восприятие «стоп-кадра».

Этюд говорят вещи» или «натюрморт

Это тренировочное задание развивает «вкус» режиссера к подробностям, точно отобранным деталям, лаконичности. Язык предметов может быть очень красноречивым. Задача - создать на сцене без актеров, скупыми средствами, только с помощью реквизита и выгородки композицию (натюрморт), которая должна «рассказать» историю о человеке, о событии, происшедшим с ним. Точный отбор предметов, их расположение, сопоставление друг с другом в сочетании со световым, музыкально-шумовым оформлением помогут избежать разночтений композиции, реализовать сверхзадачу режиссера.

Этюд по произведению живописи

При выборе материала для этюда предпочтение следует отдавать сюжетной, жанровой живописи, несущей в себе то, что можно назвать «драматургическим зерном», т.е. то, что содержит конфликт, а следовательно подразумевает борьбу и действие, четко выраженный сюжет, человеческие характеры. Репродукция должна быть хорошего качества, чтобы можно было воспринять художественные достоинства и особенности произведения. Инсценировка картины - это первая встреча с автором. Студенту необходимо подробно изучить избранное произведение. Затем ему предстоит превратить статичное, двухмерное изображение в событийный жизненный процесс, происходящий во времени и пространстве сцены. Очень важно верно почувствовать автора и передать сценическими средствами, в первую очередь - через актера, свое «прочтение» картины - понимание ее сюжета, проблемы, конфликта, предлагаемых обстоятельств, основной мысли, атмосферы, а также раскрыть стиль и жанр произведения. «Чем раньше вступает в действие чувство стиля, тем лучше» - писала М.О. Кнебель. Мизансцена картины может быть начальным, центральным или финальным моментом этюда.

Этюд на основе музыкального произведения

Основой для сочинения этюда может стать малая музыкальная форма или законченный отрывок из большого произведения. Студенту следует избегать иллюстративности, стремиться к образному, ассоциативному видению и реализации этюда. Сюжет этюда может родиться от эмоционального впечатления, которая произвела музыка, тех фантазий, которые она навеяла.

При выборе и постановке рассказа выявляется и формируется художественный вкус, нравственная позиция студента и его профессиональные способности: умение перевести литературный текст в драматическую ситуацию, где есть завязка, развитие и разрешение конфликта, вскрывающего сущность характеров и взаимоотношений людей.

Этюд «Интерпретация факта»

На курсе создается «копилка» фактов. Студенты приносят и складывают в нее тексты телеграмм, газетных объявлений, информационных материалов, описание подсмотренных в жизни фактов и т.д. Жизненный факт - это повод для рождения сценического события. Педагог распределяет записки с фактами между студентами, и они становятся режиссерами постановщиками этой маленькой «пьесы». В их задачу входит расшифровать внутренний, тайный смысл жизненной истории, скрытый за фактом. Факт как бы подталкивает воображение художника и затем предстаёт преображенным, эмоционально насыщенным в небольшом сценическом этюде.

Этюд «Игры в сказки»

Микроспектакли на сказочной основе - это ещё не инсценировка сказок. Здесь совсем другие цели и задачи. Первое - студент должен окунуться в мир сказок, настроиться на «сказочную волну», а затем сочинить свой сказочный сценарий на основе известной сказки, шутку на тему сказки, вольную фантазийную версию. Этот этюд должен строится по принципу «комедии масок»: приблизительный сценарий и свободная, радостная игра-импровизация, в которой раскрывается понимание поэтики сказки, ее характеров, ситуаций, чудес, языка. Такая «эскизная» работа над сказкой помогает раскрепостить фантазию студента, артистическую смелость исполнителей, снять излишнюю взрослость и «наукообразность».

Этюд «Следствие по делу сказочных персонажей»

Одно из труднопреодолимых препятствий при обучении режиссеров - отстранено-наблюдательское мышление, восприятие авторских героев со стороны, умозрительное объяснение их поступков, а не сопереживание, не чувственное постижение характеров и обстоятельств, их субъективной правды. Поэтому студентам предлагается сыграть в «судебное разбирательство» по поводу тех или иных поступков героев сказок или басен. В этой игре может участвовать весь курс: кто-то берет на себя роль адвокатов, кто-то прокурора, кто-то судьи, кто-то свидетелей, следователей, проводящих следственный эксперимент, потерпевших и т.д. Важно рассмотреть несколько версий случившегося, найти разные оправдания поступков и взаимоотношений героев, сделать попытку проникнуть в логику их поведения с разных сторон, расшифровать партитуру их внутренних мотивом. Например: почему колобок сбежал от бабушки с дедушкой. Что это? Акт мужества или предательства? Можно защитить как первую, так и вторую позицию. Главное - защищать свою точку зрения и сердцем, и верой, и с помощью действенной логики. Ум лишь помощник сердца!

Этюд вспомогательный (по рассказам)

Вспомогательные этюды сочиняются и разыгрываются на основе произведения литературы для того, чтобы обеспечить полноту знания о жизни героев. В театральной школе этот прием необходим. Этюд (проигрывание отдельных моментов жизни роли) - это надежный, плодотворный, оставляющий чувственный след в душе артиста, способ вооружить его в работе над ролью. Чтобы появилось ощущение перспективы роли, могут помочь этюды на преджизнь и этюды на будущее роли, т.е. в этюде ищется ответ на вопрос, что было с героем до начала истории и что будет после. Есть этюды по изучению предлагаемых обстоятельств, данных автором скупо или далеких, непонятных актеру. Помочь актеру действовать в событии рассказа подлинно можно через этюд по аналогии близкой исполнителю. Через вспомогательный этюд можно тренировать и характерность, и физическое самочувствие, и внутренний монолог, и видение персонажа. Рассказ - это краткая, малая литературная форма. Чтобы понять человека, действующего в малом отрезке жизни рассказа, мы должны знать про него все то, что в нее не вошло, но что определило его поведение «здесь и сейчас». Режиссер должен от рассказа уйти в жизнь и тогда он будет иметь право от жизни вернуться снова к рассказу.

Этюд на основе сказки

При инсценировке сказки, басни, стихотворения из предложенной автором ситуации берутся лишь самые главные, определяющие ее события, обстоятельства, конфликт, проблема, интонация, так как понял их студент. Не предполагается разыгрывание басни или сказки в лицах: «ты будешь Вороной, я - Лисицей». Этюд на литературной основе строиться иначе. Актуальность, событийность и конфликтность материала дает возможность найти в жизни множество похожих, аналогичных событий, сообразных содержанию сказки, басни, стихотворения и разыграть их в этюде. Это поможет в будущем видеть за словами пьесы живые факты, живых людей, реальные поступки и живые ситуации.

Инсценировка рассказа (или отрывка)

Инсценировка рассказа требует более глубокого изучения автора, эпохи, воссоздания жизни, ранее созданной писателем. Трактовка - это право режиссера. Но при условии, что она обосновывается и доказывается только из авторского материала. Средством выражения определенной режиссерской позиции в понимании произведения является расстановка акцентов, оценка фактов, дающие новый, самостоятельный оттенок интонации, смысла, а вовсе не иной смысл и жанр произведению. Режиссерская оценка событий становится ощутимой, понятной зрителю, если находит выражение в том или ином сценическом приеме. Только важно, чтобы этот прием исходил из художественной, стилевой природы литературного первоисточника. В каждом рассказе в центре внимания режиссера должно оказаться главное, предлагаемое обстоятельство и событие, приключившееся с действующими в нем людьми. По отношению к нему определяет он свою позицию, свое отношение и организует действие актеров, все театральные средства выразительности. Все- «в адрес события» (А.А. Гончаров).

24

  1. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Педагогическая работа с хореографическим коллективом Цикл: сд. Ф. 04. 10

    Учебно-методический комплекс
    Педагогический аспект деятельности художественного руководителя хореографического коллектива, преподавателя (постановщика танцев). Профессиональная позиция (кредо) педагога руководителя.
  2. Учебно-методический комплекс: теория и история хореографического искусства для специальности 07130165 «Народное художественное творчество» “разработано”

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и история хореографического искусства» является частью федерального компонента общепрофессиональных дисциплин стандарта специальности 07130165 «Народное художественное творчество».
  3. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по дисциплине

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и теория массовых праздников»» для студентов 1, 2 курсов ОДО и ОЗО специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников, специализации «Режиссер театрализованных представлений
  4. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (58)

    Образовательный стандарт
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0518 Социально-культурная деятельность и народное художественное
  5. Заместитель Министра образования Российской Федерации (1)

    Документ
    1.2.Квалификации выпускников по специальности 071301 (053 ) - Народное художественное творчество в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы
  6. Заместитель Министра образования Российской Федерации (4)

    Документ
    -преподавателя этнокультурных, этнохудожественных дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации кадров культуры,
  7. Заместитель Министра образования Российской Федерации (8)

    Документ
    Областью профессиональной деятельности выпускника являются процессы сохранения и развития в современном российском обществе лучших отечественных художественно-просветительных и национально-культурных традиций, самобытных явлений народного художественного
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (2)

    Образовательный стандарт
    01 – дирижирование оперно-симфоническим оркестром – дирижер оперно-симфонического оркестра; нормативный срок обучения – 5 лет при очной форме обучения.
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (10)

    Образовательный стандарт

Другие похожие документы..