Учебно-методический комплекс Дисциплина: Основы актерского мастерства и режиссуры в хореографии Цикл: сд. Ф. 04. 04

Содержание дисциплины

Материал дисциплины «Основы актерского мастерства и режиссуры втанце» составлен в определенной последовательности и содержит два основных раздела: «Актерское мастерство» и «Режиссура», взаимосвязанные между собой.

Актерское мастерство преподается преимущественно в первой части курса обучения; режиссура – в течение всего курса обучения, основная нагрузка падает на его вторую часть. Курс предусматривает теоретические и практические занятия (групповые и индивидуальные), а так же самостоятельную работу студента.

На теоретических занятиях по данной дисциплине студентам даются представления о понятиях «актерсоке мастерство» и «режиссура», их роли в сценическом искусстве, об их основных специфических особенностях и взаимосвязи как друг с другом, так и с хореографическим искусством. Методологической основой дисциплины является учение К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко о театральном творчестве и воспитании артистических способностей.

Практические занятия по актерскому мастерству посвящены раскрытию и освоению сущности актерского искусства как искусства сценического действия, его главных закономерностей и элементов техники, тех образных средств (и технических приемов), с помощью которых актер создает действенную линию танца, раскрывающую идейное содержание произведения в различных жанровых формах.

Практические занятия по режиссуре охватывают вопросы изучения задач и функций режиссерской профессии; развития у будущего руководителя хореографического коллектива аналитических, конструктивных, организаторских способностей, а так же творческого образного мышления, овладения умениями построить работу с исполнителем, проработать событийно-действенную структуру хореографического произведения, найти ориганильный режиссерский ход и сопутствующие ему элементы художественного оформления.

Занятия по данной дисциплине предусматривают практику постановки студентами драматических и хореографических работ на материале драматургических, музыкальных, литературных, живописных и др. произведений.

Введение

Взаимопроникновение различных видов искусств (зрелищно-пластических, словесно-литературных и др.). Синтетичность хореографического творчества. Специфические особенности и взаимосвязь актерского, режиссерского и хореографического творчества. Значение режиссуры и актерского мастерства в создании хореографического произведения.

Раздел I

  1. Основы актерской технологии в танце

Талант актера – природные данные и приобретенные способности. Признаки артистической одаренности. Психофизическая природа актерского искусства. Единство актера – творца и актера – образа. Феномен актерской игры. Профессионализм и дилетантство в актерском искусстве.

Особенности создания сценического образа в танце. Компоненты и этапы работы над хореографическим образом. Актерская техника как условие и способ реализации хореографических задач. Артистическая индивидуальность и ансамбливость в исполнении танца. Актерская перспектива в хореографической роли. «Зерно» роли.

Задания:

  • провести сравнительный анализ исполнения роли в хореографическом и драматическом спектакле на материале одной пьесы, например «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, выявить общие и специфические черты артистической техники;

  • подготовить доклад на тему: «Актерский талант танцовщика» (на материале творчества одного из выдающихся хореографов по выбору студента);

  • принять участие в различного рода играх (сюжетных, бессюжетных), выявить природу игры, сделать сравнительный анализ сценической и обычной досуговой игры;

  • подготовит актерские этюды на тему: «Что я люблю и ненавижу»; обосновать, почему актерское искусство должно быть исповедальным.

  1. Элементы системы актерского мастерства

Методологические основы и традиции отечественной театральной школы, наиболее ярко воплотившиеся в творчестве Щепкина, Мочалова, Ермоловой, Ленского и других выдающихся мастеров российской сцены. Учение К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко об актерском творчестве. Система Станиславского как основа воспитания актера. Цели, принципы и компоненты системы Станиславского: работа актера над собой; работа актера над ролью; сценическая этика. Внутренние и внешние элементы актерской техники в творческом процессе перевоплощения. Характер и характерность. Условия создания импровизационного творческого самочувствия на сцене. Творческое использование системы в хореографическом искусстве. Тренинг и этюд как способы овладения актерским мастерством. Разнообразие тренинговых систем и методик. Виды и формы актерского тренинга в хореографии.

Задания:

  • изучить и законспектировать труды К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актера над собой» (см. список основной литературы);

  • освоить в течение регулярных тренингов элементы актерской техники: внимание, мышечная свобода, фантазия и воображение, вера в предлагаемые обстоятельства, оценка факта, смена отношения к объекту, характерность, импровизация и др.;

  • подготовить и показать хореографические зарисовки в острой актерской характерности на тему «Космозоопарк», «Фольклорные сказочные герои», а также реализующие наблюдения за животными, за вещами, за людьми разных возрастов, профессий, национальности, социальной принадлежности, пародии на эстрадных исполнителей;

  • изучить тренинговые методики М. Чехова, В. Мейерхольда (биомеханика), Е. Гротовского, П. Брука, Ж-Л. Барро, Ю. Альшица и др., составить для себя индивидуальный актерский тренинг;

  • выделите признаки «антитренинга», т.е. то, что может навредить начинающему артисту, то, чего должен избегать педагог-хореограф в своей тренинговой работе.

  1. Сценическое действие в хореографическом произведении

Действенный характер сценического искусства. Действие как основной материал актерского творчества. Специфика и законы сценического действия: целенаправленность, логическая обоснованность, продуктивность, непрерывность. Действие и чувство. Физическое самочувствие. Действенная задача и ее компоненты в хореографии. Результативные и действенные глаголы в определении задач. Борьба с актерскими штампами в хореографии. Метод физических действий К.С. Станиславского; его применение в хореографии. Общение как взаимодействие (противоборство) с партнером. Понятие «действенный танец».

Действие и конфликт. Выявление и развитие характера персонажа в конфликтном действии в танце. Персонофицированный и внутренний конфликт. Событие как процесс. Структура и содержание сценического события. Событийно – действенное мышление хореографа.

Задания:

  • взяв за основу формулировку сценического действия, сделать разъяснение пяти понятий, составляющих эту формулировку: «Сценическое действие – это психофизический процесс (1), направленный на достижение цели (2) в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами (3), образно выраженный (4) по законам сцены (5)»;

  • подготовить и показать бытовые этюды на тему: «физическое действие», «физическое самочувствие», «действие с воображаемым предметом», затем сыграть эти этюды в хореографической пластике;

  • подготовить и показать парные этюды на тему: «общение в условиях органического молчания», где был бы реализован как внешний, так и внутренний конфликт в драматическом, а затем хореографическом ключе;

  • принять участие в индивидуальных и групповых импровизациях (как в драматических так и в хореографических), различные события, например: «Пожар», «Кораблекрушение», «Выигрыш», «Новичок», «Испорченный праздник» и т.д.

  1. Решение актерских задач в танце

Художественный образ в драматическом и хореографическом искусстве. Основные источники творчества хореографа в создании образа: музыка, литература, живопись, скульптура, исторические знания, индивидуальные особенности хореографа, его социально-нравственная позиция, жизненный опыт и наблюдения, фантазия и воображение и др.

Пути создания сценического образа в танце. Действенный анализ роли. Содержание и форма. Сквозное действие и сверхзадача роли. Замысел и воплощение. Этапы работы над ролью. Способы существования (манера актерской игры) в различных жанрах и направлении хореографии. Тренинговый и этюдный метод работы над танцевально хореографическим образом. Поиск «зерна» в роли. Элементы актерской выразительности и их отбор при создании хореографического образа, взаимосвязь со всеми компонентами танца (музыка, свет, сценография, костюм и др.).

Задания:

  • сочинить и проиграть этюды с одной и той же событийно-действенной основой в различных жанрах: фарс, фантасмагория, вестерн, лирическая комедия, лубок, трагедия и т.д.;

  • составить целевой тематический тренинговый комплекс актерских упражнений, помогающих в том хореографическом произведении, над которым идет работа в данный момент;

  • проанализировать свой путь к тому или иному хореографическому образу, определить его «зерно», сквозное действие, сверхзадачу, элементы актерской выразительности, которые были использованы.

Раздел II

  1. Основы режиссерского искусства

История и эволюция режиссерской профессии. Сущность режиссерского творчества. Функции режиссера, определенные Вл.И. Немировичем-Данченко: режиссер-толкователь, режиссер-«зеркало», режиссер-организатор.

Выбор репертуара. Режиссерской анализ и замысел. Сквозное действие, контрдействие и сверхзадача спектакля как основа его художественной целостности. Отбор выразительных средств. Режиссерская экспликация и ее воплощение в хореографии. Режиссура и мизансцена, лексика и рисунок танца. Процессуальное мышление хореографа и принципы развития в танце.

Творческое взаимодействие режиссера и актера в процессе работы над сценическим произведением. Взаимодействие зрителя и артиста. Работа режиссера с творческими цехами и службами.

Художественно-педагогические и личностные качества режиссера как руководителя творческого коллектива. Действие законов режиссуры (теория и практика) в сфере хореографии. Специфика режиссерского мышления хореографа. Пути и способы самосовершенствования режиссера-хореографа

Задания:

  • подготовить реферат о творчестве одного из выдающихся режиссеров театрального искусства и хореографии, применяя сравнительный анализ;

  • сделать письменный анализ одного из рассказов или сказок по следующему плану:

  1. тема;

  2. проблема;

  3. идея;

  4. конфликт;

  5. событийный ряд (композиция);

  6. жанровые особенности.

  • осуществить постановку этого литературного произведения средствами хореографии;

  • сделать устный разбор нескольких театральных и хореографических спектаклей по следующему плану:

  1. тема;

  2. проблема;

  3. идея;

  4. конфликт

  5. сверхзадача, сквозное действие, контрдействие;

  6. событийный ряд (композиция);

  7. жанрово-стилевое решение;

  8. принципы оформления спектакля (сценография, мизансценирование, принципы светового, пластического, музыкального оформления и др.);

  9. характеристика персонажей.

  • выявить особенности режиссерской трактовки драматургии одного их известных хореографических произведений, предложить свою интерпретацию этой драматургии средствами хореографии.

  1. Стили и направления в хореографической режиссуре

Понятие «стиль». Стиль как прием. Виды стилей. Стили «классицизма», «романтизма», «символизма», «экспрессионизма», «импрессионизма», «авангардизма» и другие в хореографии. Индивидуальный стиль автора, режиссера-хореографа, исполнителя. Сплав хореографии, драматургии и режиссуры в искусстве танца любого стиля и направления.

Режиссура классического и современного балетного спектакля. Драмбалет, хореобалет. Режиссерско-хореографические композиции с использованием других видов искусств – театра, кино, цирка, поэзии и др.

Классификация танцевальных номеров и специфика их режиссуры.

Режиссура танца без музыки. Сюжетная, действенная и бессюжетная хореография.

Режиссер – хореограф в драматическом театре и смежных с ним искусствах (мюзикл, оперетта, опера, водевиль, цирк, эстрада, видеоклип и др.). Современные хореографические стили и направления. Возрастание значения режиссуры в мире танца. Проблемы и тенденции развития современной хореорежиссуры.

Задания:

  • провести сравнительный анализ индивидуальных творческих стилей выдающихся балетмейстеров, охарактеризовать свой собственный стиль как постановщика;

  • составить обоснованный «прогноз» развития хореорежиссуры на ближайшие десятилетия, столетие;

  • сочините хореографический номер, в котором логично и закономерно романтический стиль сменился бы на авангардный; один из современных «уличных» стилей перешел бы в классический балетный стиль и т.д.;

  • принять участие в деловой игре «Фестиваль» (потребуется два или три занятия), в ходе которой был бы импровизационно устроен «Микрофестиваль современной хореографии»; на нем этюдно должны быть представлены все известные студентам стили и направления хореорежиссуры; «жюри фестиваля», тоже студенты, делают разбор представленных работ, выявляют победителей по различным номинациям; в рамках «фестиваля» может быть проведены: «круглый стол» с обсуждением тенденций, проблем и перспектив современной хореорежиссуры, «мастер-классы известных балетмейстеров», их «пресс-конференции»; «закладка памятника» родоначальнику хореорежиссуры (студенты - «участники фестиваля» путем дискуссии должны решить, кто из знаменитых хореографов достоин этого памятника).

  1. Режиссерско-постановочные решения и приемы в танце

Режиссерское решение как ход, определяющий взаимосвязь содержания и формы, степень и характер сценической условности, единство и соподчиненность всех компонентов, всех выразительных элементов хореографического произведения, а так же особенности его восприятия зрителем.

Режиссерский прием как конкретный способ (инструмент) реализации режиссерского замысла при создании сценического образа. Специфика режиссерских постановочных приемов в танце. Отбор приема в зависимости от стиля и направления хореографии, драматургии, режиссерского замысла (сверхзадачи) и режиссерского решения, особенностей исполнителей, сценического пространства и его оснощенности, зрительской аудитории и др. Накопление профессионального «багажа» режиссерских приемов, овладение своим творческим инструментарием.

Классические и нетрадиционные приемы в хореорежиссуре. Творческий подход к использованию приемов: выбор уже известного приема; его частичная переработка, модификация, открытие нового приема.

Принципы использования приема: доработка и уточнения приема в процессе репетиций при сотворчестве с исполнителями и другими участниками творческого процесса (художником, звукорежиссером и др.); ясность и лаконизм; верность приему; развитие приема, закономерность и неожиданность приема и др..

Режиссерско-хореографические приемы работы с исполнителями. Взаимосвязь режиссерского решения с репетиционной методикой.

Задания:

  • найти яркие примеры использования хореографических режиссерских решений и приемов при реализации одних и тех же тем и сюжетов;

  • составьте «энциклопедию» или «словарь» режиссерско-хореографических приемов и решений;

  • сочинить небольшой этюд, вариацию, композицию, в которой бы четко прослеживались режиссерское решение и связанные с ним приемы, объяснить, что повлияло на выбор решения и приема;

  • проанализировать свои ранние студенческие работы, попытаться обогатить их новыми режиссерскими решениями и приемами;

  • организуйте и примите участие в дискуссии на тему: «Проблема оригинальности и оригинальничания в современной хореографии».

Вопросы для дискуссии:

1. Каковы критерии подлинной оригинальности?

2. В чем различие понятий оригинальность и оригинальниченье?

3. Какие примеры оригинальности и оригинальничания в хореографии вы могли бы привести?

4. Есть ли опасность в оригинальниченьи?

5. Как этого избежать?

  1. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Педагогическая работа с хореографическим коллективом Цикл: сд. Ф. 04. 10

    Учебно-методический комплекс
    Педагогический аспект деятельности художественного руководителя хореографического коллектива, преподавателя (постановщика танцев). Профессиональная позиция (кредо) педагога руководителя.
  2. Учебно-методический комплекс: теория и история хореографического искусства для специальности 07130165 «Народное художественное творчество» “разработано”

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и история хореографического искусства» является частью федерального компонента общепрофессиональных дисциплин стандарта специальности 07130165 «Народное художественное творчество».
  3. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по дисциплине

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и теория массовых праздников»» для студентов 1, 2 курсов ОДО и ОЗО специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников, специализации «Режиссер театрализованных представлений
  4. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (58)

    Образовательный стандарт
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0518 Социально-культурная деятельность и народное художественное
  5. Заместитель Министра образования Российской Федерации (1)

    Документ
    1.2.Квалификации выпускников по специальности 071301 (053 ) - Народное художественное творчество в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы
  6. Заместитель Министра образования Российской Федерации (4)

    Документ
    -преподавателя этнокультурных, этнохудожественных дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации кадров культуры,
  7. Заместитель Министра образования Российской Федерации (8)

    Документ
    Областью профессиональной деятельности выпускника являются процессы сохранения и развития в современном российском обществе лучших отечественных художественно-просветительных и национально-культурных традиций, самобытных явлений народного художественного
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (2)

    Образовательный стандарт
    01 – дирижирование оперно-симфоническим оркестром – дирижер оперно-симфонического оркестра; нормативный срок обучения – 5 лет при очной форме обучения.
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (10)

    Образовательный стандарт

Другие похожие документы..