«Тверской государственный университет»

На правах рукописи

КРУГОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ТРУДА

В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

19.00.03 - психология труда, инженерная психология,
эргономика по психологическим наукам

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата

психологических наук

Тверь 2010

Диссертация выполнена на кафедре психологии труда,

клинической психологии и организационной психологии

ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Научный руководитель Заслуженный деятель науки РФ,

доктор психологических наук, профессор

Ксензова Галина Юрьевна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Махновец Сергей Николаевич

ГОУ «Тверской областной институт

усовершенствования учителей»

кандидат психологических наук, доцент

Новиков Борис Дмитриевич

ГОУ ВПО «Тверская государственная

сельскохозяйственная академия»

Ведущая организация ГОУ ВПО « Костромской государственный

университет им.Н.А. Некрасова»

Защита состоится «12» мая 2010 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, Тверь, Студенческий переулок, д. 12, ауд. № 425.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Тверского

государственного университета; с авторефератом – на сайте Тверского государственного университета:

Автореферат разослан «09» апреля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук М. В. Мороз

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальностьисследования. Социально-экономическое развитие России на современном этапе связано с многоплановыми преобразова-ниями во всех сферах функционирования общества, обусловливающими коренные изменения в характере и условиях труда, требованиях к специалистам.

Направленность российского общества на усиление защиты прав и свобод граждан, борьбу с преступностью потребовали квалифици- рованного не только правового, но и психологического обеспечения деятельности сотрудников правоохранительных органов. Важным элементом формирования профессиональной пригодности специалиста органов внутренних дел является профессионально-психологическая подготовка, организуемая и осуществляемая с целью привития необходимых трудовых умений и знаний.

Служебная деятельность в подразделениях внутренних дел имеет свои отличительные характеристики. Так, выполнение функциональных обязанностей сопряжено с повышенной социальной и профессиональной ответственностью сотрудника за свои действия. Несение службы в подразделениях следственных органов нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с самым разным контингентом граждан и требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск. Эти специфические особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики сотрудников следственных подразделений.

Профессиональная деятельность следователя помимо высоких специальных квалификационных знаний и умений требует наличия психологических знаний, обеспечивающих высокую культуру профессионального взаимодействия и психологического воздействия на людей, с которыми ему как юристу приходится контактировать в процессе производства следственных действий.

Повышение эффективности деятельности следователя возможно на основе развития научных знаний. Анализ психологической литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что влияние психологических особенностей на деятельность следователя в ходе производства следственных действий в основном рассматривается с точки зрения соблюдения технологии их проведения. Однако, взаимосвязь профес- сионально важных качеств личности следователя с юридическими аспектами его деятельности при производстве следственных действий изучена недостаточно.

Для успешности профессиональной деятельности следователю помимо фундаментальных знаний законодательства требуются знания в области психологии труда, поскольку одной из ее задач является выявление рационального соотношения между личностью и требованиями, которые ей предъявляются соответствующей профессией. Актуальность иссле- дования обусловлена необходимостью совершенствования психодиагно- стического комплекса мероприятий, опираясь на который, можно было бы, учитывая индивидуально-психологические особенности личности следователя, оказывать ему психологическую помощь при производстве следственных действий.

Таким образом, развитие научных знаний о психологических особенностях труда следователя, а также потребность практики в рекомендациях по оптимизации его деятельности в ходе расследования уголовного дела с целью повышения эффективности борьбы с преступностью в современных условиях определяют актуальность и выбор темы данного исследования.

Объект исследования: профессиональная деятельность следователя как субъекта труда.

Предмет исследования: психологические особенности профессиона- льной деятельности следователя как субъекта труда в ходе проведения следственных действий.

Цель исследования: выявить психологические особенности профес- сиональной деятельности следователя, обеспечивающие высокий уровень производства следственных действий.

Гипотеза исследования 1: высокий уровень профессиональной деятельности следователя как субъекта труда в ходе проведения следственных действий достигается при реализации им характерных для его должности специфических психологических особенностей, выражаю- щихся в особом психологическом содержании его деятельности, а также наличии необходимых профессионально важных качеств личности.

Гипотеза исследования 2: специально организованный тренинг профессиональных умений может использоваться как эффективная техно- логия психологической подготовки следователей для деятельности в рамках трудового процесса при производстве следственных действий.

Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:

  1. Провести анализ подходов к пониманию основных психологических особенностей профессиональной деятельности следователя в отечественной и зарубежной литературе.

  2. Изучить психологическую структуру и профессиональные риски в профессиональной деятельности следователя.

  3. Определить профессионально-психологические качества следова- теля, необходимые для эффективной деятельности в рамках уголовного процесса.

  4. Выявить специфику общения следователя как способа его профессио­нальной деятельности.

  5. Провести исследование уровня эмоционального выгорания следо- вателя и его связей с другими социальными и психологическими особенностями следователя.

  6. Разработать и обосновать профессиограмму деятельности следо- вателя, обеспечивающую успешное выполнение им своих долж- ностных обязанностей и ориентированную на психологическое сопровождение при производстве следственных действий.

  7. Разработать программу эксперимента по использованию тренинга профессиональных умений следователей для подготовки к профес- сиональной деятельности.

  8. Провести анализ воздействия формирующего эксперимента на личностные и профессиональные качества следователей.

  9. На основе обобщения результатов теоретического и практического анализа разработать рекомендации по оптимизации способов профессиональной деятельности и психологического состояния следователей.

Теоретико-методологичекой основой исследования являются основополагающие исследования ученых-психологов в области психологии труда, инженерной психологии, эргономики, юридической психологии, а также теоретические основы психологической теории деятельности, основные разработки в области психологической подготовки профессионалов, в частности, следователей.

В рамках отечественной психологии традиционно разрабатывались и изучались принципы и методы психологического анализа профессиональ-ной деятельности (Б.Г. Ананьев, И.Я. Басов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.И. Донцов, Е.Ю. Пряжникова, В.А. Понамаренко, Ю.К. Стрелков и др.), структура профессионально важных качеств, механи- змы регуляции деятельности, проблема становления профессионала (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, А.Д. Глоточкин, В.Н. Дружинин, А.П. Егоршин, А.Н. Леонтьев, А.В. Карпов, Г.Ю. Ксензова, Х.И. Лейбович, Б.Ф. Ломов, Е.М.Муравьев, А.И. Пригожин, С.Л. Рубинштейн, М.С. Савина, А.Ф. Шикун и др.), психологическая характеристика профес- сиональной деятельности юриста (Ю.М. Антонян, В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, Б.З. Зельдович, А.Р. Ратинов, В.В. Романов, А.М. Столяренко, Ю.В. Чуфаровский, Г.Г. Шиханцов и др.). Основные направления исследования определены на основе изучения современных достижений в области психологии труда (К.А. Абульханова-Славская, С.П. Безносов, В.Ф. Венда, Ю.Я. Голиков, Л.Г. Дикая, Т.А. Жалагина, А.Л. Журавлев, Г.М. Зараковский, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Н. Костин, В.Л. Марищук, В.И. Медведев, А.И. Нафтульев, Н.С. Пряжников, К.К. Платонов ).

Для комплексного решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (сравнительный анализ психоло- гической литературы по проблеме исследования, в том числе отече- ственных и зарубежных ученых); эмпирические (наблюдение, психоло- гическое тестирование, опрос, беседа, экспертный анализ, профессио- графирование); методы психологии труда по классификации Е.А. Климова (анализ функциональных продуктов деятельности, сравнительный и ретроспективный анализ); а также математико-статистические методы обработки результатов исследования.

Рамки и этапы исследования: работа над темой диссертации охватывает трехлетний период. На первом этапе (2006-2007 гг.) про-водился анализ психологической литературы по научной проблеме, разрабатывалась программа исследования. На втором этапе (2008-2009 гг.) осуществлялось эмпирическое исследование. На третьем этапе (2008-2010 гг.) проводилась обработка эмпирического материала и обобщение результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены психологические особенности деятельности следователя в ходе проведения следственных действий и обеспечивающие их профес- сионально важные качества личности, а также проанализированы психологические условия и профессиональные риски труда следователя, разработана профессиограмма его профессиональной деятельности, выявлены особенности профессионального общения следователя как основного способа его профессиональной деятельности, разработан эффективный метод психологической подготовки следователей.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- систематизированы психологические знания, относящиеся к профессиональной деятельности следователя в ходе проведения следственных действий, и приведено теоретическое основание для ее дальнейшего изучения в области психологии;

- на теоретическом уровне обоснован системный подход к оценке индивидуально-психологических качеств, влияющих на эффективность профессиональной деятельности следователя;

- на основании теоретического и эмпирического анализа определена взаимосвязь профессионально важных качеств следователя с оптими-зацией всех элементов его трудовой деятельности;

- теоретически обосновано использование психологического тренинга профессиональных умений следователя для повышения его профессиональной компетентности и коррекции эмоционального выгорания;

- основы психологического профессиоведения уточнены и дополнены посредством разработанной профессиограммы следователя с целью повышения эффективности его деятельности при производстве следственных действий, а также ее дальнейшего использования в рамках психологии труда.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические, экспериментальные выводы и выработанные практические рекомендации по их использованию позволяют оптими- зировать с учетом индивидуально-психологических особенностей и профессионально важных качеств следователя процесс производства им следственных действий в ходе расследования уголовного дела. Выводы и результаты исследования могут быть использованы образовательными учреждениями при подготовке следователей к профессиональной деятельности, а также для их работы в органах внутренних дел РФ, ФСБ РФ, в Следственном комитете при прокуратуре РФ, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается их опорой на фундаментальные теоретико-методологи- ческие положения психологии, использованием комплекса методик, адекватных целям и задачам исследования, применением математико-статистической обработки результатов исследования и их качественным анализом, а также успешностью внедрения исследования в практику.

Апробация исследования: Результаты исследования в виде теоретических выводов и практических рекомендаций, разработанной профессиограммы апробированы в практической деятельности следо- вателей системы ОВД РФ, изложены в публикациях по теме исследования, обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики образования взрослых Тверского государственного университета (2005–2006 г.), на заседаниях кафедры психологии труда и клинической психологии Тверского государственного университета (2008–2009 гг.), на научных конференциях: «Культура мира: перспективы на рубеже XXI века», «Сознание современного Российского общества», «Актуальные проблемы психологии труда и психологии управления», «Психология и эргономика. Единство теории и практики», «Актуальные проблемы профессионализма педагогических и руководящих кадров», "Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследо- ваний" (Тверь, 2006, 2007, 2008 гг.), городском семинаре психологов (Тверь, 2007 г.), "круглом столе" международной научно-практической конференции "Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты" (Тверь, 2008 г.), межкафедральном научно-методическом семинаре аспирантов и соиска- телей факультета психологии и социальной работы ТвГУ (Тверь, декабрь 2009 г., март 2010 г.)

  1. «Тверской государственный университет» (10)

    Диссертация
    филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Твери, зав. кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин
  2. «Тверской государственный университет» (4)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2011 г. в __ час __ мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете (170100 г. Тверь, ул.
  3. «Тверской государственный университет» (6)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» апреля 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университ» по адресу: 170100, г.
  4. «Тверской государственный университет» (2)

    Диссертация
    Защита состоится 28 апреля 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 17 1, г.
  5. «Тверской государственный университет» (5)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2007 г. в час. мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете по адресу: Россия, 170100, г.
  6. «Тверской государственный университет» (7)

    Автореферат диссертации
    Реферируемая диссертация посвящена моделированию особенностей конструирования метафоры, расширенная трактовка которой включает собственно метафору, метонимию, сравнение, оксюморон, перифразу, двойной смысл, игру слов, иронию, гиперболу и литоту.
  7. «Тверской государственный университет» (8)

    Автореферат диссертации
    Под конструированием подразумевается глубинный процесс формирования совмещенного пространства смысла, позволяющего устанавливать общность между объектами, их признаками и т.
  8. «Тверской государственный университет» (3)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре теории права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»
  9. «Тверской государственный университет» (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» мая 2009 года в часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.04 при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: ГСП-3, 125993 Москва, Миусская пл.

Другие похожие документы..