Рабочая программа учебной дисциплины «управление персоналом» для студентов специальностей 062100 «Управление персоналом» и 060200 «Экономика труда»

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова»

Факультет Менеджмента

Кафедра Управления человеческими ресурсами

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

для студентов специальностей

062100 – «Управление персоналом» и

060200 – «Экономика труда»

(для подготовки бакалавров)

Москва, 2008

Составители: д.э.н., профессор Ю.Г. Одегов,

д.э.н., профессор Г.Г. Руденко,

ст. преп. Л.Р. Котова

Рецензенты:

В.Н. Бобков, директор ФГПУ «Всероссийский центр уровня жизни, доктор экономических наук, профессор;

Р.П. Колосова, заведующая кафедрой экономики труда и персонала экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор экономических наук, профессор.

В программе не основе инновационной трактовки основных категорий, характеризующих сферу труда, раскрываются проблемы труда в рыночной экономике, формирования и развития человеческих ресурсов, теория человеческого капитала, качество и компетентность рабочей силы (работников), трудовые проблемы постиндустриального общества, проблемы рынка труда и механизма его функционирования, политики занятости, производительности труда и методов ее измерения, качества и уровня жизни населения, проблемы вознаграждения за труд, организации труда в обществе и формирования социально-трудовой сферы.

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО второго поколения по специальности 062100 «Управление персоналом» и 060200 «Экономика труда», дисциплина федерального компонента цикла СД

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Управления человеческими ресурсами, протокол № 16 от « 5 » июня 2007 г.

Заведующий кафедрой ________________ Одегов Ю.Г.

(подпись)

Одобрено советом факультета Менеджмента, протокол № 8 от « 6 » июня 2007 г.

Председатель совета ________________ Кулапов М.Н.

(подпись)

Оглавление

  1. Организационно-методический раздел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

  2. Содержание программы учебной дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

  3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

    1. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

    2. Перечень рекомендуемых Интернет-ресурсов и других

электронных информационных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

    1. Перечень рекомендуемых обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных

программ, используемых при изучении дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . 51

    1. Тематика курсовых работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

    2. Вопросы к экзамену (зачету) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

  1. Тематический план изучения дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

1. Организационно-методический раздел

Цель дисциплины:

Сформировать у будущего специалиста комплекс знаний, умений и навыков в области теории и практики управления персоналом на уровне организаций различных форм собственности в условиях глобализации и трансформации российской экономики, становления новых социально-трудовых отношений.

Дисциплина «Управление персоналом» призвана дать студентам знания и навыки формирования кадровой политики и стратегии управления персоналом, технологии управления персоналом и его развитием, управления поведением персонала, оценки эффективности функционирования и совершенствования системы управления персоналом.

Программа дисциплины рассчитана главным образом на студентов специальности «Управление персоналом», а также может быть использована студентами других специальностей и специализаций.

Учебные задачи дисциплины

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

- обладать комплексом знаний, сформированных новой концепцией экономики труда, основанной на выделении ее уровневых разделов, а именно: макроэкономики труда, микроэкономики труда, а также мезоэкономики (региональный уровень);

- приобрести навыки и умения разработки практических решений в области проблем рынка труда, стратегии и политики развития социально-трудовой сферы, прогнозирования трудовых и социальных показателей экономики и их мониторинга; решений конкретных проблем развития и использования трудового и творческого потенциала работников;

- владеть необходимыми навыками практической работы по управлению персоналом в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка труда;

- уметь использовать знания по теории управления поведением людей в организации, включая проблемы лидерства, возникновения и разрешения конфликтов, трудовой мотивации и стимулирования работников;

- обладать знанием закономерностей формирования и развития трудового коллектива, отечественного и мирового опыта управления трудовым коллективом;

- знать основы обеспечения экономической безопасности предприятия, в т.ч. в финансово-кредитной сфере, уметь наладить работу с персоналом по предотвращению экономических преступлений;

- владеть навыками организации связей с общественностью, формирования имиджа организации;

- знать и грамотно применять в практической работе нормы трудового законодательства.

Методы преподавания дисциплины:

- лекции;

- семинары (семинары-тренинги, семинары-практикумы и т.д.), на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

- компьютерные занятия;

- письменные и устные домашние задания;

- расчетно-аналитические и расчетно-графические задания;

- обсуждение подготовленных слушателями эссе;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа слушателей, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

Место курса среди других дисциплин учебного плана

Изучение дисциплины «Управление персоналом» базируется на таких дисциплинах, как: «Основы менеджмента», «Социология и психология управления», «Конфликтология», «Экономика труда», «Организационное поведение», «Трудовое право», «Социология», «Организация и нормирование труда персонала» (см. рис.).

Требования к уровню освоения содержания курса

При изучении данного курса студентам необходимо усвоить социально-экономическую сущность труда в современном обществе, актуальность перехода от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами, основы теории человеческого капитала; сущность и виды инвестиций в человеческий капитал; понятие социального капитала и оценки человеческого развития, компетентности и компетенций человека, профессионализма работников и их конкурентоспособности.

В ходе изучения курса слушателям рекомендуется обратить особое внимание на трудовые проблемы постиндустриального общества, в частности: на сущность и структуру интеллектуального капитала и обучающихся организаций; на проблему управления знаниями.

В процессе изучения дисциплины ключевыми вопросами являются: кадровая политика и стратегия управления персоналом; планирование потребности в персонале; организация проведения деловой оценки кадров; работа с кадровым резервом на выдвижение, планирование деловой карьеры; организация системы подготовки и переподготовки кадров; маркетинговая деятельность в области персонала; мотивация трудовой деятельности; экономическая и социальная эффективность управления персоналом и т.д.

Приобретенные студентами знания и практические навыки должны обеспечить им умение самостоятельно на достаточно высоком научном уровне организовывать разработку и реализацию кадровой политики и стратегии управления персоналом, а также на основе современных персонал-технологий организовывать работу служб управления персоналом.

Рис. Структура дисциплин, связанных с «Управлением персоналом»

Слушатели должны усвоить основы теории рынка труда и механизма его функционирования; особенности российской модели рынка труда; сущность, методы измерения и современные подходы к управлению производительностью труда; понятие качества и уровня жизни населения; основы политики доходов и вознаграждения, организации и регулирования оплаты труда в рыночной экономике, формирования социально-трудовой сферы и организации труда в обществе; социальной ответственности бизнеса и управления трудом.

По окончании курса слушатель должен:

  • знать – основные принципы эффективной работы с персоналом; приемы бюджетирования, методы обоснования мероприятий по обучению и развитию персонала на основе подхода «затраты / результаты»; подходы к определению сложности выполняемых работ и установлению на этой основе различий в оплате;

  • уметь – принимать кадровые решения с учетом стратегии развития компании и проводить их оценку на основе подхода «затраты / результаты»; дать квалифицированные разъяснения сотрудникам компании относительно организации системы оплаты и предоставляемых льгот; проводить оценку персонала и определять направления повышения эффективности его работы; определять потребности обучения, разрабатывать программы обучения и оценивать их эффективность; осуществлять набор и отбор персонала, проведение интервью, тестирования кандидатов при приеме на работу.

Формы контроля

Программа предусматривает три формы контроля знаний:

  1. Входной контроль, включающий заполнение анкеты «Мотивация трудовой деятельности» и тестирование по глоссарию дисциплины в режиме «определение – термин»;

  2. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

- текущие микроконтрольные работы (ответы на вопросы) и разбор ситуаций (по каждой теме);

- контрольные работы;

- письменные домашние задания;

- написание эссе, в том числе по первоисточникам на иностранных языках;

- подготовка докладов, рефератов, выступлений;

- подготовка отчетов, групповых и интеллектуальных проектов;

  1. Итоговый контроль:

- промежуточный зачет;

- итоговый экзамен.

При проверке программированных заданий наиболее важными критериями оценки являются:

  • полнота ответа на поставленные вопросы, показывающая степень усвоения теорий предмета;

  • понимание материалов дисциплины, выраженное в собственном изложении ответов на вопросы задания;

  • умение использовать теорию мотивации трудовой деятельности применительно к конкретной организации;

  • стиль оформления работы (структура, заголовки, подзаголовки, общий дизайн).

Для контроля результатов самостоятельной работы студентов применяют выборочно индивидуальные собеседования в устной форме.

В письменной форме выполняются курсовые работы, рефераты, научные доклады, контрольные работы, индивидуальные задания, разработки конкретных ситуаций.

При сокращении аудиторного времени, выделенного на курс, увеличивается доля самостоятельной работы студентов, а также количество форм контроля за ней.

После изучения курса студенты должны написать курсовую работу по одной из рекомендованных тем по выбору в соответствии с Методическими рекомендациями по выполнению письменных работ студентов (М., Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2008). Примерный перечень курсовых работ приведен в Программе, но может быть расширен за счет дополнительных тем.

2. Содержание программы учебной дисциплины

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины

Цель: сформировать у студента понимание целей, задач и объекта курса, его связи с другими дисциплинами и специфику.

Примерный объем: лекции – 1 акад.ч, семинары – 1 акад.ч, всего – 4.

Содержание темы:

Предмет, основные цели, задачи и объект курса. Методы изучения и основное содержание курса. Его связь с другими науками и учебными дисциплинами. Специфика изучения курса. Значение курса в российских условиях. Разработки зарубежных и отечественных авторов по вопросам управления персоналом.

Методы: лекции, семинары, самостоятельная работа студентов.

Литература: 2, 4, 5, 17, 19, 39, 40.

  1. Рабочая программа курса «английский язык», «деловая корреспонденция на иностранном языке» и«экономический перевод» специальность 060400 финансы и кредит

    Рабочая программа курса
    Данная программа разработана для студентов курса ФК, ЭТ, УП, ММ в соответствии с примерной с примерной программой дисциплины «Иностранный язык» федерального компонента цикла ОГСЭ в ГОС ВПО второго поколения (М.
  2. Программа учебной дисциплины (модуля ) (1)

    Программа
    - развитие общекультурного, интеллектуального, научного, творческого и профессионального потенциала студентов, позволяющего грамотно и эффективно решать вопросы экономики труда на различных уровнях народнохозяйственной системы
  3. Порядок присвоения грифа учебным изданиям сборник нормативно-методических документов

    Документ
    Сборник включает необходимую информацию по вопросам присвоения учебным изданиям грифов Минобрнауки России, грифов УМО по классическому университетскому образованию, ДВ РУМЦ.
  4. Программы дополнительного образования 61 Тольяттинский государственный университет (г о. Тольятти) 64

    Документ
    о.Самара) 33 Самарский государственный экономический университет (г.о.Самара) 37 Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики (г.
  5. Отчет по проекту: Гуманитарная компонента в учебных планах высшего профессионального образования: мировой опыт и российские реалии

    Содержательный отчет
    В недавно опубликованном “Российской газетой” интервью Я.И.Кузьминов, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики и права, говорит: “Наше высшее образование где-то наполовину потеряло звание профессионального.
  6. Инструкция по утверждению Председателя Государственного аттестационного экзамена (гак)

    Инструкция
    В соответствии с нормативными сроками по утверждению председателей ГАК, установленными федеральным органом по управлению образованием (Министерство экономического развития и торговли РФ), выпускающая кафедра в октябре представляет
  7. Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования

    Документ
    На основании решения коллегии Минобразования России "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования" от 01.
  8. Анатомия и возрастная физиология. Учебник для бакалавров

    Список учебников
    Об авторе: Дробинская А. О. - педиатр, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Московского городского психолого - педагогического университета,
  9. Методические указания издательство санкт-петербургского государственного университета

    Методические указания
    Методические указания знакомят первокурсников с историей Университета, правилами обучения, правами и обязанностями студентов, организацией учебно-воспитательного процесса и его структурой.

Другие похожие документы..