Методические указания

Федеральное агентство связи

ГОУ ВПО

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

И.В. Носова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Новосибирск

2010

ББК Ч11я73

Ксн., доцент Ирина Владимировна Носова. Культурология: Методические указания / СибГУТИ. – Новосибирск, 2010. – 33с.

Методические указания содержат авторскую программу курса с указанием основных дидактических единиц по каждой теме в соответствии с государственным стандартом высшей школы, вопросы для обсуждения, литературу, которая может быть использована при написании письменной работы, темы контрольных работ и требования к их написанию.

Кафедра философии и истории

Рецензент: к.с.н. Д.А. Метелкин

Для студентов заочного обучения всех специальностей

Утверждено редакционно-издательским советом СибГУТИ в качестве методических указаний.

©Сибирский государственный университет

Телекоммуникаций и информатики, 2010 г.

Оглавление

Стр.

Введение……………………………………………………………………………..4

Программа курса…………………………………………………………………….6

Тема 1. Предмет культурологии……………………………………………………7

Тема 2. Типология мировой культуры……………………………………………..8

Тема 3. Особенности первобытного типа культуры..……………………………..9

Тема 4. Культура Древних цивилизаций………………………………………….10

Тема 5. Культура Древнего Египта…………………………………………….….11

Тема 6. Культура Древней Индии…………………………………………………12

Тема 7. Культура Древнего Китая…………………………………………………14

Тема 8. Культура латиноамериканских цивилизаций……………………..……..15

Тема 9. Культура античности…………………………………………………..….15

Темя 10. Культура западноевропейского Средневековья………………………..17

Тема 11. Культура западноевропейского Возрождения и Реформации…….…..18

Тема 12. Культура Нового времени……………………………………………….19

Тема 13. Арабо-мусульманская культура……...…………………………………21

Тема 14. Культура 20 века……………………………………...………………….22

Домашнее задание………………………………………………………………….24

Темы контрольных работ………………...…………………...……………………25

Требования к контрольным работам………………..…………...……..…………26

Список учебной литературы………………………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

Сущность культурологии. Культурология является концептуализированной рефлексией феномена культуры и включает в себя как теоретический срез – построение инвариантных моделей культуры, так и исторический – показ реального процесса развития культуры, функционирования ее стереотипов, образов, миросозерцании, норм, ее регулирующих. Как только исследователь переходит от изучения отдельной эпохи к построению всеобщей истории культуры, он неизбежно обращается к ее категориальному философскому осмыслению, теории культуры, которая стремится выявить то нормативное, что обеспечивает единство общечеловеческой культуры.

Понятие «культура» является центральным в культурологии. В наше время небывалого научно-технического прогресса и социальных проблем вопросы культуры приобретают первостепенное значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития и стабильности общества. Сознательное участие человека в общественных преобразованиях требует от него серьезной культурологической подготовки.

Итак, культурология представляет собой интегративную область знаний, имеющую своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей, воспроизводимые и развиваемые через системы социальной коммуникации. Она изучает человека в контексте его культурного существования, т. е. в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен.

Смысл изучения культурологии. По нашему мнению, современная культурология, занимая в системе высшего образования особое место, должна следовать лучшим традициям – как западным, так и отечественным. Культурология призвана помогать человеку формировать свой особенный взгляд на место в культуре, культурное многообразие, богатство мира; создавать (в языке, искусстве, науке) собственный универсум – "символическую вселенную", которая открывает перед ним возможность понимать и истолковывать, связывать и организовывать, упорядочивать, синтезировать и обобщать человеческий опыт, а также обретать индивидуальность через приобщение к космосу культуры.

Изучение культурологии позволяет человеку видеть в истории культуры не только нагромождение эмпирических фактов, но выявлять закономерности исторического развития человека и культуры, в которой обретает свое выражение творческий характер личности.

Основной целью настоящего курса является общая инкультурация личности студента, ее введение в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений как исторических, так и современных сообществ, а также в систему языков и методов социальной коммуникации.

К задачам, при помощи которых достигается указанная цель, относятся:

- уяснение места изучаемого курса в системе гуманитарных дисциплин, специфики его объекта и предмета, основных разделов, истории формирования;

- формирование представлений об основных культурологических школах, направлениях и теориях;

- понимание и умение объяснить феномены культуры и цивилизации, оперируя основными понятиями и категориями изучаемой дисциплины;

- знание форм и типов культур и цивилизаций, основных культурно-исторических центров и регионов мира, истории и закономерностей их функционирования и развития; знание основ использования культурного наследия и приобретение опыта его активного освоения.

ПРОГРАММА КУРСА

  1. Лекционный курс (10 часов)

Тема лекции

часы

Тема 1. Предмет культурологии

1

Тема 2. Типология мировой культуры

0,5

Тема 3. Особенности первобытного типа культуры

1

Тема 4. Культура Древних цивилизаций

0,5

Тема 5. Культура Древнего Египта

0,5

Тема 6. Культура Древней Индии

0,5

Тема 7. Культура Древнего Китая

0,5

Тема 8. Культура латиноамериканских цивилизаций

0,5

Тема 9. Культура античности

1

Темя 10. Культура западноевропейского Средневековья

1

Тема 11. Культура западноевропейского Возрождения и Реформации

1

Тема 12. Культура Нового времени

1

Тема 13. Арабо-мусульманская культура

0,5

Тема 14. Культура 20 века

0,5

ИТОГО

10

  1. Практические занятия (4 часа)

Защита контрольных работ

ТЕМА 1. Предмет культурологии (1 час)

Место культурологии в системе гуманитарного знания. Структура и состав культурологического знания. Предмет и объект культурологии. Законы и методы культурологии. Этимология термина «культура». Соотношение западного и восточного понимания культуры. Сущность культуры.

История формирования знаний о культуре: начальная рефлексия феномена культуры в античности и средневековье, складывание основных концепций культуры в Новое и Новейшее время, выделение культурологии в самостоятельную дисциплину. Основные культурологические школы и направления. Определения культуры.

Соотношение культуры и цивилизации. Эволюция понятия «цивилизация». Типология цивилизаций. Генезис культуры. Процессы, формирующие культуру. Субъект культуры. Структура культуры. Понятие культурного ядра и периферии. Типология культур: этническая и национальная, элитарная, народная и массовая. Функции культуры. Язык и символы культуры. Типы знаковых систем и понятие культурного кода.Механизмы трансляции культуры.

Вопросы для обсуждения

  1. Генезис культурологического знания

  2. Культурологические школы

  3. Языки и символы культуры

  4. Культура, природа, личность

Литература

  1. Антология культурологической мысли. – М., 1996

  2. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. – М., 1992

  3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. – М., 1981

  4. Гумбольд В. Язык и философия культуры. – М., 1985

  5. Ерасов Б.С. Социальная Культурология. – М., 1994

  6. История культурологии: Идеи и судьбы. – СПб., 1996

  7. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000

  8. Кузнецова Т.Ф. Культура: Теории и проблемы. – М., 1995

  9. Культура, человек и картина мира. – М., 1987

  10. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983

  11. Межуев В.М. Актуалные проблемы теории культуры. – М., 1983

  12. Михайлов А.В. Языки культуры. – М., 1994

  13. Морфология культуры: структура и динамика / ред. Орлова Э.А. – М., 1994

  14. Парсонс Т. Человек в современном мире. – М., 1985

  15. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. – М., 1994

  16. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век: Антология. – М., 1995

  17. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. – М., 1990

  18. Сорокин П. Социокультурная динамика. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992

  19. Философия культуры: становление и развитие. – СПб., 1998

  20. Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1995

  21. Чебоксаров А.А., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. – М., 1984

  22. Человек и социокультурная среда. – М., 1994

  23. Шевченко А.К. Культура. История. личность. Введение в философию поступка. – Киев, 1991

ТЕМА 2. Типология мировой культуры (0,5 часа)

Понятие исторического времени. Линейный и нелинейный подходы к периодизации культуры. Линейный подход: теория общественно-экономических формаций К.Маркса, христианское представление о времени.

Понятие менталитета и его составляющие. Смена менталитета как основа смены исторических эпох.

Типология культур согласно линейному подходу:

1. Первобытная культура (40 тыс. до н.э. – 4 тыс.до н.э.)

Основа мировоззрения – магия.

2. Культура Древних цивилизаций (Египет, Междуречье, Индия, Китай) - 4 тыс. до н.э. - 1-ые вв. н.э. и Античности (Греция и Рим) 7 в. до н.э. - 5 в. н.э.

Основа мировоззрения – мифология.

3. Средневековая культура (Европа 5 в. н.э. - 14 в. н.э.)

Основа мировоззрения – монотеистические религии.

4. Культура Возрождения (Европа 13/14 в. -16/17 в.)

Основа мировоззрения - изобразительное искусство.

5. Культура Нового времени (17 в. - 19 в.)

Основа мировоззрения – наука.

6. Культура Новейшего времени (с 20 в.)

Нелинейный подход. Культурная дихотомия: Восток и Запад. Концепция «серединных» и специфических культур. Цивилизационный и культурно-исторический подходы к типологии культуры. Теории Шпенглера, Тойнби, Данилевского и понятие локальной культуры, концепции локальных цивилизаций. Россия в мировой культуре: ее роль, место и значение. Русский культурный архетип. Тенденции культурной универсализации в современном мировом сообществе.

Вопросы для обсуждения

  1. Подходы к периодизации культуры

  2. Концепция осевого времени К. Ясперса

  3. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Литература

  1. Антология культурологической мысли. – М., 1996

  2. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990

  3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991

  4. Западная Европа и культурная экспансия «американизма». – М., 1986

  5. Ерасов Б.С. Социальная Культурология. – М., 1994

  6. История культурологии: Идеи и судьбы. – СПб., 1996

  7. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000

  8. Конрад Н.И. Запад и Восток. – М., 1966

  9. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. – М., 1991

  10. Россия и Запад: Диалог или столкновение культур. – М., 2000

  11. Философия культуры: становление и развитие. – СПб., 1998

  12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994

  1. Методические указания Букаты М. Б. Гидрогеохимия. Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов специальности 0107 заочного обучения (с применением микрокалькуляторов, микро эвм, ес ЭВМ и элементами нирс и уирс). 1986. 35 с

    Методические указания
    Букаты М.Б. Гидрогеохимия. Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов специальности 0107 заочного обучения (с применением микрокалькуляторов, микро ЭВМ, ЕС ЭВМ и элементами НИРС и УИРС).
  2. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, (мдс 81-33. 2004)

    Методические указания
    РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (В.П. Шуппо, Г.П. Шпунт) с участием ГАСИС (И.
  3. Методические указания к теме: естественное вскармливание до введения при

    Занятие
    Работа студентов с больными: сбор анамнеза, оценка достаточности лактации, сроков введения прикорма, суточного и разового объёма грудного молока, достаточного обеспечения в пищевых ингредиентах, проведение контрольного взвешивания.
  4. Методические указания о составе материалов и основных требованиях по обоснованию места размещения объектов хозяйственной и иной деятельности в республике беларусь

    Методические указания
    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О СОСТАВЕ МАТЕРИАЛОВ И ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ ПО ОБОСНОВАНИЮ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
  5. Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов очной формы обучения по специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Составители Ю. С. Москаленко А. В. Ямшанов

    Методические указания
    В методическом указание раскрываются основные виды дипломных работ, структура, содержание и требования, которые предъявляются к работе, а также порядок ее выполнения и защиты; приводится примерный перечень тем дипломных работ.
  6. Методические указания к выпускной работе ф тпу 1-21/01

    Методические указания
    Написание выпускной работы завершает процесс обучения студентов в институте и имеет своей целью выявить степень общетеоретической, геологической, технической и экономической подготовленности их к самостоятельной творческой работе в
  7. Методические указания и задания для выполнения контрольных работ общие методические указания к выполнению контрольных работ

    Методические указания
    При изучении истории государства и права зарубежных стран каждый студент заочного отделения должен выполнить контрольную работу. Она выполняется по одному из трех вариантов.
  8. Методические указания по дипломному проектированию для специальности: «Прикладная информатика (по областям)»

    Методические указания
    Целью методических указаний является определение структуры содержания отчёта о практике и дипломного проекта, определение содержания пунктов проекта, определение формы представления информации в проекте, правил оформления разделов и элементов проекта.
  9. Методические указания ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан (5)

    Методические указания
    специальностей 050509 «Финансы», 050508 «Учет и аудит», 050506 «Экономика», 050507 «Менеджмент», 050510 «Государственное и местное управление», 050511 «Маркетинг»
  10. Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан (4)

    Методические указания
    История формирования методики преподавания информатики. Информатика как наука: предмет и понятие. Информатика как учебный предмет в средней школе. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет

Другие похожие документы..