В. Л. Кубышко Под общей редакцией

МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХДЕЛ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебник

Допущено Министерством внутренних дел в качестве учебника
для курсантов и слушателей образовательных учреждений
МВД России, руководителей и сотрудников аппаратов
по работе с личным составом
органов внутренних дел

Москва — 2009

Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. — 480 с.

Авторский коллектив под руководством

кандидата педагогических наук В. Л. Кубышко

Под общей редакцией

доктора юридических наук, доктора педагогических наук,
профессора В. Я. Кикотя

Учебник разработан в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства внутренних дел Российской Федерации, учебной программой дополнительного профессионального образования по специальности «Управление персоналом органов внутренних дел» для обучения слушателей и курсантов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России. В нем изложены основы и принципы воспитательной работы, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в органах внутренних дел, основанные на практическом опыте.

Издание соответствует требованиям, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, учебным планам и программам подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России, руководителей и сотрудников аппаратов по работе с личным составом.

Книга рассчитана на руководителей и сотрудников аппаратов по работе с личным составом, преподавателей, научных сотрудников, докторантов, адъюнктов, слушателей и курсантов учебных заведений системы МВД России, изучающих проблемы воспитательной работы с личным составом. Материалы учебника разработаны на машиночитаемых носителях, что предусматривает возможность их использования в учебном процессе с применением электронно-вычислительной техники.

Рецензенты:

И. А. Липский, доктор педагогических наук, профессор (Государственный НИИ семьи и воспитания Российской академии образования);

В. А. Рыбин, кандидат исторических наук, доцент (ВНИИ МВД России);

Н. А. Чалдымов, доктор философских наук, профессор(Фонд «Армия и общество).

© ЦОКР МВД России, 2009


Авторский коллектив:

Буданов А. В., д. п. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. I; § 3 гл. 2 разд. III; § 2 гл. 8 разд. III.

Будило И. В., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — краткая характеристика пособия; §§ 1−3 гл. 1 разд. II; § 1 гл. 2 разд. II; §§ 1, 2 гл. 1 разд. III; § 1 гл. 2 разд. III; §§ 1, 2 гл. 6 разд. III; § 1 гл. 7 разд. III; § 1 гл. 8 разд. III; §§ 1−3 гл. 3 разд. IV; § 1 гл. 1 разд. V; §§ 1−4 гл. 2 разд. V; глоссарий.

Воропаев М. В., д. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — § 1, 2 гл. 3 разд. III.

Гришин А. А., к. ф. н., проф. (Московский университет МВД России) — § 1, 2 гл. 3 разд. III.

Гузеева О. А. (Академия управления МВД России) — §§ 1−3 гл. 3 разд. IV.

Жевлакович С. С., д. ю. н., проф. (Московский университет МВД России) — глоссарий.

Закатов В. В., к. п. н. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. II.

Котенев И. О., к. пс. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 3 гл. 2 разд. II.

Лазукин А. Д., д. п. н., профессор (Академия управления МВД России) — §§ 1, 2 гл. 1 разд. IV; §§ 1−3 гл. 3 разд. V.

Носкова Л. Г., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 1 гл. 4 разд. III; § 3 гл. 4 разд. III.

Пылев С. С., к. ф. н., проф. (Московский университет МВД России) — гл. 3 разд. III.

Реутов О. А. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 4 разд. III.

Сафронов А. Д., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 4 гл. 2 разд. III.

Сердюк Н. В., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. I; § 4 гл. 3 разд. III.

Столяренко А. М., д. п. н., д. пс. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 1 гл. 2 разд. I.

Стурова М. П., д. п. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 3 гл. 7 разд. III.

Тихомиров С. Н., к. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — глоссарий.

Федотов А. А., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — введение,
§§ 1−3 гл. 1 разд. I; §§ 1−2 гл. 3 разд. II; § 2 гл. 7 разд. III; §§ 1−3 гл. 2 разд. IV; глоссарий.

Шамаров В. М., д. ю. н., проф. (Академия права и управления) — §§ 1−3 гл. 1 разд. II; §§ 1, 2 гл. 1 разд. III; § 1 гл. 2 разд. III; §§ 1−3 гл. 3 разд. IV.

Щеглов А. В., к. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — § 3 гл. 3 разд. III.

Якушев И. В., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 4 разд. III; §§ 2, 3 гл. 1 разд. V.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 12

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России 16

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека 16

§ 1. Воспитание как категория педагогики 16

§ 2. Общие признаки воспитания 18

§ 3. Воспитание как компонент социализации личности 20

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел 23

§ 1. Юридическая педагогика как теоретическая основа практической деятельности воспитателя в системе МВД России 23

1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени 23

1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний
о воспитании в органах внутренних дел 25

1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава
и ее инновационный потенциал 27

§ 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе
с личным составом органов внутренних дел 30

2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы 35

2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта
в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел 38

2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта
в воспитательной работе с личным составом 41

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные
и содержательные основы системы воспитательной работы 49

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом 49

§ 1. Цели и задачи воспитательной работы с личным составом 49

§ 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы
с личным составом 50

§ 3. Содержание воспитательной работы с личным составом 51

Глава 2. Правовое регулирование, организационное
и психологическое обеспечение воспитательной работы 56

§ 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел 56

§ 2. Планирование воспитательной работы и ее организация 60

§ 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса
в органах внутренних дел 75

3.1. Методы исследования в практической психологии 78

3.2. Психологическое обеспечение деятельности
органов внутренних дел 82

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности
и коллектива 90

§ 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников
органов внутренних дел 90

§ 2. Принципы воспитания и особенности их реализации
в работе с личным составом 94

Раздел III. Основные направления воспитательной работы 105

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма 105

§ 1. Воспитание гражданственности и ее роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел 105

§ 2. Патриотическое воспитание личного состава 106

Глава 2. Правовое воспитание личного состава 110

§ 1. Формирование профессионального правосознания 110

§ 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека
в профессиональной деятельности сотрудников 115

2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы МВД России 115

2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека
в деятельности сотрудников органов внутренних дел 116

2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан
с правоохранительными органами в контексте соблюдения
прав человека 119

2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека
в деятельности органов внутренних дел 121

§ 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 124

3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников 124

3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма 127

§ 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 130

4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел 130

4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел 133

4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел
по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава 135

4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые
при приеме кандидатов на службу 141

4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия
на личный состав 144

4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел 147

4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия
на личный состав органов внутренних дел 149

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников 153

§ 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания 153

§ 2. Система нравственного воспитания личного состава
в органах внутренних дел 159

§ 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника
и её профилактика 166

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 175

4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел 176

4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел 179

4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя
органа внутренних дел на основе современных стилей и методов
руководства коллективом 186

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников 195

§ 1. Педагогическое влияние СМИ на формирование у сотрудников органов внутренних дел профессионально важных качеств 195

§ 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел
с использованием данных психологической науки 205

§ 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел 214

3.1. Культура речи сотрудника 214

3.2. Совершенствование культуры речи 221

3.3. Основные риторические правила 227

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел 233

§ 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования 233

§ 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел 245

§ 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников
органов внутренних дел и членов их семей 255

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни 268

§ 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника 268

§ 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни
у сотрудников органов внутренних дел 270

  1. Енерал-полковника милиции Гордиенко В. В., представленное на имя заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Геворкян Е. Н (1)

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессио-нального образования Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации включена на январь 2009 г.
  2. Енерал-полковника милиции Гордиенко В. В., представленное на имя заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Геворкян Е. Н (2)

    Документ
    Самообследование Академии проведено в соответствии с программой аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, утвержденного председателем Государственной инспекции по аттестации учебных заведений
  3. Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке (3)

    Документ
    Тема № 4, раздел 3(дополнение): «Социально-психологический климат в учебных коллективах – условие эффективности обучения в образовательных учреждениях системы МВД России.
  4. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Приказом мвд россии №80 от 11.

    Руководство
    по теме 1.12. Формы и методы работы руководителя по формированию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах органов внутренних дел.
  5. Учебно-методическое пособие Москва  2008 Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие.

    Учебно-методическое пособие
    Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
  6. I. Комната в Царском ~ Совершеннолетие Володи Дешевова Лида Леонтьева, Поездка на Валаам Нешилот Юкс и Юкси 8 дневник. 1910 год 8

    Документ
    VI. Страшные месяцы - Гибель брата - Николаев­ский госпиталь — «Квартира № 5» — Февральская революция — Женитьба — Корнилов под Петрогра­дом — «Революционный город в годину бедствий» — Комиссар Русского музея и Эрмитажа 55
  7. Книга рассчитана на специалистов-исследователей истории Великой Отечественной войны, работников аппарата военного управления, командиров и офицеров штабов всех степеней,

    Книга
    серии сборников документов “Великая Отечественная война 1941 —1945 гг.” ЗОЛОТАРЁВ В. А. (председатель), ЗИМОНИН В. П. (первый заместитель председателя), СОКОЛОВ А.
  8. I. Комната в Царском ~ Совершеннолетие Володи Дешевова Лида Леонтьева, Поездка на Валаам Нешилот Юкс и Юкси 7 дневник. 1910 год 7

    Документ
    IV. «Ненаписанная картина» ~ Мобилизация —Народные манифе стации Ультиматум —Современные мастера - Скука - Гений и человечест­во ~ «Я тот, кто как то особенно знает слова » — Дама Луны 30
  9. Госдума РФ мониторинг сми 15-17 (7)

    Документ
    ДЕПУТАТ ГРИШАНКОВ ПРЕДЛАГАЕТ ВВЕСТИ ПРЕЗУМПЦИЮ ВИНОВНОСТИ ПРИ КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ТЕРРОРИЗМОМ, КОРРУПЦИЕЙ И НАРКОТИКАМИ 34

Другие похожие документы..