Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации

На правах рукописи

ТУЗОВ НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

ЭТНИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОРЫ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 23.00.02 – политические институты,

этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Москва, 2008.

Диссертационная работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный консультант Зорин Владимир Юрьевич,

доктор политических наук, профессор

Официальные оппоненты Лобер Владимир Лнонидович,

доктор политических наук, профессор

Слизовский Дмитрий Егорович,

доктор исторических наук, профессор

Баграмов Эдуард Александрович,

доктор философских наук, пофессор

Ведущая организация: Московский гуманитарный университет

Защита диссертации состоится __________________________2009 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.14 в ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 86, 1 уч. корп., ауд. _____

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации» (1 уч. корпус).

Автореферат разослан «____» _________________ 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат политических наук, доцент С.А. Пистрякова

I. Общая характеристика исследования

Актуальность темы исследования. Этнические и религиозные факторы оказывают значительное влияние на развитие любого многонационального и поликонфессионального государства. Россия – не исключение.

Процессы стабилизации в нашей стране способствуют формированию новых политических подходов, ориентированных на создание демократических механизмов управления в рамках проводимых руководством страны реформ. Тем не менее имеются случаи проявления как антиинституциональных, так и антитрадиционалистских тенденций, определенной радикализации индивидуального сознания и поведения. У отдельных сил наблюдается стремление кардинального изменения внутригосударственной политики, сохраняется угроза вовлечения того или иного региона страны в сферу деятельности международного терроризма, связанного с религиозным фундаментализмом и этническим сепаратизмом. Внешне сильна роль национальных ориентаций, являющаяся ответом этносов на вызовы происходящих перемен.

Сегодня этнические и религиозные факторы рассматриваются не только как нациообразующие, но и способствующие формированию единства российской нации в ее поликонфессиональном множестве.

Вместе с тем национальный и религиозный факторы послужили серьезным вызовом стабилизации общественно-политических отношений в стране, использование которых в развитии этнополитических конфликтов в различных регионах постсоветского пространства общеизвестно.

В Российской Федерации Северный Кавказ в конфликтогенном отношении является особым регионом. Здесь в тугой узел связаны социальные, политические, экономические, этноконфессиональные проблемы. Их обострение создает реальную угрозу национальной безопасности страны и ее территориальной целостности. Известно, что Кавказ во все времена считался территорией, на которой сталкиваются стратегические интересы мировых держав. В начале XI в., как и в XIX – ХХ столетиях, этот ареал остается зоной острого экономического и политического соперничества, с четко просматривающимися интересами, направленными на ослабление влияния России.

С развитием событий яснее видна геополитическая, этническая и конфессиональная взаимосвязь между конфликтами. Неустойчивая ситуация в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии увязывается с событиями в соседнем Афганистане, а столкновения на Северном Кавказе находятся в определенной взаимосвязи с ситуацией в Грузии и Азербайджане. В частности, осетино-ингушские противоречия из-за Пригородного района этнически тесно соприкасаются с грузино-югоосетинским конфликтом. Дагестанская и азербайджанская коллизия лезгин объективно усложняет российско-азербайджанские отношения. А в решении карабахской проблемы одной из непосредственно заинтересованных сторон обозначилась Армения, позиция которой в немалой степени определяется обстоятельствами в Абхазии и Южной Осетии. Через эти земли проходят стратегически важные коммуникации, соединяющие Армению с внешним миром. Очевидны интересы адыгских республик России в Абхазии, а сам абхазский конфликт имел корреляции с общей ситуацией в Западной Грузии. Процесс интернационализации внутренних столкновений на территории стран СНГ приводит к общей нестабильности и дальнейшему развитию межгосударственных конфликтов (Армения — Азербайджан из-за Карабаха, Россия — Грузия из-за Южной Осетии и Абхазии).

Понимание причин воздействия этнического и религиозного факторов на политическую стабильность нашей страны возможно, прежде всего, на основе изучения предшествующего опыта. В данном случае речь идет об этнорелигиозной политике государства в южной части своей территории, начиная с XIX века. Именно в девятнадцатом столетии происходило активное проникновение Российской империи на Кавказ и в Среднюю Азию; проводились изменения в административной, межнациональной, конфессиональной сферах управления обществом. Распад СССР и возникновение новых государственных образований и их сообществ (СНГ, ГУАМ) породили новые реалии, актуализирующие изучение роли религии, этносов и государства в поиске методов и способов достижения политической стабильности ради сохранения мира.

Актуальность темы обусловлена комплексным влиянием этнического и религиозного факторов в достижении политической стабильности государства. С этой точки зрения, в диссертационной работе, рассматриваются наиболее проблемные для безопасности России территории: Северный Кавказ, Закавказье и Средняя Азия (в основном до распада СССР). Хронологически охвачен исторический период около двухсот лет.

Рост проявления экстремизма на национальной и религиозной почве в Российской Федерации и в государствах СНГ вызывает обостренную тревогу в обществе, реально угрожает основам конституционного строя, подрывает социальную стабильность и межнациональный мир в стране. Именно этим состояниме актуализируется тема диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе этническим и конфессиональным проблемам государственного строительства и развития уделяется достаточно внимания. Тем не менее, ввиду сложности и поливариативности этого аспекта социально-политической и духовной жизни страны, с учетом их трансформации требуются новые подходы к их осмыслению. Речь идет о политике государства относительно эноконфессиональных факторов в развитии страны.

При изучении литературы автор счел возможным отойти от традиции ее хронологического рассмотрения (ввиду масштабности), и выделить наиболее значимые, с точки зрения проблемы, исследования.

В научных исследованиях, посвященных анализу развития государства постоянно акцентируется внимание на этнической, культурной, исторической специфики народов. В начале ХХ в. появляются теоретические исследования по историческим и политическим процессам в многонациональной России. В советский период издавались труды, в которых политологический анализ полиэтнических и религиозных факторов в обеспечении стабильности страны проводился в основном в рамках теории марксизма-ленинизма.1. Особое внимание уделялось вопросу организации управления в исследуемых нами регионах, учету этноконфессиональных компонентов в контексте государственной политики2.

Таким образом, проблемы интеграции народов Кавказа получили обстоятельное отражение в работах, опубликованных еще до 1917 г., особое внимание национальным проблемам было уделено в советский период1. Анализ современных событий представлен в многочисленных статьях и монографиях, вышедших в свет в 90-е гг. ХХ века и в настоящее время2.

Следует отметить, что на современном историческом этапе появились обобщающие труды в области социально-политического развития страны, с анализом этнорелигиозных процессов в регионах. Это, прежде всего, аналитические работы В.А. Михайлова3, Р.Г. Абдулатипова4, В.А. Тишкова5 и др.

Значительными достижениями в изучении этноконфессиональных факторов характеризуются работы Л.М. Дробижевой1. Вопросы конфликтологии, теории, истории и методологии изучения межнациональных отношений постоянно привлекает внимание ученых кафедры национальных и федеративных отношений РАГС при Президенте РФ. Не менее значимые труды написаны Д.А. Амонжоловой, А.Р. Аклаевым, Ю.В. Арутюнян, Н.Ф. Бугаем, В.И. Бушковым, А.И.Вдовиным, М.Н. Губогло, Т.С. Гузенковой, В.И. Козловым, И.С. Коном, В.В. Коротеевой, А.Г. Осиповым, Э.А. Паиным, П.И. Пучковым, С.В. Соколовским, З.П. Соколовой, А.С. Ципко, С.М. Червонной, С.В. Чешко, В.А. Шнирельманом,.

Особое внимание уделяется геополитическим процессам в южном регионе России, которые оказывают немаловажное влияние на политическую стабильность государства2. Интересны работы общего плана, посвященные отдельным проблемам юга Российской Федерации.

Вместе с тем, религия и этнос во взаимосвязи с управленческими процессами как обобщающая научно-исследовательская тема требует детального комплексного изучения. Большая часть существующих трудов посвящена либо этнорелигиозным, либо административно-территориальным процессам3.

Развитие управления и администрирования на Северном Кавказе в период XVI – XIX вв. рассматривались Н.А. Смирновым4 и Г.Н. Малаховой5. Среди основных изучаемых проблем – интеграция региона в российскую систему управления, становление и функционирование таких государственных структур и учреждений, как области, губернии, наместничества, Кавказский комитет.

В последнее десятилетие в российской политологической и исторической литературе появились труды, посвященные выявлению роли религии в формировании идеологического компонента в развитии государства. При этом значительная роль отводится влиянию религии, в частности исламу1. Изучаются подобные проблемы не только в России, но и в центрально-азиатских странах СНГ. К сожалению, ряд ученых занят поиском истины в давней истории, не замечая позитивного в недавнем прошлом2. Вероятно, в таком случае речь должна идти о вызревании современной национальной идеи суверенных государств на постсоветском пространстве в Центральной Азии. Она существует наравне с нацией как некая система ценностей, сформированная в пределах ее культуры. Эту идею сложно освоить на теоретическом уровне сознания – скорее ее можно обозначить контурами, как исторические вехи-указатели. Неудивительно, что руководство азиатских стран СНГ, расположенных на месте прежнего Туркестана, поощряет поиск истины в прошлом, в некоем «золотом веке» в истории народов.

Односторонний подход к недавнему прошлому заставляет усомниться в принципах оценок при анализе отдельных аспектов истории. Например, в Узбекистане ключевой фигурой истории страны объявлена личность Тамерлана, а лидеры Казахстана утверждают, что нашли доказательства казахских корней Чингисхана. Значительно шире национальную идею рассмотрели в Таджикистане, где ее привязали к государству Саманидов. Со своеобразных, по-своему идеалистических позиций подошли к этому вопросу в Кыргызстане. Здесь за основу был взят эпос «Манас». В Туркменистане проводником национальной идеи, и ее же воплощением стал президент страны Ниязов, принявший титул Туркменбаши (Отец туркмен).

Возвращаясь к России, следует отметить, что серьезное внимание отечественные исследователи уделяют анализу культурных, экономических, политических аспектов безопасности государства в контексте ее современного внешне и внутриполитического развития 1. Ими широко рассматриваются конкретно-региональные и общие характеристики этнорелигиозных и административно-управленческих процессов в нашей стране. В ряде работ анализируется влияние на обстановку в РФ внешних факторов, связанных с глобализацией.

В отдельных публикациях плодотворной и многообещающей тенденцией является попытка увязать решение проблем с последовательным применением теории устойчивого развития. Особое место занимают вопросы взаимосвязи сохранения индивидуальности, традиций, с одной стороны, и демократического политического процесса, с другой.

На фоне исследования этнических и религиозных факторов в достижении социально-политической стабильности российские политологи должное внимание уделяют изучению причнно-следственных связей этнополитических конфликтов. В этом аспекте исследуютс вопросы политического экстремизма и международного терроризма, причин их появления, в частности, на Северном Кавказе2. Немало политологических и религиоведческих исследований проводится по генезису ваххабизма как особого течения в современной северокавказской религиозно-идеологической среде3.

Широко анализируются причины развития регионального терроризма1. Это связано с религиозными факторами и этнонациональной природой конфликтов. Значительное внимание исследователи обращают на стратегию борьбы с терроризмом в России и других странах мира2. Изучение региональных особенностей привело к появлению статей и монографий, посвященных специфике этноконфессиональных процессов в конкретных республиках3.

Автор также уделяет внимание анализу литературы в отечественной сравнительной (компаративной) политологии, где культурологическая часть теоретико-методологических исследований занимает важное место4. В познании детерминированности рассматриваемых процессов существенное значение имеет теоретическое развитие различных направлений политической науки. Так, А. М. Анохин отмечает: «Развитие политологии как науки все с большей очевидностью показывает важную роль философского, методологического уровня исследования политики, и в первую очередь — ее теоретического знания»1.

Известно, что политологическое знание должно быть объективно выверенным с соблюдением достоверности, точности и истинности отражаемого объекта. Российская научная школа выделяется своими глубинными исследованиями в области изучения проблемы общественного сознания. Она преуспела также в изучении идеологических, аксиологических, нравственных аспектов, их влияния на ценностные ориентации, самосознание, поведение народных масс, отдельных лиц и организаций2. Кроме того, в современной политологии особое внимание уделяется политическим процессам, протекающим в стране, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях3.

Значительный интерес представляют публикации о политической стабильности и национальной безопасности государства4. Данным вопросам посвящено немало исследований, хотя по объективным причинам их гораздо меньше, чем по этническим и религиозным проблемам. Здесь особо хотелось бы выделить работу под руководством Авксентьева В.А.5 В ней поднимается вопрос о сложных проблемах в сфере межнациональных отношений на юге страны, в частности на Ставрополье. Нельзя не отметить книгу Р.М. Достмухамедова6, в которой экономическая безопасность и утверждение принципов этноконфессиональной политики определены как база политической стабильности общества.

  1. Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.14 в ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 117606, Москва, пр.
  2. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (6)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  3. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (13)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  4. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
  5. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (2)

    Доклад
    В связи с продолжающейся в России реформой системы образования, а также с учетом постепенной интеграции нашей страны в единое европейское образовательное пространство, особую актуальность приобретают проблемы реализации конституционных
  6. В. Н. Иванов (зам директора Института социально-политических исследований Российской Академии Наук)

    Список учебников
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки, — политическому
  7. Этническое и религиозное

    Документ
    Этническое и религиозное многообразие – основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. – М.: Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2008.
  8. Религиозный фактор современного политического процесса

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 апреля 2012 года в 10-00 часов на заседании Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 212.193.03 при ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, г.
  9. Концептуальные основы государственно-церковных отношений в российской федерации

    Документ
    СОДЕРЖАНИЕ I. Цель, задачи, принципы и методы осуществления политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповеданий II. Основные понятия, используемые в Концепции III.

Другие похожие документы..