Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации

Предложенные этнополитическая и социокультурная типологии межнациональных конфликтов направлены на выявление новых тенденций в межнациональных отношениях российского этноса. Диссертант предлагает проводить конструктивное моделирование конфликтных ситуаций в многонациональном пространстве страны с учетом ряда факторов, включая:

- геополитическое положение России в мировом сообществе;

- цивилизационные сдвиги, вызванные переходом от техногенной к постиндустриальной стадии развития;

- изменение структуры постсоветского пространства в стране и в отдельных регионах.

Современное чеченское общество представляет собой традиционный кавказский социум, с его традициями чинопочитания, преклонения перед родом, стоящим во главе, перед теми, кто обладает какой-либо властью. Неудивительно, что прежние формы поклонения перед авторитетом А. Кадырова, были перенесены на его сына, ставшего главой республики в начале 2007 г. Подобные отношения характерны и для Ингушетии, Осетии, Карачаево-Черкесии.

На развитие Северо-Кавказских событий оказали влияние исторически обусловленные и современные факторы. Среди них можно выделить:

  1. включение в состав России Кавказа, известная степень притеснения религии и культурно-бытовых традиций;

  2. непоследовательная кадровая, управленческая политика на Северном Кавказе;

  3. произвольное размежевание территорий республик, игнорирование исторически сложившихся ареалов проживания народов;

  4. сталинская политика, при которой в результате депортации ряда кавказских народов в 40-х гг. был нанесен колоссальный урон в демографическом, этнокультурном, территориальном отношениях;

  5. проблемы, связанные с политической, социальной, экономической и территориальной реабилитацией;

  6. экстенсивность экономических форм развития.

Обостренная историческая память – наиболее характерное свойство этнополитического самосознания кавказских народов. Новая ситуация, связанная с появлением в Закавказье независимых государств, изменением политико-правового статуса одних этносов Северного Кавказа и борьбой за улучшение своего положения другими, грузино-югоосетинский кризис, приведший к объявлению независимости двух регионов одного из ближайших союзников США и НАТО на постсоветском пространстве, достаточно наглядно демонстрирует остроту межнациональных противоречий, придающих в свою очередь этнической и региональной идентичностям крайне противоречивый характер.

В третьем параграфе «Этноконфессиональный аспект укрепления политической стабильности в Южном Федеральном округе Российской Федерации» автор анализирует возможные пути достижения политической стабильности на Северном Кавказе (части ЮФО) в контексте актуализации позитивного содержания этнических и религиозных факторов.

Ввиду объективных причин (уникальная религиозная ситуация, специфика этнического состава населения, социально-экономический, политический и межэтнический кризисы) стало возможным проникновение в среду северокавказских мусульман радикальных религиозных учений, в частности ваххабизма, наиболее укрепившегося в восточной части Северного Кавказа.

Негативное отношение большинства российских муфтиев к ваххабизму поднимает очень существенный вопрос о традиции и новации в мусульманском мире. Ведь в прошлом ваххабизм и традиционализм не были едины и противостояли друг другу. Для более углубленного изучения проблемы распространения ваххабизма в российских регионах и отношения к нему в интеллектуальной среде российского суннизма автор обращает внимание на теоретическую проработку понятий «традиционного» и «инновационного» в исламе. Среди возможных путей решения вопроса изоляции радикалистских течений в российском исламе можно выделить следующие направления:

1. повышение уровня жизни, сокращение и ликвидация безработицы, иные позитивные социальные преобразования;

2. поддержка естественного противника ваххабизма - традиционного российского (кавказского) ислама. Следует повышать его авторитет так же, как и традиционного (российского) исламского образования.

Военные действия в Чечне не раскололи российский ислам, не противопоставили его православию и другим конфессиям. Современные реалии дают нам достаточно оснований утверждать: христианство и ислам не только не являются объективной основой возникших конфликтов, но, напротив, сыграли немаловажную роль в их урегулировании.

Всплеск национального сознания, перерастание социально-политической активности людей в националистическую форму, образование этнорелигиозных мировоззренческих течений и общественно-политических организаций имеют объективную внутреннюю логику развития, ведущую к усилению политического экстремизма и насилия. Снижение роли русского населения в экономическом, социальном и духовном развитии народов России, а порой и полное отрицание этой роли, возложение на русский народ вины за трагические стороны деятельности режима Сталина, питают националистическую идеологию, создавая ей идейно-политическую основу. Аморфность национальной политики государства привела к тому, что критерием определения внутренней угрозы безопасности стали этническая принадлежность и религиозные убеждения российских граждан. Значительное распространение получили такие недопустимые для многонациональной страны явления, как ксенофобия и мигрантофобия. Традиционной для России формой ксенофобии был бытовой антисемитизм, постепенно уступающий место антикавказским настроениям. Ученые прогнозируют дальнейший рост национализма и ксенофобии.

Возрастание национальной доминанты в общественной жизни позволяет говорить об этнизации общественного сознания. Этот процесс может иметь разные качественные характеристики, в зависимости от региона. В областях с преимущественным проживанием русского населения он выражен незначительно, а в национально-территориальных образованиях формируются автоэтнические стереотипы.

Таким образом, в настоящей главе диссертант приходит к заключению, что среди предпринимавшихся на Северном Кавказе стабилизационных мер этническим и религиозным аспектам не было уделено должного внимания. Для управления обществом, в котором кризис прежних идеалов совпадает с религиозно-этническим ренессансом и резко выраженной социальной стратификацией, необходимо исходить из современных реалий. Для решения проблемы политического и этнорелигиозного экстремизма, необходимо использовать комплексный подход, предусматривающий систему мер социального, юридического, административно-правового, экономического, военного, оперативного и пропагандистского характера.

Четвертая глава«Совершенствование законодательной политики в этнической и религиозной сферах» охватывает отдельные направления законодательной политики государства, связанные с религией и этносом, затрагивает вопрос политической стабильности в современном мире.

Параграф «Совершенствование федеративных отношений: этнический и религиозный аспекты» рассматривает этнические и религиозные факторы как важные составные части процесса построения федеративного государства в России.

Для построения гражданского общества и достижения стабильности в нем автор предлагает шестиуровневую систему развития демократии. Первый – индивидуальный, когда человек осознает свои потребности и возможности участия в достижения предполагаемых результатов. Второй – межличностный; индивид учитывает мнение другого индивида, который может быть по социальному статусу равным, выше или ниже его. В отдельных случаях другим авторитетным индивидом может выступать Бог. Третий – семейный, предполагающий создание доверительных отношений в нуклеарной семье. Четвертый уровень – уровень локального сообщества. Здесь в действие вступают местные традиции, нормы, ценности. Пятый уровень – наиболее показательный: национальный или государственный уровень. Здесь сохраняется приоритет за такими фундаментальными понятиями, как права человека, органы управления, выборность и подотчетность. Шестой уровень следует скорее просто обозначить, нежели признать за необходимую ступень. Это международный уровень. Как показывают события последних лет, демократия «по-западному» и демократия «по-восточному» - это две разные демократии. Появилось даже понятие «суверенной демократии».

В 90-х гг. ХХ в. и в начале XXI столетия в России были приняты правовые акты, направленные на соблюдение интересов народов Российской Федерации, обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области осуществления реальной национальной политики.

Анализ событий на юге страны показывает, что любая кризисная ситуация, вычлененная из общерегионального контекста, неразрешима. Остановить негативные тенденции можно лишь общими усилиями всех заинтересованных в этом сторон. Регионализации деструктивных процессов необходимо противопоставить исключительно единую региональную политику. В ее центре должна лежать проблема интеграции экономических, национально-политических сфер и интересов. Следует создать специальные правовые институты и органы взаимного согласования интересов.

В течение 90-х гг. ХХ в. власти РФ предпринимали усилия (с федеративным уклоном) по реорганизации управленческой конструкции государства. Исторический опыт России показывает, что в нашей стране превалировал лишь один путь - создание гетерогенного федеративного государства с признанием социально-политического многообразия. В современных условиях появилась необходимость построения федерации с учетом интеграционных факторов. Сейчас особое внимание уделяется регионам, занимающим промежуточное статусное положение между великорусскими областями, краями и национальными республиками. Будучи некрупными по множеству показателей (территория, население, экономика), такие субъекты вполне можно объединить в более мощные образования. В настоящее время в целом успешно продвигается процесс укрупнения регионов, особенно на востоке страны. Подобное для юга России в настоящее время представляется нецелесообразным. Это особый регион, со своей особой историей. Республики Северного Кавказа находятся в тяжелом положении; две из них как субъекты образовались совсем недавно, и новые реформы только подорвут хрупкий межнациональный мир. Здесь уже возникли трудности с определением границ муниципалитетов.

Очевидно, этнонациональный принцип российского федерализма исчерпал себя и пришел в противоречие с реальной действительностью, в том числе и по причине условной демаркации межреспубликанских границ. России, предстоит пойти по пути других федераций, существующих столетия и основанных по территориальному принципу. Для этого необходимы следующие шаги:

  1. Уравнение в правах великорусских краев и областей с республиками;

  2. Повсеместное обеспечение конституционными правами всех, независимо от религиозных взглядов и национальности;

  3. Пропорциональное представительство в выборных органах власти граждан титульной и не титульной национальности.

По мнению автора, важно предпринять первоочередные меры, для стабилизации обстановки на юге России:

  1. Отработка механизмов государственно-правового, хозяйственного, политического функционирования и развития приграничных южных территорий, развитие межрегионального сотрудничества с государствами Закавказья.

  2. Создание правовых, организационных и иных форм взаимодействия регионов Северного Кавказа по вопросам борьбы с преступностью, терроризмом, религиозным и национальным экстремизмом.

  3. Рассмотрение Государственной Думой Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».

В ближайшее время необходимо решить следующие проблемы:

  1. Финансовое обеспечение программ, принятых по республикам Северная Осетия - Алания, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Дагестан.

  2. Создание новых производств, специфических для каждого региона.

  3. Стимулирование создания меж субъектных финансово-промышленных групп, ассоциаций, акционерных обществ, компаний, фондов с льготным налогообложением, а также заключение многосторонних соглашений между субъектами хозяйствования.

  4. Принятие законодательных, материально-технических и финансовых мер по устойчивому развитию горных районов.

  5. Выработка механизмов правового, хозяйственного и политического урегулирования всего комплекса приграничного сотрудничества с учетом специфики политико-географического положения Северного Кавказа.

Необходимые акты в сфере безопасности личности:

  • окончательное прекращение боевых действий в Чечне;

  • стабилизация ситуации на всем Северном Кавказе;

  • окончательная ликвидация боевиков и террористов.

Особое внимание в сфере безопасности и стабильного развития общества следует уделить:

  • восстановлению доверия общества к государству.

  • проведению соответствующей демографической политики;

  • возрождению патриотических взглядов;

  • повышению престижа воинской службы, достойного содержания военнослужащих, реабилитация лозунга защиты Отечества как священного долга всех граждан страны;

  • борьбе с коррупцией и организованной преступностью;

  • идеологическому обеспечению достижения политической устойчивости и стабильности общества. Государству и его гражданам необходима перспектива, цель, идеал ради которой они живут и работают, стремятся к его достижению.

Диссертант полагает оптимальную систему государственного управления жестко сконструированной вертикальной структурой соподчинения. Это должно предполагать, сохранение за Центром права на руководство жизненно важными для страны сферами общественной деятельности, усиление роли центральной власти.

Параграф «Глобальность этнорелигиозных процессов и пути укрепления политической стабильности на юге России» посвящен рассмотрению зарубежного опыта в связи с поддержанием политической стабильности.

Ситуация в Чечне и вообще на Северном Кавказе оказалась тесно связана с геополитическими процессами в современном мире. Достаточно вспомнить, что в послевоенный период в Европе нарастал «исламский миграционный бум», позволивший некоторым эмоциональным экспертам констатировать «исламизацию Старого света». В 70—80-е гг. ХХ в. считалось, что адаптация мусульман, мигрировавших в Европу неизбежна. Однако в их среде именно в эти годы пустили корни радикалы. В результате Запад столкнулся с этноконфессиональным экстремизмом. Так называемый «карикатурный скандал» осени 2005 г. показал, что мусульманские общины будут прилагать определенные усилия для того, чтобы стать более влиятельной силой в западноевропейском обществе. В том же году Франция оказалась лицом к лицу с проблемой межэтнических и межкультурных потрясений. Следует отметить, что население Франции сформировывалось на основе конгломерата народностей, обладавших общими устремлениями и интересами: завоевать свободу, добиться церковных изменений. Есть и другие примеры: на базе фактически одного этноса сформировались португальская, исландская, норвежская и шведская нации.

  1. Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.14 в ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 117606, Москва, пр.
  2. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (6)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  3. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (13)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  4. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
  5. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (2)

    Доклад
    В связи с продолжающейся в России реформой системы образования, а также с учетом постепенной интеграции нашей страны в единое европейское образовательное пространство, особую актуальность приобретают проблемы реализации конституционных
  6. В. Н. Иванов (зам директора Института социально-политических исследований Российской Академии Наук)

    Список учебников
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки, — политическому
  7. Этническое и религиозное

    Документ
    Этническое и религиозное многообразие – основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. – М.: Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2008.
  8. Религиозный фактор современного политического процесса

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 апреля 2012 года в 10-00 часов на заседании Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 212.193.03 при ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, г.
  9. Концептуальные основы государственно-церковных отношений в российской федерации

    Документ
    СОДЕРЖАНИЕ I. Цель, задачи, принципы и методы осуществления политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповеданий II. Основные понятия, используемые в Концепции III.

Другие похожие документы..