Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации

В отечественной научной литературе акцентируется внимание на трех подходах к понятию политической стабильности и безопасности. В первом подразумевается обеспечение целостности и устойчивости конституционного строя и власти, т.е. практически государственно-политического устройства; во втором – обеспечение определенности и константности социально-политической системы; в третьем – обеспечение защиты демократических ценностей путем неприменения насилия в политической борьбе.

Изменения, происходящие в мире, призывают регулярно подводить итоги и определять перспективы развития политической науки. Ее современное состояние и взаимодействие с другими областями знаний в вопросах поиска путей общественно-политической стабилизации в стране находятся в центре российских историко-политических исследований1. Интересны тенденции и результативность развития региональной политологии, особенно ее южно-российского сектора2.

Автор диссертации опирался также на труды известных западных ученых Т. Парсонса, П. Бурдье, чьи теории оказали значительное влияние на становление новых направлений в политологии, социологии, культурологии, в прочих обществоведческих науках и были использованы политическими кругами в своих странах для достижения консенсуса и стабильности в обществе.

При сравнительном анализе социальных и общественно-управленческих процессов в их генезисе политология использует компаративный метод. Компаративистика является дисциплиной-посредником, занимающая промежуточное положение между теорией управления государством и идеографическими (описательными) дисциплинами (история, религиоведение, этнология и т.п.). Таким образом, компаративное знание выполняет функцию объединения ядра политического научного исследования (политической теории) с содержанием идеографических дисциплин, откуда черпаются эмпирических данные.

Видный российский компаративист М.В. Ильин полагает, что идеографические дисциплины создают «теории ближнего диапазона», с характерным описанием уникального предмета исследовательской практики; номотетические дисциплины конструируют «теории расширенного диапазона», содержащие целостные представления об универсальном предмете. Между ними находятся эмпирические дисциплины («теории промежуточного диапазона»), выступающие результатом соотнесения универсального видения действительности с уникальным ее описанием. В конечном счете, компаративистика продуцирует эмпирическую теорию1.

Таким образом, зарубежная и отечественная политология накопила определенный опыт исторического, социокультурного и методологического анализов ситуации, условий и методов сохранения политической стабильности, что использовано при анализе исследуемой проблемы. События последних 15-20 лет заставляют нас переосмыслить знание политической науки, касающейся роли национального самосознания аккумулирующего в себе традиции этнического и религиозного, которое следует рассматривать с точки зрения по-разному проявляющихся в разные периоды исторического развития.

Объект исследования - этническая и религиозная политика российского государства при разных формах общественного устройства в период XIX - начала XXI веков.

Предмет исследования - политическая стабильность российского государства в контексте этнических и религиозных процессов.

Цельисследования – осуществить анализ роли этнического и религиозного факторов в государственном развитии России для достижения политической стабильности.

Основная гипотеза диссертационной работы: этнические и религиозные факторы традиционно определяли внутреннюю политику Российского государства. От их характера и направленности развития, взаимодействия между собой и с административно-управленческими институтами государства, зависит политическая стабильность и во многом будущее России.

Задачами исследования являются:

  • теоретико-методологический анализ проблемы, посвященный этносу и ее разновидности в научной литературе;

  • применение политологического, исторического, социологического, психологического подходов при анализе влияния этнорелигиозных факторов на политическую стабильность государства;

  • выявление специфики и влияния конкретных региональных особенностей, влияющих на внутреннюю политику России и анализ причин стремления государства к унификации административного управления при одновременном сохранении вариативной религиозной политики;

  • раскрытие проблем обеспечения социальной и политической стабильности в контексте социокультурных вызовов современности;

  • изучение факторов, оказывающих влияние на индивидуальное политическое действие, в условиях современной действительности;

  • обоснование прикладного значения концептуальных решений (в т.ч. законодательного характера) проблем поддержки демократии, толерантности, предотвращения конфликта традиционных ценностей;

  • анализ современных проблем безопасности, включая условия терроризма на юге России.

Источниковедческая база исследования. В диссертации использован ряд неопубликованных источников: правительственные и парламентские отчеты, отчеты и справки региональных властей, а также архивный материал, в совокупности с комплексным изучением политологических материалов. Компаративное исследование проведено с использованием методологии качественного анализа и теории системного подхода. Отбор материала осуществлялся на основе сбора статистических данных, изучения определенных источников: авторских и коллективных монографий, научных статей, материалов научных дискуссий, диссертаций по политологии, истории, религиоведению, этнологии.

В данной диссертации использованы материалы социологии, поскольку эта наука исследует всю совокупность общественных отношений. Привлечение результатов и методов философии, психологии, логики и других наук позволяет максимально систематизировать и приблизить полученные данные к потребностям правового, практического регулирования и прогнозирования событий и процессов.

Теоретико-методологические основы исследования. В 50- 60-х гг. прошлого века под влиянием западных (прежде всего американских) исследований в политической науке стало обычным применение таких методов, как наблюдение, сбор и обработка эмпирических данных (К. Райт, Д. Кокс, Д. Сингер), при широком использовании исторического подхода (Г. Моргентау, И. Клоуд, Д. Кеннан, Г. Киссинджер). В политологии начали развиваться такие направления, как бихевиоризм (наука о поведении индивидов и групп в той или иной ситуации), структурно-функциональный анализ с широким использованием методов социологической науки.

Автор диссертации опирался на системный подход, позволяя представить объект изучения в его единстве и целостности, во взаимодействии элементов. Составными частями данного подхода являются теория и анализ: благодаря теории происходит построение, описание и объяснение системы в целом, а благодаря анализу упорядочивается материал. Говоря о методологии исследования, хотелось бы отметить утверждение Иоганна Бахофена, отметившего в своей работе «Материнское право» (1861 г.): «Знание лишь тогда возвышается до понимания, когда оно способно охватить и исток, и процесс, и его завершение»1.

Что касается проблемы соотношения науки и идеологии, то автору ближе точка зрения «государственника», т.е. позиция интересов российского государства. Применяемые эмпирические методы анализа конкретных событий и явлений, способствовали раскрытию социальных и идеологических (религиозно-духовных) основ функционирования общества в рамках конкретных регионов – в их эволюции, противоречиях, кризисах.

В настоящей работе диссертант использовал сложившиеся в современной науке принципы анализа, методологию диалектического и системного подходов, междисциплинарную теорию. Кроме этого он широко использовал специальные конкретно-научные исторические и компаративные методы и средства исследования познаваемого объекта.

Научная новизна результатов. Автор разработал комбинированный подход изыскания, основанный на компаративном (историко-политологическом, этнорелигиозном) изучении предмета и системном анализе исследуемого объекта. Он сформировал научно-методологический аппарат: подходы, методы, принципы, процедуры исследования.

Получены следующие научные результаты теоретико-методологического и прикладного характеров:

  • В научный оборот введены новая служебная информация и архивные источники, касающиеся государственного управления в области политической стабильности. Кроме этого включен малоизвестный российским исследователям массив зарубежных работ по основным проблемам развития ислама, изучены теоретические и методологические подходы взаимодействия этноса и религии, общества и личности, которые могут эффективно использоваться при анализе ситуаций в таких специфических регионах, как Северный Кавказ и Центральная Азия.

  • Автором доказано, что в период подчинения Российской империи Средней (Центральной) Азии и Кавказа, должностные лица российского государства разработали и внедрили методики, учитывающие этноконфессиональную специфику региона, особенности местных проблем, а также действенную систему упрочения авторитета и влияния центральной власти.

  • В диссертации обосновывается наличие новых элементов в концепциях системы мотивации деятельности личности, его политических и аксиологических ориентаций. Разработана типология факторов влияния на поведение субъекта политического действия. Соглашаясь с мнением о влиянии ислама как религии на мировоззрение верующих, в частности, на Северном Кавказе, автор, тем не менее, выделяет новые аспекты проблемы: взаимозависимую последовательность в проводимых реформах и комплексный подход к вопросам региональной безопасности и общей политической стабильности государства.

  • Диссертант с новых позиций рассматривает этническую и конфессиональную политику нашего государства в период времени с XIX до начала XXI веков, полагая, что на нее важное влияние оказал особый характер российской цивилизации. Гибель царской империи и распад СССР напрямую связаны с политическими факторами, детерминированными непоследовательностью национальной и религиозной политики государства.

  • В работе анализируются юридические акты РФ с точки зрения их своевременности, исполнения и последующего влияния на стабильность региона и государства в целом. Делается вывод, что документы, принятые, в связи с реабилитацией депортированных народов, часто не имеют механизма реализации.

  • Диссертант предложил авторскую программу по исследованию и механизмам достижения региональной политической стабильности в контексте учета разрешения этнорелигиозных проблем. Подчеркивается, что в настоящее время идет усиление давления этнического и религиозного факторов на государство. Делается вывод, что угроза распада России по-прежнему не потеряла своей актуальности, поскольку, кроме позитивных тенденций (стремление к укреплению федерализма государства), сохраняется опасность всплеска экстремизма в отдельных субъектах РФ.

  • Особо изучены стратегия и тактика международного терроризма, этнического сепаратизма и религиозного экстремизма как антитезы демократии и стабильности. Подчеркивается, что сохранение русскоязычного населения в составе республик Северного Кавказа, является основным условием политической стабильности региона.

Положения, выносимые на защиту:

1. Достижения российских ученых показывают, что именно на низовом, региональном уровне развития науки наиболее вероятен качественный скачок в области изучения этноконфессионального мировоззрения отдельных индивидов и этносоциальных групп. Новые методы анализа общественных процессов с акцентом на конкретного человека в разных территориально-временных условиях, разработанные автором, окажут позитивное воздействие на формирование государственного управления экономической, социальной, политической и духовной сферами в целях достижения политической стабильности.

2. Впервые в историографии представлен комплексный анализ влияния исторических аспектов, личностных и общественных ценностей и ориентаций религии и этноса на политику государства в определенном регионе. Тщательное изучение взаимосвязи политической стабильности с проблемами обеспечения безопасности, демократии, социальной справедливости показывает, что во многих случаях они определяются этническим и религиозным факторами. Их актуализация, содержание и направленность зависят от политики государства.

3. Бифуркации государства и всех ее структур, переживших кризисы советской экономики, перестройки, реформы 90-х гг. прошлого века, противоречия, турбулентность глобальных процессов в нашей стране дали толчок развитию сепаратизма и терроризма с фундаменталистским оттенком. В отдельных регионах России появляется перманентная нестабильность, в том числе с помощью заинтересованных в этом иностранных держав. Борьба с вышеназванными явлениями должна проводиться шире экономических и военно-политических акций. Необходимо охватить системы воспитания и образования, построенных на утверждении единой российской идентичности населяющих ее народов. Автор уверен, что с экстремизмом, в любых его проявлениях, бороться следует только с освоением теоретической основы проблемы.

4. Диссертант переосмысливает и раскрывает недостаточно освещенные аспекты процесса достижения политической стабильности в конкретном регионе; в частности, раскрывается убедительная связь между фактором исламской религии и администрированием периода империи и советского государства. Проведение управленческой реформы в северокавказском регионе требует последовательной и многокомпонентной реализации накопленного опыта.

5. Достижение политической стабильности возможно при использовании этномобилизационного потенциала государства. Это означает присутствие национального компонента в различных социальных, экономических, культурных, политических процессах. С учетом специфики северокавказского региона и всего южнороссийского пространства, необходимы нестандартное политическое мышление и новая политическая культура, гармонизация индивидуальных и общественных интересов, политических и ценностных ориентаций отдельного человека и общества в целом.

6. Корректировка мировоззрения человека, оказавшегося в иных, незнакомых ему обстоятельствах и обстановке, достижима через создание благоприятной среды, связанной с развитием гражданского общества, толерантного по характеру и единого в своей идентичности. По мнению автора, именно такое общество способно обеспечить политическую стабильность, которая зависит от степени понимания органами власти взаимосвязи и взаимообусловленности этнических и религиозных факторов.

Практическая значимость работы. Осуществляемая в настоящее время в РФ административная реформа нуждается в дальнейшем развитии таких важных ее компонентов, как этнический и религиозный. Социально-политический и религиозно-этнический анализ развития ситуации в южных регионах России, ее влияние на политическую стабильность государства является научно аргументированным системным изложением одного из возможных вариантов реализации стратегии и тактики управления сложными административно-политическими процессами. Положения и выводы настоящей диссертации могут быть полезны как для низовых звеньев государственной власти, так и для тех, кто принимает стратегические решения.

Систематизированный политико-исторический и религиоведческий материал, теоретические обобщения являются информационной базой, позволяющей руководителям разного уровня составить объективное представление о сложном совместном прошлом, настоящем и будущем, где этнические и религиозные факторы могут служить как объединяющим, так и разъединяющим началом. Материал диссертации можно использовать для изучения перспектив отношений между народами и культурами России, СНГ и других стран. Он может способствовать теоретическому осмыслению сотрудничества или столкновения между обществами, его стратами, в пределах группы или семьи.

Наконец, различные главы диссертации могут быть использованы в научно-педагогической деятельности для чтения лекций, разработок спецкурсов и спецсеминаров по вопросам взаимодействия этноса, религии, специфики отдельных обществ и культур, по проблемам достижения политической стабильности государства.

Апробация работы. Основные положения диссертации выносились в виде докладов на научно-теоретических конференциях, на заседаниях Союза диаспор РФ. Важныеаспекты, излагающиеся в диссертационной работе, обсуждались в секции межнациональных отношений Сенаторского клуба при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Автор выступал с сообщениями по теме диссертации на Круглых столах и совещаниях экспертных групп в Совете Федерации.

Концепция диссертации неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основное содержание диссертации излагалось в научных публикациях автора, имеющих общий объем более 52 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

  1. Этнический и религиозный факторы политической стабильности российской федерации (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.14 в ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 117606, Москва, пр.
  2. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (6)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  3. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (13)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  4. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
  5. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (2)

    Доклад
    В связи с продолжающейся в России реформой системы образования, а также с учетом постепенной интеграции нашей страны в единое европейское образовательное пространство, особую актуальность приобретают проблемы реализации конституционных
  6. В. Н. Иванов (зам директора Института социально-политических исследований Российской Академии Наук)

    Список учебников
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки, — политическому
  7. Этническое и религиозное

    Документ
    Этническое и религиозное многообразие – основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. – М.: Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2008.
  8. Религиозный фактор современного политического процесса

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 апреля 2012 года в 10-00 часов на заседании Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 212.193.03 при ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, г.
  9. Концептуальные основы государственно-церковных отношений в российской федерации

    Документ
    СОДЕРЖАНИЕ I. Цель, задачи, принципы и методы осуществления политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповеданий II. Основные понятия, используемые в Концепции III.

Другие похожие документы..