Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года

47

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении Стратегии развития малого и среднего
предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года

В целях развития малого и среднего предпринимательства на территории Ульяновской области:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Дейкун Т.А.

Губернатор – Председатель

Правительства области

С.И.Морозов

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства Ульяновской области

Стратегия развития малого и среднего
предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года

1. Стартовые условия и основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в целях реализации государственной политики Ульяновской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Стратегия разработана на основании Федерального закона
от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», распоряжения Правительства Ульяновской области от 09.11.2010 № 41/825-пр «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года».

Стратегия формируется на следующих принципах:

приоритетность развития малого и среднего предпринимательства при реализации программ социально-экономического развития Ульяновской области;

соответствие мер и форм поддержки и развития малого и среднего предпринимательства реальным потребностям социально-экономического развития Ульяновской области;

обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства комплексом услуг, возможность получения поддержки одновременно в нескольких формах, предусмотренных законодательством;

обеспечение функциональной взаимосвязи всех элементов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области;

обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями её предоставления, с учётом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики;

полнота и доступность информации о содержании конкретных мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области;

непрерывность мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области;

участие субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций и общественных объединений предпринимателей в формировании и реализации государственной политики Ульяновской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов Ульяновской области, регулирующих развитие и условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

ответственность органов государственной власти Ульяновской области за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Современная социально-экономическая ситуация в мире характеризуется:

глобализацией производства и рынков;

высокими темпами технологического развития и модернизации, увеличением на рынке доли высокотехнологичной продукции;

короткими циклами жизни, высокой степенью диверсификации товаров и услуг, резкими колебаниями спроса на разные виды продукции;

увеличением значения нематериального производства, «креативного капитала» и «экономики знаний» в глобальной экономике;

ограниченностью материальных ресурсов и повышенными требованиями к экологичности и безопасности выпускаемой продукции;

повышенными требованиями к качеству товаров и услуг, введением единых международных стандартов качества.

Все эти тенденции формируют новые требования к бизнесу, исполнительным органам государственной власти, обществу. В свете скорого вступления России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО) можно предположить, что структура общественного производства и тенденции развития социально-экономической ситуации в России в целом и в Ульяновской области в частности будут приближаться к общемировым.

В развитых странах сектор малых и средних предприятий играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и занятость населения. Но при этом субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государственных и общественных структур, поскольку в массе своей не в состоянии реализовывать всю полноту управленческих функций. Особенно это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и минимизации затрат на сервисные управленческие функции, такие как исследование рынка, поиск партнёров и заказов, информационное и правовое обеспечение и т.п.

За последние годы малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйства Ульяновской области. Предпринимательство является важным инструментом для преодоления бедности населения, создания цивилизованной конкурентной среды и обладает стабилизирующим эффектом для экономики. Оно характеризуется гибкостью и моментальной приспособляемостью к конъюнктуре рынка, способностью быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. В сфере малого бизнеса заложен потенциал для значительного увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, роста национального дохода и обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции. Кроме того, на базе малого и среднего бизнеса формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой. Всем этим обуславливается необходимость реализации государственной экономической политики в сфере малого предпринимательства в Ульяновской области.

По состоянию на конец 2009 года в Ульяновской области осуществляли деятельность 12567 малых предприятий, из них 10868 – микропредприятия (86,5 процента).

На предприятиях малого и среднего бизнеса в 2009 году было занято 93268 человек, что составляло более 15 процентов всего экономически активного населения Ульяновской области. При этом оборот малых и средних предприятий в Ульяновской области в 2009 году превысил 112 224,0 млн. рублей.

Налоговые поступления в областной бюджет Ульяновской области от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году составили 960,5 млн. рублей, в 2010 году – 1 126,6 млн. рублей.

Объём инвестиций в основные средства субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году составил 4 877,1 млн. рублей.

Наиболее привлекательной для малого бизнеса по-прежнему является сфера оптовой и розничной торговли, где в 2009 году осуществляла свою деятельность наибольшая часть малых предприятий (43,7 процента); в обрабатывающих производствах в 2009 году – 1659 малых предприятий (13,2 процента от общего количества малых предприятий); в строительстве – 1396 предприятий (11,1 процента).

В обрабатывающих производствах наибольшая доля малых предприятий занимается производством пищевых продуктов, включая напитки (2009 год – 10,9 процента), а также обработкой древесины и производством изделий из дерева (2009 год – 10,7 процента).

Расходы на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году составили 306 077,8 тыс. рублей, (в 2008 году данный показатель составил чуть более 30,0 млн. рублей) из них:

расходы на региональную программу поддержки предпринимательства за счёт средств областного бюджета Ульяновской области – 63 344,7 тыс. рублей;

расходы на региональную программу поддержки предпринимательства за счёт средств федерального бюджета – 219 033,0 тыс. рублей;

расходы на муниципальные программы за счёт средств местных бюджетов – 23 686,18 тыс. рублей.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области осуществляется по трём основным направлениям:

1) создание общих условий для развития предпринимательской деятельности в Ульяновской области;

2) стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в следующих формах:

а) финансовая поддержка:

субсидии в виде грантов начинающим предпринимателям (в 2009 году – 165 субсидий на общую сумму 48 455,0 тыс. рублей, в 2010 году – 226 субсидий на общую сумму 76 478,0 тыс. рублей);

компенсации по кредитам и лизинговым договорам (в 2009 году - 85 компенсаций на общую сумму 19 749,0 тыс. рублей, в 2010 году – 27 компенсаций на общую сумму 8 074,0 тыс. рублей);

поручительство по привлекаемым кредитам (в 2009 году – 26 поручительств на общую сумму 24 474,0 тыс. рублей, в 2010 году – 61 поручительство на общую сумму 167 415,0 тыс. рублей);

льготные кредитные ресурсы для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках совместного проекта с открытым акционерным обществом «Российский Банк Развития» (в 2010 году – 59 кредитов на общую сумму 306 700 тыс. рублей);

б) имущественная поддержка;

в) информационная поддержка;

г) поддержка в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг);

д) консультационная поддержка;

е) образовательная поддержка: подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

3) развитие, совершенствование и обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целом, у субъектов малого и среднего предпринимательства Ульяновской области имеется ряд проблем, определяемых как условиями региональной экономики, так и кризисными осложнениями экономической ситуации.

Основные проблемы развития

малого и среднего предпринимательства в регионе

Сложившиеся количественные показатели развития, отраслевая и имущественная структура малого и среднего предпринимательства не отвечают целям и задачам развития региона, которые сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года и областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы:

количество субъектов малого и среднего предпринимательства, экономические показатели их деятельности недостаточны для устойчивого развития региона;

преимущественное развитие в малом и среднем предпринимательстве получили торговля и сфера услуг;

недостаточное развитие инновационной составляющей малого и среднего предпринимательства (существующая доля высокотехнологичных малых и средних предприятий не соответствует инновационному сценарию развития региона);

недостаточная кооперация малого и среднего предпринимательства с научными учреждениями региона. Низкий уровень коммерциализации научно-технических разработок, которые генерируются научными коллективами региона;

недостаточное развитие транспортной, энергетической, финансовой, информационной, социальной инфраструктуры региона, что создаёт трудности в развитии бизнеса в целом и малого и среднего предпринимательства в том числе;

инфраструктура стимулирования, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства сформирована не окончательно, находится в стадии становления, особенно слабо развит муниципальный уровень;

в общественном мнении жителей региона сохраняется негативное отношение к предпринимательству;

недостаточно развито партнёрство между государственными структурами и предпринимательским сообществом.

Возможности привлечения финансовых ресурсов субъектами малого и среднего предпринимательства существенно ограничены, что связано с объективными особенностями малых и средних предприятий:

отсутствие залоговой базы для финансирования;

отсутствие требуемых для финансирования финансовых параметров (сроков осуществления деятельности, оборотов хозяйственной деятельности, положительной кредитной истории и т.п.);

низкая коммерческая привлекательность операций с малыми и средними предприятиями для финансовых организаций;

высокая стоимость кредитных ресурсов;

высокие величины первоначальных платежей по лизинговым операциям.

Острой остаётся проблема доступности и обеспеченности малых и средних предприятий офисными и производственными площадями, причём препятствием выступают как высокая арендная плата, так и дефицит самих площадей.

Продолжающийся рост цен на энергоносители и сырьё создаёт серьёзные трудности для субъектов малого и среднего предпринимательства, так как они не обладают существенной рыночной силой, чтобы перекладывать этот рост на своих потребителей.

  1. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (1)

    Документ
    Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в целях реализации государственной политики Ульяновской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
  2. Концепция областной целевой программы «развитие малого и среднего предпринимательства в ульяновской области на 2011-2015 годы» Содержание

    Документ
    Концепция областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2011-2015 гг. (далее - Концепция) является системой базовых принципов, основополагающих методических решений, основных стратегических
  3. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за февраль 2010 года

    Информационный бюллетень
    Об этом доложила Председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Путину Министр экономического развития Эльвира Набиуллина. По ее словам важной мерой стала отмены контрольно-кассовых аппаратов для тех, кто платит налог на вмененный доход.
  4. «О задачах развития агропромышленного комплекса на второе полугодие 2011 года и на 2012 год. Перспективы развития апк до 2020 года»

    Задача
    Говоря о перспективе развития агропромышленного комплекса, я бы хотел немного рассказать о результатах, достигнутых в первом полугодии. Тем более, без ложной скромности, нам с Вами есть чем гордиться.
  5. Об утверждении программы развития промышленности нижегородской области на 2007 2010 годы в ред постановлений Правительства Нижегородской области

    Программа
    В соответствии с Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 года N 176-З "О Правительстве Нижегородской области" (с изменениями на 29 июня 2006 года) и в целях формирования эффективного,
  6. Впродолжение программы развития навигационной системы глонасс до 2020 года российскими властями будет выделено 330 миллиардов рублей 14 Роскосмос опубликовал прогноз падения "Фобос-Грунта" 15

    Обзор
    Совет директоров РОСНАНО на очередном заседании принял решение о финансировании инвестиционного проекта по созданию в России предприятия, выпускающего инновационные формы натуральных биологически активных веществ для пищевой,
  7. Утвердить Стратегический план развития городского округа Тольятти до 2020 года (Приложение №1). Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации городского округа (1)

    Решение
    Рассмотрев представленный мэрией проект Стратегического плана развития городского округа Тольятти до 2020 года, руководствуясь Уставом городского округа Тольятти,
  8. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за март 2010 года (1)

    Информационный бюллетень
    Об этом заявил Первый заместитель начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерал-майор милиции Андрей Лапин. По словам Лапина, сокращение числа проверок произошло благодаря принятому федеральному закону, ограничивающему
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за март 2010 года (2)

    Информационный бюллетень
    Об этом заявил Первый заместитель начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерал-майор милиции Андрей Лапин. По словам Лапина, сокращение числа проверок произошло благодаря принятому федеральному закону, ограничивающему

Другие похожие документы..