Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

КАФЕДРА ФАРМАКОЛОГИИ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАРМАКОЛОГИИ

для специальности 060105 стоматология

г. Ставрополь, 2009

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

КАФЕДРА ФАРМАКОЛОГИИ

Утверждаю

Проректор по учебной работе

доцент Ю.А.Филимонов

_______” _________________200 г.

Согласовано

Декан факультета доцент

Н.И.Ивенский

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАРМАКОЛОГИИ

для специальности 060105 стоматология

Всего часов: 180 часов

Лекций 40 часов

Практических занятий 80 часов

Самостоятельная работа 60 часов

Отчетность: экзамен , 6-й семестр

г . Ставрополь, 200

Рабочая учебная программа составлена на основании типовой

программы по фармакологии и государственного образовательного

стандарта.

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании

кафедры фармакологии

“_______” _________________200__ года, протокол № ________

Заведующий кафедрой фармакологии, доктор мед.наук,

профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Э.Б. Арушанян

Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией

“________” ______________________200__ года

Председатель ЦМК, профессор,

Заслуженный деятель науки

В.И.Ефременко

О РГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина фармакология занимает пограничное положение на стыке теоретических и клинических дисциплин. Знания, полученные при изучении большинства теоретических и медико-биологических дисциплин, необходимы студенту для усвоения основных положений фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных веществ. Знания, приобретенные на фармакологии, используются при изучении клинических дисциплин.

Фармакология рассматривает следующие разделы:

- Общая рецептура, где изучаются основные формы лекарственных веществ, вырабатываются навыки оформления рецептурных бланков и выписывания рецептов на твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы.

- Общая фармакология, которая рассматривает общие закономерности фармакодинамики (механизм действия, точка приложения действия, фармакологические эффекты) и фармакокинетики (всасывание, распределение, биотрансформация, выведение) лекарственных веществ. Виды действия, факторы, влияющие на действие лекарственных веществ, явления наблюдаемые при повторном применении лекарственных веществ, взаимодействие лекарственных веществ.

- Частная фармакология включает следующие разделы и темы:

Нейротропные средства. Вещества, влияющие на центральную и периферическую нервную систему.

Средства, влияющие на функции исполнительных органов (влияющие на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, функции органов дыхания, на систему крови, функцию почек и сократительную активность миометрия).

Средства, влияющие на процессы тканевого обмена (витаминные, гормональные препараты, нестероидные противовоспалительные средства).

Противомикробные средства (антисептические средства, химиотерапевтические средства).

Вещества, влияющие на иммуногенез.

Дисциплина изучается в объеме 180 часов – чтение лекций (36 часов), практических занятий (76 часов), самостоятельных занятий (68 часов).

Лекции читаются профессором (заведующим кафедрой), профессорами и доцентом кафедры. На лекциях используются информационные технологии и технические средства обучения.

Практические занятия проводятся в тематических учебных аудиториях, оборудованных стендами с информационным материалом, кодоскопом, видеомагнитофоном, телевизором, компьютером. Количество студентов в группе составляет 10 – 13 человек.

Контроль знаний студентов осуществляется на каждом практическом занятии:

1. С помощью индивидуальных заданий по рецептуре выявляется исходный уровень знаний студентов.

2. С помощью устного собеседования определяется и корректируется уровень знаний.

3. Применение ситуационных задач дает возможность расширить умение студентов самостоятельно анализировать особенности действия и применения лекарственных средств.

4. С помощью программированных тестовых заданий по фармакодинамике, фармакокинетике и фармакотерапии определяется конечный уровень знаний.

Контроль знаний на заключительных занятиях позволяет оценить степень усвоения студентами определенного раздела и осуществляется с помощью индивидуальных заданий по врачебной рецептуре, тестовых заданий программированного контроля, теоретических вопросов с последующим разбором и обсуждением результатов контрольных заданий.

Итоговая аттестация включает: контроль знаний по врачебной рецептуре (индивидуальные задания по рецептуре), контроль теоретических знаний (тестовые задания программированного контроля, экзаменационные билеты с теоретическими вопросами).

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя: федеральный государственный образовательный стандарт, учебную программу, рабочую учебную программу, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласованно изучается с теоретическими, медико-биологическими и клиническими дисциплинами, что отражено в совместном протоколе согласования.

Цели и задачи дисциплины.

Целью и задачей преподавания фармакологии на стоматологическом факультете является научить студентов выбирать оптимальный, наиболее эффективный и наименее опасный препарат по его фармакологической характеристике (фармакокинетике, фармакодинамике, механизму действия) при заданной патологии; заменять один препарат на другой при возможных нежелательных реакциях (на основе знаний фармакологической характеристики групп лекарственных веществ и особенностей действия отдельных препаратов). Привить студентам навыки выписывания рецептов; выполнения эксперимента на лабораторных животных с применением фармакологических веществ; работы с литературой, включающей учебники и монографии; умение чтения графиков, рисунков, схем, полученных с помощью регистрирующих устройств и аппаратуры.

В результате изучения фармакологии студент должен:

ЗНАТЬ:

- Классификацию и основные характеристики лекарственных средств.

- Принадлежность лекарственных средств к определенным группам.

- Фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных средств.

- Показания и противопоказания к применению лекарственных средств.

- Побочные эффекты лекарственных средств.

- Общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств.

УМЕТЬ:

- Анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств.

- Оценивать возможность использования лекарственных средств для целей терапии.

- Выписывать рецепты лекарственных средств в различных лекарственных формах.

- Пользоваться специальной справочной литературой.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- О применении лекарственных средств при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики препаратов.

ВЛАДЕТЬ:

- Навыками оценки возможности использования лекарственных средств для лечения и профилактики различных заболеваний и патологических состояний.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- Оценивать возможные эффекты при передозировке лекарственных средств и способы терапии интоксикаций лекарственными средствами.

- Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

- Владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты.

- Способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по специальности.

- Готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами.

- Способность владеть компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность работать с информацией из различных источников, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

- Способность и готовность к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

- Способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

- Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях .

- Соблюдение установленных требований к хранению и контролю за состоянием аппаратуры и правил работы с медикаментозными средствами и их хранением.

- Способность и готовность к деятельности и общению, публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого; к социальной мобильности.

- Готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знакомство с методами управления, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений.

- Готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции.

- Готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

- Способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдения правил врачебной этики.

- Соблюдение законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией.

- Способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению.

- Способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии.

- Способность и готовность устанавливать отклонения в здоровье пациента с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин.

- Способность и готовность проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления заболеваний на ранних стадиях, при типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме.

- Способность и готовность оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики различных заболеваний и патологических состояний; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможные токсические эффекты лекарственных средств.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Фармакология изучает влияние лекарственных средств на организм человека и животных, рассматривая вопросы фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных веществ.

Фармакология рассматривает следующие разделы:

- Общая рецептура, где изучаются основные формы лекарственных веществ, вырабатываются навыки оформления рецептурных бланков и выписывания рецептов на твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы.

- Общая фармакология, которая рассматривает общие закономерности фармакодинамики (механизм действия, точка приложения действия, фармакологические эффекты) и фармакокинетики (всасывание, распределение, биотрансформация, выведение) лекарственных веществ. Виды действия, факторы, влияющие на действие лекарственных веществ, явления, наблюдаемые при повторном применении лекарственных веществ, взаимодействие лекарственных веществ.

- Частная фармакология включает следующие разделы и темы:

Нейротропные средства. Вещества, влияющие на центральную и периферическую нервную систему.

Средства, влияющие на функции исполнительных органов (влияющие на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, функции органов дыхания, на систему крови, функцию почек).

Средства, влияющие на процессы тканевого обмена (витаминные, гормональные препараты, нестероидные противовоспалительные средства).

Противомикробные средства (антисептические средства, химиотерапевтические средства). Противоопухолевые средства.

Вещества, влияющие на иммуногенез.

Требования к знаниям и умениям студентов (перечень знаний, перечень практических умений).

1. Уметь анализировать действие лекарственных веществ по их фармакологическим эффектам, проводить сравнительную оценку действия препаратов каждой группы лекарственных веществ.

2. Уметь выбрать лекарственное средство для фармакотерапии при определенной патологии на основе знаний о его фармакологических свойствах.

3. Уметь самостоятельно анализировать особенности действия и применения лекарственных средств с использованием графиков регистрирующих устройств.

4. Уметь выписать в рецептах различные лекарственные формы.

Отчетность. Контроль знаний студентов осуществляется на каждом практическом занятии:

1. С помощью индивидуальных заданий по рецептуре выявляется исходный уровень знаний студентов.

2. С помощью устного опроса определяется и корректируется исходный уровень знаний.

3. Применение ситуационных задач дает возможность проконтролировать знания студентов и расширить их умение самостоятельно анализировать особенности действия и применения лекарственных средств.

4. С помощью программированных тестовых заданий по фармакодинамике, фармакокинетике и фармакотерапии определяется конечный уровень знаний.

Контроль знаний на заключительных занятиях позволяет оценить степень усвоения студентами определенного раздела и осуществляется с помощью индивидуальных заданий по врачебной рецептуре, тестовых заданий программированного контроля, теоретических вопросов с последующим разбором и обсуждением результатов контрольных заданий.

Экзаменационный контроль включает: контроль знаний по врачебной рецептуре (индивидуальные задания по рецептуре), контроль теоретических знаний (тестовые задания программированного контроля, экзаменационные билеты с теоретическими вопросами).

  1. Государственный медицинский университет барнаульский базовый медицинский колледж сводный указатель литературы по медицине iквартал 2011 г. Барнаул 2011 (1)

    Указатель
    Сводный указатель литературы по медицине. I кв. 2011 г. / Администрация Алт. края, Гл. упр. по здравоохранению, Алт. краев. науч. мед. б-ка и др.; [сост.
  2. Государственный медицинский университет барнаульский базовый медицинский колледж сводный указатель литературы по медицине iквартал 2011 г. Барнаул 2011 (2)

    Указатель
    Сводный указатель литературы по медицине содержит сведения о новых книгах, диссертациях и авторефератах диссертаций по медицине, поступивших в Алтайскую краевую научную меди-цинскую библиотеку, Алтайскую краевую универсальную научную библиотеку им.
  3. Государственный медицинский университет барнаульский базовый медицинский колледж сводный указатель литературы по медицине IV квартал 2010 г. Барнаул 2011

    Указатель
    Сводный указатель литературы по медицине. IV кв. 2010 г. / Администрация Алт. края, Гл. упр. по здравоохранению, Алт. краев. науч. мед. б-ка и др.; [сост.
  4. Нный медицинский университет барнаульский базовый медицинский колледж сводный указатель литературы по медицине IV квартал 20 10 г. Барнаул 2011

    Указатель
    Сводный указатель литературы по медицине издается с 1983 г. и содержит сведения о книгах, сборниках, трудах научных учреждений, материалах съездов, конференций, симпозиумов, диссертациях, авто-рефератах диссертаций, поступивших в Алтайскую
  5. Отчет государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

    Содержательный отчет
    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж» (далее – колледж) осуществляет образовательную деятельность на всей территории Свердловской области.
  6. Библиографический указатель новых поступлений в рнмб сентябрь октябрь 2009 г

    Библиографический указатель
    Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию объектов малого предпринимательства : утв. постановлением МЗ Республики Беларусь от 14.

Другие похожие документы..