Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1214

УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол №1

От__________2011 года

Председатель педсовета

___________ В. П. Тихомирова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе

Ступень обучения (класс) основное общее образование, 10 «А» класс

Количество часов 4 часа в неделю по каждому классу (136 часов)

Уровень базовый

(базовый, углубленный, профильный)

Учитель Матвеева Вера Анатольевна

Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов, авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина к учебнику-хрестоматии по литературе; авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Изд. «Просвещение», 2006 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.

Цели и задачи курса

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие

человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической

и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На изучение литературы в 10 классе отводится 136 учебных часов, в неделю 4 урока

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать / понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой
    эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных перио­дах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:

• воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию,

оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку

зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.воспроизводить содержание литературного произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ. Художественное время и пространство.

  • Содержание и форма. Поэтика.

  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сенти­ментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Ос­новные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХГХ-ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть,
    рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграм­ма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Ста­дии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.
    Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Сис­тема образов.

  • Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

- Деталь. Символ. Подтекст.

-Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

- Гипербола. Аллегория.

-Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.

Учебно-тематический план

СОДЕРЖАНИЕ

Кол-во часов

Русская литература 19-го века

11

А. С. Пушкин.

19

М. Ю. Лермонтов

11

Н. В. Гоголь.

9

Ф. И. Тютчев

5

А. А. Фет

4

А. К. Толстой

2

И. А. Гончаров

3

А. Н. Островский

8

И. С. Тургенев

8

Н. А. Некрасов

9

М.Е.Салтыков - Щедрин

5

Л. Н. Толстой

17

Ф.М.Достоевский

12

Н. С. Лесков

5

А. П. Чехов

8

  1. Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) (1)

    Рабочая программа
    Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов, авторы-составители В. Я. Коровина, В.
  2. Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) (2)

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе "Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы", допущенной Министерством образования Российской Федерации.
  3. Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) (3)

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.
  4. Приказ № рабочая программа по литературе Ступень обучения: 10 Акласс

    Рабочая программа
    Планирование составлено на основе авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.
  5. Приказ № рабочая программа по литературе ступень обучения (класс): основное общее образование, 7 «Б» класс

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта 2004 года, авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература.
  6. Рабочая программа по физике Ступень обучения (класс)

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе авторской программы по физике для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы: В.С. Данюшенков, О.
  7. Рабочая программа по литературе Ступень образования: среднее (полное) общее образование (10-12 классы)

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании», с государственным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), с Федеральной примерной программой основного
  8. Рабочая программа по литературе Ступень образования: основное общее образование (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании», с государственным стандартом основного общего образования по литературе, с Федеральной примерной программой основного общего образования по литературе, с базовым
  9. Рабочая программа по литературе Ступень образования: основное общее образование (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании», с государственным стандартом основного общего образования по литературе, с Федеральной примерной программой основного общего образования по литературе, с базовым

Другие похожие документы..