Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса специальность 080102 «Мировая экономика»

4. Содержание дисциплины

4.1. Примерный учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

Количество часов

СРС

Всего

В том числе

лекции

практические

1

2

3

4

5

6

1.

Сущность и основные понятия психологии бизнеса

6

2

4

2.

Проявление индивидуальных особенностей личности в бизнесе

4

2

2

3.

Психологические факторы организации бизнеса

4

2

2

4.

Психология имиджа фирмы

6

2

4

5.

Психология деловых отношений

6

2

4

6.

Психология подбора и найма персонала

4

2

2

7.

Психология самовыживания бизнесмена

4

4

Итого:

34

16

18

-

4.2. Содержание разделов (тем) дисциплины

Тема 1. Сущность и основные понятия психологии бизнеса.

Психологические особенности бизнеса. Предмет, задачи и методы психологии бизнеса. Парадоксы психологии и бизнеса. Национальные особенности психологии бизнеса: параметры национального стиля, национальные стили деловых отношений. Личность бизнесмена и ее понимание. Мотивационная сфера личности бизнесмена. Значение эмоционально-волевой сферы личности делового человека в бизнесе. Значение способностей, темперамента и характера для бизнесмена. Роль памяти, мышления и речи личности в достижении успеха в бизнесе. Значение знаний психологии и этики бизнеса для делового человека. Особенности национальной этики партнера. Национальные особенности восприятия цвета.

Тема 2. Проявление индивидуальных особенностей личности и бизнеса. Индивидуально-психологические качества бизнесмена: темперамент, воля, характер, способности. Общественно-психические качества бизнесмена: социализация личности, социальные ожидания, социальные чувства. Влияние бизнеса на формирование личности. Психология коллективных взаимоотношений. Срабатываемость и совместимость. Сущность совместимости. Оценка совместимости. Особенности психических процессов в бизнесе и менеджменте. Характеристика психических процессов и их влияние на результаты деятельности бизнесмена. специфика психических свойств преуспевающего бизнесмена.

Тема 3. Психологические факторы организации бизнеса.

Психологические составляющие бизнеса. Социально-психологический климат в коллективе. Стимулирование активности работников фирмы. особенности отношений в коллективе, занятом бизнесом. Имидж руководителя фирмы и его слагаемые. Принципы создания имиджа. Самопрезентация и ее схема. Служба телефонных переговоров. Связь с общественностью и реклама. Представительство. организация и социальная группа как объекты управления в бизнесе. Структура коллектива.

Тема 4. Психология имиджа фирмы.

Имидж: понятия, сущность, правила формирования. Элементы имиджа. Психологические особенности выбора названия фирмы. Адрес фирмы, внешний облик бизнесмена. Предметно-пространственная среда. Переговоры как образ мышления и жизни. типичные модели поведения на переговорах. психология эффективного переговорного процесса. психологические основы деструктивной переговорной тактики и способы ее преодоления. Имиджеология: секреты личного обаяния. Природа имиджа. Суггестия имиджа. Перестройка имиджа. Имидж по К.С.Станиславскому.

Тема 5. Психология деловых отношений.

Понятие деловых отношений. психологические особенности деловых контактов. Психология и этика переговоров. Формирование переговорного процесса. невербальных язык бизнесменов. Способы и виды поиска кандидатов на вакантное место. Методы отбора кандидатов. Оценка персонала и ее общие проблемы. Оценочная беседа. Метод тестов. Оценочные центры. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Выслушивание партнера как психологический прием. Техника и тактика аргументирования.

Тема 6. Психология подбора и найма персонала.

Подбор персонала. Проблемы найма. Как быть принятым на работу. Особенности требований инофирмы к кандидатам. Типы работников и управление ими.

Способы психологической защиты. Отрицание, вытеснение. Проекция, идентификация, рационализация. Включение, замещение. Изоляция или отчуждение. Объективные и субъективные факторы в подборе персонала. Параметры оценки. Методы получения первичной информации.

Тема 7. Психология самовыживания бизнесмена.

Понятие работоспособности. факторы, влияющие на работоспособность. Формула выживаемости, стресс и меры борьбы с отрицательными последствиями стресса. Основы «психогигиены». «Работоголизм» и его последствия. Профилактика стресса. Психологическое влияние «цветового климата».

5. Тематика и примерные вопросы семинарских занятий

Тема 1.Сущность и основные понятия психологии бизнеса.

(форма проведения - семинар)

Вопросы к теме:

  1. Психологические особенности бизнеса.

  2. Предмет, задачи и методы психологии бизнеса.

  3. Парадоксы психологии ибизнеса.

  4. Национальные особенности психологии бизнеса: параметры национального стиля, национальные стили деловых отношений.

Тема 2.Проявление индивидуальных особенностей личности в бизнесе.

(форма проведения - семинар)

Вопросы к теме:

  1. Личность бизнесмена и ее понимание.

  2. Мотивационная сфера личности бизнесмена.

  3. Значение эмоционально-волевой сферы личности делового человека в бизнесе.

  4. Значение способностей, темперамента и характера для бизнесмена.

  5. Роль памяти, мышления и речи личности в достижении успеха в бизнесе.

Тема 3. Психологические факторы организациибизнеса.

(форма проведения - семинар)

Вопросы к теме:

  1. Психология коллективных взаимоотношений.

  2. Срабатываемость и совместимость.

  3. Сущность совместимости.

  4. Учет совместимости.

  5. Оценка совместимости.

Тема 4. Психология имиджа фирмы.

(форма проведения - семинар)

Вопросы к теме:

  1. Имидж руководителя фирмы и его слагаемые.

  2. Принципы создания имиджа.

  3. Формула воздействия имиджа.

  4. Самопрезентация и ее схема.

  5. Служба телефонных переговоров.

  6. Связь с общеечтвенностыо и реклама.

  7. Представительство.

Тема 5. Психология деловых отношений.

(форма проведения - семинар)

Вопросы к теме:

  1. Переговоры как образ мышления и жизни.

  2. Типичные модели поведения на переговорах.

  3. Психология эффективного переговорного процесса.

  4. Психологические основы деструктивной переговорной тактики и способы ее преодоления.

Тема 6. Психология подбора и найма персонала.

(форма проведения - семинар)

Вопросы к теме:

  1. Способы и виды поиска кандидатов на вакантное место.

  2. Методы отбора кандидатов.

  3. Оценка персонала и ее общие проблемы.

  4. Оценочная беседа.

  5. Метод тестов.

  6. Оценочные центры.

Тема 7. Психология самовыживания бизнесмена

(форма проведения - семинар)

Вопросы к теме:

  1. Способы психологической защиты.

  2. Отрицание, вытеснение.

  3. Проекция, идентификация, рационализация.

  4. Включение, замещение.

  5. Изоляция или отчуждение.

6. Задания для самостоятельной работы студентов

Тема 1. Сущность и основные понятия психологии бизнеса.

Рассмотрите и кратко законспектируйте следующие вопросы:

Основные понятия психологии бизнеса. Значение знаний психологии и этики бизнеса для делового человека. Особенности национальной этики партнера. Национальные особенности восприятия цвета.

Тема 2. Проявление индивидуальных особенностей личности в бизнесе.

Рассмотрите и кратко законспектируйте следующие вопросы:

Особенности психических процессов в бизнесе и менеджменте. Характеристика психических процессов и их влияние на результаты деятельности бизнесмена. Специфика психических свойств преуспевающего бизнесмена.

Тема 3. Психологические факторы организации бизнеса.

Рассмотрите и кратко законспектируйте следующие вопросы:

Организация и социальная группа как объекты управления в бизнесе. Структура коллектива.

Тема 4. Психология имиджа фирмы.

Рассмотрите и кратко законспектируйте следующие вопросы:

Имиджеология: секреты личного обаяния. Природа имиджа. Суггестия имиджа. Перестройка имиджа. Имидж по К.С. Станиславскому.

Тема 5. Психология деловых отношений.

Рассмотрите и кратко законспектируйте следующие вопросы:

Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Выслушивание партнера как психологический прием. Техника и тактика аргументирования.

Тема 6. Психология подбора и найма персонала.

Рассмотрите и кратко законспектируйте следующие вопросы:

Объективные и субъективные факторы в подборе персонала. Параметры оценки. Методы получения первичной информации.

Тема 7. Психология самовыживания бизнесмена.

Рассмотрите и кратко законспектируйте следующие вопросы:

«Работоголизм» и его последствия. Профилактика стресса. Психологическое влияние «цветового климата».

  1. Примерный перечень вопросов для АКР и тестовых заданий

  1. Психологические особенности бизнеса.

  2. Предмет, задачи и методы психологии бизнеса.

  3. Парадоксы психологии и бизнеса.

  4. Национальные особенности психологии бизнеса: параметры национального стиля, национальные стили деловых отношений.

  5. Основные понятия психологии бизнеса.

  6. Значение знаний психологии бизнеса для делового человека.

  7. Особенности национальной этики партнера.

  8. Национальные особенности восприятия цвета.

  9. Индивидуально-психологические качества бизнесмена: темперамент, характер, воля, способности.

  1. Общественно-психологические качества бизнесмена: социализация личности, социальные ожидания, социальные чувства.

  2. Влияние бизнеса на формирование личности.

  3. Личность бизнесмена и ее понимание.

  4. Мотивационная сфера личности бизнесмена.

  5. Значение эмоционально-волевой сферы личности делового человека в бизнесе.

  6. Значение способностей, темперамента и характера для бизнесмена.

  7. Роль памяти, мышления и речи личности бизнесмена в достижении успеха в бизнесе.

  8. Особенности психических процессов в бизнесе и менеджменте.

  9. Характеристика психических процессов и их влияние на результаты деятельности бизнесмена.

  10. Специфика психических свойств преуспевающего бизнесмена.

  11. Психологические составляющие бизнеса.

  12. Социально-психологический климат в коллективе.

  13. Стимулирование активности работников фирмы.

  14. Особенности отношений в коллективе, занятом бизнесом.

  15. Формирование традиций бизнеса.

  16. Психология коллективных взаимоотношений.

  17. Срабатываемость и совместимость.

  18. Сущность совместимости. Учет совместимости. Оценка совместимости.

  19. Организация и социальная группа как объекты управления в бизнесе.

  20. Структура коллектива.

  21. Имидж: понятие сущность, правила формирования.

  22. Элементы имиджа.

  23. Психологические особенности выбора названия фирмы.

  24. Адрес фирмы, внешний облик бизнесмена и сотрудников.

  25. Предметно-пространственная среда.

  26. Имидж руководителя фирмы и его слагаемые.

  27. Принципы создания имиджа.

  28. Формула воздействия имиджа.

  29. Самопрезентация и ее схема.

  30. Служба телефонных переговоров.

  31. Связь с общественностью и реклама.

  32. Представительство.

  33. Имиджелогия: секреты личного обаяния.

  34. Природа имиджа. Суггестия имиджа.

  35. Перестройка имиджа. Имидж по К. С. Станиславскому

  1. Понятие деловых отношений.

  2. Психологические особенности деловых контактов.

  3. Психология и этика переговоров.

  4. Формирование переговорного процесса.

  5. Невербальный язык бизнесменов.

  6. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров.

  7. Выслушивание партнера как психологический прием.

  8. Техника и тактика аргументирования.

  9. Подбор персонала.

  10. Проблемы найма.

55. Как быть принятым на работу.

  1. Особенности требований инофирмы к кандидатам.

  2. Объективные и субъективные факторы в подборе персонала.

  3. Параметры оценки.

  4. Методы получения первичной информации.

  5. Психология самовыживания бизнесмена.

  6. Понятие работоспособности.

  7. Факторы, влияющие на работоспособность.

  8. Формула выживаемости.

  9. Стресс и меры борьбы с отрицательными последствиями стресса.

  10. Основы психогигиены.

  11. Способы психологической защиты.

  12. Отрицание, вытеснение.

  13. Проекция, идентификация, рационализация.

  14. Включение, замещение. Изоляция или отчуждение.

  15. «Работоголизм» и его последствия.

  16. Профилактика стресса.

  17. Психологическое влияние «цветового климата».

Аудиторная контрольная работа не предусмотрена.

8. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

  1. Предмет, задачи, принципы и методы психологии бизнеса.

  2. Основные категории психологии бизнеса.

  3. Предпринимательская деятельность (бизнес), особенности, характерные черты.

  4. Бизнес этика и этикет.

  5. Индивидуально-психологические качества личности: общая характеристика.

  6. Индивидуально-психологические качества личности: темперамент.

  7. Индивидуально-психологические качества личности: характер.

  8. Индивидуально-психологические качества личности: способности.

  9. Индивидуально-психологические качества личности: чувства и эмоции.

  10. Индивидуально-психологические качества личности: воля, внимание, память, мышление и речь.

  11. Психологические составляющие бизнеса.

  12. Психология трудового коллектива: сферы отношений, основные черты.

  13. Психология трудового коллектива: стили общения, признаки благоприятного социально-психологического климата.

  14. Психология трудового коллектива: факторы, формирующие благоприятный социаль­но-психологический климат, меры формирования трудового коллектива.

  15. Условия эффективной работы трудового коллектива.

  16. Понятия «имидж», «позитивный имидж», «паблик рилейжнз».

  17. Цели, задачи и функции паблик рилейшнз.

  18. Направления деятельности и разновидности мероприятий паблик рилейжнз.

  19. Формирования имиджа организации.

  20. Личность бизнесмена и ее понимание: основные понятия.

  21. Структура личности.

  22. Психология деятельности и познавательных процессов.

  23. Личность бизнесмена и ее понимание.

  24. Этапы и виды делового общения.

  25. Структура общения.

  26. Коллективные формы делового общения.

  27. Этика взаимоотношений: основные принципы делового этикета.

  28. Этика взаимоотношений: методы воздействия.

  29. Этика взаимоотношений:правила ведения деловой беседы.

  30. Имидж руководителя фирмы и его слагаемые: функции и задачи имиджа.

  31. Имидж руководителя фирмы и его слагаемые: классификация.

  32. Имидж руководителя фирмы и его слагаемые: личность и имидж.

  33. Имидж руководителя фирмы и его слагаемые: правила формирования имиджа.

  34. Имидж руководителя фирмы и его слагаемые: правила этикета.

9. Требования к знаниям студентов, предъявляемые на зачете

Итоговый контроль по курсу «Психология бизнеса» проводится в форме устного зачета. На зачете студент должен проявить свободу ориентации в программных знаниях, овладение ими в конкретных примерах, показать знание основных понятий и логику владения ими.

Критерии оценки знаний студентов:

«зачтено» ставится за полное и прочное знание материала в заданном объеме при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения;

«не зачтено» — за незнание предмета, большое количество ошибок в речи или в тексте письменной работы.

  1. Тематика рефератов и курсовых работ

Тематика рефератов

  1. Имиджеология: секреты личного обаяния.

  2. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров.

  3. Выслушивание партнера как психологический прием.

  4. Техника и тактика аргументирования.

  5. «Работоголизм» и его последствия.

  6. Профилактика стресса.

  7. Психологическое влияние «цветового климата».

  8. Национальные особенности психологии бизнеса: параметры национального стиля, национальные стили деловых отношений.

  9. Влияние бизнеса на формирование личности.

  10. Значение способностей, темперамента и характера для бизнесмена.

  11. Роль памяти, мышления и речи личности бизнесмена в достижении успеха в бизнесе.

  12. Стимулирование активности работников фирмы.

  13. Особенности отношений в коллективе, занятом бизнесом.

  14. Формирование традиций бизнеса.

  15. Психологические особенности выбора названия фирмы.

  16. Адрес фирмы, внешний облик бизнесмена и сотрудников.

  17. Самопрезентация и ее схема.

  18. Невербальный язык бизнесменов.

  19. Как быть принятым на работу.

  20. Психология самовыживания бизнесмена.

  21. Способы психологической защиты.

Курсовая работа не предусмотрена.

11. Инновации в преподавании дисциплины

Использование современных программных средств; обновление материала дисциплины на основе данных, полученных из периодической печати и сети Internet; дискуссии; моделирование профессиональных ситуаций; рейтинговая системы оценки практических занятий.

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер).

13. Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

  1. Завьялова Е. К. Психология предпринимательства : учебное пособие / Е. К. Завьялова, С. Т. Посохова . - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та , 2004. - 294 с.

  2. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : Акад. Проект ; Фонд "Мир" , 2005. - 330 с.

  3. Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте : учебное пособие / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин . - 2-е изд . - СПб. [и др.] : Питер , 2004. - 221 с.

  4. Гордеева, А. В. Психология бизнеса : практикум для специальности 060600 "Мировая экономика", специализация "Внешняя экономическая деятельность" / А. В. Гордеева ; Н. Н. Денисюк ; Моск. ун-т потребит. кооперации . - М. : МУПК , 2003. - 55 с.

  5. Сандомирский, М. Е. Психология коммерции : учебное пособие / М. Е. Сандомирский . - М. : Академия , 2006. - 223 с.

  6. Семенов, А. К. Психология и этика менеджмента и бизнеса : учебное пособие / А. К. Семенов ; Е. Л. Маслова . - 5-е изд., испр. и доп . - М. : Дашков и К' , 2007. - 274 с.

Дополнительная литература

  1. Индивидуальный предприниматель / Л. П. Щуко, [и др.] . - М.; СПб. : Герда , 2005. - 554 с.

  2. Большой психологический словарь / ред. Б. Г. Мещеряков, ред. В. П. Зинченко . - СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : ОЛМА-ПРЕСС Инвест , 2005. - 666 с.

  3. Индивидуальный предприниматель / Л. П. Щуко ; [и др.] . - М.; СПб. : Герда , 2005. - 554 с.

  4. Сироткина, И. В. Работаем ярко: цветные продавцы, цветные покупатели / И. В. Сироткина . - М. : Альфа-Пресс , 2005. - 187 с.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 01 История мировой экономики (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Важной частью общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов – экономистов является изучение общественных дисциплин, поскольку оно способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления.
  2. Рабочая программа дисциплина «Международный менеджмент» Специальность 080102 «Мировая экономика»

    Рабочая программа
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг направление подготовки бакалавров

    Учебно-методический комплекс
    Учебно–методический комплекс включает в себя тематические планы; содержание курса; вопросы и задания для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; тесты для самоконтроля; перечень вопросов для подготовки
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины (СД. Ф 02) Деньги, кредит, банки Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Деньги. Кредит. Банки» является одной из базовых дисциплин в подготовке экономистов любой специальности, входит в федеральный компонент раздела СД – специальные дисциплины, индекс СД.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 04 Менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности (080102.65) Мировая экономика, утвержденного 17 марта 2 г.
  6. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 «Мировая экономика» Москва 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (Английский язык основной и профессиональный) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 2 г.
  7. Учебно-методический комплекс Специальность: 080102 Мировая экономика Москва 2009 (4)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 2 г. по специальности 080102 Мировая экономика.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 07 Экономическая теория (ч. 3: история экономических учений)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности 080102.65 Мировая экономика, утвержденного 17 марта 2 г.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Специальностей: 030501 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Богданова, И.О. История отечественного государства и права Текст: учеб.- метод. комплекс дисциплины / И.О. Богданова; Челяб. ин-т (фил.) ГОУ ВПО «РГТЭУ».

Другие похожие документы..