Иностранный язык Хадасевич Г. С

Иностранный язык

Хадасевич Г.С.,

методист высшей категории

управления учебно-методической работы

Развитие современного общего среднего образования регулируется измененными и дополненными нормативными документами и правовыми актами системы образования в нашей республике. В научно-методическое обеспечение по учебному предмету «Иностранный язык» входят: концепция учебного предмета «Иностранный язык»; образовательный стандарт учебного предмета ”Иностранный язык“, который содержит требования к учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, а также нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по иностранным языкам для III-XI классов учреждений общего среднего образования; учебные программы по иностранным языкам для III-XI классов учреждений общего среднего образования. Учителя иностранного языка в своей деятельности также руководствуются правилами проведения аттестации учащихся в процессе освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь, и санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Основными иностранными языками в республике для изучения в учреждениях общего среднего образования являются английский, немецкий, французский, испанский, китайский. Обязательный для изучения иностранный язык определяется учредителем учреждения общего среднего образования с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования.

Национальная система обучения иностранным языкам функционирует и развивается на основе личностно ориентированного коммуникативно-когнитивного, компетентностного подхода.

Содержание обучения иностранным языкам представляет собой единство предметного и эмоционально-ценностного компонентов. Оно направлено на приобретение опыта, необходимого в межкультурной коммуникации, с последующим использованием коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности.

Эмоционально-ценностный компонент содержания обучения иностранным языкам включает совокупность отношений личности к мировому языковому и культурному наследию, а также процессу овладения им в целях собственного профессионального и личностного роста. Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания обучения обеспечивает приобретение личностью субъективного опыта иноязычного общения путем рефлексии, самопознания, самоопределения. Процесс овладения иностранным языком приобретает для учащегося личностный смысл.

Овладение предметным и эмоционально-ценностным компонентами содержания обучения в их единстве предполагает приобретение опыта, необходимого в межкультурной коммуникации.

Особое внимание рекомендуем обратить на изучение культурного наследия Республики Беларусь и стран изучаемого иностранного языка, на межпредметные связи с белорусским и русским языками, литературой, историей, обществоведением, географией и другими учебными предметами. В учреждениях общего среднего образования в процессе обучения школьников иностранному языку необходимо соблюдать преемственность на уроках и факультативных занятиях. При обучении учащихся иностранному языку следует помнить об усилении реализации компонентов устной речи. В настоящее время увеличились возможности для расширения воспитательного потенциала учебного предмета, что позволяет стимулировать интересы учащихся, развивать их желание использовать иностранный язык в качестве средства социального взаимодействия.

Перед учителем иностранного языка поставлена задача — научить учащихся устной иноязычной речи, которая является основой межкультурного общения на иностранном языке и одним из показателей успешности в сфере избранной профессиональной деятельности. Для решения данной задачи руководитель учреждения общего среднего образования должен создать необходимые условия для работы учителя иностранного языка: решить кадровый вопрос, обеспечив необходимое количество учителей иностранного языка; провести деление класса на 3 группы с наполняемостью не менее 6 и не более 10 учащихся в каждой; распределить уроки иностранного языка в расписании с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов, исключая возможность проведения двух уроков иностранного языка в один день вне зависимости от вида учреждения общего среднего образования; обеспечить возможность использования учителем иностранного языка технических средств обучения (магнитофона, видеомагнитофона, компьютера и др.), позволяющих воспроизводить образцы речи в различных ситуациях иноязычного общения; обеспечить запросы учителя в повышении квалификации по освоению содержания и авторских методик работы с новыми отечественными учебно-методическими комплексами, в использовании современных информационных и коммуникационных технологий и др.

В кабинете иностранного языка должна быть собрана медиатека, содержащая аутентичные аудио- и видеоматериалы для организации иноязычного общения учащихся. Каждый учитель иностранного языка должен уметь работать в коммуникативном режиме, используя современные технологии и средства обучения.

В 2011/2012 учебном году методическая работа с учителями иностранных языков на всех уровнях должна обеспечить своевременное и качественное освоение нормативной правовой, учебно-методической и научно-методической базы для организации образовательного процесса по иностранному языку. Методическая работа призвана содействовать ознакомлению и распространению передового педагогического опыта педагогов по коммуникативно-ориентированному обучению учащихся иностранному языку, использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Методисты институтов развития образования (ИРО), районных (городских) учебно-методических кабинетов (УМК), учреждений общего среднего образования обязаны обеспечить оперативную консультативную помощь учителю в подготовке к урокам, в создании банка коммуникативных технологий обучения иностранным языкам, эффективных способов и приемов обучения иностранному языку.

В рамках районного методического объединения учителей иностранных языков могут создаваться методические формирования: школа совершенствования педагогического мастерства (ШСПМ), школа молодого учителя (ШМУ), творческая группа (ТГ), проблемная группа (ПГ), школа передового педагогического опыта (ШППО) и другие. Каждое методическое формирование работает над единой темой с освоением каждым педагогом тематики на уровне теории, проектирования образовательного процесса и апробирования на практике с дальнейшим представлением собственной педагогической продукции на заседаниях методического объединения и возможностью дальнейшего её предоставления на областной уровень.

Ресурсный центр каждого ИРО и УМК должен предоставить учителю иностранного языка право пользования услугами сети Интернет, необходимыми для профессиональной педагогической деятельности. На базе ресурсного центра обеспечивается методическое сопровождение педагогической деятельности учителей иностранных языков в использовании ИКТ. Ресурсный центр должен располагать также всем необходимым для совершенствования языковых компетенций учителя иностранного языка.

В 2011/2012 учебном году рекомендуется рассматривать вопросы повышения качества организации образовательного процесса по иностранным языкам.

Республиканский уровень

На базе Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» запланировано проведение следующих мероприятий:

  1. Базовое повышение квалификации учителей немецкого языка лицеев, гимназий, учебно-педагогических комплексов (24.10 – 05.11.2011).

  2. Базовое повышение квалификации учителей английского языка лицеев, гимназий, учебно-педагогических комплексов (12.12 – 24.12.2011).

  3. Педагогическая мастерская «Развитие культуры иноязычного межличностного общения на уроках иностранного языка и внеучебных занятиях» для методистов Р(Г)УМК, заместителей директоров общеобразовательных учреждений, курирующих преподавание иностранного языка (на базе Гомельского ИРО, октябрь 2011).

  4. Семинар-практикум «Особенности оценивания результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку на различных ступенях общего среднего образования» для методистов ИРО, руководителей районных методических объединений (ноябрь 2011).

5. Базовое повышение квалификации учителей английского языка лицеев, гимназий, учебно-педагогических комплексов (20.02.12 - 03.03.12).

6. Базовое повышение квалификации учителей французского и испанского языков лицеев, гимназий, учебно-педагогических комплексов (16.04.12 - 28.04.12).

7. Семинар «Координация деятельности методических служб республики, отвечающих за преподавание иностранных языков» (апрель 2012).

8. Целевое повышение квалификации методистов ИРО, Р(Г)УМК «Научно-методическое сопровождение передового педагогического опыта учителя иностранного языка» (12.11.12 - 24.11.12).

* дополнительная информация на сайте Академии последипломного образования www.academy.edu.by

Областной уровень

Областным (Минскому городскому) институтам развития образования рекомендуем провести мероприятия:

1. Семинар-совещание для методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов, которые курируют преподавание иностранных языков (сроки проведения – до 22 августа 2011).

В программу семинара-совещания должны быть включены вопросы:

изменения и дополнения в нормативных документах, регламентирующих деятельность учителей иностранных языков в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании;

создание условий для работы учителя иностранного языка со стороны администрации учреждений общего среднего образования и методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов;

пути повышения качества организации образовательного процесса по иностранным языкам.

В процессе семинара-совещания выявляются имеющиеся проблемы и определяются пути решения этих проблем. Координируется деятельность районных (городских) методических объединений учителей иностранных языков и методических формирований учителей иностранных языков на областном уровне.

2. Обучающий семинар для участников методических формирований учителей иностранных языков «Школа передового педагогического опыта» и методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов по овладению ими информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

3. Обобщающий семинар для методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов, руководителей районных (городских) методических объединений и участниковметодических формирований учителей иностранных языков «Школа совершенствования педагогического мастерства»: «Контрольно-оценочная деятельность учителя на уроках иностранного языка».

4. Обобщающий семинар для методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов, руководителей районных (городских) методических объединений учителей иностранных языков и участников методических формирований учителей иностранных языков «Современный урок иностранного языка».

Районный уровень

На августовской предметной секции учителей иностранных языковпредлагается обсудить следующие вопросы:

  • изменения и дополнения в нормативной правовой базе на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании (выступление руководителя районного (городского) методического объединения учителей иностранных языков);

  • анализ результатов образовательного процесса за 2010/2011 учебный год и опыта проведения устного выпускного экзамена на выбор учащихся по иностранному языку за курс общего среднего образования (выступление методиста районного (городского) учебно-методического кабинета, курирующего преподавание иностранных языков);

  • особенности преподавания иностранного языка в 2011/2012 учебном году (выступление методиста районного (городского) учебно-методического кабинета, курирующего преподавание иностранных языков);

  • новые отечественные учебно-методические комплексы по иностранным языкам и методики их использования (лекция – беседа или мастер-класс учителей-мультипликаторов, участвующих в повышении квалификации по данной проблеме);

  • выполнение Плана мероприятий Министерства образования по совершенствованию и организации образовательного процесса по иностранным языкам на уровнях дошкольного и общего среднего образования в регионе за 2010/2011 учебный год и ожидаемые результаты в 2011/2012 учебном году (выступление методиста районного (городского) учебно-методического кабинета, курирующего преподавание иностранных языков);

  • планирование работы районного методического объединения и методических формирований учителей иностранных языков на предстоящий учебный год (выступление руководителя районного (городского) методического объединения учителей иностранных языков).

На заседаниях районных (городских) методических объединений (формирований) учителей иностранных языков рекомендуется рассматривать вопросы повышения качества организации образовательного процесса по иностранным языкам.

В течение учебного года планируется 4 заседания районного (городского) методического объединения учителей иностранных языков.

Для решения проблем, возникающих в практической деятельности учителей, актуальным представляется обсуждение следующих вопросов:

  • создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения;

  • речевая направленность и деятельностный характер урока иностранного языка;

  • повышение качества иноязычного общения учащихся на основе использования материалов дидактических сценариев урока;

  • моделирование ситуаций межкультурного общения;

  • создание аутентичной образовательной среды с целью повышения качества иноязычного общения учащихся;

  • коммуникативные приёмы предупреждения и исправления ошибок учащихся;

  • современные информационно – коммуникационные и социальные технологии обучения иностранным языкам;

  • обязательный выпускной экзамен по иностранному языку как фактор стимулирования развития устной иноязычной речи учащихся;

  • роль внеучебных занятий в повышении мотивации учащихся к изучению иностранного языка;

  • контрольно-оценочная деятельность учителя на уроках иностранного языка.

Методическим формированиям учителей иностранных языков «Проблемная группа» предлагается:

  • создать в виде образца базу данных коммуникативных технологий обучения иностранным языкам для учреждения общего среднего образования (представление и экспертиза педагогической продукции — на первом заседании районного/городского методического объединения учителей иностранных языков);

  • откорректировать в соответствии с ныне действующими учебными программами рекомендованное на 2011/2012 учебный год примерное календарно-тематическое планирование для 9 класса: выравнивание уровня освоения содержания образования учащимися, которые в 2007/2008 учебном году начали изучение иностранного языка с 5 класса (представление и экспертиза педагогической продукции — на августовской секции учителей иностранных языков).

*В таком случае администрация учреждения общего среднего образования в конце уточнённого варианта КТП ставит свою подпись и визу «согласовано».

Методическим формированиям учителей иностранных языков «Школа совершенствования педагогического мастерства» предлагается:

  • разработать образцы практических материалов контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках иностранного языка (представление и экспертиза педагогической продукции — на втором заседании районного/городского методического объединения учителей иностранных языков).

Методическим формированиям учителей иностранных языков «Творческая группа» рекомендуется:

  • разработать образцы практических материалов для развития устной иноязычной речи учащихся по подготовке к обязательному выпускному экзамену по иностранному языку» (представление и экспертиза педагогической продукции — на третьем заседании районного/городского методического объединения учителей иностранных языков).

Методическим формированиям учителей иностранных языков «Школа передового педагогического опыта» предлагается:

  • представить для обобщения на районном уровне аннотированный практический опыт «Обучение учащихся межкультурному общению с использованием информационно-коммуникационных технологий» (представление и экспертиза педагогической продукции — на четвёртом заседании районного/городского методического объединения учителей иностранных языков).

  1. 12 апреля 2012 года. Рассматриваются вопросы выстраивания эффективной методической работы с учителями иностранных языков на всех уровнях

    Документ
    1. Республиканский семинар-совещание для методистов ИРО «Деятельность учреждений дополнительного образования взрослых по организации методической работы с учителями иностранных языков».
  2. С учителями иностранных языков в 2012/2013 учебном году

    Документ
    Языковое образование является неотъемлемой частью общего среднего образования в нашей республике. Вместе с тем, иностранный язык как учебный предмет имеет свою специфику, отличающую его от других учебных предметов гуманитарного цикла.
  3. На экзамене по иностранному языку английскому, немецкому

    Документ
    На экзамене по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, испанскому) проверяется практическое владение учащимися умениями говорения, понимания иноязычной речи на слух и в процессе чтения.
  4. Примерное планирование работы методического объединения учителей иностранных зыков на 2009-2010 учебный год

    Документ
    В 2009/2010 учебном году в республике продолжается развитие 11-летнего общего среднего образования. Типовой учебный план определяет количество недельных учебных часов иностранного языка для общеобразовательных школ и для гимназий.
  5. Программа XV студенческой научной конференции имени Г. И. Назина Сургутского государственного университета хмао югры

    Программа
    Еськов В.М., д.ф.-м.н., д.б.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, проректор по научно-исследовательской работе Сургутского государственного университета.
  6. Бюллетень новых поступлений за 1-14 февраля 2011 года

    Бюллетень
    Гуманитарные исследования на Урале и социальная практика [Текст] : всероссийская научная конференция, Екатеринбург, 25-26 октября 2010 г. / Российская академия наук, Уральское отделение, Институт истории и археологии, Министерство
  7. Бюллетень новых поступлений за март 2012 года

    Бюллетень
    Востоковедение [Текст] : материалы XLIX Международной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс", 16-20 апреля 2011 г.
  8. А. П. Вантрусов // Локомотив. 2011. № C. 42-43

    Указатель
    1. Автоматизированная система экспертизы схемных решений железнодорожной автоматики и телемеханики / М.Н. Василенко, А.М. Горбачев, Д.В. Зуев, Е.В. Григорьев Транспорт Российской Федерации.
  9. Щихся с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям

    Документ
    для формирования экспертных комиссий для проведения всесторонней экспертизы результатов практической деятельности за межаттестационный период педагогических работников,

Другие похожие документы..