Программа обучения студентов (Sillabus) по дисциплине «Зарубежная литература ХХ в.» для специальности 050118 «русский язык и литература» форма обучения дневная Всего- 1 кредит

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

им. С. АМАНЖОЛОВА

«Утвержден»

На заседании Методического Совета

Факультета филологии и журналистики

Председатель

Л.Н.Демченко « « 2007 г.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Sillabus)

по дисциплине «Зарубежная литература ХХ в. »

для специальности 050118 «русский язык и литература»

форма обучения дневная

Всего- 1 кредит

Курс - 3

Семестр - 5

Лекций - 15 часов

Количество рубежных контролей (РК) – 2

СРСП (аудиторных) – 15 часов

СРС – 15 часов

Экзамен – 5 семестр

Всего аудиторных часов – 30

Всего внеаудиторных часов – 15

Общая трудоемкость - 45 часов

Усть-Каменогорск, 2007

Силлабус составлен на основании Госстандарта специальности 050118 «Русский язык и литература» и типовой программы (Алматы, 2006).

Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка

и литературы

2 мая 2007 г. Протокол № 11

И.о. зав. кафедрой ___________________ Минаев В.ф.

Восточно-Казахстанский государственный университет

им. С. Аманжолова, 2005

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

2. Название и код дисциплины: Зарубежная литература ХХ века. Код ZarLit20

3. Кафедра русского языка и литературы

Минаев Владимир Филиппович, профессор ВКГУ, кандидат филологических наук, и.о. зав. кафедрой русского языка и литературы, профессор

Стаж работы – 39 лет

4. Контактная информация: 57-10-52 (раб.), 24-24-45 (дом.),

Электронный адрес: minaev_vlad@

Место проведения корпус № 9, ауд. № 308

  1. Количество кредитов1

1 час лекций, 1 час СРСП в неделю

  1. Дата: 2007-2008, 5-й семестр

  1. 7. Цель и задачи дисциплины

  2. Цель преподавания дисциплины: ознакомление студентов с литературным

процессом в Германии, Англии, Франции, США в ХХ веке, с творчеством ведущих мастеров слова, привитие навыков анализа художественных произведений различных жанров сквозь призму творческого метода и индивидуального стиля писателя. Литература ХХ века тесно связана с философией, эстетикой, этикой, социологией – всем, что составляет духовно-культурную атмосферу эпохи.

Задачи изучения дисциплины: формирование целостной картины литера-турного процесса в Западной Европе и США в сознании студентов, постиже-

ние идейно-эстетического богатства и творческих достижений ведущих худож-ников слова. В рамках творческой парадигмы отдельного автора – выявление строя художественного сознания, определение особенностей мировидения, за-кономерностей его «образа мира», путей формирования философских, эстетиче-ских и этических взглядов, степени включения его поэтики в общий культуро-логический контекст, в национальную и мировую традицию; рассмотрение ху-дожественных произведений в широком контексте духовной жизни эпохи.

8. Описание курса:

Рассматриваются эволюция литературного процесса в Западной Европе и США в Х1Х в., важнейшие типы творчества: романтизм, критический реализм, натурализм, символизм, эстетизм, вектор развития национальных литератур Франции, Англии, Германии, США, обусловленный конкретными социально-политическими и эстетическими факторами.

Студенты 2-го курса должны свободно ориентироваться в сложной системе зарубежных литератур, обладать навыками конкретно-исторического, идейно-художественного анализа ключевых произведений корифеев мировой литературы наиболее богатого в нравственно-философском и эстетическом аспектах столетия.

  1. Пререквизиты курса

Место изучаемой дисциплины в учебном процессе обусловлено задача-ми подготовки учителей – словесников, владеющих навыками сравнительного анализа литературных явлений в мировом масштабе. Знание современной зару-бежной литературы расширяет кругозор филолога, дает ему возможность соот-несения отечественной литературы с мировыми художественными феномена-ми, углубляет понимание основных литературоведческих понятий и категорий, а также глубинных процессов взаимодействия и взаимовлияния национальных литератур друг на друга.

Студент должен владеть определенными знаниями и умениями, приобретенными в в учебном процессе на 1-м курсе. Он должен свободно владеть навыками письменной и устной речи, уметь строить связные синтаксические конструкции, уметь выделять в тексте изучаемого произведения главную мысль, владеть техникой конспектирования и реферирования, иметь представление об основных литературоведческих терминах, владеть навыками комплексного анализа содержания и формы зарубежной литературы Х1Х в., иметь представление о вкладе ведущих мастеров слова в развитие мирового литературного процесса.

  1. Постреквизиты:

Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения зарубежной литературы Х1Х века необходимы студентам для освоения последующих дисциплин: Зарубежная литература ХХ в.; Теория литературы; Русская литература Х1Х-ХХ вв.; Методика преподавания литературы в школе. Смежные дисциплины: введение в литературоведение, философия, античная литература, теория литературы, культурология.

  1. Содержание дисциплины

Обзор тенденций мирового литературного процесса ХХ века. Реализм как магистраль литературного процесса. Наследники классического реализма. Литература как отражение эпохи мировых войн и социальных революций: Роллан, Барбюс, Голсуорси, Уэллс, Шоу, Драйзер, Брехт, Фейхтвангер.

Литература потерянного поколения. Первая мировая война как трагическое послесловие к истории развития и кризиса гуманистических идей. «Военное эхо» в литературе: «На Западном фронте без перемен» Ремарка, «Смерть героя» Олдингтона, «Прощай, оружие!» Хемингуэя.

Реализм и модернизм. Кризис гуманизма в его классических формах: Ницше, Ортега-и-Гассет, Томас Манн. Культурный нигилизм авангарда: от манифестов футуристов (Маринетти) до школы «черного юмора». Дегуманизация искусства. Общая характеристика «высокого модернизма».

Литература Англии первой половины ХХ века. Неоромантики. Реализм «народного писателя» Томаса Гарди.

Творчество Бернарда Шоу. Мировоззрение и эстетика Шоу. Реформа драматургии. Цикл «Неприятные пьесы» («Профессия миссис Уоррен»). Исторические драмы «Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна». Комедия «Пигмалион». Пьесы – экстраваганцы: «Тележка с яблока-ми», «Горько, но правда». Творчество Герберта Уэллса. Социальные анти-утопии («Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров»). Уэллс – «романтик науки» («Остров доктора Моро»). Публицистика Уэллса («Россия во мгле»). Социально-бытовые романы Уэллса. Антифашистская тема в произведениях 30-х гг. Творчество Джона Голсуорси. Верность традициям классического реализма. «Сага о Форсайтах» – вершина творчества писателя. Критика форсайтизма.

Творчество Генриха Манна. Сатирическая направленность романа «Верноподданный». Дилогия о короле Генрихе 1У. Антифашистская публицистика 30-х гг.

Творчество Томаса Манна. Размышления над судьбами гуманизма. «Будденброки» – закат эпохи бюргерства. Новеллистика писателя: «Тонио Крёгер», «Марио и фокусник». Фрейдистские влияния: новелла «Смерть в Венеции». Интеллектуальный роман «Волшебная гора». Гуманизация мифа в тетралогии «Иосиф и его братья». Итог размышлений о судьбах Германии и европейской культуры, трагедия художника-модерниста в «романе итогов» и «музыкальном романе» – «Доктор Фаустус».

Творчество Бертольта Брехта. Эпический театр: теория и практика. Развенчание фашистского режима: «Страх и отчаяние в Третьей империи». Трагедия обманутых: «Матушка Кураж и ее дети». Противоречивость научного прогресса: «Жизнь Галилея». Послевоенный театр Брехта.

Творчество Ганса Фаллады. Роман «Маленький человек, что же дальше?» Героика Сопротивления: «Каждый умирает в одиночку».

Творчество Лиона Фейхтвангера. Историзм художественного мышления: «Еврей Зюсс», трилогия «Иосиф». Разоблачение фашизма в романе «Успех» и в трилогии «Зал ожидания». Уроки исторического романа (трактат «Дом Дездемоны»). Французская революция под пером писателя: «Лисы в винограднике». Личность в потоке истории: «Гойя, или тяжкий путь познания».

«Высокий модернизм». «Субъективная эпопея» Марселя Пруста. Философия интутивизма Анри Бергсона и творческий метод автора «Поисков утраченного времени». Поэтика ассоциативного письма.

Вехи творческого пути Франца Кафки. Метафизика Кафки: отчуждение человека в условиях кризиса гуманизма и всевластия бюрократии. Творчество Ромена Роллана. «Народный театр» в теории и на практике. Эпопея «Жан-Кристоф»: нравственно-эстетические поиски «современного Бетховена». Отрицание войны: «Кола Брюньон». Эпопея «Очарованная душа»: судьбы европейской интеллигенции. Творчество Анри Барбюса. Роман «Огонь» – лучшая книга о первой мировой войне.

Творчество Джеймса Джойса. Роман «Улисс», его воздействие на форму романного мышления ХХ века. Поэтика мифа в романе. Поток сознания. Культурные пласты романа.

Творчество Томаса С. Элиота, эссеиста, поэта, теоретика культуры. Творчество Дэвида Герберта Лоуренса. Романы «Сыновья и любовники», «Любовник леди Чаттерлей», «Радуга».

Обзор литературы США. Творчество Теодора Драйзера. Полемика с традицией «нежного реализма» – роман «Сестра Керри». Эпос большого бизнеса – «Трилогия желания». Образ Каупервуда. Крах «американской мечты» в романе «Американская трагедия». Образ Клайда Гриффитса. Публицистика Драйзера.

Творчество Эрнеста Хемингуэя. Новеллистика. Теория «айсберга». «Потерянное поколение»: романы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Переосмысление традиций Стендаля и Толстого в изображении войны в романе «По ком звонит колокол». Повесть «Старик и море»: поэтика параболы (развернутой притчи), человек как микрокосм.

Творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Новеллистика. Роман «Великий Гэтсби» и крушение «мечты». Роман «Ночь нежна»: лиризм и трагедия. Фицджеральд и Голливуд: роман «Последний магнат», образ Монро Стара. Экзистенциализм во французской литературе. Творчество Альбера Камю. Абсурдность мира: «Миф о Сизифе». «Нулевая степень письма» в романе «Посторонний»: опыт жизни «естественного человека в обществе отчуждения. Коричневая эпидемия фашизма и зараза как аллегория состояния мира в романе «Чума». Христианский гуманизм Достоевского и атеистический гуманизм Камю: «Бунтующий человек».

Творчество Жан-Поля Сартра, писателя-экзистенциалиста. Философский роман «Тошнота». Проблема выбора в пьесе «Мухи». Эволюция взглядов Сартра после войны и Сопротивления. «Ангажированный экзистенциализм»: «ответственность», «проект», «ситуация», «Другой» («Ад – это другие»). Драма «Затворники Альтоны». Вторая мировая война и литература ФРГ. Катастрофизм мышления. «После Освенцима поэзия невозможна» (Теодор Адорно). Беспощадная национальная самокритика: «Группа 47», пьеса Вольфганга Борхерта «На улице перед дверью» и его рассказы, роман Гюнтера Грасса «Жестяной барабан». Творчество Генриха Бёлля (романы «Дом без хозяина», «Глазами клоуна», «Бильярд в половине десятого»).

Обзор английской литературы послевоенного периода. «Рассерженные молодые люди»: Джон Осборн, Джон Брэйн. Творчество Грэма Грина. Романы «занимательные» и «серьезные». Проблема выбора в романах «Суть дела» и «Ценой потери». Критика неоколониализма и терроризма в романах «Тихий американец» и «Комедианты». Грин – продолжатель традиции детектива: «Фактор человеческий».

Творчество Айрис Мёрдок. Философская база: от Платона к Фрейду. Верность классической традиции: от Шекспира к Достоевскому. Роман «Черный принц»: трагическая исповедь художника-гуманиста.

Творчество Уильяма Голдинга. Антиутопия «Повелитель мух»: нравственно-философская притча-парабола. Исторические романы Голдинга «Шпиль» и «Наследники».

Творчество Чарльза Перси Сноу. Цикл «Чужие и братья»: нравственная проблематика, образ Льюиса Эллиота.

Обзор литературы США второй половины ХХ века. «Сага об округе Йокнапатофа» Уильяма Фолкнера: история американского Юга и художе-ственное мировоззрение писателя. Кредо Фолкнера: «Человек не только выстоит, но и победит». Символика в романах, множественность рассказчиков («тринадцать точек зрения черного дрозда»). Хронотоп в повествовании. Фолкнер и Достоевский. Фолкнер и Хемингуэй. Новеллистика: «Красные листья», «Поджигатель», «Высокие люди», «Победа». Трилогия о Сноупсах. Роман «Особняк» – вершина творчества писателя.

Творчество Джона Стейнбека. «Нетелеологический детерминизм». Трагикомическое как доминанта творчества: «Квартал Тортилья-Флэт», «Гроздья гнева», «Заблудившийся автобус», «Зима тревоги нашей». Повесть Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Контркультура хипстеров, разрыв с нормами потребительской цивилизации (трактат Нормана Мейлера «Белый негр», роман «Американская мечта»). Эстетика «нового журнализма» - «роман как история и история как роман» (роман-репортаж Мейлера «Песнь палача»).

Драматургия Теннесси Уильямса, Юджина О’Нила. Фантастические произведения Рэя Бредбери (роман «451 градус по Фаренгейту», новеллы).

12.Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий

Лекции:

Шифр и наимен.модуля

Лекции

Наименование изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Распред.по неделям

Литература

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1

Зарубежная литература 1-й пол. ХХв.

1

Обзор литературы Англии 1-й пол. ХХв. Неоромантизм. Реализм Т.Гарди

1

2

1,2,3,5,9,15,1617,21,40,41,42

ЭУР:БЭКиМ, Литература и экран, Юнита-3

2

Творчество Шоу, Уэллса, Голсуорси

1

3

1,2,3,5,9,15,1617,21,40,41,42

ЭУР:БЭКиМ, Литература и экран, Юнита-3

3

Творчество братьев Маннов

1

4

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

4

Творчество Брехта, Фаллады, Фехтванге-ра

1

4

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

5

Модернизм: Джойс, Кафка, Пруст

1

5

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

6

Обзор литературы Франции: Роллан, Барбюс

1

6

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

7

Обзор литературы США: Драйзер, Хемингуэй, Фицджеральд

1

7

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

Модуль 2:

Зарубежная литература 2-й пол века

8

Обзор литературы ФРГ. «Группа 47», творчество В. Борхерта и Г. Бёлля:

1

8

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

9

Экзистенциализм во французской литературе. Творчество А. Камю, Ж-П.Сартра

1

9

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

10

Творчество Л.Арагона, Э.Базена

1

10

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

11

Обзор английской лите-ратуры послевоенного периода:.«рассерженные молодые люди». Творчество Г. Грина

1

11

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

12

Творчество Ч.Сноу, А.Мёрдок, У.Голдинга

1

12

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

13

Обзор литературы США 2-й пол. 20 в.

Творчество Хемин-гуэя

1

13

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

14

Творчество Фолкнера: «Сага об Йокнапатофе»

1

14

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

15

Творчество Д. Стейн-бека, Н. Мейлера. Т.Уильямса, Р.Бредбери

1

15

1,2,3,7,9,15,1617,21

ЭУР:БЭКиМ

Итого:

15

  1. Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит

    Программа
    Цель курса – изучение художественного наследия литературы Средних веков и эпохи Возрождения с позиции становления и развития жанровой системы. Задачи курса применительно специальности:

Другие похожие документы..