Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 6

Оглавление

Оглавление 2

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 6

1.1. Понятие этнического стереотипа и их виды 6

1.2. Психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов 9

Выводы по главе 17

Глава 2. Эмпирические исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 18

2.1. Организация методики исследования 18

Информационный блок. Цель этого блока - знакомство студента с  психологическими знаниями о стереотипах, этносах, национальных особенностях характера и о себе, о межличностном взаимодействии. Задача психолога - подготовить содержание, объём научной информации и степень её сложности. Психолог может или заранее приготовить листы с написанной информацией, или на занятии оформить вместе со студентом  «шпаргалку» по изучаемым вопросам. 22

Заключение 29

Библиография 31

Введение

В настоящее время наблюдается изменение социальной структуры общества, кризис общества, кризис в разных сферах общественной деятельности государства».

Эти изменения способствуют трансформации форм общения между этносами. В результате общения между личностями проявляются индивидуально-психологические своеобразия представителей той или иной этнической общности, наблюдается взаимный обмен информацией, повышается значение национального сознания, изменяются интересы, возникают взаимные симпатии и антипатии.

Сегодня распространены различные стереотипы, в том числе стереотипы этнические. Именно стереотипы в большей мере определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Этнические стереотипы позволяют формировать отношение к той иной группе этносов, к представителям различных этнических общностей.

Сегодня во всем мире отмечается значительное увеличение значения этнических процессов в сознании общества. Осознание этнической принадлежности к определенному этническому обществу, поддержание этнического самосознания является актуальным как для отдельных индивидов, так и целых народов. В этой ситуации изучение этнического самосознания, а также изучение этнических стереотипов приобретает исключительную ценность.

Стереотипы – это неотъемлемый элемент обыденного сознания. Суть стереотипа состоит в том, что он выражает отношение, установку данной конкретной социальной группы к определенному явлению.

Этнические стереотипы представляют собой обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, которые регулируют восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.

Так как данный вид стереотипов определяет взаимодействие общества того или иного государства. А как известно, большинство населения различных государств является многонациональным, содержащим несколько этносов. Без учета этнических стереотипов и незнание этнических особенностей, могут возникать различные межнациональные конфликты.

Учет социально-психологических особенностей развития механизмов функционирования этнических стереотипов среди современной молодежи в настоящее время представляет ценность.

Это связано с тем, что учет этнических стереотипов у современной молодежи имеет большое значение для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах.

Психологическим особенностям этнических стереотипов современной молодежи посвящены научные труды как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Теоретические позиции автора реализованы в различных социально-культурных средах, и это позволяет эмпирическим путем подтвердить теорию, проводить действительно научное изучение изучаемого феномена.

В русле концепции В.С. Мухиной при нарушениях этнической идентичности личности проводилась психокоррекционная работа в ряде регионов России.

Изложенная концепция послужила теоретической и методологической основой для многих исследователей психологической школы В.С. Мухиной.

Помимо этнопсихологических исследований на материалах народов многих стран мира, в нашей стране проводились работы следующими авторами: Л.В. Попова (1986); Л.И. Алексеева (1994); А.А. Иванова (1995); Ж.В. Топоркова (1996); З.И. Айгумова (1997); Т.А. Талалуева (1997); С.А. Хазей (1998); З.М. Гаджимурадова (1998); Т.Ц. Дугарова (1999); Е.П. Тимофеева (2000) и др. Кроме того, был выполнен ряд исследований среди детей и подростков коренных малочисленных народов Севера: саамы – А.М. Кушнир (1988); алеуты — К.А. Тимошенко (1996) и др.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы данного исследования.

Цель исследования – изучить психологические особенности этнических стереотипов у современной молодежи.

Предмет исследования – стереотипы в обществе.

Объект исследования – этнические стереотипы современного молодого поколения.

Гипотезой данного исследования является исходное предположение о том, что:

  1. Гендерные особенности во многом влияют на этнические стереотипы.

  2. Стереотипы современной молодежи касаются этнодифференцирующих признаков личности.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие «этнический стереотип»;

- выявить основные виды этнических стереотипов;

- проанализировать психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов;

- дать анализ имеющему опыту зарубежных и русских исследователей по проблеме изучения этнических стереотипов;

- выявить экспериментальным путем психологические особенности этнических стереотипов современной молодежи;

- выявить гендерные особенности этнических стереотипов:

- разработать рекомендации, направленные на преодоление этнических стереотипов.

Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, труды психологов по данной проблеме (Гумилев, Кон И. С., Рябова Т. Б. др.), методологические принципы отечественной психологической науки:

  • принцип детерменизма;

  • принцип развития;

  • принцип личностного подхода;

  • принцип системного подхода;

  • принцип единства психики (внутреннего) и предметной деятельности (внешнего).

В ходе исследования использовались теоретические методы (конспектирование, цитирование, анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования) и эмпирические методы (анкетирование, моделирование).

Эмпирическое изучение проблемы было организовано на базе Российского университета дружбы народов г. Москва.

Практическая значимость: разработаны рекомендации для учителей и родителей, направленные на предотвращение этнических стереотипов, развитие толерантности.

Данное исследование представлено в виде дипломной работы, включающей введение, главу 1 «Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи», главу 2 «Эмпирические исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи», заключение, список литературы, состоящий из библиографического описания 40 источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи

1.1. Понятие этнического стереотипа и их виды

Национальная проблематика - исключительно актуальная в наш бурный век прогресса и социальных потрясений - издавна привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Особая важность этой темы для каждого человека, вероятно, связана с тем, что принадлежность к той или иной нации является универсальной характеристикой, свойственной всем людям без исключения. Вообще, принадлежность к группе, ощущение себя частью "мы" является доминирующим, базовым стремлением человека и уже давно рассматривается в психологии в качестве общего психологического закона. Но формирование чувства причастности к некоему "мы" неразрывно связано, или даже является следствием появления концепции "чужие": "Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о "них". Только ощущение, что есть "они", рождает желание самоопределиться по отношению к "ним", обособиться от "них" в качестве "мы"... Именно противопоставление своей общности другой всегда способствовало фиксации и активному закреплению своих этнических отличий и тем самым - скреплению общности"[8, 45].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).

Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации:

1) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;

2) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Так, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных.

Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе — явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность, даже ригидность. Хотя стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях, она все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Во-первых, гендерные стереотипы носят эмоционально - оценочный характер. Оценка заложена в любом гендерном стереотипе - женская слабость и мужская отвага, женская чувствительность и мужское самообладание. Следует учитывать, что эта оценка отражает, прежде всего, внутригрупповую   систему   ценностей   и   может   иметь   разные   знаки,

Во-вторых, гендерные стереотипы устойчивы и стабильны. По мнению Т.Е. Рябовой, современные представления об особой женской эмоциональности и средневековые воззрения на неспособность женщины контролировать свои чувства выглядят почти идентичными. Однако, как и все этнические стереотипы, гендерные стереотипы подвергаются изменению по мере того, как изменяются социальные представления и нормы. Стереотип мужчины и женщины, если мы говорим о «женщине и мужчине вообще» без какого-либо учета возраста, национальности, социального статуса, за последние сто лет, безусловно, изменился - уже нет однозначных и социально разделяемых представлений о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как о слабом и совершенно беспомощном создании. Такие изменения были обусловлены резко возросшей за этот период ролью женщины на производстве и в обществе[69, 19].

В-третьих, гендерным стереотипам, как и стереотипам этническим, свойственна высокая степень единства представлений. Исследователи признают образы маскулинности и феминности стереотипными, если они разделяются, по крайней мере, тремя четвертью индивидов в определенном этносе.

Наконец, гендерные стереотипы нормативны. Поскольку представления о том, какой должен быть настоящий «мужчина», как должна вести себя в той или иной ситуации женщина, и даже как им одеваться, являются социально разделяемым и особенными в разных этносах, реальные мужчины и женщины, представители данного этноса, не могут с этим не считаться.

  1. Теоретические основы социально-психологического сопровождения приемной семьи

    Документ
    В словаре русского языка «сопровождать» - значит идти, ехать с кем-либо в качестве спутника или сопровождающего. То есть, сопровождение приемной семьи – это движение вместе с ней, рядом с ней, иногда – чуть впереди, если надо подсказать
  2. Курсовой проект По предмету: «Методы проведения социологического исследования» По теме: «Уровень религиозности современной молодежи»

    Курсовой проект
    Почему молодежь не посещает церковь, а все больше тянется к суеверию (сектам), которые в большом количестве и распространены у нас в России и вредят здоровью молодого поколения.
  3. Этническая конфликтология Этнические проблемы современности Выпуск 6 Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации Ставрополь, 2000

    Документ
    Этнические проблемы современности. Выпуск 6: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. Материалы научной конференции 20-21 апреля 2 г.
  4. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2008 368с. Состав организационного комитета Симпозиума

    Документ
    В настоящее время в силу социально- общественных изменений, которые влекут за собой психологические преобразования личности, особенно актуально стоит тематика кризиса среднего возраста.
  5. Психологический журнал 5

    Документ
    В N 3, 2006 г., в статье Е. Р. Слободской, Г. Г. Князева, М. В. Сафроновой "Краткая форма личностного опросника (ЛОА-К) и ее использование для оценки риска употребления психоактивных веществ" следует читать:
  6. Методологические и теоретические проблемы

    Документ
    "Пример мамы - всегда передо мной как недостижимая, но притягательная цель, к которой я всю жизнь пытаюсь приблизиться". К 100-летию со дня рождения Н.
  7. Психологическая диагностика Акимова

    Документ
    Эта книга написана для того, чтобы помочь каждому, кто в этом за­интересован, получить первоначальное, общее представление о систе­ме научных знаний, составляющих содержание учебного курса «Пси­ходиагностика».
  8. I теоретико-методологические основы исследования социального капитала глава общее представление о теории социального капитала

    Документ
    В настоящее время в обществоведении появилось большое количество новых понятий, при формулировании которых используется такая экономическая категория как капитал.
  9. Исследование проведено по заказу Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи

    Исследование
    Д Демиденко, С.Ю. Молодежь Удмуртии: от фактов к интерпретации (результаты второго этапа мониторингового исследования). / С.Ю.Демиденко, Р.М. Закирова, С.

Другие похожие документы..