Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной аттестационной работы (вар) для слушателей программ профессиональной переподготовки в Высшей школе управления проектами ниу вшэ

Методические рекомендации по подготовке и защите

выпускной аттестационной работы (ВАР)

для слушателей программ профессиональной переподготовки

в Высшей школе управления проектами НИУ ВШЭ

1. Общие положения

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), утвержденным Ученым Советом ГУ-ВШЭ от 26.11.2004. протокол № 8, защита выпускной аттестационной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников НИУ ВШЭ.

После выбора темы выпускной аттестационной работы каждому слушателю назначается научный руководитель и, при необходимости, консультанты. К защите выпускной аттестационной работы допускаются лица, успешно сдавшие все зачёты и экзамены.

2. Цели выполнения и защиты выпускных квалификационных работ

Основными целями выполнения и защиты выпускных аттестационных работ являются;

- углубление, систематизация и интеграция теоретических знаний и практических навыков;

- развитие умения критически оценивать и обобщать теоретические положения;

- применение полученных знаний при решении прикладных задач по направлению подготовки;

- стимулирование навыков самостоятельной аналитической работы;

- овладение современными методами научного исследования;

- презентация навыков публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений и рекомендаций.

3. Требования к выпускной аттестационной работе

ВАР слушателей программ профессиональной переподготовки в Высшей школе управления проектами (ВШУП) содержат три основных элемента: теоретический (описательно-теоретический), исследовательский и проектно-практический. В зависимости от тематики ВАР эти элементы могут присутствовать в различных пропорциях и сочетаниях. Конкретное сочетание элементов ВАР определяет слушатель вместе со своим научным руководителем.

При написании ВАР слушатель имеет право использовать собственные работы (домашние задания, эссе, проекты), выполненные в различных курсах программы переподготовки.

В случае обнаружения плагиата (прямого или косвенного цитирования без кавычек и без указания источника) ВАР отклоняется на любом из этапов рассмотрения и обсуждения (научным руководителем, рецензентом, членом(ами) ГАК без права повторного рассмотрения. Объем прямого цитирования (с кавычками, с указанием источника) не должен превышать 20% всего текста ВАР.

Ответственность за соблюдение коммерческой и иных видов тайн при предоставлении для открытого обсуждения и открытой защиты работ остается за слушателем.

Объем ВАР не менее 50 страниц, приложения в указанный объем не входят. Список использованной литературы - не менее 30 наименований, среди которых не более 50-60% может быть учебной и научно-популярной литературы, а также статей в СМИ и Интернете.

Работа должна включать введение, три основные части ВАР, заключение, список литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи работы, ее предмет и объект.

В первой части ВАР должен содержаться краткий обзор научной литературы, должны быть освещены основные анализируемые проблемы, а также продемонстрировано знание ведущих точек зрения и концепций по данной тематике.

Во второй части ВАР должны быть представлены результаты исследования практической ситуации (проекта, компании). Вторая часть должна содержать результаты обследований, анализ фактического материала, связанного с объектом исследования. Это может быть анализ рынков, предприятий, ранее выполненных проектов и т.д.

В третьей части ВАР слушатель представляет свои разработки и рекомендации по решению практических задач, описанных во второй части, на основе теоретических подходов, рассмотренных в первой части. Третья часть - это разработочно-оригинальная часть выпускной работы. Данная часть должна содержать предложения по развитию и совершенствованию тех процессов, которые являются предметом работы. Эти предложения будут составлять предмет защиты. Но так называемая новизна, может и должна быть в каждой части работы.

Каждая часть ВАР завершается краткими выводами.

Заключение содержит обобщение в лаконичной форме результатов, выводов и рекомендаций, полученных и обоснованных в основной части работы

Список использованной литературы содержит перечень статей, книг, методических и иных материалов, использованных в процессе подготовки работы. На все указанные в списке источники должны быть ссылки в основной части работы.

В приложении приводятся графические, табличные и иные материалы, которые в силу своего объема или других причин не вошли в основную часть работы.

ВАР рецензируется. На защиту должны быть представлены, помимо самой ВАР, также отзыв научного руководителя и рецензия.

Научные руководители и ВШУП (в лице ответственного за этот участок работы) в соответствии с планом работы над ВАР ведут контроль за ходом подготовки работ, их отдельных разделов. Научный руководитель в случае неоднократного срыва срока предоставления отдельных глав, разделов вправе ставить перед Директором ВШУП вопрос о принятии мер по отношению к подобным слушателям, вплоть до не допуска до защиты.

4. Выбор темы выпускной аттестационной работы

Тема ВАР определяется слушателем по согласованию с научным руководителем, оформляется личным заявлением слушателя на имя директора ВШУП (не позднее, чем за месяц до защиты) и утверждается приказом НИУ ВШЭ. Образец заявления представлен в Приложении 1.

5. Оформление выпускной аттестационной работы

Тексты ВАР должны предоставляться в офис ВШУП на бумажном и электронном носителях. Работы оформляются по стандартным требованиям (шрифт Times New Roman, 14 кегль, через 1.5 интервала).

Выпускная работа должна бытьпереплетена.

Технические требования

Выпускная работа печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле -35 мм, правое - не менее 10 мм. верхнее и нижнее - не менее 20 мм, примерное количество знаков на. странице - 2000. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1.5. Каждая новая глава начинается с новой страницы: это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы выпускной работы с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Титульный лист и оглавление оформляются по установленному образцу (Приложения 2 и 3)

Правила написания буквенных аббревиатур.

В тексте выпускной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они потребляются в тексте без расшифровки.

Правила написания формул, символов

Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой.

Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в работе. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.

Правила оформления таблиц, рисунков, графиков

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, табл. 1, рис. 3). Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста выпускной работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. В каждой таблице следуeт указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

При использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать список использованной литературы. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений включаются в выпускную работу со ссылкой на источник.

Правила оформления Библиографического списка

Библиографический список включает в себя литературные, статистические и другие источники, материалы которых использовались при написании работы. Он состоит из таких литературных источников, как монографическая и учебная литература, периодическая литература (статьи из журналов и газет), законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники и другие отчетные и учетные материалы, Иитернет-сайты. Порядок построения списка определяется автором выпускной работы и научным руководителем.

Способы расположения материала в списке литературы могут быть следующие: алфавитный, хронологический, по видам изданий, по характеру содержания, по мере появления в тексте. При алфавитном способе фамилии авторов и заглавий произведений (если автор не указан) размещаются строго по алфавиту. В одном списке разные алфавиты не смешиваются. Иностранные источники обычно размещают в конце перечня всех материалов. Принцип расположения в алфавитном списке - "слово за словом", т.е. при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т.п., при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий, при авторах-однофамильцах - по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын - от старших к младшим), при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими - по алфавиту фамилий соавторов.

Хронологический список (составленный по году издания) целесообразен в том случае, когда основная задача списка - отразить развитие научной идеи. Принцип расположения заключается в следующем: описания под одним годом издания - по алфавиту фамилий авторов и основных заглавий (при описании под заглавием); описания на других языках, чем язык ВАР, в алфавите названий языков; описание книг и статей - под своим годом издания, но в пределах одного года обычно сначала книги, потом статьи; описание книг, созданных самостоятельно и в соавторстве - в списке книг одного автора под одним годом сначала самостоятельно созданные, затем в соавторстве.

Список по видам изданий используется для систематизации тематически однородной литературы. При составлении таких списков обычно выделяются такие группы изданий: официальные государственные, нормативно-инструктивные, монографические, справочные и др. Их порядок и состав определяется назначением списка и содержанием его записей. Список по видам изданий целесообразен в работах по юриспруденции.

Библиографический список, построенный по характеру содержания описанных в нем источников, применяется в работах с небольшим объемом использованной литературы. Порядок расположения основных групп записей здесь таков: сначала общие или основополагающие работы, затем источники более частые, конкретного характера.

В библиографическом списке, составленном по порядку упоминания в тексте, сведения об источниках следует нумеровать цифрами с точкой. Связь ссылок и библиографического списка устанавливается по номеру источника или произведения в списке, заключенного в квадратные скобки.

При оформлении библиографического списка указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы.

Правила оформления ссылок на использованные литературные источники

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Если делается ссылка на источник, но цитата из него не приводится, то достаточно в круглых скобках указать фамилию автора и год в соответствии со списком использованной литературы без приведения номеров страниц. Такой порядок оформления ссылок на литературные источники позволяет избежать повторения названий источников при многократном их использовании в тексте.

Например: [ 15. с. 237-239]

(Гребнев, 1999)

(Fogel. 1992a. 1993а)

Правила оформления приложений

Приложение - заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложение не включается список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение выпускной работы на ее последних страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

6. Подготовка к защите выпускной аттестационной работы

ВАР допускается к защите Директором ВШУП при наличии отзыва руководителя.

Законченная и оформленная в соответствии с указанными выше требованиями выпускная аттестационная работа подписывается слушателем и консультантами, если таковые назначены, и предоставляется слушателем в электронном и распечатанном виде вместе с письменным отзывом научного руководителя в офис ВШУП не позднее, чем за 7 дней до защиты.

Данный вариант работы считается окончательным, он не подлежит доработке или замене.

В случае несвоевременной сдачи ВАР слушатель не допускается до защиты со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае наличия документально подтвержденных уважительных причин, ВШУП переносит защиту, в порядке исключения, на следующий ГАК (в зависимости от степени готовности ВАР).

Отзыв научного руководителя

В отзыве научный руководитель характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на недостатки, определяет степень самостоятельности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания выпускной квалификационным работам соответствующего уровня, рекомендует выпускную квалификационную работу к защите (Приложение 4).

Рецензия

В рецензии должен быть дан анализ содержания и основных положений рецензируемой работы, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к ее раскрытию (наличия собственной точки зрения автора), умения пользоваться современными методами сбора и обработки информации, степени обоснованности выводов и. рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости (Приложение 5).

7. Процедура защиты выпускной аттестационной работы

Защита выпускной квалификационной работы проводится в установленное время на заседании экзаменационной комиссии по соответствующему направлению подготовки ГАК НИУ ВШЭ с участием не менее двух третей её состава.

Кроме членов экзаменационной комиссии на защите желательно присутствие научного руководителя и рецензента выпускной квалификационной работы, а также возможно присутствие преподавателей и студентов НИУ ВШЭ.

Защита начинается с доклада студента по теме выпускной аттестационной работы. Доклад следует начинать с обоснования актуальности избранной темы описания научной проблемы и формулировки цели работы, а затем в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, по главам раскрывать основное содержание работы, обращая особое внимание на наиболее важные разделы и интересные результаты, новизну работы, критические сопоставления и опенки. Заключительная часть доклада строится по тексту заключения выпускной работы, перечисляются общие выводы из ее текста без повторения частных обобщений, сделанных при характеристике глав основной части, собираются воедино основные рекомендации. Слушатель должен излагать основное содержание выпускной работы свободно, не читая письменного текста.

После завершения доклада члены ГАК задают слушателю вопросы, как непосредственно связанные с темой выпускной работы, так и близко к ней относящиеся. При ответах на вопросы слушатель имеет право пользоваться своей работой.

После окончания дискуссии слушателю предоставляется заключительное слово. В своём заключительном слове слушатель должен ответить на замечания рецензента и членов ГАК.

После заключительного слова слушателя процедура защиты выпускной аттестационной работы считается оконченной.

Оценка ВАР складывается из оценки самой работы (с учетом мнения рецензента и научного руководителя), а также доклада и ответов на вопросы в ходе защиты.

В тех случаях, когда слушатель не способен в ходе защиты ВАР дать убедительные ответы на вопросы по содержанию, плану, использованной литературе и т.п. представленного текста, ВАР считается незащищенной. В случае получения неудовлетворительной оценки при защите выпускной квалификационной работы повторная защита проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации ГУ-ВШЭ

Приложение 1.

Образец заявления слушателя.

Директору Высшей школы управления проектами НИУ ВШЭ

Аньшину В.М.

от слушателя

_______________________

Группа _________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить мне тему выпускной аттестационной работы

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Научный руководитель___________________________________

(ФИО)

___________________________________

(подпись студента)

___________________________________

(дата)

Согласие научного руководителя ____________________________________

(подпись руководителя)

Контактная информация студента

Тел.: ___________________________________

E-mail: __________________________________

Приложение 2.

Образец титульного листа ВАР.

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Высшая школа управления проектами

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Слушатель группы № __________

_____________________________

(Ф.И.О.)

Научный руководитель

_____________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

Москва 2011

Приложение 3.

Пример оформления оглавления.

№ страницы

Введение

Глава 1. Название главы

Глава 2. Название главы

……………

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Приложение 4.

Образец отзыва научного руководителя.

ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

о выпускной аттестационной работе

Слушателя Высшей школы управления проектами

__________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество полностью

Руководитель______________________________________________________________

Фамилия, И.О., ученая степень, звание, должность

Тема _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Научный руководитель характеризует:

  • Актуальность темы;

  • Качество работы;

  • Положительные стороны;

  • Недостатки работы;

  • Практическую значимость и рекомендации по использованию;

  • Степень самостоятельности и творческого подхода;

  • Соответствие требованиям, предъявляемым к аттестационным работам;

  • Комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятием/организацией;

  • Рекомендует работу к защите.

Научный руководитель

______________________________ Подпись __________________

(Фамилия И.О. научного руководителя)

______________ 20 __ г.

Приложение 5.

Образец отзыва рецензента.

ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА

о выпускной аттестационной работе

Слушателя Высшей школы управления проектами

__________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество полностью

Рецензент_________________________________________________________________

Фамилия, И.О., ученая степень, звание, должность

Тема _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Рецензия должна содержать:

  • Анализ содержания и основных положений рецензируемой работы;

  • Оценку актуальности избранной темы;

  • Умение использования современных методов сбора и обработки информации;

  • Степень обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости:

  • Недостатки работы;

  • Характеристику уровня выпускной (дипломной) работы и оценку.

Рецензент

______________________________ Подпись __________________

(Фамилия И.О. научного руководителя)

______________ 20 __ г.

.

  1. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.
  2. Отделение общего среднего образования.

    Документ
    Азбука нравственности в картинках :Рабочая тетрадь: 1 класс: пособие для учащихся /под ред. Э.П. Козлова - М: ИОСО РАО "Филология", 2001.- 4 п.
  3. Отделение общего среднего образования

    Документ
    Азбука нравственности:1 кл: Книга для чтения с учащимися: Пособие для учителей /под ред. Э.П. Козлова - М.: ИОСО РАО "Филология", 2001– 10 п.
  4. Отчет объекты: Российский государственный социальный университет (2)

    Содержательный отчет
    9В Cанкт-Петербурге обсуждают пути совершенствования законодательства о некоммерческих организациях5 Октября 2009Всероссийский гражданский конгресс ()Москва0,
  5. Тема лекции: Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010г

    Документ
    В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества.
  6. От составителя (4)

    Документ
    «Публичные библиотеки обеспечивают городским и сельским жителямсвободный доступ к информации, образованию, культуре.Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам.
  7. От составителя (16)

    Документ
    Библиотеки участвуют в экономическом и социальном развитиисвоих территорий, заботятся о развитии подрастающего поколенияи о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке».
  8. Книга «Единый государственный экзамен. Белая книга».

    Документ
    Книга «Единый государственный экзамен. Белая книга» составлена из материалов печати, радио и телевидения, посвященных злободневным проблемам реформы российского образования.

Другие похожие документы..