Тип урока

Класс 5

Учитель Зайнуллина Римма Дамисовна

Количество часов - 70

Уроки внеклассного чтения – 5

Контрольные работы – 3

Уроки развития речи – 6

Тема урока

Тип урока

Задачи

Вопросы

Проверяе-мый материал

Виды самостоя-тельной работы

Виды контроля

НРК, м/П связь

Домаш-нее задание

Дата проведе-ния

пл

факт

1.

Введение. Книга в жизни человека

Урок беседа

Познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника; воспитывать интерес к чтению; выявить уровень литературного развития уч-ся

Выявление уровня читательского интереса, впечатления о прочитанных летом книгах

Работа с текстом

Устные ответы на вопросы

Выявление знаний произведений литературы писателей и поэтов родного края

Написать монолог «Слово о слове»

2.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка»

Урок с элементами игры. Беседа. Обучение чтению

Ввести уч-ся в сказочный контекст фольклора; продолжить со сказкой как фольклорным жанром; закрепить основные жанровые признаки, ее худ.особенности

Какова роль зачина, присказки? Концовка? Почему уп.ся постоянные эпитеты? Троекратные повторения? Что характеризует волшебную сказку?

Знания уч-ся о волшебных, бытовых сказках и о животных

Формировать умения выразительно читать, пересказывать текст. Творческое задание: Чем Иван отличается от своих братьев?

Составление плана пересказа

Татарские народные сказки

Пересказ эпизода или части

3.

Сказка «Царевна-лягушка»

Беседа, обучение чтению и пересказу

Совершенствование навыков чтения и пересказа; раскрытие образов, языка, композиции сказки

Язык сказки, ее композиция

Умение пересказывать

Формировать умение выразительно читать по ролям, пересказ текста

Коллективное обсуждение, пересказ, тесты (Меркин)

Сравнительная характеристика женских образов в скахках разных народов

1) образы сыновей

2) вн/чт

4.

«Иван – крестьян-ский сын и чудо-юдо»

Урок внеклассного чтения

Познакомить уч-ся с волшебной и героической сказкой; развивать умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты

По каким признакам можно определить, что это волшебная сказка? Какие чувства вы попытаетесь передать, рассказывая сказку? Особенности волшебной сказки

Умение выделять центральные события сказки; умение пересказывать фрагменты сказки

Выделение композиционных особенностей, особенностей речи Ивана. Характеристика главного героя

Вопросы учителя. Работа над вопросами. Коллектив-ное обсуждение

Татарский фольклор

Написать отзыв о сказке

5.

Сказки о животных. «Медведь и Лиса»

Урок-беседа, обучение чтению., пересказу

Знакомство со сказками о животных; показать отражение реальной действительности в сказках о животных, худож. особенности

Вопросы в конце сказки

Знание сказок о животных, навыки выразительного чтения

Выразительное чтение, пересказ

Сказки о животных тат. народа

пересказ

6.

Бытовые сказки. «Как старик домовничал»

Обучение чтению и пересказу, беседа

Продолжить знакомство с видами народных сказок; раскрыть отражение народной жизни в бытовых сказках; показать поэтичность сказок

Знание бытовых сказок, выразительное чтение, пересказ

Виды народных сказок, язык

Выразительное чтение, пересказ

Оценка пересказа

Бытовые сказки татарского народа

Пересказ

7.

Татарские народные сказки. Сказка «Гульче-чек»

Урок-беседа, обучение чтению и пересказу

Помочь уч-ся ос-мыслить идейное содержание сказ-ки; продолжить работу по совер-шенствованию умений анали-зировать сказки; воспитание добро-ты, милосердия

Какие сказки о добре и зле знаете? Каких героев можно считать злыми, каких – добрыми? Тип сказки

Зачин, концовка, троекратное повторение

Работа с текстом

Ответы на вопросы

Татарская народная сказка «Гульчечек»

Пересказ, образ Гульчечек

8.

Сказки «Лиса и Волк», «Как наказали жадного бая»

Урок-беседа, игра

Осмысление содержания сказок; инсценировка сказки; воспитание находчивости

Тип сказок. Находчивость дочери старика

Знание народных сказок, план

Работа с текстами сказок, составление плана второй сказки

Фронтальный опрос

Татарские народные сказки

Прочитать стр. 29-31, составить конспект

9.

«Каша из топора», «Танба-тыр»

Урок внеклассного чтения

Умение анализировать самостоятельно прочитанное произведение; развитие навыков пересказа; воспитание находчивости, ловкости, силы

Общее в русских и татарских народных сказках

Русские и татарские народные сказки

пересказ

Написание отзыва

Своеобразие русских и татарских народных сказок

Иллюстра-ция к любой сказке

10

Подготовка к домашнему сочинению «Сказки пишем сами»

Урок развития речи

Совершенствовать умения сочинять сказку; развитие воображения, творческих способностей

Типы сказок повторить, особенности сказок

Композиция и худ.особен-ности сказок

Понимание задания; умение использовать сказочные выражения, самостоятельное сочинение сказки

Сочинение сказки (работа в черновиках)

Близость русских и татарских сказок

Закончить сказку

11.

12.

Русские народные пословицы и поговорки, загадки. (малые жанры фольклора)

Урок с элементами викторины, беседа

Худ.особенности фольклора; роль в жизни человека; углубить представление уч-ся о национальном своеобразии и общечеловеческом значении фольклора

Приведите примеры фольк. Произведений, которые чему-либо учат? Можно ли УНТ назвать учебником жизни?

Фольклор, особенности

Работа в группах

( пословицы и поговорки – 1 группа, загадки – 2 группа),

Малый КВН

Викторина на проверку знаний, особенностей жанров УНТ, устные ответы на вопросы, тесты (Меркин)

Связь с татарской культурой, языком

1. загадки оформить

2. «Руслан и Людмила»

13.

Пролог Пушкина и «Шурале» Тукая

Сопоставительный анализ

Продолжить обучение основам анализа поэтич. Произведения; познакомить уч-ся с сюжетом и героями двух сказок; показать нравственную красоту героев, стремление к добру

Что общего у авторов этих поэм? Что объединяет и что отличает поэмы? В поединок с какими злыми силами вступают герои

Знание содержания поэм

Словесное рисование, работа с кроссвордом, навыки выразительного чтения, умения проводить аналогии

Сопоставительный анализ. Умение сформулировать выводы урока

Репродукция картины Крамского «У лукоморья», иллюстрации к поэмам

Наизусть «У лукоморья»

14.

Чтение наизусть. Проверка техники чтения

Урок развития речи

Совершенствова-ние навыков выразительного чтения наизусть; проверка техники чтения

Техника чтения

Чтение наизусть, беглое чтение

Чтение текста

Оценка чтения наизусть и беглого чтения

Прочитать «Сказку о мертвой царевне…»

15.

Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок комментированного чтения

Знакомство с историей рождения сказки и ее содержанием

Какие герои и эпизоды сказки понравились вам более всего? Мотивы каких народных сказок вы вспомнили, слушая сказку Пушкина?

Выразительное чтение отрывков

Навыки выразительного чтения, план

Сказки Пушкина в иллюстрациях художников

1. выделить основные части и озаглавить.

2. иллюстрация

16.

«Сказка о мертвой царевне…»

Урок-беседа

Сопоставительная характеристика центральных героев сказки. Доброта, душевная красота

Образы царицы и царевны

План, усвоение содержания, сравнения, иллюстрации и эпизоды

Составление сравнительной таблицы, тестирование (Меркин)

Ответы на вопросы

Наизусть об-ращение Елисея, под-готовиться к контрольной работе по УНТ

17.

Контроль-ная работа «Особенности УНТ»

Урок контроля

Проверка знаний и умений уч-ся

Задания с развернутым ответом и тесты

Знание УНТ

Работа самостоятель-ная

контроль

Повторить по словарю и весь пройденный материал

18.

Повторение пройдено-го. Анализ контроль-ной работы

Урок повторения

Повторить пройденный материал, дать анализ контрольной работе, работа над ошибками

Знание пройденного

Ответы на вопросы

Оценка ответов

«Аленький цветочек» Аксакова прочитать

19

С. Т.Акса- ков «Аленький цветочек»

изучение нового материала обучение чтению

Познакомить с Ак-саковым, с казан-ским периодом жизни, знакомство с 1-3 главами сказ-ки, словарн работа

Герои сказки: купец и его дочери (характеристика)

Описание леса, дворца, сада чудища

Самостоятель-ное чтение

Аксаков и Казань

Пересказ 1-3 глав

20

Аксаков «Аленький цветочек»

Урок-беседа

Анализ произведе-ния, развитие на-выка пересказа, воспитание верно-сти, понятие дол-га, обличение коварства, зависти

Описание лесного зверя – чуда морского, образ Настеньки

Знание содержания сказки

Подготовка пересказа

Пересказ отрывка

Связь с историей (купцы)

21

К.Г.Паустовский «Стальное колечко»

Урок беседа

Знакомство с личностью писателя, определение основной мысли сказки

Реальное и волшебное в сказке. Ха-рактеристика Варюши и де-да. Описание весны

Описание зимы и весны навык выразитель-ного чтения

Выписывание описания колечка, как звали Варю дед и бойцы

Составить план, пересказ

22-23

Шарль Перро «Золушка»

Рассказ учителя обучение чтению

Урок-беседа

Знакомство со ска-зочником и его сказкой, обучение выразительному чтению

Развитие навыка пересказа, вырази-тельного чтения

Чтение по ролям

Описание Зо-лушки, маче-хи и ее доче-рей, доброй Феи

Сказки Перро

Знание текста, умение пересказывать

Близость сказки к русским народным сказкам – письменно

Выписывание портретов

Выразительное чтение по ролям

Пересказ любой части

Иллюстрац

«Снежная королева» 1-4 сказки

24

Х.К.Андер-сен «Снежная королева»

Урок-беседа обучение чтению

Знакомство с Андерсеном, развитие навыков выразительного чтения, обучение чтению, дружба детей

Вопросы к 1-4 сказкам (2-3 по вариантам – Золотарева)

Выразительное чтение, чтение 1-4 сказок

Подготовка выразительного чтения отрывка

Рассказ уч-ся по иллюс-трациям («Золушка»)

Чтение сказки до конца, вспомнить сказки Андерсена

25

«Снежная королева»

Беседа обучение чтению

Развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текста, дружба, осуждение черствости, эгоизма

Вопросы в конце сказки ( контрольные)

Знание содержания сказки

Сочинение-миниатюра «Что сближает и что разделяет Кая и Герду?»

Пересказ эпизода или любой сказки

Вспомнить или прочитать как можно больше сказок Андерсена

26

«Снежная королева»

Урок0викторина

Проверка знаний сказок Андерсена, воспитание интереса к чтению книг

Вопросы викторины в журнале «Педсовет»

Знание сказок Андерсена

Самостоятельные ответы «Каждый сам за себя»

Определение самого знающего сказок Андерсена

Вн/чт «Кот в сапогах» Перро и сказки Андерсена

27

Шарль Перро «Кот в сапогах» и сказки Андерсена

Урок вн/чт

Развитие умений и навыков пересказа, выразительного чтения, воспитание интереса к чтению книг

Пересказ уч-ся подготов. сказок

Выразительное чтение пересказ

Решение кроссворда по сказке «Кот в сапогах»

Написание отзыва

Иллюстрации к сказкам

28

Русская литература 19 века. Литератур-ные места Татарстана

Заочное путешес-твие по литератур-ным местам

Знакомство с литературными местами Татарстана, воспитание интереса к литературе

Краткая характеристика литературе 19 века

Знание литературных мест России и Татарстана

Просмотр открыток и книг

Литературные места Татарстана (Арск, Казань, Лаишево, Елабуга)

Читать о Жуковском по книге, подготовиться к рассказу

29

В.А.Жуковский «Там небеса», «Песня», «Приход весны».

Рассказ учителя обучение чтению

Знакомство с Жу-ковским, обучение выразительному чтению и анализу стихотворения, красота природы

Вопросы по биографии поэта, вопро-сы к стихот-ворениям после стихов

Чтение о Жуковском по книге выразительное чтение стихотворений

Выборочное выразительное чтение

Оценка ответов уч-ся

Связь с искусством

Наизусть «Песня» или «Приход весны»

30

А.С.Пушкин. «Унылая пора», «Зимний вечер»

Рассказ учителя обучение чтению

Изучение нового материала, выра-зительное чтение и анализ стихотво-рений, описание красоты природы

Вопросы после стихов

Описание природы (рассказ уч-ся)

Подготовка выразительного чтения

Выразительное чтение наизусть

Связь с живописью

«Зимний вечер» наизусть

31

А.С.Пуш-кин. «Зим-нее утро», «Няне». Звукопись, образность, ритм, эпи-тет, сравн

Обучение чтению и анализу стихотворе-ний

Ввести уч-ся в мир пушкинской лирики, обучение анализу стихотворения, природа и человек

Теория литературы в словарь

Выразительное чтение

Записи в словарь

Выразитель-ное чтение наизусть

Связь с живописью

«Няне» наизусть, повторить теорию

32

Чтение на-изусть. Проверка тех. чтения

Урок развития речи

Развитие навыков выразительного чтения, проверка техники чтения

Чтение пересказ

Техника чтения, осмысленное чтение

Подготовительное чтение шепотом

Чтение на-изусть оцен-ка техники чтения.

Прочитать по книге о Лермонтове

33

М.Ю.Лермонтов. Сло-во о поэте. «Бороди-но»

Изучение нового материала рассказ учителя

Познакомить уч-ся с жизнью и твор-чеством Лермон-това, развить уме-ния и навыки вос-приятия поэтиче-ского текста, выра-зительное чтение, воспитание уваже-ния к великому прошлому России

Инд. Задания. Историческая справка о Бородинском сражении, словарная работа над терминами военной истории

Знание теории литературы

Выразительное чтение

Устная вопросно-ответная форма опроса

Связь с историей искусством

Наизусть отрывок, цитатный план

34

Лермонтов «Бороди-но»

Урок закре-пления, уг-лубления и осмыслива-ния знаний, практиче-ский анализ стихотворе-ния

Осмысливание со-держания, художе-ственный анализ текста, наблюде-ние над развитием сюжета и поведе-ния героя, воспи-тание чувства патриотизма

Тема стих. Почему вос-поминаниям обращается солдат? Зри-тельные об-разы и чув-ства при чте-нии. Рассказ-чик – каков он? В каких

Сюжет

умение находить эпитеты, сравнения, гиперболу

словах звучит гордость?

Выразительное чтение отрывка записи в тетрадяз

Чтение наизусть цитатный план

Связь с историей, с татарской литературой «Рус-француз бэете»

Выразительное чтение

«Муму» 1 глава

35

И.С.Турге-

нев. Детс-тво писа-теля. Рас-сказ «Му-му» чтение

Рассказ учителя обучение чтению

Познакомить с биографическими данными, вырабо-тать навыки анали-за художественно-го произведения, вдумчивого чтения

Знаете ли писателя? Кто такой Муму?

Беглое и вдумчивое чтение

Участие в беседе, ответы на вопросы, работа в словарях

Связь с историей ( крепостное право – словарная работа)

С. 161-189, наизусть описание каморки

36

«Муму». Духовное юогатство и красота человека. Образ Герасима

Обучение пересказу, чтению

Выявление своеоб-разий героев, на-выки пересказа, беглого чтения, анализа художес-твенного произве-дения, духовное богатство человека

Работа по образу Герасима (духовное богатство)

Знание текста рассказа выразительное чтение

Пересказ содержания, участие в беседе, выборочное выразительное чтение

Наизусть каморка, оценка участия уч-ся на уроке

Связь с историей

Пересказ эпизода

37

«Муму». Портретная характеристика, речь героев. Пейзаж. «Герасим и Муму» - подготовка к домаш-нему сочи-нению

Обучение пересказу, развитие речи

Совершенствовать умения обобщать и систематизиро-вать полученные знания, познако-мить с художес-твенным своеоб-разием писателя, подготовка к домашнему сочинению

Портретные, речевые характеристики. Отношение Герасима и Муму друг другу

Знание текста портрет умение работать с текстом

Нахождение описания портрета и пейзажа записи в тетрадях

Оценка ответов уч-ся иллюстрации художников

Сочинение «Герасим и Муму»

38

Н.А.Некра-сов. Детство. «Саша», «Зеленый шум»

Беседа, обучение чтению

Знакомство с биографией писателя, углубить навыки анализа лирического произведения

Поэт о красо-те русской природы. Обаяние де-вочки Саши. Печальная картина вырубки леса

Худ.-изобразительные средства выразительное чтение

Выразительное чтение беседа по содержанию стихотворений

Определение поэтических средств

Иллюстра-ция к «Зеленый шум»

39

Русские поэты о родной природе (Толстой, Майков, Никитин) Развитие понятия о сравнении и эпитете

Урок-концерт

Краткое знакомство с поэтами, выразительное чтение, развитие понятий о сравнении и эпитете, пробудить интерес к поэзии

Вопросы пос-ле стихотво-рений (выбо-рочно). Что объединяет и чем отлича-ются стихи?

Художественные средства выразительное чтение

Выразительное чтение определение сравнений и эпитетов из выбранных стихотворений

Знание понятий о сравнении и эпитете

( определе-ния дать письменно)

картины и рисунки о красоте природы

Наизусть

40

Л.Н.Тол-стой. Детство писателя. «Кавказ-ский пленник»

Рассказ учителя обучение чтению

Познакомить с биографическими данными писателя, с историей создания рассказа, воспитание толерантности

( уважения к другим народам), дать понятие о рассказе, сюжете

Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге? Как относились к Жилину татары? В чем смысл рассказа?

Что знают о писателе

Записи в тетрадях, чтение текста

Ответы на вопросы, фронталь-ный опрос чтение наи-зусть ( д/з)

Война с горцами в прошлом и сегодня

Стр. 215-231

41

«Кавказ-ский пленник». Жилин и Костылин.

Беседа обучение чтению

Научить сравни-вать факты, собы-тия и явления, со-вершенствовать умения писать со-чинение на основе сравнительной характеристики, воспитывать внимательного читателя

Жилин и Костылин. Почему Жилину удалось бежать?

Содержание рассказа сравнение

Уметь дать характеристику герою, сравнивать портреты и характерные черты героев

Вопросно-ответная работа, выборочное чтение, оценка знаний уч-ся

Прочитать до конца пересказ эпизода

42

«Кавказ-ский плен-ник». Дружба русского офицера Жилина с горской девочкой Диной

Обучение чтению и пересказу

Раскрыть образ горской девочки, дружбу между русским человеком и горской девочкой. Пейзаж

Чем привлек Жилин Дину? Как началась их дружба? Как Дина помогла Жилину бежать из плена?

Знание текста умение пересказывать

Ответы на вопросы пересказ эпизода

Краткий рассказ «Дружба Жилина и Дины»

Закончить рассказ «Мальчики»

43-44

А.П.Чехов. Биография писателя. «Мальчи-ки». Сюжет рассказа. Мечты и планы глав-ных героев. Сюжет

Рассказ учителя беседа обучение чтению

Познакомить с жизнью и творчеством писателя, чтение рассказа, анализ-беседа по рассказу, пересказ эпизода,

Сюжет рас-сказа. Друзья, их мечты и планы. Не-удавшийся побег. Сюжет литературно-го произве-дения

Знание текста выразительное чтение умение анализировать текст по вопросам

Выборочное чтение подготовка пересказа

Ответы на вопросы пересказ

Вопрос 6

Стр. 251-253 читать

45

Русская литература 20 века. И.А.Бунин «Косцы»

Рассказ учителя беседа обучение чтению

Научить анализировать художественное произведение, воспитывать художественный вкус у уч-ся

О чем рассказ?

Эпитет сравнение (выразитель-ные средства)

Самостоятельное чтение рассказа, записи в читательских дневниках

Ответы на вопросы

Картина Пластова «Сенокос»

Чтение наизусть отрывка

46

Бунин «Косцы». Поэтиче-ское изо-бражение природы. Лирика Бу-нина «Пом-ню-…»

Беседа обучение выразительному чтению

Развитие навыков анализа текста, лирическое произведение, воспитать художественный вкус у уч-ся

Поэтическое изображение природы. Сила и душевная красота рус-ских крестьян. Лирический образ живой природы

Выразительное чтение лирического произведения

Анализ стихотворениям по индивидуальным вопросам

Проверка и оценка домашнего задания

Рисунки и картины о зимнем пейзаже

Иллюстрация «Белый пудель» читать

47

А.И.Куп-рин. Биография. «Белый пудель»

Рассказ учителя беседа обучение чтению

Познакомить с творчеством Куприна, с рассказом ( сюжет)

Сюжет рассказа, понравился ли, чем?

Сюжет выразительное чтение по ролям отрывка

Рассказ о первых впечатлениях

Оценка иллюстраций

Читать до конца

48

«Белый пудель». Главные герои. Пейзаж

Обучение пересказу беседа

Развитие навыков пересказа, обучение выразительному чтению

Трудная судьба бродячих артистов, пейзаж в рассказе

Знание текста выразительное чтение отрывков пейзаж

Анализ описания природы

Пересказ эпизода 0 оценивание

Рассказ о своей любимой собаке. «Тапер» читать

49

Куприн «Тапер». Сюжет. Взрослые и дети

Обучение чтению беседа

Познакомить с рассказом, раскрыть характер взаимоотношений взрослых и детей, показать их проблемы

Сюжет рассказа. Взрослые и дети. Внимание великого музыканта к мальчику

Чтение отрывков, пересказ эпизода композиция сюжет

Ответы на вопросы пересказ эпизода

Цитатный план по рассказу

Связь с музыкой

Подготовиться к контрольной работе

50

Контроль-ная работа по творче-ству Турге-нева, Толс-того, Буни-на, Купри-на

Урок контроля

Проверка знаний уч-ся по пройденным материалам

Вопросы

тесты

Знание изученного

Самостоятель-ная работа над вопросами, тестами

Контрольные вопросы и тесты

Выразительное чтение стихотворений Блока и Есенина

51

Русские поэты 20 века о родной природе Блок А.А.

С.Есенин

Урок-концерт

Познакомить с Блоком и Есениным, выразительное чтение стих., навыки анализа лирического произведения

Светлая лю-бовь поэтов к природе, вы-разитель-ность слова, музыкаль-ность стиха. Рифма

Поэтические средства языка выразительное чтение

Ответы на вопросы записи в тетради, определения средств выразитель-ности

Оценка устных ответов и выразитель-ного чтения

Рисунки и картины о природе, иллюстрации

Наизусть «Черемуха»

52

Анализ ли-рического текста

( подготов-ка)

Урок развития речи

Совершенствовать умения анализировать поэтический текст, развитие воображения, воспитывать чувства понимания природы

Как изображают природу Блок и Есенин? Какие понравились и почему

Понимание лирического произведения

Записи в тетрадях плана – анализа стихотворений

Чтение наизусть «Черемуха»

Написать анализ

53

В.Г.Короленко «Дети подзе-мелья»

Рассказ учителя обучение чтению

Знакомство с писателем и его повестью, развитие навыков анализа художественного произведения

Картины ни-щеты и стра-дания бедных людей. Друж-ба детей Раз-витие понят-ия о сюжете

Знание текста сюжет

Рассказы уч-ся

Оценка ответов

Повесть в иллюстрациях художников

54

Короленко «Дети под-земелья»

Беседа

Обобщение рабо-ты по повести, Ра-боты над характе-ристиками, выяс-нение идейного смысла повести

Протест против неравенства и уни-жения человека Развитие понятия о сюжете

Смысл названия.

Каким Вася станет в юности?

Знание текста

Устное изложение небольших эпизодов

Оценивание устного изложения

Повесть Короленко в иллюстрациях художников

Вн/чт «Ванька»

55

А.П.Чехов «Ванька»

Урок вн/чт

Углубление представления уч-ся о страдании народа, о несчастной доле детей-сирот, полученные ранее, анализ рассказа

Комментиро-ванное чте-ние рассказа. Чему учили Ваньку под-мастерья? С какой прось-бой Ванька обращается к деду? Чувст-ва Ваньки, Почему в письме есть грубые слова

Умение отвечать на вопросы

Работа с текстом, с содержанием письма

Оценка участия уч-ся

Короленко «Дети подземелья»,

Написать отзыв по рассказу

( Какова бы-ла жизнь де-тей-сирот в дореволюционное время

56

Обучение домашнему сочинению по «Дети под-земелья»

Урок развития речи

Обучение домаш-нему сочинению по теме, развитие устной речи уч-ся, научить составлять план сочинения

Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Маруся и Соня: два детства»

Знание текста умение давать характеристику

Составление плана, рассказы по темам ( о чем будут писать)

Сочинение

Написать сочинение

57

М.М.Пришвин. «Этажи леса»

Рассказ о писателе беседа

Бережное отношение к природе, любовь к родной земле

Поэтичность языка смысл названия. Ка-кой эпизод является главным?

Выразительное чтение и умение анализировать

Ответы на вопросы

иллюстрация

Оценивание иллюстра-ций, ученических фантазий

«Мещерская сторона» читать иллюстра-цию закончить

58

К.Г.Паустовский «Ме-щерская сторона»

Рассказ о писателе беседа

Показать лириче-ские картины при-роды, свежесть и своеобразие поэти-ческого чувства и настроения автора, развит устной речи

Описание природы

( край, леса, луга озера старое русло Оки)

Знание текста, умение находить и анализировать описание природы

Подготовка устного рассказа

Оценка устного рассказа по плану ( зада-ние 9)

Произведения татарских писателей о природе

«Никита» читать

59

А.П.Плато-нов. Биография. Рассказ «Никита»

Рассказ о писателе обучение чтению беседа

Познакомить уч-ся с рассказом, раскрыть духовный мир главного героя, показать быль и фантастику в рассказе

Реальное и фантастиче-ское. Никита, одухотворен-ное восприя-тие им окру-жающего ми-ра. Пережи-вания маль-чика:радость

грусть, страд

Художественное чтение отрывков рассказа

Подбор материала для хар-ки героя, ответы на вопросы, выразительные средства языка

Оценка устных и письменных ответов

Понятия «быль» и «фантастика», иллюстрации

«Июльская гроза» читать, написать фантастический рассказ о друге или составить хар-ку Никиты

60

А.П.Плато-нов «Июльская гроза»

Обучение чтению беседа

Герои расска-за: Наташа и Антошка. Ба-бушка, ее лю-бовь к вну-кам. Описа-ние ржаного поля и июль-ской грозы

61

«Любовь к родине, или Путешес-твие воро-бья»

Обучение чтению и пересказу. Беседа

Реальное и сказочное в рассказе. Сю-жет. Старый скрипач, его доброе отно-шение ко все-му живому

62

Ю.М.Наги-бин. «Зимний дуб»

Рассказ учителя обучение чтению беседа

Работа по об-разам . Поэ-тические кар-тины зимнего леса, описа-ние зимнего дуба

63

Ю.П.Каза-ков «Арктур – гончий пес»

Рассказ учителя обучение чтению беседа

Призыв к доброте и состраданию

Герои расска-за: доктор и рассказчик, Арктур – гончий пес. Роль пейзажа в рассказе

64

Н.М.Руб-цов. Биография. Лирика

Рассказ учителя беседа

Мотив взаимосвязи жизни природы и человека

Раскрыть связь поэта с окружающей его сельской природой. Мотив взаи-мосвязи жиз-ни природы и человека

65

А.Я.Яшин. Слово о писателе. «Журавли» (Сила слов)

Проверка техники чтения

Рассказ учителя обучение чтению

Знакомство с рассказом, выявление силы слова, любовь к родной земле, родине

О бережном отношении к природе. Психологическая глубина произведенияВыразитель-ность языка. Сила слова

Выразительное чтение, умение анализировать описание

Нахождение в описании осени ярких деталей. Какие чувства пробуждают они у читателя?

«Как я наблюдал перелет журавлей?» - устный рассказ

Мир птиц

«Скворцы» Белова читать пересказ

66

В.И.Белов «Скворцы», «На родине»

Обучение пересказу беседа

Знакомство с творчеством писателя обзорно, развитие навыков погружения в текст, работа над выразительным чтением. Воспитание стойкости характера

Отношение к братьям на-шим мень-шим. Любовь писателя к «тихой роди-не». Герой литератур-ного произве-дения

Знание текста умение пересказывать отдельных глав выразительное чтение

Чтение рассказа «На родине»

Пересказ подготовленных дома глав

Мир птиц

В словарь о литератур-ном герое,

«Васюткино озеро» - читать

67

В.П.Астафьев «Васют-кино озеро»

Рассказ учителя обучение чтению беседа

Умение анализи-ровать текст по во-просам, определение основных черт главного героя Воспитание смелости и находчивости

Анализ опии-сания приро-ды Сибири. Васютка и рыбаки

Знание текста умение читать по ролям пересказывать близко к тексту

Подготовка пересказа отрывка

Оценивание пересказа и участия

Сибирь, Енисей связь с географией

Подготовиться к контрольнойработе, вспомнить изученное, повторить по словарю

68

Контроль-ная работа

Урок контроля

Проверка знаний, умений и навыков, обученности уч-ся

Вопросы из квалиметричматериалов

Выяснение начитанности уч-ся

Работа над вопросами и тестами

Контрольная работа

Литературоведе-ние

«Гирманча находит друзей» читать

69

«Гирманча находит друзей»

Обучение чтению

Гуманистический пафос рассказа

Описание су-ровой приро-ды Сибири, жизни и быта людей. Гир-манча и его новые друзья

Знание текста работа с текстом

Работа с текстом

70

Итоговый урок «В стране Ли-тературы» Рекоменда-ции на лето

Урок-праздник

Обобщение полученных знаний по литературе, подведение итога, рекомендации на лето

Викторинные вопросы тестовые задания

Умение быстро ответить на викторинные вопросы

Ответы выполнение тестов

Оценка участия, определение самого начитанного ученика

Список литературы по вн/чт

Пояснительная записка

Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным ( нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики

Цели и задачи изучения русской литературы

Задача курса – познакомить уч-ся татарских школ с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в татарской школе – становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

Общими показателями достижения цели литературного образования являются:

- начитанность уч-ся в области художественной литературы; разносторонность, систематичность, направленность чтения;

- складывающиеся читательские интересы;

- глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений;

- уровень овладения знаниями о литературе;

- качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы.

Цели и задачи изучения русской литературы в татарской школе определили структуру и содержание программы.

Структура и содержание программы

Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. В не включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, сохранившие общечеловеческое значение. Отбор художественных произведений сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение, общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; интерес уч-ся к произведениям.

Основное содержание программы составляют произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, С.А.Есенина, А.А.Блока. Широко представлена поэзия В.А.Жуковского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого, А.Н.Майкова, Н.М.Рубцова и других поэтов. Значительное место в программе занимают произведения И.А.Бунина, А.И.Куприна, А.П.Платонова, В.П.Астафьева, К.Г.Паустовского и других писателей.

По-новому решается проблема изучения зарубежной литературы, с которой уч-ся знакомятся в течение всех лет обучения в школе.

Программа включает ряд разделов: устное народное творчество ; литературные сказки; русская литература 19 века; русская литература 20 века; зарубежная литература.

В 5 классе изучаются в контексте «диалога культур» русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки. В связи с изучением народных сказок уч-ся знакомятся и авторскими сказками – А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова, К.Г.Паустовского, сказками зарубежных писателей – Ш.Перро, Х.-К.Андерсена.

Произведения сгруппированы на основе их проблемно-тематической близости и расположены в хронологической последовательности. В программе учитывается также историко-хронологический принцип расположения материала.

Художественные произведения в программе распределяются по трем рубрикам: 1) для чтения и изучения, 2) для обсуждения, 3) для внеклассного чтения. Изучение произведений, включенных в первую рубрику, сопровождается разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Произведения, включенные во вторую рубрику, подробно не разбираются. Произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения, можно обсудить на специальных уроках внеклассного чтения.

В программе содержатся элементарные сведения по теории литературы, которые уч-ся усваивают в процессе работы над художественным произведением.

Основные требования к знаниям и умениям.

Уч-ся должны уметь:

- характеризовать и оценивать главных героев произведения по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять значение деталей портрета;

- сопоставлять и оценивать героев одного произведения;

- объяснять роль худ. речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним;

- давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка;

- определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров;

- пересказывать ( подробно, выборочно, кратко) эпическое произведение;

- давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;

- писать сочинения на литературные темы;

- выразительно читать басни, стихотворения, отрывки из прозы;

- сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним и экранизациями.

- выступать с докладами и сообщениями на литературные темы, участвовать в диспутах, уметь высказывать свое отношение к произведению.

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературу уч-ся школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.

Содержание курса

Введение. Начальное понятие о литературе как искусства слова

Устное народное творчество

Русские народные сказки

Волшебные сказки. «Царевна-лягушка»

Для вн/чт: «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»

Сказки о животных

Для обсуждения: «Медведь и Лиса»

Бытовые сказки

Для обсуждения: «Как старик домовничал»

Для вн/чт: «Зимовье зверей», «Каша из топора»

Татарские народные сказки

Для обсуждения: «Гульчечек», «Лиса и Волк», «Как наказали жадного бая»

Теория литературы. Сказка. Виды сказок.

Для вн/чт: татарская народная сказка «Тан-батыр»

Русские народные пословицы и поговорки

Пословицы

Поговорки

Теория литературы. Пословицы и поговорки. Их отличие.

Загадки

Теория литературы. Загадка. Особенности ее построения

Устное народное творчество

Литературные сказки

Сказки русских писателей

А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Для вн/чт: А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке». Г.Тукай. Сказка «Шурале» и др.

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек»

Для вн/чт: П.П.Ершов «Конек-Горбунок»

К.Г.Паустовский

Для обсуждения: «Рождение сказки», «Стальное колечко»

Для вн/чт: К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

Сказки зарубежных писателей

Шарль Перро. «Золушка»

Для вн/чт: Шарль Перро. «Кот в сапогах»

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»

Теория литературы. Литературная сказка.

Для вн/чт: Сказки Андерсена

Русская литература 19 века

В.А.Жуковский «Там небеса и воды ясны», «Песня», «Приход весны»

А.С.Пушкин. «Унылая пора…», «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»

Теория литературы. Сравнение. Эпитет.

Для вн/чт: А.С.Пушкин. «Зима!,, Крестьянин торжествуя…», «Зимняя дорога»

М.Ю.Лермонтов. «Бородино»

И.С.Тургенев «Муму».

Н.А.Некрасов «Саша», «Зеленый шум»

Русские поэты 19 века о родной природе

А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Колокорльчики мои».

А.Н.Майков. «Осень», «Ласточки», «Рассвет»

И.С.Никитин. «Утро», «Ярко звезд мерцанье…».

Теория литературы. Развитие понятия о сравнении и эпитете.

Л.Н.Толстой. Для обсуждения: «Кавказский пленник»

А.П.Чехов. «Мальчики»

Теория литературы. Сюжет литературного произведения.

Русская литература 20 века

И.А.Бунин. «Косцы». «Помню – долгий зимний вечер»

А.И.Куприн. «Белый пудель».

Для обсуждения: «Тапер»

Русские поэты 20 века о родной природе

А.А.Блок. «На лугу», «Ворона», «Там неба осветленный край»

С.А.Есенин. «Поет зима – аукает», «Черемуха»

В.Г.Короленко. Для обсуждения: « Дети подземелья»

Теория литературы. Развитие понятия о сюжете.

Для вн/чт: А.П.Чехов. «Ванька»

М.М.Пришвин. «Этажи леса».

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона»

А.П.Платонов. «Никита»

Для обсуждения: «Июльская гроза»

Для обсуждения: «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Ю.М.Нагибин. «Зимний дуб»

Ю.П.Казаков. «Арктур – гончий пес»

Н.М.Рубцов. «Ласточка», «Первый снег», «Жеребенок»

А.Я.Яшин. «Журавли» ( сила слов)

В.И.Белов. «Скворцы», «На родине»

Теория литературы. Герой литературного произведения

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»

Для обсуждения: «Гирманча находит друзей»

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы, поговорки, загадки.

В.А.Жуковский. «Песня», «Приход весны» ( по выбору)

А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый», «Зимний вечер», «Няне» ( по выбору)

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» ( отрывок)

И.С.Тургенев. «Муму» ( отрывок)

А.К.Толстой. «Колокольчики мои»

А.Н.Майков. «Осень»

И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье»

И.А.Бунин. «Косцы» ( отрывок)

А.А.Блок. Одно из стихотворений по выбору.

С.А.Есенин. «Черемуха»

Н.М.Рубцов. Одно из стихотворений по выбору.

Учебно-методическое обеспечение

  1. И.В.Золотарева. «Поурочные разработки по литературе». 5 класс, Москва, 2004 год

  2. Ф.Г.Маклашова. «Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе», Казань, 2007 год

  3. М.Г.Ахметзянов. «Русская литература в 5 классе татарских школ», «Магариф», 1998 год

  4. Квалиметрические материалы для проверки знаний и умений по русской литературе уч-ся 5-11 классов русских и татарских школ»

Класс 5

Учитель Зайнуллина Римма Дамисовна

Количество часов - 70

Уроки внеклассного чтения – 5

Контрольные работы – 3

Уроки развития речи – 6

  1. Урока Кол-во уроков Дата Тема урока Тип урока

    Урок
    Русская литература и история. Знакомство с учебником-хрестоматией. ЦЕЛЬ: показать уч-ся особенности тесной связи истории и литературы; вызвать интерес уч-ся к изучению литературы.
  2. Урока Дата Тема урока Тип урока

    Урок
    Вводный урок. Региональный подход в изучении экономической и социальной географии мира. Историко-географические регионы мира. Региональные контрасты современного мира.
  3. Урока Тема урока Тип урока, форма урока

    Урок
    Способствовать развитию знаний учащихся об особенностях регионов и стран мира: природы, населения, хозяйства, междуна-родных экономических отношений. Развивать умения работать с различны-ми источника-ми информа-ции; записывать конспекты
  4. Урок 42. Урал каменный пояс Русской земли тип урока: изучение нового материала

    Урок
    МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Объяснительно-иллюстративный (образный рассказ-лекция учителя); частично-поисковый (работа школьников по атласу и учебнику под руководством учителя).
  5. Тип урока: изучение нового материала

    Урок
    Предварительная работа: задания для учащегося по археологическим раскопкам города Коломны и Торжка, краеведческие данные о городе Бронницы и Зарайске.
  6. Тип урока (1)

    Урок
    Формирование представлений о целостности и непрерывности курса алгебры и начал анализа 10 класса. Овладение умением обобщения и систематизации знаний учащихся по основным темам курса алгебры и начал анализа 10 класса.
  7. Тип урока (3)

    Урок
    1.Учителям следует изучить с учащимися необходимую лексику по изучаемой тематике (в данном случае –экологической, защита окружающей среды, изменения климата на планете ,как сохранить электричество… ), см.
  8. Тип урока (4)

    Урок
    В основу схемы положен типовой урок, содержащий все стандартные этапы: цели урока, оргмомент, контроль домашнего задания, повторительные и подготовительные упражнения, введение нового учебного материала, контроль понимания, тренировочные
  9. Тип урока (2)

    Урок
    Образовательно-развивающие: сформировать чёткие представления о механическом движении и его относительности, его характеристиках, провести классификацию движений - по траектории и пути, развивать навыки логического мышления, умение

Другие похожие документы..