Учебник для вузов издание второе, переработанное и дополненное

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРИМИНОЛОГИЯ

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

Издание второе,

переработанное и дополненное

Под редакцией

заслуженного деятеля науки Российской Федерации,

доктора юридических наук, профессора

В.Д. МАЛКОВА

Допущено УМО по юридическому образованию

вузов Российской Федерации в качестве

учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности "Юриспруденция"

Коллектив авторов:

1. Агапов А.Ф., заместитель начальника кафедры криминологии Московского университета МВД России, канд. юрид. наук, доцент, - гл. гл. 12, 22.

2. Баринова Л.В., канд. юрид. наук, доцент, - гл. 13.

3. Гриб В.Г., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин МГЛУ, засл. юрист РФ, доктор юрид. наук, проф., - гл. 18.

4. Кириллов С.И., профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России, доктор юрид. наук, проф., - гл. 17.

5. Крашенников С.С., заместитель начальника кафедры криминологии Московского университета МВД России, канд. юрид. наук, доцент, - гл. 14.

6. Малков В.Д., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин МОСУ, засл. деятель науки РФ, доктор юрид. наук, проф., - научное редактирование, предисловие, гл. гл. 1 - 7 (§ 6 гл. 7 - в соавт. с Токаревым А.Ф.), 10 - 13, 15, 16, 19, 20, 22.

7. Мацкевич И.М., проректор МГЮА, засл. юрист РФ, доктор юрид. наук, проф., - гл. гл. 17, 19, 23.

8. Плешаков В.А., главный научный сотрудник ВНИИ МВД РФ, доктор юрид. наук, проф., - гл. 8.

9. Покаместов А.В., канд. юрид. наук, доцент, - гл. гл. 14, 20.

10. Ревин В.П., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России, засл. деятель науки РФ, доктор юрид. наук, проф., - гл. 21.

11. Рябыкин Ф.К., канд. юрид. наук, доцент, - гл. гл. 1, 3 - 6, 10, 11.

12. Ситковский А.Л., начальник научного Центра ВНИИ МВД России, канд. юрид. наук, доцент, - гл. 9.

13. Токарев А.Ф., канд. юрид. наук, доцент, - § 6 гл. 7 (в соавт. с Малковым В.Д.), гл. 8.

14. Шелковникова Е.Д., профессор кафедры международного и конституционного права МГЛУ, доктор юрид. наук, - гл. гл. 15, 24.

15. Шулепов Н.А., заместитель декана факультета экономики и права МОСУ, засл. юрист РФ, доктор юрид. наук, проф., - гл. 23.

Руководитель авторского коллектива и научный редактор учебника - засл. деятель науки РФ, доктор юрид. наук, профессор В.Д. Малков.

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Настоящий учебник, подготовленный авторским коллективом, представляет собой систематизированное изложение криминологии как учебной дисциплины. В нем последовательно рассмотрены все предусмотренные соответствующей учебной программой темы Общей и Особенной частей курса.

В учебнике рассматриваются: преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения и существования, особенности личности преступника и механизм совершения конкретных преступлений, меры их предупреждения.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, подробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения насильственной, должностной и коррупционной, организованной, рецидивной и профессиональной, неосторожной преступности; преступлений против собственности, общественной безопасности; преступлений в сферах экономической деятельности, незаконного оборота наркотиков; преступности несовершеннолетних, женщин, военнослужащих.

При подготовке учебника авторы исходили из целевой направленности подобного рода работ, состоящей в предоставлении студентам возможности максимально полно и глубоко усвоить устоявшиеся в науке теоретические положения. Поэтому в учебнике, включающем в полном объеме позитивный материал, отсутствует обязательное для монографий, других научных работ освещение полемики по сложным, зачастую противоречивым положениям криминологии.

Ряд глав учебника, освещающих наиболее сложные теоретические проблемы, включает схемы, позволяющие конкретизировать научные положения, показать разнообразные связи и отношения, существующие в таких сложных социальных явлениях, как преступность, ее причины и условия, личность преступника, деятельность по предупреждению, профилактике преступлений. Каждая глава учебника завершается перечнем контрольных вопросов и заданий, выполнение которых позволит студентам более глубоко уяснить содержание учебного материала.

Подобное объединение в учебнике теоретического и методического материала представляется весьма полезным для качественного изучения и усвоения студентами сложных многоплановых проблем криминологии.

Все авторы учебника - в прошлом практические работники правоохранительных органов - не понаслышке знают проблемы борьбы с преступностью и ее предупреждения. На высоком теоретическом уровне в учебнике излагаются понятие, цели и принципы предупреждения преступлений, его правовое регулирование, организационное, информационное и иное обеспечение этой значимой для общества деятельности.

Хотя данный учебник предназначен для студентов, он, на наш взгляд, будет полезен и для аспирантов, а также для профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников юридических вузов и институтов.

Особую признательность авторский коллектив выражает Галине Григорьевне и Наталье Викторовне Прохоровым, обеспечившим техническую подготовку рукописи учебника к изданию.

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор

В.Д.МАЛКОВ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. КРИМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ

И МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК

§ 1. Понятие криминологии как науки и ее предмет

Криминология - это учение о преступлении (от латинского crime - "преступление" и греческого logos - "учение"). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности.

Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Как общественная наука, криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение данной науки, в котором перечислены элементы ее предмета. Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты <*>; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

--------------------------------

<*> Детерминанты - конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обусловливают его существование.

Предложенное определение отражает социально-правовой характер науки криминологии, ее теоретическую направленность и практическую значимость.

Определение предмета криминологии является отправным моментом для понимания ее сущности и содержания. В то же время сведение содержания науки криминологии только к перечислению элементов ее предмета недостаточно, ибо определение науки должно отражать ее место в общей системе научных знаний, указывать важнейшие методологические подходы к предмету исследования, конечные цели и задачи исследовательских поисков.

В литературе предмет криминологии определен далеко не однозначно. Помимо вышеназванных элементов к предмету криминологии некоторые авторы относят закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества; организацию конкретных криминологических исследований; криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью; ликвидацию последствий преступности; управление процессами борьбы с преступностью.

Можно оспаривать отдельные положения этой позиции, но в целом такой подход направлен на более глубокое изучение предмета криминологии. Собственно, такая позиция не противоречит приведенному выше определению предмета криминологии, а лишь уточняет и конкретизирует его. Так, вряд ли в предмет криминологии следует включать прогнозирование преступности. Это, скорее, ее функция. Планирование борьбы с преступностью и управление ее процессами в обобщенном виде входят в такой элемент предмета криминологии, как предупреждение преступности.

Расширение либо сужение предмета науки в равной степени недопустимы, ибо в первом случае это ведет к размыванию границ предмета исследования, во втором - обедняет возможности в ее поиске.

Отмечается также тенденция расширения предмета криминологии за счет проблем, прямо либо косвенно связанных с преступностью. Одни ученые считают, что в предмет криминологии должны войти экономические, культурные и иные социальные факторы, влияющие на преступность. Другие призывают включить в предмет криминологии те виды так называемого отклоняющегося (девиантного) поведения и различные "фоновые" явления, которые тесно связаны с преступностью: пьянство, наркоманию, проституцию, детскую безнадзорность.

Для более глубокого понимания предмета криминологии, правильного определения его содержания и границ целесообразно также разграничить предмет криминологии с ее объектом.

Все, что познается криминологической наукой, представляет интерес с точки зрения ее целей и задач, составляет объект этой науки, поскольку еще не познано и противостоит знанию. Те же самые явления, процессы, их стороны и отношения, уже познанные и зафиксированные в форме знания, но требующие дальнейшего исследования, являются ее предметом.

Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют ее отдельные стороны. Предмет же криминологии гораздо уже. Это то, что познается криминологией в целом, во всех проявлениях и сторонах. В этом смысле указанные выше виды общественных отношений, в том числе и "фоновые" явления, не входят в предмет криминологии, а составляют объект ее интереса, и лишь в той связи, в которой они влияют на преступность.

Таким образом, основным элементом предмета криминологии является преступность как особое социально-правовое явление. Однако сама преступность представляет весьма сложное социальное образование, характеризующееся объемом (состоянием), интенсивностью (уровнем), динамикой, структурой, последствиями и другими признаками.

Следующая задача, решаемая криминологией, сводится к ответу на вопросы, почему возникла и существует преступность, что создает для нее питательную почву, каковы истоки преступности, т.е. к выявлению сложных социальных связей преступности с жизнью общества и его противоречиями.

Преступность - это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, проявляющееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления.

Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности - специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель преодоления этого негативного общественно опасного явления.

Таким образом, значимость изучения криминологии состоит, прежде всего, в том, что она расширяет взгляд на преступность, рассматривает ее как явление, объективно присущее обществу, противодействие которому является задачей всех его политических и общественных институтов. Наряду с этим криминология научно обеспечивает реализацию важнейшего элемента указанного противодействия - предупреждения преступлений.

Содержание предмета криминологии показано в виде схемы на рис. 1.1.

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│ ПРЕДМЕТ КРИМИНОЛОГИИ │

└───────────────────────────┬──────────────────────────┘

┌─────────────┬──────┴──────┬─────────────┐

┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐

│ ││Детерминанты││ Лица, ││ Преду- │

│Преступность││преступности││совершившие ││ преждение │

│ ││ ││преступления││преступлений│

└──────┬─────┘└──────┬─────┘└──────┬─────┘└──────┬─────┘

└─────────────┴──────┬──────┴─────────────┘

┌─────────────────┴────────────────────┐

│ Объекты криминологии, │

┌───┤ изучаемые в рамках ее предмета │

│ └──────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────┐

├──────┤История криминологической науки│

│ └───────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────┐

├──────┤ Негативные социальные явления │

│ │ (алкоголизм, наркомания, │

│ │ проституция и т.п.), │

│ │ сопутствующие преступности │

│ └───────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────┐

├──────┤ Методы криминологических │

│ │ исследований и осуществления │

│ │ профилактики │

│ └───────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────┐

├──────┤ Криминологические особенности │

│ │ отдельных видов преступности │

│ └───────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────┐

└──────┤ Криминологические проблемы │

│ зарубежных стран │

└───────────────────────────────┘

Рис. 1.1

  1. Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2004 Рецензенты

    Книга
    Общество не первый раз в своей истории сталкивается с особым типом кризисов (демографических, экологических, военно-политических), которые вызваны несбалансированной деятельностью людей.
  2. Учебник для вузов издание второе, стереотипное Н. А. Игнатюк, А. А. Замотаев, А. В. Павлушкин

    Список учебников
    Игнатюк Наталья Александровна, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП), кандидат юридических наук.
  3. Для заказа этой или новой работы свяжитесь: Телефон 8 (962) 232 35 31, icq 562-555 (8)

    Документ
    Актуальность темы работы во многом обусловлена тем, что для выполнения задач, стоящих перед уголовным законом, необходимо вести борьбу не только с уже совершенными преступлениями, но и с общественно опасными посягательствами, которые
  4. Учебники и учебные пособия (3)

    Учебники и учебные пособия
    "АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС: УЧЕБНИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ"(издание третье, исправленное и дополненное)(под ред. М.К. Треушникова)(ОАО "Издательский Дом "Городец",
  5. Н. П. Яблокова Издание второе, переработанное и дополненное (1)

    Документ
    Учебно-методическим объединением университетов РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»
  6. Н. П. Яблокова Издание второе, переработанное и дополненное (2)

    Документ
    Т.С. Волчецкая – проф., д-р юрид. наук – § 4 гл. 3; , В.Я. Колдин – проф., д-р юрид. наук – § 1, 3, 4 гл. 1 (в соавторстве с Н.П. Яблоновым), § 1 3 гл.
  7. Закону "об опеке и попечительстве" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2010 года Издание второе, переработанное и дополненное

    Закон
    Андропов Вадим Владимирович, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. ст. 156 - 160, 162 - 166 Семейного кодекса РФ.
  8. Мировой кризис: Общая Теория Глобализации Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2003

    Реферат
    Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию - и мертвым, и живым, - К устам подъяв признательную чашу,Не помня зла, за благо воздадим.(А.С. Пушкин)
  9. Учебное пособие Издание второе, переработанное и дополненное Минск Право и экономика 2003

    Учебное пособие
    Бибило В.Н. Организация обучения студентов в юридических высших учебных заведениях: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб и доп. – Минск: Право и экономика, 2001.

Другие похожие документы..