Мониторинг прав человека в российской федерации в 2002 году

РАЗДЕЛ 4. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ПРАВ

Право на приемлемые условия труда и заработной платы

Численность экономически активного населения в 2001 г. составила около 740 тысяч человек. В органах государственной службы занятости на конец 2002 года зарегистрировано 8 493 безработных.

Основной вид нарушений законодательства о труде, который коснулся всех категорий работающих, является задержка по выплате заработной платы, окончательного расчета при увольнении и пр. На конец 2002 г. общая задолженность по заработной плате в Белгородской области составила 230, 4 млн. рублей. Несвоевременно выплачивалась заработная плата на 517 предприятиях и в организациях с общей численностью работающих – 890 тыс.человек. Задержки на два и более месяцев составляют 141 млн. рублей. В сельском хозяйстве сумма задолженности возросла в 1, 6 раза и исчисляется 197, 4 млн. рублей.52

На предприятиях ЖКХ в, 2, -3, 5 раза возросли долги по выплате зарплаты.53

Весной 2002 года механизаторы ООО «Верность» Корочанского района дважды бастовали по причине невыплаты им заработной платы; во многих селах зарплату продолжают выдавать не только нерегулярно, но и продукцией: курами, колбасой, мукой и т.п. 54

На предприятии «Сергеевское» (Губкинский район) не выплачены (в результате реорганизации) долги по зарплате за 5-7 лет на общую сумму 410 тысяч рублей. Суды удовлетворяют иски работников, но судебные решения не выполняются.

Прокуратурой города Белгорода проводились проверки исполнения трудового законодательства, в том числе с привлечением работников Гострудинспекции. В результате - внесены 27 представлений руководителям предприятий различных форм собственности о нарушениях трудового законодательства, в т. ч 20 из них – по фактам несвоевременной выплаты заработной платы.55

В декабре 2002 года прокурором г.Белгорода принесен протест на незаконный приказ ОАО «Белагрогаз». Этим приказом ряду дочерних предприятий, расположенных в различных районах области, было запрещено любое движение денежных средств по расчетным счетам, в результате чего образовалась многомиллионная задолженность по заработной плате перед работниками. Протест был удовлетворен, задолженность в сумме 9 780 009 рублей была перечислена дочерним предприятиям.56

За минувший год Шебекинской прокуратурой было направлено 47 исков на сумму 190 тысяч рублей, внесено 24 представления. Привлечен к административной ответственности директор НПАО «СинтезПАВ» И.Т. Полковниченко. Трудовой инспекцией на него наложен штраф в размере 1500 рублей. 57

Государственными инспекторами труда в 2002 г. проведено 3106 различных проверок, в ходе которых выявлено 25796 нарушений трудового законодательства, из них – 11 808, связанных с охраной труда. Гострудинспекцией области расследовано 212 несчастных случаев на производстве: 44 – со смертельным исходом, 142 – тяжелых, 26 – групповых. В результате проверок –в 54 случаях приостановлено проведение работ в производственных подразделениях, запрещено использование средств индивидуальной и коллективной защиты – в 52-х. 1382 человека отстранены от работы в связи с непрохождением в установленном порядке обучения, инструктажа, стажировки на рабочих местах и проверки знаний по охране труда. За допущенные нарушения 478 должностных лиц привлечены к административной ответственности.58

В целом, по области зафиксировано 58 несчастных случаев со смертельным исходом на производстве (в 2001 году – 52 случая), хотя по данным пресс-службы областной прокуратуры, на предприятиях и организациях региона наблюдается снижение уровня производственного травматизма по сравнению с прошлым годом – на 28, 3 процента. Однако по-прежнему высок показатель несчастных случаев, повлекших серьезные последствия для жизни и здоровья пострадавших – 74 случая. Большинство подобных несчастных случаев – 78 процентов- зарегистрировано на частных предприятиях области. Основными причинами производственного травматизма являются недофинансирование со стороны работодателя мероприятий по охране труда, в том числе - необеспечение работников необходимой спецодеждой, отсутствие инженера по технике безопасности, грубые нарушения техники безопасности, использование на производстве неисправной техники. Одна из основных причин - не соблюдение техники безопасности. Только в первом полугодии 2002 года органами прокуратуры руководителям 32 предприятий области внесены представления об устранении допущенных нарушений закона, опротестовано семь незаконных приказов руководителей предприятий, возбуждено 65 административных производств, 38 должностных лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

Право на отстаивание своих трудовых интересов.

По протесту прокурора Ивнянского района был восстановлен на прежней работе ведущий специалист отдела образования администрации района, незаконно уволенный в связи с сокращением численности и штата. В целях восстановления на работе методиста этого же отдела прокурору района пришлось обращаться в суд и доказывать, что при увольнении работника в связи с сокращением численности штата работодатель обязательно должен руководствоваться законом и учитывать преимущественное право сотрудника на оставление на работе. Женщина, работающая методистом, имела двух несовершеннолетних детей. Муж на этот момент нигде не работал. Судебным решением уволенная женщина была восстановлена на работе. Ей выплатили заработную плату за время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением.

В целом же по данным прокуратуры, наибольшее количество нарушений – 83 процента- допускается именно в сфере трудовых правонарушений. 59

Право на минимальную социальную поддержку со стороны государства

В 2002 году большой резонанс в Белгородской области получило Постановление №267 от 19 июня «Об оказании адресной материальной поддержки женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет». Согласно этому постановлению, подписанному главой администрации области, устанавливается выплата адресной материальной помощи в размере 2000 рублей женщинам, родившим ребенка после 25 марта 2002 г. и работающим в бюджетных организациях, у которых среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума. Для этого в бюджет области на 2003 год заложено 40 миллионов рублей. Таким образом, лишь 30 процентов женщин могут рассчитывать на поддержку из бюджета. Остальные женщины, ухаживающие за детьми до полутора лет, оказываются в неравном, дискриминирующем, положении по отношению к бюджетникам. Это вызывает негативную реакцию молодых мам, в частности, никогда ранее не работавших студенток, работающих у предпринимателей, в частных фирмах и т.д., чей доход также невелик.

У родителей, чьи дети посещают детские сады Белгорода, тоже проблемы. Теперь содержание детей в детских садах областного центра, в основном будет финансироваться за счет родителей. Городской бюджет строго регламентирует лишь две статьи финансирования: заработную плату сотрудникам (от 600 до 1500 рублей) и питание от 20 до 25 рублей в день на ребенка. Один раз в год запланирован ремонт здания. Ремонт труб, канализации, ремонт стиральных машин – будут осуществляться за счет средств родителей. Более того, в конце прошлого года на заседании заведующих детсадов принято решение о так называемом единовременном вступительном взносе, который должен внести каждый родитель. Управление образования города Белгорода эту практику поддерживает.60

Не выполняется ст. 15 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», согласно которой должны быть созданы условия «для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры». Инвалиды, к примеру, «колясочники», не могут попасть в больницы, библиотеки, парикмахерские, магазины, кинотеатры и т.д. Ситуация не изменилась даже после принятие в марте 2002 года постановления главы администрации области «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры». Затем подобные постановления были приняты и органами местного самоуправления. Но ситуация осталась прежней.61 На сегодняшний день из 1,5 млн белгородцев – 115 тысяч человек – инвалиды. По сравнению с прошлым годом этой категории людей стало больше на 16 тысяч человек.

Нарушаются права тех, кто плохо слышит. Инвалиды всех групп, пенсионеры, дети до 16 лет имеют право получить слуховой аппарат бесплатно. Средства должны выделяться из местных бюджетов. Однако из Грайворонского района, Красной Яруги, Красного деньги не поступают на счет «Медтехники» в течение одного, а то и двух лет. Из-за этого люди не могут получить бесплатно слуховой аппарат. Из 16 тысяч плохослышаших в год лишь около тысячи получают бесплатно слуховые аппараты.62

Отстаивать права инвалидам в некоторых случаях помогает прокуратура. В прокуратуру Ивнянского района обратилась жительница с. Верхопеное, которая является полным кавалером ордена Трудовой Славы. Чиновники не выполняли Федеральный закон, не предоставляя льготы женщине в сфере коммунального и медицинского обслуживания. В результате прокурорского вмешательства права почетной жительницы Ивнянского района были восстановлены. Ей были предоставлены льготы в оплате коммунальных услуг, а также бесплатные лекарственные средства.

Восстановлены с помощью прокуратуры Яковлевского района права на внеочередное установление телефонной связи жителя Яковлевского района – инвалида 2 группы. Для этого прокурору надо было обратиться в районный суд, а затем отстаивать интересы инвалида в областной суде. 63

Неудовлетворительно выполняется Закон Белгородской области о туберкулезе и поручение главы администрации области, касающиеся своевременного обеспечения изолированной жилой площадью больных туберкулезом. За 9 месяцев 2002 года выделено всего две квартиры в г.Белгороде. В других городах и районах – ни одной. И это при том, что по сравнению с прошлым годом увеличилось количество больных с открытой формой туберкулеза. Растет и смертность от туберкулеза, хотя общее количество заболеваний по сравнению с этим же периодом прошлого года уменьшилось на 14, 4 процента. и составило 47, 4 чел на 100000 тысяч ( вместо 55,4) 64

Имеются случаи, когда постановления главы администрации области или Белгорода публикуются задним числом. К примеру, постановление главы администрации г.Белгорода № 297 от19 февраля «О проведении внеочередного зубного протезирования ветеранов и инвалидов ВОВ» предусматривало обеспечить до 1 мая 2002 г внеочередное зубопротезирование ветеранов и инвалидов, стоящих на учете на 1 февраля 2002г. Опубликовано же постановление в газете «Наш Белгород» было лишь…24 мая 2002 г.О данном постановлении ветераны даже не знали.65

Другой случай описан в региональном выпуске «КП». 3 июня 2002 г. губернатор области утвердил льготный проезд в пригородных поездах… начиная с 18 мая.66

Право на бесплатное общее образование

Данный пример, который приводится ниже, не относится к нарушению права на бесплатное общее образование, но упомянуть онем следует. В Белгородском Госуниверситете студентов заставляют покупать (в обязательном порядке) футболки с символикой университета, которые стоят 500 рублей. На многочисленные жалобы студентов никто внимания не обращает, студенческий профсоюз - в том числе. Активисты профсоюза заявляют, что проблемы вообще не существует. 67

Право на образованиенарушается в отношении детей и инвалидов. В отношении детей это связано с коммунальной неустроенностью образовательных учреждений в некоторых сельских районах, а также по причине использования детей на сельхозработах во время учебного процесса.

Не отлажена система обучения инвалидов наиболее востребованным профессиям, не работают нормативные акты квотирования рабочих мест для инвалидов, это очень важно поскольку образование инвалидов только тогда имеет смысл, когда есть где его применить.

Право на гарантированное минимальное медицинское обслуживание

К сожалению, право на медицинское обслуживание также нарушается в Белгородской области. Эти нарушения ощущают на себе практически все группы социально не защищенных граждан. Снижается качество медицинского обслуживания детей, в результате наблюдается рост заболеваний у детей, особенно по таким классам как: сколиозы, ортопедические патологические нарушения осанки, нарушения функций органов зрения, заболевания органов дыхания, органов нервной системы и органов пищеварения.68

Растет младенческая смертность. Растет детская инвалидность и, вместе с тем, обслуживание детей-инвалидов находится на низком уровне. Причин этому много, в том числе - нехватка специалистов и их низкая квалификация, которые вызваны в свою очередь низким уровнем оплаты труда в медицинской отрасли. Большое влияние оказывает экологический фактор. Еще одной из причин является и низкий уровень жизни населения.

Известны факты рождения мертвых детей, когда будущие родители отказывались платить врачам за «так называемые медицинские услуги» в роддоме, где вся медпомощь должна оказываться бесплатно. Имеются данные, когда будущая мать и ее родственники, находясь в стационаре, платили медработникам пять тысяч рублей.69

Имел место факт, когда начальник отдела кадров ГМУП ЖЭФ (городского муниципального унитарного предприятия жилищно-эксплуатационного фонда) г.Шебекина Н.А. Лысогор потребовала от участкового врача районной Шебекинской поликлиники Котляровой и хирурга этой же поликлиники не выдавать больничные листы работникам предприятия. Мотивировала это тем, что, ее подчиненные, якобы, не хотят работать. 70

Наиболее сложным продолжает оставаться вопрос обеспечения лекарствами малообеспеченных граждан.

Право на экологическую безопасность

Основные проблемы экологической безопасности, стоящие перед жителями области, сохранили свою актуальность и в 2002 году.

В р.Северский Донец продолжают сбрасывать отходы предприятия коммунального хозяйства, сельхозпроизводители, промышленности. Плохо работают очистные сооружения в Белгороде, Шебекино, Валуйках, Короче, Старом Осколе. В области отсутствует канализационная очистка ливневых вод. В р.Северский Донец попадают отходы птицефабрик, животноводческих комплексов. В реку вымываются нитраты и другие азотные соединения. В области до сих пор нет полигонов по складированию, переработке и захоронению токсичных отходов, а также проектов водоохранных зон. Старые не соответствуют нормативным требованиям экологического законодательства. В прибрежных зонах ведется строительство, распахиваются земли, размещаются огороды. Из-за этого смываются грунты, мелеют реки и загрязняются воды бассейна.

Остро стоит проблема локализации источников химического и биологического загрязнения подземных и поверхностных вод. 71

В целом, в водные объекты сбрасывается более 4 тысяч тонн вредных веществ ежегодно.

Плохо выполняется постановление Правительства РФ № 140 от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель…» В Губкинском и Староскольском районах добывается руда, в результате чего на территории около 2000 га располагаются карьеры. Они перерезают несколько водоносных пластов. В результате – мелеют реки. Однако, горнорудные предприятия области лишь на 30 процентах земли проводят рекультивацию.

Продолжается выброс вредных веществ. Он остается на уровне ста тысяч тонн в год.

В прошлом году основными видами нарушений, вскрытых госинспекцией рыбоохраны на промышленных объектах, были сбросы стоков в балки или непосредственно в водные объекты в результате аварий на очистных сооружениях или их перегрузки; недостаточная очистка из-за малой мощности этих сооружений, складирование навоза в непосредственной близости от водоемов.72

Нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (в свете нарушения прав граждан) происходят из-за отсутствия организованного должным образом государственного контроля за соблюдением норм природоохранного законодательства гражданами и юридическими лицами. Слаба служба экологического контроля.

  1. Мониторинг прав человека в российской федерации в 2009 году

    Документ
    ПРИ составлении доклада использовались публикации в средствах массовой информации, свидетельства граждан, СООБЩЕНИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРОКУРАТУРЫ ОБЛАСТИ, ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
  2. Мониторинг прав человека в российской федерации в 2007 году

    Документ
    ШМОО «Гражданское согласие» создана в 2 году, зарегистрирована 4 декабря 2002 года в Управлении Минюста РФ по Белгородской области. Регистрационное свидетельство №2843.
  3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (2)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (3)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  8. Доклад о соблюдении прав человека в Российской Федерации в 2004 году (1)

    Доклад
    22 января 2004 г. в Москве выбросилась из окна 9-го этажа 20-летняя девушка, которую сотрудники не названного в сообщении правоохранительного ведомства пытались привлечь к сотрудничеству, — выбросилась, не желая выдавать имен тех,
  9. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Экология и нарушение прав человека 5 сентября 2002 года

    Доклад
    Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания

Другие похожие документы..