Мониторинг прав человека в российской федерации в 2002 году

РАЗДЕЛ 3. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СВОБОД

Право на периодическую смену власти через выборы

Новый избирательный Кодекс Белгородской области, принятый областной Думой 28 ноября 2002 года, предусматривает, что в соответствии с Уставом Белгородской области областная Дума состоит из 35 депутатов. 17 депутатов избираются на основе мажоритарной системы выборов по 17 одномандатным округам и 18 депутатов избираются на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу. Депутатом областной думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Срок полномочий областной Думы определен – 5 лет ( до этого - 4 года).

Губернатор Белгородской области в соответствии с Уставом (основным законом Белгородской области) избирается сроком на 5 лет ( до этого – на 4 года). Им может быть гражданин РФ, достигший 30 - летнего возраста. Губернатор должен быть избран (на альтернативной основе) не менее 50-ю процентами от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы губернатора проводятся на основе мажоритарной системы по общеобластному избирательному округу. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих Белгородской областной Думы, губернатора, представительных органов местного самоуправления, главы местного самоуправления не допускается. Выборы депутатов областной Думы и губернатора назначает областная Дума не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который был избран соответствующий орган. Досрочные выборы депутатов областной Думы назначаются губернатором. Досрочные выборы губернатора назначаются областной Думой.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа или должностного лица, выборы назначаются и проводятся соответственно избирательной комиссией области либо территориальной избирательной комиссией.

В 2002 г. проходили выборы мэра г.Белгорода, довыборы в областную Думу и выборы главы администрации Яковлевского района. Особых нарушений не зафиксировано. Но можно отметить следующее:

1. Некоторые кандидаты задолго до выборов начинают производить финансовые затраты и используют административный ресурс, что ставит в неравное положение всех кандидатов, (в частности, претендовавших на пост главы местного самоуправления г.Белгорода).

2. Сохранилась практика формального подхода к формированию избирательных комиссий (ИК), в основном, в сельских округах. Комиссии там формируются из чиновников разного уровня. ТИК неохотно включают представителей от партий, стараются отказать под различными предлогами таким кандидатурам.

3. Одна из основных проблем выборов – что считать агитационным и информационным материалом. Если по местному ТВ показывается репортаж о том, как исполняющий обязанности главы администрации г.Белгорода (баллотировавшийся на пост мэра) решает какую-то городскую проблему, в избирательной комиссии даже не пытаются расценить этот сюжет как агитационный.

4. Продолжается использование кандидатами административного ресурса, применяемого на всем протяжении избирательной компании. Особенно в этой схеме используется ресурс муниципальных учреждений (школы, больницы, социальные учреждения и т.п.). Закрепилась практика, когда кандидат в депутаты - чиновник, вышедший в отпуск, продолжает находиться на рабочем месте.

Основной ресурс, которым пользуются во время выборов чиновники, участвующие в выборах - это люди. Вся пирамида власти, снизу доверху, от мелких муниципальных работников, учителей, врачей, воспитателей до заместителей, как правило, задействуется во время избирательной компании сначала для сбора подписей, а потом для агитации. После выборов отличившиеся чиновники получают премии.

24 марта 2002 года проходили досрочные выборы главы местного самоуправления г. Белгорода. А 16 апреля появляется Приказ № 82 «О премировании директоров муниципальных унитарных предприятий (МУП) по РЭЖФ № 1-20 По итогам досрочных выборов главы местного самоуправления и дополнительных выборов …», подписанный А.Е. Щербаченко, директором МУП «Единая служба заказчика по ЖКХ» администрации г.Белгорода. Этим же приказом директорам разрешалось премировать своих работников, принявших активное участие в организации и проведении досрочных выборов за счет собственных средств предприятий. Другими словами, за явное нарушение избирательного законодательства, которым запрещено участие муниципальных служащих в избирательной кампании при исполнении служебных обязанностей, конкретные должностные лица еще и поощрялись.

Право на организацию местного самоуправления

Представительные органы местного самоуправления, главы местного самоуправления муниципальных образований избираются по мажоритарной системе. Срок из полномочий определяется уставами муниципальных образований и не может составлять более пяти лет. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста, а главой местного самоуправления – 21-летнего возраста.

Главы местного самоуправления и депутаты местных Советов избираются прямым тайным голосованием. До 2002 г включительно порог явки избирателей был 25 процентов. Новым избирательным Кодексом Белгородской области предусмотрено, что на выборах депутатов местного самоуправления порог явки не будет устанавливаться, а на выборах глав местного самоуправления необходимо принять участие 20 - ти % избирателей.

Досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются главой местного самоуправления, досрочные выборы главы местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления.

Как правило, во время избирательных кампаний, наблюдаются одни и те же нарушения (о них уже говорилось выше). Кроме этого, нашло свое продолжение в 2002 году событие, начало которого относится к концу 1999 года. Тогда Постановлением территориальной избирательной комиссии Прохоровского района Белгородской области №19 от 23 ноября О.И. Цыгулевой было отказано в регистрации в качестве кандидата на пост главы местного самоуправления Прохоровского района Белгородской области. Основание следующее: из представленных О.И. Цыгулевой в территориальную комиссию 494 подписей избирателей в поддержку выдвижения ее кандидатом, 59 подписей признаны недостоверными, а оставшиеся 435 подписей составляют 94 процента от количества, необходимого для регистрации кандидата. Решение ТИК было обжаловано в Прохоровский районный суд Белгородской области, который оставил жалобу без удовлетворения. Из содержания решения суда от 18 декабря 1999 года усматривается, что суд не проверил должным образом доводы заявительницы о том, что некоторые работники районной администрации, а также глава сельской администрации с. Бехтеевка Н.И. Кобзева, заинтересованная в избрании действовавшего главы местной администрации и в устранении конкурентов, оказывала давление на избирателей с тем, чтобы они заявили, будто их подписи получены О.И. Цыгулевой обманным путем. В частности, Н.И. Кобзева использовала такую форму давления, как обещание выделить по льготным ценам продукты питания и стройматериалы. Указанные заявительницей свидетели не были опрошены, в суд не вызывались и не допрашивались. Суд также не удовлетворил ходатайство О.И. Цыгулевой о прослушивании магнитофонных записей и не приобщил их в качестве доказательства по делу. В основу решения ТИК и решения Прохоровского районного суда, которым 59 подписей были признаны недействительными, положена справка эксперта, подписанная начальником экспертно-криминалистического управления, полковником милиции И.Е. Прокопенко. Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РСФСР четко определяет допустимость доказательств. В соответствии со ст.49 ГПК РСФСР доказательствами по гражданскому делу являются данные, на основе которых суд устанавливает обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Эти данные устанавливаются: объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, вещественными доказательствами и заключениями экспертов. И только экспертное заключение, а не справка эксперта, может быть доказательством фальсификации подписей. Суд почерковедческую экспертизу не назначал.

Суд кассационной инстанции также не принял во внимание и не проверил доводы О.И. Цыгулевой, хотя территориальная избирательная комиссия (ТИК) Прохоровского района грубо нарушил ее конституционное право, предусмотренное ст. 32 Конституции РФ - право быть избранной в органы местного самоуправления. Председатель Федерального суда Белгородской области и и.о. прокурора Белгородской области отказали О.И. Цыгулевой в принесении протеста на решение Прохоровского районного суда. В данном случае наблюдается нарушение международно-правовых норм, закрепленных в ст. 21 Всеобщей Декларации прав человека и Преамбуле Европейской Хартии местного самоуправления о периодических и нефальсифицированных выборах, о праве граждан участвовать в управлении государственными делами. Нарушены нормы Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года о праве на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. Такой вывод эксперт региональной общественной организации «Независимый экспертно-правовой совет» кандидат технических наук, доцент Г.Д. Садовникова 31 января 2001 года. После этого О.И. Цыгулева обращалась к председателю Верховного Суда с жалобой в порядке надзора и просьбой принести протест на предмет отмены судебных решений по данному делу ввиду их незаконности и необоснованности.

18 июня 2001 года О.И. Цыгулева написала жалобу в Европейский суд по правам человека и в настоящее время получила ответ, что ее жалоба зарегистрирована.

Имеются факты нарушения законодательства в муниципальной службе. С декабря 1999 года и по сей день на территории (все того же Прохоровского района) нарушается Закон «О муниципальной службе в Белгородской области». Несмотря на неоднократные предупреждения со стороны областной избирательной комиссии, продолжают совмещать депутатские обязанности Прохоровского Совета и муниципального служащего В.И. Лапина- глава Призначенского сельского округа, Н.В. Чуб – глава Холоднянского сельского округа, Л.А. Донская – глава Лучковского сельского округа, В.М. Маматов – заместитель главы местного самоуправления Прохоровского района. Прокуратура области провела проверку по фактам нарушения законодательства о муниципальной службе в части исполнения обязанностей депутатов Прохоровского районного Совета муниципальными служащими. Главе администрации Прохоровского района внесено представление. Главам территориальных администраций: В.И. Лапиной, Н.В. Чуб, Л.А. Донской и В.М. Маматову объявлены предостережения о недопустимом нарушении закона. Прохоровские местные власти по-прежнему не выполняют требования закона.

Право на равный допуск к государственной службе

В региональном законодательстве нет ограничений для занятия государственных должностей. В Законе «О государственной службе Белгородской области» говорится, что государственным служащим может быть гражданин РФ, имеющий высшее образование и определенный стаж работы по специальности (в зависимости от должности). Приниматься такой человек должен на конкурсной основе.

Права политической оппозиции

Здесь имеющиеся нарушения связаны с членами КПРФ. Отмечен факт, когда при увольнении людей с Лебединского ГОКа, в первую очередь увольняли тех, кто состоит в КПРФ.46

Запрет на пропаганду войны, на подстрекательство к дискриминации и насилию

В Белгородской области проживает немало представителей различных национальностей. В целом, отношение к ним достаточно конструктивное.

Из 1, 5 млн. белгородцев – выходцев из «проблемных» территорий – 13 746 человек. Каждый четвертый – иностранный гражданин: из Армении, Азербайджана, Казахстана, Украины, Молдовы. Что касается остальных выходцев из Северо-Кавказского региона, Закавказья и Средней Азии, эти одиннадцать тысяч человек – граждане России, Конституция РФ предоставляет им право свободного перемещения по стране и выбора места жительства. Трудятся эмигранты, по оценке заместителя начальника УВД Белгородской области М. Кабанова, на благо себе и области. Он также подчеркивает, что когда речь идет о числе преступлений, совершенных на территории области, органы внутренних дел стараются противодействовать этому. Если иностранные граждане в 2001 г. совершили 297 (2,4 процента) от общего числа расследованных преступлений на Белгородчине, то в 2002 г. -145 (1, 8 процента).

Во время теракта в Москве на Дубровке, силовыми структурами через СМИ была проведена разъяснительная работа с населением, что проживающие в Белгородской области чеченцы, а их 150 человек, не должны рассматриваться как потенциальные террористы. Более того, прибывшая на семинар библиотекарей делегация чеченок (их визит по времени совпал тоже с терактом в Москве), была взята под охрану во избежание неприятностей. Во время нахождения чеченок в Белгородской области, в прессе регулярно рассказывали о их добрых намерениях.

В целом, СМИ стараются поддерживать принципы интернационализма. К примеру, в газете «Курьер-Зебра» появилась информация, которая рассказала, что члены еврейской общины передали игрушки, предметы личной гигиены 130 воспитанникам детского дома.47

И, скорее как исключение из правил, можно найти информацию другого содержания: к примеру, объявление, что семья славянской национальности снимет квартиру 48. Как недальновидность редакции областной газеты «Белгородские известия» можно расценить информацию с заголовком ксенофобного оттенка: «Для цыгана и военкомат не помеха». В небольшой заметке исподволь подчеркивалось, что цыгане от рождения воры и обманщики49 .

Отличилась газета «Деловой вторник», которая является бесплатным приложением к газете «Белгородская правда». Она поместила заметку под заголовком «Скромнее надо, русский Иван». С.С. Кохановский, украинец по национальности, но давно проживающий в Белгородской области и являющийся жителем с. Репенка, утверждает в заметке, что с Россией надо вести себя как на базаре: смотреть в оба, чтоб не облапошили. Он считает, что русский Иван обнаглел еще в советские времена и никак не смирится с мыслью, что он не хозяин Украине, Литве и т.д. Газета все это дает без комментариев.50

Однако общественный резонанс получил конфликт на рынке в г.Старый Оскол. Он произошел в июле 2002 года. Неустановленные лица, вооружившись топорами и молотками, нанесли серьезные травмы семерым азербайджанцам. Восьмой скончался в городской больнице. С другой стороны, некоторые из граждан Азербайджана, участвовавшие в этом конфликте, были зарегистрированы специалистом ЖЭУ-2 Старого Оскола Т.И. Шквыриной по адресу ее соседей без их ведома, т. е изначально нарушался закон. 51

Правоохранительные органы, областные власти стараются давать объективную оценку происходящим событиям. Выступая в прессе, подчеркивают, что перед законом все равны. И те, кто хочет жить и работать в Белгородской области, должны соблюдать законы.

  1. Мониторинг прав человека в российской федерации в 2009 году

    Документ
    ПРИ составлении доклада использовались публикации в средствах массовой информации, свидетельства граждан, СООБЩЕНИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРОКУРАТУРЫ ОБЛАСТИ, ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
  2. Мониторинг прав человека в российской федерации в 2007 году

    Документ
    ШМОО «Гражданское согласие» создана в 2 году, зарегистрирована 4 декабря 2002 года в Управлении Минюста РФ по Белгородской области. Регистрационное свидетельство №2843.
  3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (2)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (3)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  8. Доклад о соблюдении прав человека в Российской Федерации в 2004 году (1)

    Доклад
    22 января 2004 г. в Москве выбросилась из окна 9-го этажа 20-летняя девушка, которую сотрудники не названного в сообщении правоохранительного ведомства пытались привлечь к сотрудничеству, — выбросилась, не желая выдавать имен тех,
  9. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Экология и нарушение прав человека 5 сентября 2002 года

    Доклад
    Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания

Другие похожие документы..