Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки

В институте неукоснительно соблюдается принцип выделения материальной помощи всем малообеспеченным и нуждающимся студентам. Организована социальная поддержка обучающихся в вузе (дети-сироты, дети-инвалиды, студенты - представители малых народностей, иногородние студенты, студенческие семьи). Студенты института поощряются рядом именных стипендий, действует система премирования студентов, лучшим студентам института присуждается звание «Студент года».

На кафедре русской филологии воспитательная работа осуществляется в соответствии с Концепцией воспитательной работы института, которая определяет цели и задачи, а также направления и формы воспитательной деятельности.

Во внеучебное время большинство студентов кафедры задействованы в различных клубах, кружках, секциях, творческих объединениях, ассоциациях институтского и городского уровней (танцевальная студия «Вместе», вокальная студия «Дебют», КВН, Студ-TV, редакция газеты «Alma Mater» и другие).

Студенты-филологи принимают достаточно активное участие в мероприятиях культурного, спортивного и просветительского плана. Так, ежегодно на отделении русской филологии проводится Декада русского языка и литературы.

В рамках декады проводятся как мероприятия, ставшие традиционными для кафедры, так и новые. Традиционными являются театрализованные постановки, в которых студенты представляют свое видение художественных произведений, изучаемых в рамках курса «История русской литературы». В постановках задействованы студенты всех курсов. Студенты предлагают как классическое прочтение произведений, так и современные интерпретации. Следует отметить создание студенческим активом групп импровизированного театра из студентов 2-5 курсов, функционирующего, впрочем, не только в рамках Декады.

Традиционным также является проведение предметных олимпиад, круглых столов и конференций, конкурсов тематических листовок и газет (например, «А Вы уверены, что язык, на котором Вы говорите, - русский?!», «Наше условие - долой сквернословие!» и др.), конкурсов плакатов и листовок на тему «Говори правильно», литературных гостиных.

Общая тема ежегодной Декады определяется студентами совместно с ППС кафедры и ориентирована на знаменательные даты и события (год Олонхо, год Семьи, юбилей Н.В.Гоголя, М.А.Булгакова и др.).

За отчетный период существенно повысился уровень организации Декады: кафедра привлекает к участию студентов других кафедр, потенциальных абитуриентов, учителей школ. Многие мероприятия перешли на городской уровень (например, городская конференции по русскому языку, посвященная Году русского языка в России и мире).

Также студенты отделения принимают активное участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, проводимых на базе учебного заведения («Посвящение в студенты», «Новый год», интеллектуальные игры «Битвы разума», «Парад национального единства», «Вечер встречи выпускников», выпускной вечер и т.д.), в мероприятиях, имеющих городской уровень (фестиваль «Студенческая весна» в г. Нерюнгри; спортивные соревнования; рок-фестиваль «В полный рост»; конкурс стенгазет «Нерюнгри - наш общий дом», «Мы за здоровый образ жизни»; тематические семинары «Наш двор», «Личностный рост», акция «Неделя добра», различного рода митинги, приуроченные к историческим памятным датам, и т.д.).

К числу традиционных мероприятий республиканского уровня, в которых участвуют студенты-филологи, следует отнести соревнования по аэробике, спортивные соревнования по различным видам спорта, концертные программы и т.д.), всероссийский и международный уровень (фестиваль КВН, фестиваль «Студенческая весна» в г. Хабаровске, конкурс вокального мастерства «Музыкальный спринт г. Сочи», интеллектуальные игры в г. Новосибирске и т.д.).

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 032700.62 Филология (профиль «Отечественная филология» (Русский язык и литература)).

В соответствии с ФГОС ВПО и Типовым положением о вузе оценка качества освоения студентами основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию студентов.

Нормативно-методическое обеспечение контроля успеваемости и аттестации студентов по ООП ВПО 032700.62 Филология, осуществляемое в соответствии с Положением о Техническом институте (филиале) СВФУ (утв. ректором СВФУ Е.И. Михайловой 22.06.2010г.), представлено следующими документами:

  • Положение о текущем контроле успеваемости студентов (УС от 22 апреля 2011г., протокол №8);

  • Положение о балльно-рейтинговой системе аттестации студентов ТИ (ф) СВФУ (УС от 28.01.11г., протокол №5);

  • Положение о фонде оценочных средств и компьютерном тестировании (УС от 22 апреля 2011г., протокол №8)

  • Положение о курсовых работах (проектах) (УС от 22 апреля 2011г., протокол №8)

  • Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ТИ (ф) СВФУ (УС от 22 апреля 2011г., протокол №8).

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Неотъемлемой и существенной частью реализации ООП является оценивание успешности ее освоения студентом. Согласно пункту 4.1.2. макета ФГОС-3, «для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом» [ФГОС ВПО 2007].

Основой для разработки кафедрой русской филологии контрольно-оценочного инструментария (оценочных средств) служат заданные в диагностируемой форме компетенции выпускника, а также планируемые на их основе для каждой дисциплины ООП результаты обучения в формате знаний, умений и навыков.

Полная оценка компетенций выпускника осуществляется на итоговой государственной аттестации. В процессе же текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, как правило, проводится оценивание более локальных результатов обучения – компонентов компетенций (знаний, умений, навыков по дисциплинам или модулям ООП).

К формам контроля знаний, умений и уровня приобретенных компетенций относятся:

– собеседование;

– коллоквиум;

– зачет;

– экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен);

– тест;

– контрольная работа;

– эссе и иные творческие работы;

– реферат;

– отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т.п.);

– курсовая работа;

– выпускная квалификационная работа.

Устный опрос (УО) может использоваться как вид контроляи метод оценивания формируемых компетенций (как и качества их формирования) в рамках самых разных форм контроля, таких как: собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2), зачет (УО-3), экзамен по дисциплине (УО-4), итоговый государственный экзамен (УО-5). Устный опрос (УО) позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, поэтому используется в рамках освоения всех дисциплин.

Начиная с 2008 года на кафедре русской филологии ведется внедрение внутривузовской системы компьютерного тестирования (ТС-1) студентов, которая позволяет обеспечить массовость измерений, а также проведение, обработку и анализ результатов в кратчайшие сроки.

Приобретенная вузом программа АСТ-тест обладает очень широким спектром возможностей:

- варианты теста генерируется для каждого студента индивидуально;

- предусмотрено подведение итогов тестирования с учетом дидактических единиц;

- возможно четыре типа тестовых заданий: открытого, закрытого, на упорядочение и на соответствие;

- тестовые задания варьируются по уровню сложности;

- режимы тестирования позволяют использовать тестовые задания как для контроля, так и для самоконтроля.

Внедрение программы АСТ-Тест позволило целенаправленно и активно внедрять компьютерное тестирование в учебный процесс вуза. Так, кафедрой подготовлены компьютерные тесты по дисциплинам цикла ГСЭ как для студентов направления подготовки 032700 Филология, так и для студентов-нефилологов («Русский язык и культура речи», «Делопроизводство», «Русский язык как язык делового общения»), по дисциплинам цикла ОПД («Практический курс русского языка», «Фонетика и фонология», «Лексикология», «Словообразование», «Морфология», «Введение в языкознание», «История русского литературного языка», «Устное народное поэтическое творчество», «Литература народов Сибири и Дальнего Востока») и по дисциплинам цикла ПД («Актуальные проблемы литературоведения», «Методика преподавания литературы»).

Помимо электронных тестов, преподавателями кафедры русской филологии широко используются письменные тесты(ПР-1) по таким дисциплинам, как «История русской литературы», «История мировой (зарубежной) литературы», «Стилистика и культура речи», «Введение в литературоведение», «Общее языкознание», «Теория литературы», «Устное народное творчество» и др. Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10–30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем занятии; частота тестирования определяется преподавателем.

Контрольная работа(ПР-2) является более сложной формой проверки; применяется для оценки знаний по многим базовым и вариативным дисциплинам циклов ГСЭ и профессионального. Контрольная работа состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Контрольная работа может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии.

Эссе (ПР-3) – одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин циклов ГСЭ и профессионального цикла. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании речевых компетенций филолога, а также универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний, освоение базовых методов соответствующих наук. Методика написания эссе, требования к содержанию и структуре данной формы контроля умений закладывается при изучении дисциплины «Основы работы с текстом». Дальнейшая отработка умения формируется в рамках таких дисциплин, как «Делопроизводство», «Журналистская этика», «Основы рекламы», «Риторика», «Коммуникативный практикум» и т.п.

Реферат (ПР-4) – форма письменной работы, которая применяется при освоении таких вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла, как «Русская диалектология», «Современная русская литература», «Современная зарубежная литература».

Исходя из этого, оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формирующихся компетенций.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП вуз создает фонды оценочных средств. Эти фонды могут включать: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ / проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценивать уровни образовательных достижений и степень сформированности компетенций.

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 032700 Филология (профиль «Отечественная филология» (Русский язык и литература)) и Типовым положением о вузе, оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

В 2010 году решением Научно-методического совета от 08.04.2010 г. утверждено Положение о текущем контроле успеваемости студентов, обучающихся в ТИ (ф) Северо-Восточного федерального университета. В Положении определены цели, задачи, порядок осуществления аттестации и критерии оценки знаний при аттестации, определены также меры дисциплинарного воздействия.

При выставлении аттестации учитывается выполнение всех видов аудиторной и самостоятельной работы:

1. результаты предусмотренной учебной программой курса контрольных и аттестационных письменных работ, тестов, коллоквиумов и пр.;

2. результаты компьютерного тестирования как по отдельным разделам курса, так и по дисциплине в целом;

3. активность и результаты работы на практических и семинарских занятиях;

4. результаты защиты курсовых работ, предусмотренных учебным планом по дисциплине, и др.

По итогам аттестаций, согласно Положению о наложении мер дисциплинарного воздействия, за невыполнение обязанностей студента возможно частичное лишение стипендии или отчисление.

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата по направлению 032700 Филология, профиль «Отечественная филология» (Русский язык и литература).

Общие требования к итоговой государственной аттестации

    Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций бакалавра филологии, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, способствующих его устойчивости на рынке труда и продолжению образования в магистратуре.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

В результате подготовки и защиты выпускной квалификационной работы студент должен:

знать, понимать и решать профессиональные задачи в области научно-исследовательской и производственной деятельности в соответствии с профилем подготовки;

уметь использовать современные методы филологических исследований для решения профессиональных задач; самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательской и производственной деятельности по установленным формам;

владеть приемами осмысления базовой и факультативной филологической информации для решения научно-исследовательских и производственных задач в сфере профессиональной деятельности.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 031300 «Журналистика»

    Основная образовательная программа
    Результатом освоения основной образовательной программы по направлению «Журналистика» является овладение студентами авторской, редакторской, проектно-аналитической,
  2. Основные образовательные программы высшего профессионального образования направление подготовки

    Дипломная работа
    УГАЭС – единственное высшее учебное заведение в регионе, которое готовит кадры для сферы малого и среднего предпринимательства, сервиса, ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса, текстильной и легкой промышленности республики.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (47)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа разработана для направления подготовки магистров 131 «Нефтегазовое дело». В РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина проводится подготовка магистров по 25 программам.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (48)

    Основная образовательная программа
    способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (63)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136) и приказом от 25 января 2010 г.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (83)

    Основная образовательная программа
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (108)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) подготовки магистров разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки — «Инноватика».
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (138)

    Основная образовательная программа
    - умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка (СК-3).
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (146)

    Основная образовательная программа
    Выпускник по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:
  10. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (265)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) магистратуры разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 261100

Другие похожие документы..