Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки

4.4.3. Программа научно-исследовательской работы.

Студентам, планирующим по окончании бакалавриата поступление в магистратуру, производственная практика заменяется проведением научно-исследовательской работы.

Виды, этапы научно-исследовательской работы, в которых обучающийся должен принимать участие:

изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области филологии;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении прикладных разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступать с докладами на конференциях, различных научных и общественных мероприятиях.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 032700.62 Филология (профиль «Отечественная филология» (Русский язык и литература)) в ТИ (ф) Северо-Восточного федерального университета

Ресурсное обеспечение ООП вуза формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, определяемых ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с учетом рекомендаций ПрООП.

Реализация ООП бакалавриата по направлению подготовки 032700.62 Филология обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.

Если рассматривать штатный профессорско-преподавательский состав, то из 18 человек, обеспечивающих направление подготовки, 11 человек имеют ученые степени кандидата филологических наук и звания доцента, что составляет 61%.

Специалисты с ученой степенью доктора наук приглашаются для осуществления научного руководства аспирантами очной и заочной форм обучения, а также в качестве председателя Государственной аттестационной комиссии.

В составе штатных ППС 66% преподавателей имеют опыт работы на производстве.

Организация эффективной работы преподавателей и сотрудников в универсальной информационно-образовательной среде невозможна без постоянной и результативной системы повышения квалификации.

Формами повышения квалификации является обучение в аспирантуре; получение диплома доцента; стажировки в российских вузах с целью обучения; прохождение курсов повышения квалификации и краткосрочных специализированных семинаров по различным направлениям, участие в научно-методических конференциях, научных семинарах, симпозиумах и др.

В целом кадровое обеспечение кафедры вполне достаточно для реализации программ высшего профессионального образования. По своей научной квалификации профессорско-преподавательский состав соответствует профилю преподаваемых дисциплин. Кроме того, к педагогической деятельности привлекаются совместители из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.

ООП бакалавриата обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из учебных дисциплин представлено в системе дистанционного обучения Moodle. Каждый обучающийся обеспечен доступом к данной электронно-образовательной системе, содержащей электронные учебно-методические комплексы изучаемых дисциплин и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

На кафедре русской филологии уделяется большое внимание внедрению новых форм и методов обучения. В настоящее время преподаватели применяют новые технологии обучения и воспитания с целью развития личности, стимулирующие самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Преподавание наук из простого информирования студентов по соответствующим областям знаний превратилось в способ развития активной личностной позиции, творческого мышления, умения конструктивно действовать при решении учебных проблемных ситуаций и т.д.

В связи с расширением компьютерного обеспечения активизировалась работа по внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий: интерактивных методов обучения (лекции с использованием компьютерного мультимедийного видеопроектора, применение экранизаций мировых и отечественных кинофильмов, презентации, тестирование, деловые игры, решение ситуационных и аналитических задач, фрагменты научно-популярных фильмов, видеолекции и др.).

Все учебные дисциплины специальности, все виды практик, итоговой аттестации обеспечены рабочими программами и учебно-методическими комплексами. Все РПД и УМКД предварительно проходят процедуры согласования с кафедрами, экспертизу в УМО, утверждение на НМС вуза.

Помимо рабочих программ, учебные дисциплины обеспечиваются учебно-методическими комплексами, которые включают в себя:

- программу учебной дисциплины;

- методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов очной и заочной формы обучения;

- содержательный компонент теоретического материала, состоящего из наименования темы лекции; плана лекции, тезисов; презентаций; ссылок на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса;

- практические материалы: разработки практических (семинарских) занятий: перечень теоретических вопросов для подготовки, практические задания, упражнения и пр.

В целях совершенствования качества учебно-методического обеспечения специальности разрабатываются электронные образовательные ресурсы по дисциплинам направления подготовки бакалавров. Электронные учебно-методические комплексы представляют собой комплект учебных и методических материалов по всем читаемым дисциплинам, подготовленный в электронном виде.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов.

Обеспеченность обязательной литературой соответствует требованиям и составляет в среднем 1,0 на студента очного отделения и 1,0 на студента заочного отделения. Не менее 60% наименований литературы из основного списка имеют гриф МО или соответствующего УМО (НМС). Фонд учебной и учебно-методической литературы регулярно обновляется: соблюдаются требования по пределу устареваемости источников учебной информации. При формировании фонда учебной литературы кафедра учитывает рекомендации Совета по филологии УМО по перечню основной литературы по специальности.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

Фонд периодики представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилю направления, и комплектуется массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями.

Фонд научной литературы представлен монографиями, периодическими научными изданиями по профилю ООП.

Кроме этого, кафедра русской филологии дополнительно ежегодно оформляет подписку на следующие периодические издания: «Вопросы лингвистики и литературоведения»; «Вопросы языкознания»; «Вопросы литературы»; «Вопросы филологии»; «Вестник МГУ. Филология»; «Русская литература»; «Русская словесность»; «Филологические науки»; «Русский язык в школе» и др.

Материально-техническая база в целом обеспечивает ведение учебного процесса. Для проведения учебных занятий в распоряжении студентов имеются компьютерные классы, оснащенные современными персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть (со свободным доступом в Интернет). Для занятий иностранными языками используется лингафонный кабинет Sanako lab 90.

ТИ (ф) СВФУ располагает библиотекой с читальным залом для осуществления научно-исследовательской деятельности студентов. Для самостоятельной работы студентов читальный зал библиотеки оснащен 4 персональными компьютерами с бесплатным выходом в Интернет. Читальный зал студенческого общежития также оборудован персональными компьютерами.

Для занятий физической культурой институт располагает спортивным комплексом «Богатырь», лыжной базой «Снеговик».

В 2007 году введен в эксплуатацию новый спортивный зал «Олимп», в состав которого входят два спортивных зала, лекционные аудитории.

Учебные дисциплины, входящие в учебный план специальности, обеспечены аудиторным фондом. За кафедрой русской филологии закреплены следующие аудитории:

  1. ауд. 402 – кафедра русской филологии;

  2. ауд. 404 – преподавательская кафедры РФ;

  3. ауд. 406 (гр.РО-10), 408 (гр.РО-09), 503 (гр.РО-08), 505 (гр.РО-07) – учебные аудитории.

Технологии обучения, применяемые на отделении русской филологии, предполагают использование таких средств обучения, как наглядные пособия и учебные пособия на традиционных и электронных носителях.

Кроме традиционных наглядных пособий, предусмотренных образовательными программами по основным направлениям подготовки (учебных таблиц, демонстрационных плакатов, схем, рисунков, фотографий и др.), продолжается формирование наглядных учебных пособий на электронных носителях.

Каждый электронный УМК, созданный ППС по дисциплинам специальности, содержит наглядный материал (схемы, таблицы, фото, рисунки, карты, аудио-и видеозаписи), элементы электронной библиотеки (электронные учебные и учебно-методические издания и другие информационные ресурсы). На кафедре продолжается работа по созданию базы электронных образовательных ресурсов на компакт-дисках.

Кроме этого, обеспеченность учебных аудиторий и библиотеки компьютерной техникой и полноценным доступом в Интернет позволяет каждому студенту пользоваться информационными ресурсами в сети Интернет.

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников.

В соответствии с Программой развития на 2011-2015 гг., планом образовательной деятельности на 2011-2015 гг., Концепцией воспитательной деятельности Технического института приоритетным направлением является создание среды вуза, обеспечивающей формирование целостной, гармонично развитой личности обучающегося, воспитание патриотизма, нравственности, физической культуры, формирование культурных норм и установок у студентов, создание условий для реализации творческих способностей, организация досуга студентов.

В формировании социокультурной среды и в воспитательной деятельности участвуют такие подразделения института, как отдел по внеучебной работе, Центр карьеры, учебно-научная лаборатория педагогики и психологии, редакция газеты Alma Mater, студенческого телевидения СтудТВ, студии, спортивные объекты вуза (спортивные комплексы «Олимп» и «Богатырь», лыжная база «Снеговик»), которые активно взаимодействуют с учебно-методическим отделом, выпускающими кафедрами, библиотекой института, администрацией студенческого общежития и другими учебно-воспитательными подразделениями вуза.

Ведется планомерная работа по развитию студенческого соуправления и самоуправления. В органы студенческого самоуправления входят: студенческий профсоюзный комитет, объединяющий более 700 студентов, профбюро по направлениям, студенческий совет общежития. Опорой в воспитательной работе является старостат, координацию которого осуществляет председатель студенческого профсоюзного комитета.

В институте созданы благоприятные условия для реализации научного и личностного роста, формирования творческих и профессиональных качеств студентов. Большое значение в плане личностного и профессионального становления будущих специалистов имеют различные внеаудиторные формы научно-образовательной деятельности: студенческие научные кружки, факультативные курсы, клубы, коллегии и сообщества. Научной работой занимаются более 30 % студентов.

В институте реализуются программы по профилактике правонарушений, по профилактике наркотической, алкогольной зависимостей и табакокурения, по профилактике ВИЧ-инфекций, адаптации первокурсников, психологической адаптации студентов младших курсов, по оздоровлению и формированию мотивации здорового образа жизни «Здоровье как стиль жизни» и т.д.

Большое внимание уделяется организации досуга и отдыха студентов. На базе института действуют вокальная студия «Дебют», хореографическая студия «Вместе», команда КВН «ФЕН», коллектив народного танца «Юрдель», театральная студия «Ромашки».

Культурно-массовое и патриотическое воспитание осуществляется посредством проведения лекций, встреч, тематических вечеров, конкурсов. С этой целью Институтом налажены творческие связи с Театром актера и куклы, с Центром культуры и духовности им А.С.Пушкина, с городской библиотекой, с городским музеем.

Студенты принимают активное участие как в институтских мероприятиях («Посвящение в студенты», «Новый год», интеллектуальные игры «Битвы разума», «Парад национального единства», «Вечер встречи выпускников», выпускной вечер и т.д.), так и в мероприятиях городского (фестиваль «Студенческая весна», спортивные соревнования по разным видам спорта, городской рок-фестиваль «В полный рост», конкурсы стенгазет, тематические семинары, акция «Неделя добра», различного рода митинги и т.д.), республиканского (рок-фестивали, спортивные соревнования по различным видам спорта, концертные программы и т.д.) и международного уровней (спортивные соревнования по различным видам спорта).

Большое внимание уделяется организации спортивного досуга студентов - на базе института действуют секции по разным видам спорта (баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, лыжные гонки, легкая атлетика, аэробика, пауэрлифтинг, бокс). Ежегодно организуются и проводятся спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия, ставшие традиционными: спартакиада первокурсников, спартакиада студентов института по 7 видам спорта, дни здоровья, товарищеские встречи со спортсменами образовательных учреждений и предприятий города.

Стратегическими документами, определяющими концепцию формирования среды вуза, обеспечивающими развитие социально-личностных компетенции обучающихся, являются:

  • Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования;

  • Устав ЯГУ;

  • Положение о ТИ (ф) СВФУ;

  • Положение о студенческом общежитии;

  • Положение о порядке заселения в студенческое общежитие;

  • Правила внутреннего распорядка для проживающих в общежитии;

  • Положение о рейтинговой аттестации жильцов, проживающих в общежитии;

  • Положение о дисциплинарных взысканиях, применяемых к студентам;

  • Положение о старостах групп;

  • Положение о кураторах групп;

  • Устав студенческого профсоюзного комитета ТИ (ф) СВФУ.

Для формирования среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций выпускников, создана материальная база. Институт располагает благоустроенным общежитием, пунктами общественного питания. Медицинские услуги, в т.ч медосмотры студентов, профилактика заболеваемости оказываются в медпункте.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 031300 «Журналистика»

    Основная образовательная программа
    Результатом освоения основной образовательной программы по направлению «Журналистика» является овладение студентами авторской, редакторской, проектно-аналитической,
  2. Основные образовательные программы высшего профессионального образования направление подготовки

    Дипломная работа
    УГАЭС – единственное высшее учебное заведение в регионе, которое готовит кадры для сферы малого и среднего предпринимательства, сервиса, ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса, текстильной и легкой промышленности республики.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (47)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа разработана для направления подготовки магистров 131 «Нефтегазовое дело». В РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина проводится подготовка магистров по 25 программам.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (48)

    Основная образовательная программа
    способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (63)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136) и приказом от 25 января 2010 г.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (83)

    Основная образовательная программа
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (108)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) подготовки магистров разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки — «Инноватика».
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (138)

    Основная образовательная программа
    - умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка (СК-3).
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (146)

    Основная образовательная программа
    Выпускник по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:
  10. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (265)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) магистратуры разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 261100

Другие похожие документы..