Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенное исследование позволяет сформулировать практические реко­мендации, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему повыше­нию эффективности высшего военно-профессионального образования офицер­ских кадров Министерства обороны Российской Федерации.

1. Органам управления военным образованием, военным вузам и кафед­рам в целях совершенствования военно-профессионального образования офи­церов предлагается:

- повысить творчество и инициативность в профессиональном совершен­ствовании, дающем возможность реализовывать современные модели, алго­ритмы и технологии управления; создавать и стимулировать инновационно-развивающую атмосферу в коллективе, поддерживать высокую мотивацию в труде, личную привлекательность и эффективность в реализации должностных функций и другое.

- оптимизировать учебно-методическую работу по таким направлениям,
как обеспечение системно-комплексного подхода к планированию и организа­
ции учебной работы в военном вузе; совершенствование учебных планов и
учебных программ подготовки слушателей (курсантов); организационно-
методического обеспечение учебной работы в военном вузе; совершенствова­
ние организации, содержания и методики подготовки и проведения всех видов
учебных занятий; обеспечение систематичного и объективного контроля успе­
ваемости и качества подготовки обучаемых; постоянное совершенствование
организации и форм методической работы; обеспечение совершенствования
работы учебно-методического комплекса военного вуза (см. § 1 главы III)

2. Командованию военных вузов, факультетам и кафедрам рекомендовать реализовывать воспитательный потенциал военно-профессионального образо­вания по следующим направлениям:

  • принимать активное участие и проявлять инициативу в проведении ме­роприятий комплексного плана воспитательной работы университета на учеб­ный год, комплексных планов формирования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у слушателей и курсантов университета, фа­культета, кафедры;

  • еженедельно и ежемесячно анализировать положительные и отрица­тельные результаты воспитательной работы на кафедре, факультете, в универ­ситете и их причины, вырабатывать предложения по улучшению воспитатель­ной работы, систематическому обучению должностных лиц ее практике;

  • адаптировать организацию воспитательной работы к специфике слуша­тельских и курсантских коллективов, ориентировать обучающихся на активную работу по самообразованию и самовоспитанию;

  • обеспечивать решение воспитательных задач личной примерностью в ходе образовательного процесса, высокой дисциплинированностью и требова­тельностью к себе и обучающимся, привитием им практических навыков вос­питательной работы.

3. Военным вузам, факультетам и кафедрам в области методики воспита­
ния слушателей и курсантов рекомендовать:

- осуществлять научно-методическое обеспечение процесса воспитания в
университете: проводить научные исследования, связанные с оптимизацией ус­
ловий и повышением качества воспитательной работы; участвовать в работе по
привитию обучаемым методических навыков воспитательной работы; прини­
мать участие в обучении постоянного состава практике воспитательной работы,
в подготовке и проведении межкафедральных и межвузовских мероприятий по
проблемам гуманитарного образования и воспитания офицерских кадров;

-вооружать должностных лиц факультетов и курсов разработанными на кафедре методиками оценки и учета результатов воспитательной работы со слушателями и курсантами, проводить с ними ИМЗ;

- согласовывать воспитательную деятельность преподавательского соста­
ва кафедры со всеми должностными категориями университета на основе еди­
ных подходов к выбору и применению оптимальных методов, форм и средств
воспитания;

-считать ведущей формой воспитательной деятельности каждого препо­давателя проведение систематической индивидуальной и кураторской работы в течение всего периода обучения слушателей и курсантов.

4. Заместителям начальников военных вузов по воспитательной работе,
командирам и преподавательскому составу оптимизировать процесс воспита­
ния во внеучебное время, в часы воспитательной работы, для чего рекомендо­
вать решение следующих задач:

  • определение и реализация воспитательных целей, обеспечение высокого воспитательного воздействия различных форм воспитательной работы;

  • выделение и формулирование воспитательных целей конкретной формы воспитательной работы;

  • методика реализации воспитательных задач в процессе подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий;

  • подготовка и использование практических ситуаций, примеров, фактов, мыслей и идей известных педагогов, деятелей культуры, искусства, кино и ви­деофильмов, комментариев и выдержек из публикаций периодической печати в целях усиления воспитательного воздействия воспитательных мероприятий;

  • определение конкретных качеств личности слушателей (курсантов), ко­торые в той или иной мере целесообразно формировать и развивать преподава­телям на данном воспитательном этапе;

  • обоснование приоритетных направлений воспитания, которые в наи­большей степени должны быть реализованы в ходе данной формы воспитания (направления: патриотическое, нравственное, военно-профессиональное, пра­вовое, эстетическое и др.);

  • приглашение на воспитательные мероприятия представителей из войск для выступления в целях решения как учебных, так и воспитательных задач;

  • умелое использование в воспитательных целях соответствующих сюже­тов, практических ситуаций, примеров, кино- и видеофильмов, литературных источников;

  • создание соответствующих условий: психологической комфортности, доброжелательности, доверительности, заинтересованности в целях эффектив­ного решения воспитательных задач;

  • использование педагогических возможностей всех преподавателей в це­лях эффективного воспитательного воздействия (прежде всего это профессио­нальная подготовка преподавателей, общий кругозор, авторитетность, культура общения, интеллигентность, педагогическое мастерство, педагогический такт, педагогическая направленность личности и т.д.);

  • вопросы методики педагогической деятельности преподавателей по ока­занию помощи слушателям и курсантам в решении задач самовоспитания;

  • индивидуальная работа со слушателями и курсантами во внеучебное время по изучению их личностных качеств;

индивидуальные и коллективные беседы в учебных группах (по линии кураторства учебной группы);

  • участие преподавателей в подведении итогов со слушателями и курсан­тами в учебных группах, на курсах, факультетах по вопросам состояния учеб­ной работы и воинской дисциплины;

  • организация выступлений перед слушателями и курсантами выпускни­ков Военного университета, представителей из войск (сил флота);

  • воспитательное влияние в ходе совместного выполнения служебных обязанностей при несении службы в наряде;

  • воспитательное влияние в сфере семейно-бытовых отношений;

  • лекции, беседы, инструкторско-методические занятия, практические за­нятия, индивидуальная работа, оказание методической помощи начальникам курсов, курсовым офицерам по вопросам воспитания слушателей и курсантов;

  • индивидуальные консультации, индивидуальная помощь слушателям и курсантам;

  • участие в мероприятиях воспитательного, культурно-досугового харак­тера на факультетах, курсах, в учебных группах во внеслужебное время.

5. Заместителям начальников военно-учебных заведений по научной ра­боте, НИО и кафедрам в качестве научного обеспечения военно-профессионального образования офицерских кадров в высшем военно-учебном заведении рекомендовать:

  • проведение поисковых, фундаментальных и прикладных исследований в интересах совершенствования военно-профессионального образования и обра­зовательного процесса (заданные КНИР и инициативные НИР);

  • разработка учебников, учебных и учебно-методических пособий. Подго­товка дидактических материалов (лекции, пособия, схемы, тесты и др.);

  • проведение диссертационных исследований. Подготовка монографий, авторефератов. Издание научных статей, отчетов. Рецензирование и экспертиза научных работ, подготовка заключений;

  • военно-научная работа курсантов (слушателей). Деятельность военно-научных кружков. Участие в конкурсе на лучшую научную работу. Сдача кан­дидатских экзаменов;

  • рационализаторская, изобретательская и патентно-лицензионная дея­тельность в интересах совершенствования высшего военно-профессионального образования офицеров и образовательного процесса в военных вузах;

  • создание электронных программ и учебников, компьютерных техноло­гий и программ, контролирующих и обучающих систем. Научное содержание тематических планов и программ;

  • подготовка научно-педагогических и научных кадров через докторантуру, адъюнктуру, соискательство ученых степеней. Сохранение научных школ и науч­ного потенциала военного вуза. Подготовка преподавателей высшей школы. Пе­реподготовка и повышение квалификации, аттестация педагогических кадров;

  • разработка уставов, наставлений, инструкций, концепций, положений и других нормативных документов военного вуза, направленных на совершенст­вование образовательного процесса;

  • подготовка и проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, творческих дискуссий; обобщение их результатов в интересах со­вершенствования образовательного процесса.

Дальнейшее исследование проблемы высшего военно-профессионального образования офицерских кадров Министерства обороны Российской Федерации целесообразно проводить по следующим направлениям: углубление практиче­ской направленности образовательного процесса военного вуза; координация усилий кафедральных коллективов в обучении и воспитании слушателей и кур­сантов в военных вузах; совершенствование управления военно-профессиональным образованием офицеров в целях достижения его результа­тивности; совершенствование системы воспитания слушателей и курсантов в во­енном вузе; организационное обеспечение учебно-воспитательного процесса во­енного вуза; совершенствование системы высшего военно-профессионального образования в Российской Федерации

1.2. Характеристика системы подготовки офицерских кадров как

объекта управления

1.3. Историко-педагогический анализ проблем управления качеством подготовки офицерских кадров в России

1.4. Состояние подготовки офицерских кадров в Российской Федерации

1.5. Педагогический анализ подготовки офицерских кадров в учебных заведениях зарубежных стран

1.6. Современные подходы к управлению качеством образования

ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ

2.1. Основные теоретические положения качества управления подготовкой офицерских кадров

2.2. Современные требования к качеству подготовки офицерских кадров

2.3. Разработка концепции управления качеством подготовки офицерских кадров

2.1. Основные положения педагогической концепции управления качеством подготовки офицерских кадров

2.2. Система управления качеством как средство достижения целей подготовки офицерских кадров

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ…………………

3.1. Организационно-педагогическое обоснование системы, алгоритма и технологии управления качеством подготовки офицерских кадров

3.2. Критерии, показатели и уровни эффективности управления

качеством подготовки офицерских кадров

3.3. Ход и результаты экспериментального исследования модели системы управления качеством подготовки офицерских кадров

ГЛАВА 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ

4.1. Средства, методы, формы и виды организационно-педагогического совершенствования управления качеством подготовки офицерских кадров

4.2. Оптимизация управления качеством подготовки офицерских

кадров в военно-учебных заведениях

4.3. Совершенствование методических основ управления качеством подготовки офицерских кадров ……………….

4.4. Развитие профессионализма руководящего, профессорско-преподавательского составов, должностных лиц в реализации мероприятий управления качеством подготовки офицерских кадров

4.5. Реализация воспитательного потенциала системы управления качеством подготовки офицерских кадров

Публикации автора, в которых отражено основное содержание диссертации

Монографии и статьи в научных журналах

по перечню ВАК Минобрнауки России:

1. Кочин, А.А. Педагогическая концепция и технология профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел МВД России [Текст] / А.А.Кочин // Монография. - СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2005. – 182 с. (11 п.л.).

2. Кочин, А.А. Предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних в процессе деятельности сотрудников органов внутренних дел [Текст] / А.А.Кочин // Монография. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006.- 210 с. (13 п.л.).

3. Кочин, А.А. Облик лжетеррориста [Текст] / А.А.Кочин, В.С.Харламов // Российский следователь. – Вып. 3. – М.: Издательская группа «Юрист», 2004. – 3 с. (0,2/0,1 п.л.).

4. Кочин, А.А. Совершенствование психологической подготовленности будущих офицеров к профессиональной деятельности [Текст] / А.А.Кочин, С.И.Уткин // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. – Вып. 1. - СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2005.– 4 с. (0,25/0,12 п.л.).

5. Кочин, А.А. Причины и условия социальной дезадаптации несовершеннолетних [Текст] / А.А.Кочин // Вестник Московского университета МВД России. – Вып. 8. – М.: Московский университет МВД России, 2006. – 10 с. (0,6 п.л.).

6. Кочин, А.А. Генезис внутрисемейных насильственных преступлении [Текст] / А.А.Кочин // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. – Вып. 3 (14). - СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2006.– 4 с. (0,25 п.л.).

7. Кочин, А.А. Об опыте работы по профилактике преступности несовершеннолетних и наркомании среди них [Текст] / А.А.Кочин, С.И.Уткин // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. – Вып. 4 (15). - СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2006.– 9 с. (0,6/0,3 п.л.).

8. Кочин, А.А. К вопросу о совершенствовании правового регулирования деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.А.Грешных, А.А.Кочин // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. – Вып. 1 (12) – 2 (13). - СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2006. – 6 с. (0,6/0,3).

9. Кочин, А.А. Морально-психологическое состояние воинских коллективов – важная составляющая боевой готовности части [Текст] / А.А.Кочин, О.М.Латышев // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. – Вып. 4 (15). - СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2006. – 15 с. (0,8/0,4 п.л.).

10. Кочин, А.А. Практика взаимодействия субъектов системы профилактики по противодействию наркомании среди несовершеннолетних (на примере деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинградской области) [Текст] /А.А.Кочин, Т.А.Литвинова // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. – Вып. 4 (15). – СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы, 2006. - 5 с. (0,3/0,2 п.л.).

11. Кочин, А.А. Развитие коммуникативной культуры сотрудников органов внутренних дел [Текст] /А.Л.Бабин, А.А.Кочин // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. – Вып. 4 (15). – СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2006 – 9 с. (0,6/0,4 п.л.).

Научные издания, учебно-методические пособия, тезисы статей и докладов

1 См.: Амельченко В. В. Дружины военной Руси. - М.: Воениздат. 1992.

2 Антология педагогической мысли Древней Руси и Российского государства XIV -XVII вв. - М: Педагогика, 1985. - С. 169.

1 Хрестоматия по русской военной истории / Под ред. Л.Г. Бескровного. - М., 1947. - С.154-156.

2 См.: Ключевский В.О. Сочинения. - М.: 1956. - Т.3. - С. 352 - 364.

1 См.: Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века: Дис... д-ра пед. наук. - М.: ВУ, 2004. - С. 91-103.

2 См.: Военно-учебные заведения 1700-1800 гг. - СПб., 1886. - С. 70.

1 См.: Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М, 1946. - 36 с.

2 См.: Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке. - М., 1958; Военные школы в России в первой половине XVIII в.: Исторические записки. - М, 1953. - Т.42. - С.285-300

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (АОУ «Институт переподготов- ки и повышения квалификации руководя- щих кадров и специалистов системы со­- циальной защиты
  3. Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в ФГКВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К.Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  4. Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  5. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л. Бордовская, Н. В

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  6. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (1)

    Документ
    Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (бывшая Морская Николаевская академия)
  7. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (2)

    Документ
    Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого»)
  8. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (274)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «10» декабря 2010 года в 11 часов на заседании диссертационного совета (Д 215.005.05) ФГ ВОУ ВПО «Военного университета» (123001, г.
  9. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.

Другие похожие документы..