Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Концепция оптимизации, предложенная Ю.К. Бабанским, ориентируется на достижение максимальных результатов с учетом реальных возможностей участников педагогического труда - как обучающего, так и обучаемого. Комплексный характер предложенного концептуального подхода исходит из реальной действительности, опирается на творческое начало, учитывает социальные и личностные интересы. Наиболее эффективно данная многоплановая цель реализуется посредством целостных исследовательских и непосредственно деятельностных технологий. Ее использование позволяет добиваться интеграции знания и практики в интересах достижения качественно нового состояния образовательной системы.

Результаты исследований за последние годы показывают, что заметно активизировалась связь науки и педагогической практики. Сейчас ни один руководитель или рядовой педагог, не удивляется проводимым психолого-педагогическим, социологическим и другим исследованиям. Более того, они с удовлетворением в них участвуют. В этом присутствует не только любопытство, но и надежда на получение новых более эффективных и удобных инструментариев для практической деятельности.

Выбор методологии психолого-педагогического исследования обусловлен потребностью познания функционирования КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ, жизнедеятельности военно-учебных заведений и управления ими как целостной системой, которая органически включена в процесс военно-педагогической практики. На такой основе представляется возможным достижение оптимального управления и в целом функционирования такой системой образования. Выявление условий, факторов и путей оптимизации Доставляет цель исследования проблемы. Такая цель играет системообразующую роль в исследовательской методологии. Состояние объекта исследования также существенно влияет на выбор компонентов методологии.

Обобщение наиболее продуктивных подходов в выработке целостной методологии управленческо-педагогического познания и решения проблемы оптимизации управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ дало возможность представить системно основные ее компоненты. Они отражены на рисунке 1.1.

Представленная на рисунке методологическая система объединяет в качеством подготовки офицерских кадровей основе наиболее продуктивные составляющие, которые выработали современные науки, занимающиеся исследованием управленческо-педагогических проблем. Это дало возможность выделить трехуровневый состав избранной исследовательской методологии. Ее тернальные уровневые компоненты находятся в иерархической зависимости - закономерности и принципы познания и осуществления управленческо-педагогического труда определяют подход к исследованию, а он указывает на использование конкретных моделей, алгоритмов и технологий. Уровневое представление компонентов методологии позволяет проследить их взаимообусловленность.

Разработанная методология позволяет вскрывать комплексный характер взаимосвязей изучаемого объекта и выявить механизмы, условия и факторы эффективного управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ. Кроме того, процесс исследования проблемы оптимизации управленческой деятельности руководителей КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ вузов Вооруженных Сил предполагается проводить его в едином контексте с мерами по достижению их оптимального состояния.

Объективная потребность в разработке именно такой методологии исследования управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ обусловлена рядом причин.

Во-первых, управление как вид деятельности является концентрированным выражением характера человеческих отношений. Достижение их гармонии, как результат управленческого воздействия, обеспечивает наивысший успех деятельности персонала образовательной системы. Следовательно, только знание всех взаимосвязей и отношений управленческо-педагогического процесса и обшего контекста военной службы позволяет добиваться оптимизации управленческой деятельности в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ.

Во-вторых, оптимальное выполнение субъектами управленческо-педагогического процесса полифункциональных управленческих обязанностей в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ и прежде всего в вузах определяется уровнем сформированности их управленческо-педагогической культуры и профессиональной компетентности. Они в процессе исследования будут не только изучаться, но и совершенствоваться. Это представляется возможным только при интеграции совместных усилий заинтересованных наук и реальной реализующейся практики.

В-третьих, управление КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ должно изучаться в соответствии с ^конкретной и ясной целью, которая включает непосредственно и ^оптимизацию руководства вузами для достижения ими соответствия современным требованиям и моделям. Следование методологии системно-целостного исследования раскрывает широкие возможности для совместного сотрудничества заинтересованных силовых министерств и ведомств, военно-учебных заведений в исследовании и реформировании системы управления в рамках единой государственной концепции управленческой системой образования.

Цели диссертационного исследования, выработанная методология, а также характер объекта изучения - процесса управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ определили основной перечень и порядок использования познавательно-формирующего психолого-педагогического инструментария. В его состав вошли наиболее эффективные исследовательские методы психологии, педагогики, социологии и других наук. Привлечение новаторских и традиционных методов познания преследует цель обеспечить объективное и всестороннее изучение проблемы.

Для успешного применения различных методов исследования предусматривается разработка процедуры для каждого из них. Кроме того, в соответствии с общим планом диссертационного исследования мы будем придерживаться той концепции, которая обусловлена его целью. Безусловно, в фокусе познания находятся все управленческо-педагогические кадры КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ, как главные системообразующие субъекты управленческой деятельности.

Здесь предполагается использовать такие традиционные методы, как наблюдение, сравнение, измерения, эксперимент, моделирование и другие. Опыт подсказывает, что не следует пренебрегать возможностями любого из них.

Комплексное использование исследовательского инструментария преследует цель получить педагогические, психологические, социально-психологические и социальные данные на четырех уровнях:

1 уровень - индивидный (индивидуальные особенности, качеством подготовки офицерских кадровйства, эмоции, акцентуации, мотивация, характер, тип личности командира и его характер);

2 уровень - интегративно-личностный (самосознание, самооценки, ценности, направленность, профессионально-значимые качества);

3 уровень - субъектно-деятельностный (интеллектуальность,
дееспособность, коммуникабельность);

4 уровень - внешне детерминантный (действие совокупности условий и
факторов).

Последующий системный синтез полученных уровневых сведений позволит воссоздать целостный образ руководителя, выполняющего управленческую деятельность в общем управленческо-педагогическом контексте. Это дает возможность определить пути, условия и факторы ее оптимизации, а также сформулировать основные понятия исследования.

Наряду с разработкой методологических основ военно-педагогического образования содержательно-функциональная концепция предусматривает формирование ее научно-теоретических основ. Этому способствует анализ изучаемой проблемы на научно-содержательном и логико-гносеологическом уровнях. Данные уровни предусматривают разработку основных понятий и категорий, позволяющих: во-первых, однозначно трактовать основные научные положения теории и практики подготовки офицерских кадров; во-вторых, качественно, с высокой степенью научной достоверности определять сущностные и содержательные характеристики вводимой терминологии; в-третьих, показать обогащение психолого-педагогической теории и практики принципиально новыми научными знаниями и положениями; в-четвертых, понять и оценить мировоззренческую позицию исследователя, реализованную в авторском подходе к анализируемой проблеме.

Формирование понятийно-категориального аппарата теории подготовки офицерских кадров следует осуществлять в соответствии с законами формальной логики. При этом необходимо соблюдать ряд логических процедур, основными из которых являются: определение понятия (дефиниция); выявление его содержания и объема; соотнесение объемов образуемых и уже ^■определенных понятий. Понятийный аппарат отражает сущность ^определяемых процессов, предметов и явлений, совокупность характеризующих их признаков, связей и отношений [38].

Опыт проведения научных исследований [32, 43, 26, 25, 123] показывает, что на практике наиболее продуктивными методами разработки понятийного аппарата являются спецификация и сопоставление общенаучной лексики, установление аналогий, моделирование исследуемых процессов и экспериментальных воздействий, теоретический анализ и синтез научных знаний и эмпирических данных. Применительно к проблеме подготовки офицерских кадров экстрагирование и интерпретация базисных понятий и категорий должны осуществляться на основе общенаучных и психолого-педагогических знаний.

Ключевой категорией исследуемой проблемы является категория "система подготовки офицерских кадров". Анализ научной литературы показывает, что впервые данный термин употребляется в контексте квалификации, результата обучения в высших военно-учебных заведениях.

Для выявления сущности и содержания категории "управление качеством подготовки офицерских кадров" воспользуемся методом соотнесения объемов образуемого и уже определенного понятия. В качестве определенных понятий правомерно использование терминологии Законов РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [101,120].

В данных нормативно-правовых актах образование рассматривается в трех основных аспектах: системном, процессуальном и результативном. Как синоним образовательного процесса применяется понятие "подготовка". Графически соотношение объемов содержания определяемого и определенных понятий можно представить следующим образом (рис. 1.2).

Согласно правилам логического анализа приведенные понятия являются совместимыми и находятся в отношении подчинения [38, с. 157]. То есть понятие "система подготовки офицерских кадров Вооруженных Сил" включает часть содержания других понятий, которым оно подчинено по объему.

С точки зрения результата система подготовки офицерских кадров отражает продукт ее функционирования, характеризующий выполнение государственного заказа по подготовке специалистов в соответствии с уровнем (образовательным цензом), специальностью (специализацией) и квалификацией педагога, которые присваиваются выпускникам военно-учебных заведений по итогам аттестационных испытаний. В психолого-педагогическом плане результат подготовки офицерских кадров в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ проявляется в степени укачеством подготовки офицерских кадровения преподавателями психолого-педагогических, предметных и других научных знаний, а также уровне сформированности у них профессиональных навыков, умений и качеств личности, необходимых для успешной педагогической деятельности.

В процессуальном плане система подготовки офицерских кадров призвана обеспечить подготовку (переподготовку, повышение квалификации офицерских профессиональных кадров для Вооруженных Сил России. Понятие "подготовка" наиболее точно определяет сущность военно-профессионального образования, как педагогического процесса, включающего обучение, воспитание, саморазвитие и психологическую подготовку военных кадров [2, 3,4,18, 72, 86, 87,102].

Исходя из изложенного, под системой подготовки офицерских кадров понимается совокупность взаимодействующих в рамках Вооруженных Сил: центральных органов военного управления, органов управления военным образованием видов Вооруженных Сил, родов войск, главных (центральных) управлений Минобороны, военно-учебных заведений в целях эффективного выполнения государственного заказа по подготовке военных кадров в соответствии с образовательными процессами, отражающими потребности силовых структур в военно-профессиональных кадрах.

В целом избранная методологическая ориентация, которая обеспечивает интеграцию системно-целостного познания и эффективного решения проблемы выявления педагогических условий и факторов управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ. Она определяет современный подход, который позволяет более продуктивно и целенаправленно приводить всесторонний анализ процесса управления деятельностью вузов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, в качестве методологических оснований исследования проблем управления качеством подготовки офицерских кадров проведенный автором анализ позволил определить:

содержательно-функциональную концепцию анализа психолого-педагогического знания А.В.Барабанщикова;

структурно-функциональный подход к анализу педагогических систем Н.В.Кузьминой;

комплексный подход Б.Г.Ананьева.

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (АОУ «Институт переподготов- ки и повышения квалификации руководя- щих кадров и специалистов системы со­- циальной защиты
  3. Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в ФГКВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К.Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  4. Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  5. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л. Бордовская, Н. В

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  6. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (1)

    Документ
    Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (бывшая Морская Николаевская академия)
  7. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (2)

    Документ
    Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого»)
  8. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (274)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «10» декабря 2010 года в 11 часов на заседании диссертационного совета (Д 215.005.05) ФГ ВОУ ВПО «Военного университета» (123001, г.
  9. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.

Другие похожие документы..