Контрольная работа по дисциплине «Социология»

Контрольная работа по дисциплине «Социология»

для студентов 3 курса заочной формы обучения

Выполнение и сдача студентами заочного отделения, обучающимися по ООП 080507.65 «Менеджмент организации», контрольной работы по учебной дисциплине «Социология» предполагается во время зимней сессии на третьем курсе.

Контрольная работа – это форма проверки знаний по отдельным вопросам изучаемой дисциплины, своего рода письменный отчет по предложенным темам. Вопросы контрольной работы составляются на основе стандартной программы курса обучения. Контрольные работы даются как домашние задания и требуют сосредоточенной работы над вопросами изучаемого курса, что помогает включиться в круг проблем данной дисциплины.

При написании контрольной работы необходимо пользоваться рекомендованными преподавателями учебниками и конспектами лекций, ресурсами Интернета. Поскольку контрольная работа ещё не предполагает навыков исследовательского умения, ответы на вопросы контрольной работы должны демонстрировать добротное знание и понимание существа рассматриваемой проблемы, правильное решение заданий.

Оформление контрольной работы обычно предполагает указание фамилии и группы выполнившего, приведение текста задания и самого ответа. Контрольная работа может оцениваться по пятибалльной системе или быть зачтенной/незачтенной. Оценки контрольной работы обычно влияют на итоговую оценку на экзамене по дисциплине. Номер варианта контрольной работы соответствует номеру студента в списке группы по журналу.

Контрольная работа состоит из трех частей:

  1. Ответ на вопрос в форме реферата.

2. Творческое задание – эссе «Мои социальные роли и статусы», в котором Вы должны рассказать о социальных ролях и статусах, которые играете и занимаете. Постарайтесь указать роли и статусы во всех сферах своей жизни (профессиональной, семейной, в повседневной жизни, в общественной деятельности, и т.д.). Приведите примеры того, какие задачи и действия входят в функционал каждой социальной роли. Объясните, почему в одном случае вы играете роль, а в другом – занимаете статус. Вспомните типичные социальные стереотипы, связанные с той или иной социальной ролью (например, студент – «халявщик»). Как вы считаете, есть ли в Вашей манере исполнять социальную роль элементы таких стереотипов? Если да, то какие?

3. Тестовое задание.

Требование к контрольной работе:

  1. Не менее 7 страниц текста, гарнитура Times New Roman, 14 кегль, полуторный интервал. Контрольная работа может быть выполнена как «от руки», так и в печатном виде, что более предпочтительно.

  2. Оригинальная работа (работы - «клоны» рефератов других студентов и откровенные Интернет-рефераты не принимаются).

Вариант 1

1.Ответьте на вопрос: какие основные понятия социологии Вы знаете?

2.Эссе

3.Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Потребности в воспроизводстве человеческого рода удовлетворяет институт образования.

3.2.Появление массовой культуры связано с индустриальным обществом, имеет аналогию с поточно-конвейерной индустрией.

3.3.Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей и культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

3.4.Переход к нэпу создавал условия для восходящей вертикальной мобильности.

3.5.Г.В Плеханов является представителем марксистской социологии.

Вариант 2

1. Ответьте на вопрос: что означает понятие «социальное»?

2. Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Потребности в воспроизводстве человеческого род удовлетворяет институт семьи.

3.2.Введение «табели о рангах» Петром I создавало условия для восходящей вертикальной мобильности.

3.3.Идеалом общественного развития в социологии Э. Дюркгейма является:
нарастание солидарности.

3.4.Социальная структура общества – устойчивая связь элементов социальной системы.

3.5.Средний класс современного российского общества составляют элитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления.

Вариант 3

1. Ответьте на вопрос: что такое социальный институт и какие социальные институты Вы знаете?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Институт семьи – основной институт общества.

3.2.Восстание декабристов повлекло нисходящую вертикальную мобильность.

3.3.Высший слой современного российского общества составляют элитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления.

3.4.Теорию социальной стратификации и мобильности обосновал К. Маркс.

3.5.Социология изучает общественное мнение как сознание больших групп людей.

Вариант 4

1.Ответьте на вопрос: что такое социальная группа, какие виды социальных групп выделяются в социологии?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Потребности в безопасности и социальном порядке удовлетворяют экономические институты.

-3.2.Восстание декабристов повлекло нисходящую вертикальную мобильность.

3.3.Теорию социальной стратификации и мобильности обосновал П. Сорокин.

3.4.Делинквентное поведение – это нарушение закона.

3.5.Социальная модернизация предполагает обновление современного общества.

Вариант 5

1.Ответьте на вопрос: что такое функции социального института, какими бывают функции?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Потребности в добывании средств существования удовлетворяют политические институты.

3.2.Под термином «личность» понимается каждый человек, живущий в обществе и соблюдающий его нормы.

3.3.Социальная модернизация ведет к регрессу современного общества.

3.4.Социальная стратификация – совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами.

3.5.Переход из одной страты в другую, неравную описывается понятием социальной мобильности.

Вариант 6

1.Ответьте на вопрос: что такое дисфункции социального института?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров удовлетворяет институт религии.

3.2.Социальный прогресс – это форма развития общества, когда осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и развитию свободы личности.

3.3.Культура бывает восходящей и нисходящей.

3.4.В социологическом опросе выясняются субъективные мнения людей, которых называют респондентами.

3.5.Начальный этап социологического исследования – создание научной теории.

Вариант 7

1.Ответьте на вопрос: как трактуют глобальный мир современные ученые?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Институт семьи – не основной институт общества.

3.2.Новое время отличается от предшествующего этапа тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития.

3.3.Социологический опрос начинается с составления анкеты.

3.4.О. Конт дал имя социологии и творил раньше К. Маркса.

3.5.Мораль и нравственность не являются элементами социального контроля.

Вариант 8

1.Ответьте на вопрос: что Вы знаете о социальном неравенстве?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Институт адвокатуры – не основной институт общества.

3.2. Социальная стратификация – это система признаков социального расслоения, неравенства.

3.3.Появление массовой культуры связано с сельским бытом, имеет аналогию с земледельческими работами.

3.4.Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность).

3.5. Национализм – это идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Вариант 9

1.Раскройте понятие «социальная стратификация».

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Институт собственности относится к экономическим институтам.

3.2.Мораль и нравственность являются элементами социального контроля.

3.3.В классификации наук О. Конт поставил социологию на самую вершину – выше математики, физики и биологии.

3.4.Конформисты – люди, пассивно приспосабливающиеся к установленному порядку вещей.

3.5. Люмпены – это деклассированные слои населения.

Вариант 10

1.Раскройте понятие «социальное неравенство».

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Функции – положительные последствия функционирования социального института, дисфункции – отрицательные.

3.2. Консенсус – это конкуренция идей и программ.

3.3.Под словом «культура» первоначально понимались способы обработки земли.

3.4.Социальная адаптация – процесс и результат приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

3.5.Консенсус - это единство взглядов и общая ориентация.

Вариант 11

1.Ответьте на вопрос: что понимается по социализацией личности?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Социальная стратификация – совокупность статусов и ролей.

3.2.В каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций.

3.3.Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

3.4.Институту государства 5-6 тыс. лет, а институту семьи - 500 тыс. лет.

3.5.Консенсус – это терпимость к другим.

Вариант 12

1.Ответьте на вопрос: как происходит социализация личности?

2. Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Социальный состав населения – совокупность больших социальных групп.

3.2.Основные, или общие, институты в свою очередь состоят из множества не основных, или частных, институтов.

3.3.Появление массовой культуры можно объяснить переориентацией производства на массового потребителя.

3.4. - Мещане – средние городские слои.

3.5.Община - это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Вариант 13

1.Ответьте на вопрос: что такое субкультура?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.В социальной стратификации все статусы равны.

3.2.Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

3.3.Нация – это историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.

3.4.Этнос - это историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.

3.5.Появление массовой культуры можно объяснить изобретением телевидения.

Вариант 14

1.Ответьте на вопрос: какие субкультуры Вы знаете?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.В социальной стратификации статусы связаны между собой функционально.

3.2. Категории «разделение труда», «семья», «собственность», «суд», «заработная плата», «армия», «партия», «брак», «школа» объединены понятием «общественные отношения».

3.3.Механизмами удовлетворения потребностей общества выступают социальные институты.

3.4.Этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

3.5.Э. Дюркгейм и М. Вебер застали начальную стадию капитализма.

Вариант 15

1.Ответьте на вопрос: что такое дивиантное поведение?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.В XI в. В России были следующие сословия: дворяне, духовенство, рабочие и крестьянство.

3.2.Категории «разделение труда», «семья», «собственность», «суд», «заработная плата», «армия», «партия», «брак», «школа» объединены понятием «общественные институты».

3.3. Бабушка внука – это институт вторичной социализации.

3.4.К числу негативных последствий глобализации в сфере культуры относят повсеместное распространение познавательных кино, видеофильмов, телепрограмм.

3.5.К девиантному поведению не относится нормальное поведение.

Вариант 16

1.Ответьте на вопрос: каковы причины девиантного поведения?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Индия может служить классическим примером «закрытого» общества, где социальная мобильность затруднена.

3.2.Бабушкая для внука – это агент первичной социализации.

3.3.Русские – это этническая общность.

3.4.Формы семьи и брака не менялись на протяжении истории.

3.5.Аскриптивный статус приобретается в результате личных усилий.

Вариант 17

1.Ответьте на вопрос: какова природа социального конфликта?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.К 1917 году процесс классообразования в России целиком и полностью завершился.

3.2.Моногамная семья – это продукт исторического развития.

3.3.Дескриптивный статус дается от рождения.

3.4.Возрастная когорта – это социально-демографическая общность.

3.5.В социологии М.Вебер идеальный тип господства, обусловленный обычаями, привычками, верой в законы издревле существующих порядков называется традиционный.

Вариант 18

1.Ответьте на вопрос: каковы перспективы развития среднего класса в России?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1.Возрастная когорта – это социально-территориальная общность.

3.2.В классификации стадий развития общества, по О.Конту, отсутствует современная стадия.

3.3.Выступают против современного миропорядка антиглобалисты.

3.4.В рамках вертикальной мобильности принято выделять положительную и отрицательную мобильность.

3.5. Пассажир в поезде – это пример эпизодического статуса.

Вариант 19

1.Ответьте на вопрос: почему и когда возникла социология как специфическая отрасль научного знания?

2.Эссе

3. Верно ли утверждение? Ответьте «да» или «нет».

3.1. В рамках вертикальной мобильности принято выделять восходящую и нисходящую мобильность.

3.2. Пассажир в поезде – это пример личного статуса.

3.3.В теории М.Вебера некая мысленная конструкция, создаваемая исследователем в качестве теоретической схемы изучаемого явления – это идеальный тип.

3.4.Глобализация в сфере культуры проявляется в расширении использования английского языка.

3.5.Направленный процесс, вызванный эндогенными факторами, в котором постоянно возрастает степень изменений, это развитие.

  1. Контрольная работа по дисциплине «Социология» (1)

    Контрольная работа
    Выполнение и сдача студентами заочного отделения, обучающимися по ООП 080507.65 «Менеджмент организации», контрольной работы по учебной дисциплине «Социология» предполагается во время зимней сессии на третьем курсе.
  2. Контрольная работа по дисциплине «Социология» На тему: Социальные институты

    Контрольная работа
    3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный
  3. Контрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «социальная мобильность»

    Контрольная работа
    Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в
  4. Контрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «Социология П. А. Сорокина» (1)

    Контрольная работа
    Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.
  5. Контрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «Социология П. А. Сорокина» (2)

    Контрольная работа
    В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание.
  6. Контрольная работа по дисциплине «гражданское право»

    Контрольная работа
    Настоящие методические рекомендации подготовлены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «Юриспруденция», и содержат задачи и задания по темам курса Общей части гражданского права.
  7. Контрольная работа по дисциплине «Философия». Тема : «Возникновение социальной философии»

    Контрольная работа
    В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные
  8. Контрольная работа по дисциплине «Деловое общение» является формой самостоятельной учебной работы, основной целью которой является закрепление полученных студентами теоретических знаний по заданной теме,

    Контрольная работа
    Деловое общение - любая профессиональная коммуникативная форма деятельности (чаще всего речевая), лежащая в сфере, которая определяется целями, замыслом, средствами и ответной реакцией объекта, на которого направлена указанная деятельность.
  9. Контрольная работа по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы» (Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения по специальности №040101 «Социальная работа»)

    Контрольная работа
    Гуманизм и милосердие как моральная основа профессиональной социальной работы. Представления о нормах, принципах и идеалах как моральных критериях. Роль этических критериев добра, блага, справедливости в теории и практике социальной работы.

Другие похожие документы..