Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность

Перечень дисциплин,

вопросы по которым включаются в итоговый междисциплинарный экзамен

в 2010-2011 уч.г.

для студентов, обучающихся по специальности

080502 «Экономика и управление на предприятии (туризма)»

(основная образовательная программа,

сокращенная основная образовательная программа)

  1. Экономика предприятия.

  2. Управление предприятием туризма.

  3. Технология и организация обслуживания туристов на предприятиях питания.

  4. Технология размещения, транспортного и экскурсионного обслуживания.

Приложение 2

Экзаменационные вопросы по дисциплине

«Экономика предприятия»

и библиография для подготовки к экзамену

  1. Бизнес-план предприятия туризма: порядок, методы его разработки, организация выполнения [1,7,9,4,8,11,12,16,17]2.

  2. Бюджетирование на предприятиях туризма: назначение, методы обоснования бюджетов по направлениям. [1,7,9,11,12,17]

  3. Денежные потоки на предприятиях туризма: назначение, система планирования, контроля. [1,7,9,11,12,17]

  4. Доходы предприятий туризма: понятие, виды, состав и значение. [1,2,7,9,11,12,17]

  5. Комплексная оценка экономического и финансового положения предприятий туризма на рынке потребителей кредитных ресурсов. [1,2,3,7,9,11,12,17]

  6. Ликвидность турфирм: показатели, методы расчета, оценка показателей. [7,9,11,12,17]

  7. Материальные ресурсы предприятий туризма, их воспроизводство и эффективность использования. [7,9,11,12,17]

  8. Оборот предприятий туризма, его сущность, значение и факторы, влияющие на оборот турфирмы. [7,9,11,12,17,19]

  9. Оборотные средства предприятий туризма: назначение, методы оценки эффективности их использования. [7,9,11,12,17]

  10. Основные фонды, их состав и методы начисления амортизаций в туристских предприятиях. [7,9,11,12,17]

  11. Оценка и планирование конкурентоспособности предприятия туризма. [3,4,6,8,10,13,14,15]

  12. Понятие инвестиций, их назначение; источники формирования, направления использования инвестиций в туризме. [4,8,9,11,12,17,19]

  13. Предприятия туризма как субъекты рынка: их классификация, назначение и функции. [1,3,5,10,13,14,17]

  14. Прибыль и рентабельность предприятий туризма, их сущность, расчет и факторы, влияющие на рентабельность предприятий туризма. [1,2,7,9,12,15,17]

  15. Риски: характеристика видов риска и их учет в управлении предприятиями туризма. [3,4,9,12,13,15]

  16. Себестоимость турпродукта, понятие, состав и методика расчета. Соотношение себестоимости и прибыли, их взаимосвязь. [1,7,9,15,17]

  17. Система налогообложения в туризме; оптимизация налоговых выплат. [1,2,7,9,15,16,17]

  18. Сущность, роль и назначение рекламы в деятельности предприятий туризма, оценка эффективности рекламы. [1,9,13,14,17,18]

  19. Трудовые ресурсы предприятий туризма, их характеристика и роль в обеспечении устойчивости и конкурентоспособности предприятий туризма. [1,2,3,4,8,9,13,14,17,19]

  20. Управление затратами на предприятиях туризма: назначение, методы, порядок расчета затрат. [1,7,9,15,16,17,19]

  21. Финансовые ресурсы предприятий туризма, их понятие, состав и источники образования. [1,7,9,15,16,17]

  22. Финансы предприятия туризма, источники формирования, направления использования. [1,7,9,15,16,17]

  23. Формы и система оплаты труда на предприятиях туризма, методы оптимизации. [1,2,3,4,8,9,13,14,17]

  24. Ценообразование на предприятиях туризма, факторы влияющие на цены. [1,2,4,7,8,10,17,19]

  25. Эффективность использования основных фондов на предприятии туризма: показатели, пути повышения эффективности. [7,9,11,12,17]

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.06.2011). Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011). Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  3. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 30.07.2010) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.10.1996). Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  4. Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 N 1230-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2016 годы)». Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  5. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта". Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  6. Приказ Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 N 35 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2011 N 19918). Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  7. Приказ ГКФТ РФ от 04.12.1998 N 402 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью" Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  8. Приказ Ростуризма от 06.05.2008 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года». Сайт Федерального агентства по туризму:

  9. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"

Научная и учебная литература

  1. Александрова А. Ю. Международный туризм. – М.: КноРус, 2010.

  2. Выварец А.Д., Экономика предприятия: Учeбник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)". - М.:, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  3. Горфинкель В.Я., Экономика предприятия: Учебник для вузов - 5-е изд.,перераб. и доп. - ("Золотой фонд российских учебников"). -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  4. Е.Л.Драчева. Экономика и организация туризма: международный туризм. Учебное пособие. –М.: КноРус, 2010.

  5. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. Серия: Высшее профессиональное образование. –М.: Академия, 2009.

  6. Скобкин С.С., Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ): учеб. пособие. - М.:, Магистр, 2011.

  7. Соболева Е.А., Соболев И. И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006.

  8. Феоктистова В.И. Экономика предприятия: учебное пособие. Издательство РГТЭУ, 2004.

  9. Филип Котлер, Джон Боуэн, Джеймс Мейкенз Маркетинг. Гостеприимство. Туризм Серия: Зарубежный учебник Издательство: Юнити-Дана, 2007.

  10. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пoсoбиe. 2-e изд., пеpеpaб. и дoп. - М.: Издaтельствo PДЛ, 2004.

  11. Лекции ведущего преподавателя.

Периодические издания

  1. Журнала «Деловой мир. Туризм и отдых» /journal/tio

  2. Журнал «Турбизнес»

  3. Интернет журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы»

  4. Международный иллюстрированный журнал «Турист»

  5. Онлайн журнал «Турнавигатор»

  6. Журнал «Туризм. Экономика и учет»

  7. Журнал "Индустрия Туризма"

Статистические сборники

  1. Туризм в цифрах (Совместный сборник АНО ИИЦ "Статистика России" и Федеральное агентство по туризму), 2010

  2. Российский статистический ежегодник, 2009

  3. Платное обслуживание населения в России, 2009

Интернет-ресурсы

  1. Правительство Российской Федерации

  2. Федеральное агентство по туризму

  3. Федеральная служба государственной статистики

  4. Ассоциация туроператоров России

  5. Правительство Москвы

  6. Всемирная туристская организация

  7. Российский Союз Туриндустрии

  8. Википедия: свободная энциклопедия

  9. Путешествия вокруг света: новости для любителей путешествий

  10. РосБизнесКонсалтинг

  11. Библиотека туризма

  12. Туристический портал «В Отпуск.Ру»

  13. Справочно-правовые системы Консультант Плюс

Приложение 3

Экзаменационные вопросы по дисциплине

«Управление предприятием туризма»

и библиография для подготовки к экзамену

  1. Возникновение и распознавание кризисов в развитии предприятия туризма. Основные управленческие действия по снижению негативных последствий кризисов. [1,2,3,10,11,18]

  2. Контроллинг как современная концепция управления. Применение контроллинга на предприятии туризма. [10,13,16]

  3. Контроль как функция управления, его виды. Действенность контроля, оценка эффективности. [10,13,16]

  4. Лидерство и стиль управления, характерные для предприятия туризма. Выбор стиля управления. [8,10,16,17]

  5. Миссия и цели предприятия туризма, требования к ним. [7,10,13,16]

  6. Мотивация трудовой активности персонала: методы, системы, оценка эффективности. [8,10,13,16,17]

  7. Организационная структура управления предприятием туризма, ее характеристика, оценка и принципы выбора оптимальной структуры. [10,13,15,16,]

  8. Основные направления рациональной организации труда управленческих работников предприятия туризма. [8,10,13,16,17]

  9. Понятие внутренней среды, ее оценка и учет при определении перспектив развития предприятия туризма. [5,7,9,10,11,15,16,18]

  10. Понятие и классификация инноваций. Инновационная модель развития предприятия туризма, ее характеристика. [1,5,7,10,15]

  11. Понятие и классификация стратегий предприятия туризма, содержание стратегических альтернатив. [1,7,10,16,18]

  12. Понятие и содержание стратегического управления предприятием туризма. [1,7,10,16,18]

  13. Понятие и характеристика внешней среды, ее влияние на эффективность и устойчивость предприятия туризма. [1,7,10,16,18,30]

  14. Понятие конфликта, его типы, причины и методы разрешения. Особенности разрешения конфликтных ситуаций на предприятии туризма. [8,16,17]

  15. Предприятие туризма как объект управления: сущность, принципы и функции. [1,5,7,15,30]

  16. Процедуры создания, организации деятельности и ликвидации предприятия туризма. [1,5,7,15,]

  17. Система управления предприятием туризма, ее элементы, их взаимосвязь и содержание. [1,5,7,15,16,17]

  18. Содержание конкурентных преимуществ предприятия туризма. [1,5,7,10,16]

  19. Содержание социально-психологических методов управления предприятием туризма. [1,5,7,8,10,16,17]

  20. Содержание, виды и этапы принятия управленческих решений на предприятии туризма. [5,7,8,16]

  21. Стратегическое положение предприятия туризма, его оценка. [1,5,7,10,16]

  22. Сущность и направления кадровой политики на предприятии туризма. Содержание и использование профессиограмм. [5,7,8,10,13,16,17,30]

  23. Характеристика конкурентных отношений на туристском рынке. [1,5,7,10,16,30]

  24. Характеристика стадий и методов проектирования организационной структуры управления предприятия туризма. [10,13,16]

  25. Характеристика экономических и организационно-распорядительных методов управления предприятием туризма. [8,10,13,16]

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 30.07.2010) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.10.1996). Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  2. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  4. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта". Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  5. Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 N 1230-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2016 годы)». Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  6. Приказ Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 N 35 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2011 N 19918). Справочно-правовые системы Консультант Плюс

  7. Приказ Ростуризма от 06.05.2008 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года». Сайт Федерального агентства по туризму:

Научная и учебная литература

  1. Агамирова Е. В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе. Практикум. –М.: Дашков и Ко, 2007.

  2. Алексеев В. И. Информационные технологии втуризмеи гостиничном менеджменте. -М.: Д.А.Р.К., 2008.

  3. Баумгартен Л. В. Стратегический менеджмент в туризме. –М.: Академия, 2007.

  4. Биржаков М. Б., Казаков Н. П. Безопасность в туризме. –М.: Герда, 2007 г.

  5. Биржаков М. Б., Никифоров В. И. Большой Глоссарий терминов международного туризма / The Great Glossary of Terms for the International Tourism – СПб: Герда, Невский Фонд, 2006.

  6. Богданов Е. И., Кострюкова О. Н., Орловская В. П., Фенин П. М. Планирование на предприятии туризма: Учебник –М.: Бизнес-пресса, 2004.

  7. Боголюбов В. С., Быстров С. А. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. –М.: Академия, 2008.

  8. Кучеров А.П. Объектное управление. Новационный и инновационный менеджмент в туризме. –М.: Компания Спутник +, 2009

  9. Саак А.Э. , Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2008. – 512с.

  10. Стредвик Джон. Управление персоналом в малом бизнесе. Managing People in Small Business Серия: Современный бизнес –СПб.: Нева, 2003.

  11. Черникова Л. И. Страхование и риски в туризме: Академия, 2010 г

  12. Лекции ведущего преподавателя.

Периодические издания

  1. Журнала «Деловой мир. Туризм и отдых»

  2. Журнал «Турбизнес»

  3. Интернет журнал «Туризм»

  4. Международный иллюстрированный журнал «Турист»

  5. Онлайн журнал «Турнавигатор»

  6. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»

  7. Журнал «Менеджмент сегодня»

  8. «Российский ЖурналМенеджмента»

  9. Журнал "Маркетинг Менеджмент" 

Статистические сборники

  1. Туризм в цифрах (Совместный сборник АНО ИИЦ "Статистика России" и Федеральное агентство по туризму), 2009

  2. Российский статистический ежегодник, 2009

  3. Платное обслуживание населения в России, 2009

  4. Туризм и туристические ресурсы России, 2004

  1. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  2. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и
  3. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников специальности: 080107 «Налоги и налогообложение»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / по специальности 080107 «Налоги
  4. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080503 «Антикризисное
  5. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504.
  6. Одобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080401 – Товароведение и экспертиза товаров (в области товароведения,
  7. Методическое пособие по итоговой государственной аттестации выпускников специальность

    Информационно-методическое пособие
    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  8. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Челябинск 2009

    Учебно-методический комплекс
    Лысенко, Ю.В. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации [Текст]: / Ю.В. Лысенко; Челябинский ин-т (фил) ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации по специальности 080111 Маркетинг

    Учебно-методический комплекс
    УМК по ИГА составлен в соответствии с ГОС по специальности Маркетинг и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по программам ВПО, утвержденным Ученым советом 30.

Другие похожие документы..