Учебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Психология болезни и инвалидности

(наименование дисциплины)

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология болезни и инвалидности (ДС.02)

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).

ДС.02 Психология болезни и инвалидности

Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания; переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; механизмы психологической защиты и совладения; психологическая травма и диссоциация в истории и переживании болезни; проблемы жизни, смерти, суицидального поведения; первичные навыки работы с проблемой личности.

2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

4. Список авторов элементов УМК:

Ширенкова Е.В., старший преподаватель

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«Утверждаю»

Декан ФФКиС

__________________О.В. Смирнов

«____» ____________ 2008 года

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОДС. 02

Психология болезни и инвалидности

  1. Цель дисциплины: сформировать у студентов понятие о психологическом состоянии больных людей и инвалидов, что необходимо для правильного подхода к лицам с ограниченными возможностями, для их эффективной адаптации и коррекции путем использования адаптивной физкультуры.

Задачи дисциплины:

  • изучить психологические проблемы болеющих и инвалидов;

  • познакомить студентов с особенностями психологической травмы;

  • изучить методику установления психологического контакта с больными и инвалидами.

  1. Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент должен знать:

  • научные основы клинической психологии;

  • механизмы психологической защиты больного и инвалида;

  • психологию умирающего;

  • межпредметные связи дисциплин – психологии, биологии, анатомии, физиологии, патологии.

Студент должен уметь:

  • формулировать конкретные задачи реабилитации инвалидов с учетом психологических особенностей больного, инвалида;

  • осуществлять психологический контроль больного;

  • использовать средства и методы, необходимые для формирования здорового образа жизни на основе потребностей организма человека в физической активности и регулярности применения физических упражнений, с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

Общая трудоемкость дисциплины

80

80

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

18

18

Лабораторные работы

И другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

44

44

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Семинары

Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания

4

2

Переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; проблемы жизни, смерти, суицидального поведения

6

6

Механизмы психологической защиты и совладения; психологическая травма и диссоциация в истории и переживании болезни

4

4

Первичные навыки работы с проблемой личности.

4

6

4.2. Содержание разделов дисциплины:

  1. Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания. Болезнь как проявление конфликта между сознанием и подсознанием (психоаналитический подход): К.Леви-Строс, М. Фуко, З. Фрейд о психологических механизмах лечения и преодоления болезни.Теория психосоматических отношений Г. Гроддека. Пионеры психосоматической медицины: Э.Симмеля, Ф. Дойча, С. Джелиффе, А.Гарма.Трансцендентный опыт болезни (аксиологический подход): В.Вайцзеккер, Ж.П.Сартр, А.Митчерлих, Станислав Гроф, К.Г.Юнг, Р.Ассаджоли. Болезнь как следствие неудовлетворенности потребностей (гуманистический подход): А.Г. Маслоу, Ф.Перлз. Теория психического поля К.Левина. Психоаналитическая концепция Л.Сонди. Внутренняя картина болезни в понимании Р.А. Лурия. Понятие «состояние здоровья» и «самочувствие». Критерии психического здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация. Влияние болезни на психику человека. Соматогенное влияние здоровья на психику человека. Психогенное влияние болезни на психику человека.

  2. Переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; проблемы жизни, смерти, суицидального поведения. Субъективно-психологическая сторона заболевания. Механизмы «замкнутого круга». Аутоплатическия картина болезни (А. Гольдшейдер). Переживания болезни (Е.А. Шевалев, В.В. Ковалев). Отношение к болезни (Л.Л. Рохлин, К.А. Скворцов). Стороны проявления болезни: болевая, эмоциональная, интеллектуальная, волевая. Масштаб переживания болезни по типам реагирования. Типы реакции на болезнь. Типы личностной реакции на заболевание. Типы отношения к боли. Амбивалентность отношения больного к болезни. Переживание болезни во времени. Возрастные особенности внутренней картины болезни. Психология умирания. Терминальный больной и качество его жизни. Психологические особенности личности суицидента.

  3. Механизмы психологической защиты и совладения; психологическая травма и диссоциация в истории и переживании болезни. Учение о психической травме. Фрустрация. Мотивационные конфликты.

  4. Первичные навыки работы с проблемой личности. Психологические аспекты повседневной врачебной деятельности. Установление психологического контакта с больным. Основные формы психологического взаимодействия между врачом и больным.

  1. Лабораторный практикум – не предусмотрен.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

    1. Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Психология болезни и инвалидности : учебно-методическое пособие для вузов / сост. С. Б. Нарзулаев [и др.] ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.- Томск : STAR, 2005. - 102 с.

  1. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для вузов / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская [и др.] ; под ред. : И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 5-е изд. , стереотип. - М. : Академия, 2008. - 318 с. : табл.

б) дополнительная:

  1. Психолого- педагогическая диагностика : учебное

пособие для вузов / И. Ю. Левченко [и др.] ; под ред. : И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной.-3-е изд. , - М. : Академия, 2006. - 318 с. :табл.

  1. Специальная психология : учебное пособие для вузов /

авт. : В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 5-е изд., - М. : Академия, 2007. - 460 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины -

Схемы, таблицы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом.

    Методические рекомендации
    Основной целью курса является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурсами организации как важнейшего элемента системы управления организацией
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
  3. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой уголовно правовых дисциплин протокол от 17 января 2011 №5 Рецензент Кулик Ф. Г., декан юридического факультета Московского областного института управления, доцент

    Учебно-методический комплекс
    Уголовное право является одной из обязательных основных учебных дисциплин, преподаваемых во всех юридических ВУЗах России, изучение которой занимает одно из ведущих мест в системе подготовки юристов – правоведов.
  4. Учебно-методический комплекс уголовное право высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Уголовное право – фундаментальная самостоятельная отрасль права. Его нормативной основой выступает уголовное законодательство Российской Федерации, состоящее из уголовного кодекса Российской Федерации,
  5. Учебно-методический комплекс раздел Организационно-педагогическое описание дисциплины. Программа учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» пред­назначена для студентов 1 курса психолого-педагогического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Программа учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» пред­назначена для студентов 1 курса психолого-педагогического факультета.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины комплексная реабилитация больных и инвалидов (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Понятие о медицинской реабилитации и ее социальном значении; основные принципы и цели реабилитации; виды реабилитации; основные положения реабилитации; основные средства реабилитации, физическая реабилитация как составная часть медицинской
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культу­ры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (14)

    Учебно-методический комплекс
    П Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Б. Шевченко; Бийский пед. гос.
  9. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» для студентов заочного отделения Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и структура клинической психологии. Морфологические и физиологические основы высших психических функций, межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия.

Другие похожие документы..