Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Социальная значимость теории государства и права во многом определяется ее связью с социальной практикой. Теория всегда является предпосылкой возникновения практики, с практика - всегда обогащает теорию. В этой связи и юридическая практика как социально-правовой опыт обуславливает цели и основные направления исследования государства и права как теоретической науки.

Изучение конкретной темы обычно начинается с прослушивания и последующего усвоения лекционного материала. Лекция (латинского lectio –чтение) - главный первый этап образовательного учебного процесса. Она является важнейшей формой передачи студентам необходимой информации по теме. Живое слова преподавателя обычно легче воспринимается и усваивается. В ходе лекции студент имеет возможность, задавая вопросы, уточнить наиболее сложные аспекты освещаемой проблемы. В лекции, как правило, синтезируется самый важный, интересный и новый материал по рассматриваемой теме из различных источников, в том числе недоступной для студентов. Студент должен внимательно слушать лекцию, стремиться выделить главное (смысл) и зафиксировать это главное (смысл того иного положения) в виде конспекта.

Следующей аудиторной формой учебного процесса является семинарское занятие. Семинар ( латинского seminarium - рассадник) позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями по поставленным вопросам, выяснить и усвоить моменты, а также связать теоретические положения с практикой. Цель семинарских занятий по теории государства и права – сформировать у студентов способность политико-правового анализа, умение разбираться в государственно-правовых явлений, закрепить и углубить полученные знания. Семинар, по обыкновению, следует за лекцией.

Подготовка к семинарскому занятию начинается с изучения лекционного материала, а также материалов учебников, рекомендуемых в списке основной литературе и дополнительной к соответствующей теме и уделяя большое внимание процессу самостоятельной работе. Самостоятельная работа позволяет не только усвоить обязательный минимум по объему темы курса, но и углубить, расширить полученные знания в ходе работы с дополнительной научной литературой по соответственной проблематике. Это способствует формированию у студентов исследовательских навыков.

Семинар проводится в следующих формах, дополняющих друг друга:

- развернутая беседа. Здесь предполагается основательная подготовка всех студентов по всем вопросам и их активное участие в обсуждении темы. Отдельные студенты могут получить задание выступление по конкретным вопросам по монографиям или новым публикациям;

- устные доклады с последующим их обсуждением и оппонированием;

- обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателя. Доклад или реферат могут быть поручены двум-трем студентам. Помимо основного докладчика могут быть назначены, содокладчики и оппоненты.

Семинарские занятия, по указанию преподавателя, может быть проведено в форме рецензирования книг, статей и их дискуссионного обсуждения.

Выступление студентов на семинаре должно удовлетворят следующим требованиям: в них излагается теория рассматриваемого вопроса, дается анализ соответственных принципов, законов, понятий, категорий; выдвинутые теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, иллюстрациями, взятыми из политико-правовой жизни, из практики государственно-правового строительства достижений современной юридической науки, иных отраслей знаний.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу теория государства и права заключается в постоянном и тщательном изучении всех тем курса по дополнительной литературе указанной в каждом тематическом разделе и выполняет особую роль в выработке творческого мышления студентов, умения применять полученные знания на практике, ставить и решать сложные теоретические и практические вопросы. Глубокое теоретическое осмысление содержание СРС (самостоятельная работа студентов) включает предположения соблюдение таких методологических важных принципов, как 1. системного; 2. исторического подходов к изучению государственно-правовых явлений; 3. обеспечение неразрывной связи теории с практикой; 4. целостность и взаимность проблем.

Принцип системности. Системный подход выступает универсальным инструментом познавательной деятельности. Любое явление, в том числе государственно-правовое, выступающее объектом научного анализа, может рассматриваться в качестве системы. Системный подход особенно незаменим в познании и конструировании сверхсложных динамических целостностей. Он обладает обширным категориальным аппаратом, в котором основными понятия являются « система», « структура», «элемент», «функция», «цель» и другие. Повышенное внимание к проблемам системности в современных условиях объясняется соответствием данного метода непрерывно усложняющимся задачам общественной практики и научного познания. Поэтому детальному изучению важнейших политико-правовых явлений этот метод отвечает в наибольшей степени. При этом системный подход выступает средством формирования мировоззрения, которое позволяет студенту чувствовать неразрывную связь с окружающим миром

Принцип историзма. Чтобы иметь правильное представление о тех или иных политико-правовых явлениях и процессах, необходимо рассматривать их исторически. Надо знать условия и причины их возникновения, основные этапы их развития. С учетом этого следует судить о сущности и содержании данных явлениях в настоящее время и о тенденциях их изменения в будущем.

Принцип единства теории и практики. Критерием истинности теоретических знаний является общественная практика, в том числе юридическая. В свою очередь выводы политико-правовой теории должны воплощаться в жизнь современного общества. Очень важно анализировать ту или иную проблему с точки зрения ее значимости и учета особенностей для сегодняшней России. Необходимо использовать, по возможности, и региональный нормативный материал, подобрать факты из государственно-правовой практики Татарстана.

Вся работа по СРС должна быть оформлена в рукописном варианте.

примеры Тестовых заданий и контрольных заданий для проведения рубежного контроля

  1. Теория государства и права - это...

    1. прикладная наука правоведения и государственности

    2. специальная наука государства и права

    3. фундаментальная наука государственности и правоведения

    4. отраслевая наука юриспруденции

  1. Особенностью предмета теории государства и права является то, что она...

    1. определяет только первичность государства и вторичность права

    2. изучает только соотношения государства и права

    3. определяет только первичность права и вторичность государства

    4. изучает и исследует вопросы государственности и правоведения только в целом

  1. Суть патриархальной теории происхождения государства состоит в том, что ...

    1. государство возникло в результате борьбы между разросшимися семьями

    2. государство возникло в результате разрастания семьи

    3. государство создано путем заключения договора между семьями

    4. патриархальная семья превратилась в основной орган государства

  1. Основным признаком унитарного государства является то, что...

    1. части государства имеют право на самоопределение

    2. в центре и на местах имеются свои конституции (уставы)

    3. части государства не имеют своих законодательных органов

    4. части государства имеют все ветви государственной власти

  1. Закон - это нормативный правовой акт, принятый ...

    1. главой государства и им же обнародованный

    2. высшим законодательным органом государства или непосредственно народом

    3. правительством и опубликованный в специальном издании

    4. совместно парламентом и президентом

ЛИТЕРАТУРА4

Основная

* Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - Изд.2, исп. и доп. - М: Спарк, 2001.- 511с.

* Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - Изд. 4, перераб. и доп. - М., 2002. - 300с.

* Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник для студ. Вузов. - М., 2003 - 512 с.

* Морозова Л.А. Теория государства и права. - М: Юристъ, 2002. - 350с.

* Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник - М: Юристъ, 2005. - 414с.

* Общая теория права и государства: Учебник для студ. Вузов /Под ред. Лазарев. - Изд. 3, перераб. и доп. - М., 2001. - 520с.

* Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузов, А.В. Малько. - М., 2001. - 776с

* Теория государства и права: Учебник для вузов /Под ред. В.М.Карельского, В.Д. Перевалова.- Изд. 2, изм. и доп. - М., 2002. - 616с.

* Теория государства и права: учебник / Пиголкин А.С. , Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; под ред. А.С. Пиголкина.- М.: Юрайт-издат, 2006 - 613 с.

* Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М., 2002. - 432с.

* Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков) - Изд., 2-е, доп. - М.: Право и государство, 2005.- 544 с.

* Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2006.- 792 с.

* Большой юридический словарь / под ред. Сухарева А.Я. - М.: Инфра - М, 2002- 704с.

* Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь// под ред. А.В. Крутских.- М.: Инфра-М, 2004.- 398 с

* Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Юридическая ответственность: уч. пособие.- М.: Альфа - М., 2005 - 686 с.

* Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Юридическая ответственность: уч. пособие.- М.: Альфа - М., 2005 - 686 с

* Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права.- М., НОРМА. 2001.- 800 с.

* Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.- 2-е изд. / предисл. И.Ю.Козлихина.- СПб.: Юрид центр Пресс, 2004.- 430 с.

* Ллойд Денис Идея права / перевод с англ. М.А. Юмалишев, Ю. М. Юмашев - изд. 2-е.- М.: Книгодел, 2004.- 416 с.

* Мальков Б.Н. Основы философии права. Курс лекций.- М., 2003.- 354с.

* Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов: изд. Саратовская государственная академия права, 2003 - 512 с.

* Сырых В.М. Логические основания общей теории права, Т. 2 Логика правового исследования.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.- 560 с.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права - М., 2000.- 377 с.

* Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005.

Основная

Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. М., 2002.

Малько А.В. Теория государства и права. - М.,2003.

Матузов Н.И. Теория государства и права. - М., 2004.

Нерсесянц B.C. Теория права и государства: Краткий учебный курс. - М.,2001.

Общая теория права и государства. / Под ред. В.В.Лазарева. - М., 1994 (и последующие издания).

Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2004.

Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д.Перевалова. - М., 2002.

Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М.,2001.

Черданцев А. Ф. Теория государства и права. — М., 2000.

Чиркин В.Е. Государствоведение. - М., 2000.

Дополнительная литература:

Венгерое А.Б. Теория государства и права. - М., 2001.

Лазарев В.В. Теория государства и права. - М., 2001.

Лившиц Р.З. Теория права. - М., 2001.

Общая теория права и государства. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. МЛ. Марченко. - М.,2001.

Ракитская И.Ф. Теория государства. Курс лекций. - СПб, 1999.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Курс лекций. Екатеринбург, - 1996.

Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. - М., 1997.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. 1.Предмет и метод теории государства и права.

  2. 2.Теория государства и права в системе гуманитарных наук.

  3. Частнонаучные методы и их роль в познании юриспрюденции.

  4. Признаки государства .

  5. Причины и формы возникновения государства у разных народов.

  6. Теории происхождения государства.

  7. Государственная власть как разновидность социальной власти.

  8. Понятие и сущность государства.

  9. Проблемы построения гражданского общества в России.

  10. Современные подходы к пониманию государства.

  11. Закономерности развития основных теорий права.

  12. Интегративный подход к праву.

  13. Типология государства.

  14. Форма государства

  15. Современное понятие демократии.

  16. Правовое и полицейское государство.

  17. Государство и личность.

  18. Теория правового государства.

  19. Проблемы построения правового государства в России.

  20. Понятие и сущность права.

  21. Право государственный регулятор общественных отношений.

  22. Право и мораль.

  23. Функции права.

  24. Принципы права.

  25. Формы права.

  26. Признаки нормы права.

  27. Классификация норм права.

  28. Структура норм права.

  29. Правотворчество и значение для современной России.

  30. Понятие системы права.

  31. Метод правового регулирования.

  32. Частное и публичное право и правопонимания граждан государств.

  33. Характеристика основных отраслей права.

  34. Теория правовых отношений.

  35. Правосознание.

  36. Правовая культура.

  37. Реализация права.

  38. Законность, правопорядок, дисциплина.

  39. Правомерное поведение.

  40. Правонарушение и виды.

  41. Юридическая ответственность.

  42. Характеристика основных правовых семей.

  43. Структура правосознания.

  44. Функции правосознания.

  45. Правовая культура.

  46. Формы деформации правосознания. Правовой нигилизм.

  47. Правовое воспитание.

  48. Понятие и форма реализации права.

  49. Право применение как особая форма реализации права.

  50. Стадии применения норм права.

  51. Правоприменительные акты.

  52. Понятие толкования права.

  53. Акты официального толкования.

  54. Понятие законности.

  55. Гарантия законности.

  56. Понятие правопорядка.

  57. Понятие дисциплины.

  58. Правомерное поведение.

  59. Понятие и виды правонарушений.

  60. Юридический состав.

  61. Состав правонарушений.

  62. Понятие и виды юридической ответственности.

  63. Основания освобождения от юридической ответственности.

  64. Классификация норм права.

Учебное пособие

Шаблинская Наталья Павловна

теория государства и права
Учебно-методический комплекс

для студентов Колледжа

Компьютерная верстка и макет Ф.А. Абдуловой

Подписано в печать20.12.2010 г.

Формат 60х84 1/16 . Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman.

Усл. п. л. 3,75 Тираж 70 экз.

1 Выписка из ГОС СПО по специальности 030503.52 Правоведение. – М., 2004.

2 См.: Учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана по программам высшего профессионального образования: структура и оформление. Методические рекомендации. / Составители Т.С.Гаврикова, Н.Л.Шарандина. – М.: Российская академия правосудия, 2006г., с.8.

3 Издания, отмеченные значком , имеются в фондах библиотеки Казанского филиала ГОУ ВПО РАП

4 Издания, отмеченные значком , имеются в фондах библиотеки Казанского филиала ГОУ ВПО РАП

  1. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административное право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Римское право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы исследовательской деятельности» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для специальности 030503.52 - 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (7)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования
  6. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Уголовный процесс» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы философии» для специальности 080114.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (2)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования

Другие похожие документы..