Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение

Планы семинарских занятий

Тема 1. Предмет и методы теории государства и права

Семинар 1 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Теория государства и права как наука, предмет ее изучения.

2. Место теории государства и права в системе гуманитарных наук. Роль и место теории государства и права в юриспруденции.

3. Методы теории государства и права.

4. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее цели и задачи.

Литература3
Основная

1. Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005.

Дополнительная

1. Васильев A.M. Правовые категории. - М, 1976.

2. Волкова С.В. Ильин А.В. О преподавании теории и истории государства и права // Изв. вузов. Правоведение. - 1995. -№3.

3. Жуков В.К. Место теории государства и права, философии права и истории политических учений в системе высшего юридического образования (Научно-практическая конференция) // Государство и право. - 2000. - №12.

4. Керимов Д. А. Методология права. - М., 1989.

5. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. - Л.,1989.

6. Лившиц Р.З. Современная теория права: краткий очерк. - М., 1992.

7. Лукач Р. Методология права. - М., 1980.

8. Мартышин О.В. О концепции учебника теории государства и права // Государство и право. - 2002. - № 8.

9. Мартышин О.В. О «либертарно-юридической теории права и государства» // Государство и право. - 2002. - № 10.

10. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Теория государства и права на рубеже веков:

11. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. - М., 1980.

12. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. - М., 1980.

Рекомендации по изучению данной темы семинара

Теория государства и права, являясь одной из общественных наук, занимает важное место в системе в системе обществоведения. Изучая такие важные основы общества, как государство и право, эта наука определяет теоретические базовые познания об указанных явлениях. Студент должен четко представлять себе предмет теории права и государства как базовой для юридической политико-правовой науки, усвоить выработанные ею концепции, закономерности, понятия, определения (дефиниции).

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Эти закономерности и составляют ее предмет. Студенту важно понять связь изучаемой теории с такими науками, как философии, социологии, социальная психология, политическая экономия

Тема 2. Происхождение государства и права

Семинар 2 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Первобытное общество: организация, общественная власть и социальные нормы поведения.

  2. Причины и закономерности возникновения государства. Основные формы происхождения государства.

  3. Общее и особенное в происхождении государств в различных регионах земного шара.

  4. Отличие государства от первобытного общества.

  5. Происхождение права. Обычное право.

  6. Плюрализм взглядов на происхождение государства и права. Анализ основных теорий происхождения государства и права

Литература

Основная

Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. – учебник. М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – гл. 4, С.16-21.

Дополнительная

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988.

Аристотель. Политика. Афинская полития.-М :Мысль. 1997

Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. – М., 1987.

Дробышевский С.А. Политическая организация, право и доклассовое общество // Правоведение.1988.№ 5

Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право (Статья первая) // Государство и право. - 2000. - № 1

Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право (Статья вторая) // Государство и право. - 2001. - № 9.

История первобытного общества. Эпоха классообразования. - М., 1982.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.,1999.

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Учебник. - М., 1999

Кавелин К.Д. Юридический быт древней России // Кавелин К.Д. Наш умственный строй М.,1989.

Ленин В.И. Государство и революция // Поли. Собр. Соч. - Т.ЗЗ.

Ленин В.И. О государстве // Поли. Собр. Соч. - Т.39.

Манов Г.Н. Признаки государства новое прочтение \\ Политические проблемы теории государства и права. - М., 1993.

От доклассовых обществ к раннеклассовым. - М., 1987.

Першиц А.И, Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. - М., 1982

Платон. Государство. Соч. в 3 т. Т. 3.- М., 1971 г.

Розин В.М. Генезис права. - М., 2001

РуссоЖ.Ж. Об общественном договоре. - М., 1938

Серых В.М. Теория государства и права.-учебник. М.,ЮСТИЦИНФОРМ, 2005. - гл 1.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 21

Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / под ред. А.В.Крутских. - М.:Инфра-М, 2004.- 398 с.

Рекомендации по изучению данной темы семинара

Приступая к изучению данной теме необходимо помнить об историческом характере государства и права. Это означает, что государство и право существовали не всегда. Их появление связано с развитием человека в обществе. В историческую эпоху, именуемою родовым (первобытнообщинным) строем, люди даже не имели представления о праве и государстве.

При подготовке первого вопроса студенты должны уяснить значение организации в обществе и выявить основные черты, характеризующие родовую общину как специфическую форму социальной организации. Следует подчеркнуть роль обычаев как социальных регуляторов, указать на особенность социальных норм (мононорм) в родовом строе. И затем необходимо перейти к анализу общественной власти, феномену первобытной демократии.

Рассматривая второй вопрос необходимо понять причины разложения первобытно-общинного строя и закономерности возникновения государства, а также понять факт, что проблема возникновения государства является дискуссионной. Историческая и этнографическая науки дают все новые и новые знания о причинах этого происхождения. Дискуссионность данной проблемы нашла отражения и в учебной литературе (сравните, например, изложение этого вопроса в учебниках А.И.Коваленно и А.Б.Венгерова). Поэтому на семинаре важно обсудить данный вопрос, обменяться мнениями, проанализировав аргументацию ученных, высказывающих различные предположения о возникновении государства и права. Формирование государства – длительный процесс. У различных народов мира он протекал по-разному с учетом конкретно-исторических особенностей (природно-климатических, этнических, экономических и т.д.) Из этого разнообразия путей студенту сначала нужно выделить то общее, что свойственно всем народам. Этим общим является прежде всего изменения, происходящие на определенном этапе развития в первобытном обществе, а именно разложения родовой общины. Необходимо запомнить переход от присваивающей экономики к экономике производящей. Особенно следует подчеркнуть значение неизбежности социального расслоения, появления частной собственности, возникновения классов.

Заключительным 6 вопросом данной темы является краткая характеристика многочисленных концепций происхождения государства и права. Студентам обходимо научиться осмысливать различные теории происхождения, выделяя при этом имеющееся в них позитивное содержание. Именно такой плюралистический подход к анализу государственно-правовых явлений утверждается в современной отечественной юриспруденции.

Практические задания

1. Изучите 1 главу работы Ф.Энгельса «Происхождения семьи, частной собственности и государства» и ответьте на вопросы:

  1. Какие процессы повлекли за собой возникновения рабства, а затем и первое разделение общества на классы?

  2. Что привело ко второму крупному разделению труда и какими изменениями в общественной жизни оно сопровождалось?

  3. Почему родовой строй был заменен государством?

  4. Какова экономическая характеристика ступени товарного производства, с которой начинается цивилизация? (перечислите признаки).

2. Какая из теорий государства, по вашему мнению, наиболее полно и точно описывает процесс и причины возникновения государства?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Каковы основные черты первобытнообщинного строя?

  2. Что такое род?

  3. Какие черты характеризуют общественную власть при родовом строе?

  4. Каковы основные причины возникновения государства?

  5. Что понимается под государством?

  6. Какие отличительные признаки присущи государству?

  7. Причины возникновения государства.

  8. Что такое мононорма?

  9. Что понимается под правовыми нормами?

Тема № 3. Понятие государства. Типы и формы государства

Семинар 3 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и признаки государства. Сущность и социальная ценность государства.

2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Ее суверенные свойства.

3. Понятие типологии государств. Классификация государств по историческим типам. Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства.

Семинар 4 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

4. Форма государства: понятие и структура. Факторы, влияющие на форму государства.

  1. Форма правления: понятие и виды.

  2. Форма государственного устройства. Нетрадиционные формы государственного устройства.

  3. Политический (государственный) режим.

Рекомендации по изучению данной темы семинара

Изучение данной темы позволяет углубить и расширить знания о государстве. Студенту необходимо иметь четкие представления о такой традиционной философской категории, как « сущность». Под сущностью понимается внутреннее содержание, основа предмета, явления (в современной философии эта категория все в большей степени вытесняется другими понятиями, например « структуре» или «смысл»). Отсюда становится понятным, что сущность государства – это то, чем оно является в обществе; то главное, определяющее, что отличает государство от других общественных образований.

Для выявления сущности государства нужно рассмотреть его устойчивые признаки (студенту необходимо знать отличительные признаки государства от организации власти от первобытного общества).

Исследование любого государства как организации политической власти неизбежно приводит к вопросу, чьим интересам служит данная организация. Однако государство может использоваться и в широких целях, прежде для обеспечения общественных интересов, представляющих интересы большинства населения страны (различных слоев и социальных групп).

На семинарском занятии, в процессе обсуждения постарайтесь выбрать из многих определений государства, существующих в научной литературе, наиболее общее определение государства.

Студенту необходимо разобраться с понятиями формы государства, которая включает элементы: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Для России актуально сейчас проблема выбора президентской, парламентской или смешанной формы республиканского правления, а также формы федеративного государственного устройства.

Практическое задание

Воспользуйтесь книгами по истории, подберите факты, характеризующие тот иной тип государства.

Литература

Основная

Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – гл 9,12,13.

Дополнительная

Серых В.М. Теория государства и права. - учебник. М., ЮСТИЦИНФОРМ, 2005.-гл 1,5

Ардашкин В.Д. К современной концепции государства // Изв. вузов. Правоведение. -1992. -№ 2.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М, 1993.

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. - 1993. - № 7.

Власть: очерки. - М., 1989.

Замковой В.И. Тоталитаризм: сущность и концепции. - М.,1994.

Ленин В.И. О государстве // Поли. собр. соч. - Т.39.

Ленин В.И. Государство и революция. // Полн. собр. соч. - Т. 33.

Петров B.C. Сущность, содержание и форма государства. - Л., 1976.

Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права.- Саратов. 1984.

Сенцов А.А. Развитие формы российского госудаврства в начале хх века // Правоведение. 1990. № 4.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - СПб., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.

Федерации в зарубежных странах. - М., 1993.

Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. -1992. - № 5.

Чиркин В.Е Государствоведение.- М., 1999.

ЧиркинВ.Е. Президентская власть //Государство и право. - 1997. - № 5.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве //Государство и право. -1994. - № 1.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административное право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Римское право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы исследовательской деятельности» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для специальности 030503.52 - 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (7)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования
  6. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Уголовный процесс» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы философии» для специальности 080114.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (2)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования

Другие похожие документы..