Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года

Проект

Стратегия социально-экономического развития

Южного федерального округа

на период до 2020 года

Москва, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

РАЗДЕЛ 1. Базовые положения и характеристика Южного федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы. 6

1.1. Общая характеристика и современные тенденции социально-экономического развития Южного федерального округа. 6

1.2. Конкурентные преимущества и ключевые проблемы социально-экономического развития Южного федерального округа. 16

1.3. Вызовы и угрозы. Возможности и ограничения развития Южного федерального округа в долгосрочной перспективе. 18

1.4. Цели и стратегические задачи долгосрочного развития Южного федерального округа. 21

1.5. Сценарии социально-экономического развития Южного федерального округа 22

РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров. Приоритетные межотраслевые направления развития Южного федерального округа. 28

2.1. Туристско-рекреационный комплекс. 28

2.2. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы. 33

2.3. Нефтегазовый комплекс. 39

2.4. Угольная промышленность. 43

2.5. Машиностроительный комплекс. 46

2.6. Металлургический комплекс. 48

2.7. Химическая промышленность. 50

2.8. Легкая промышленность. 53

2.9. Фармацевтическая промышленность. 55

2.10. Строительный комплекс. 57

2.11. Сфера услуг. 62

2.12. Внешнеэкономическая деятельность. 66

2.13. Финансово-банковский сектор. 69

2.14. Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства. 70

2.15. Водохозяйственный комплекс. 73

2.16. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. 76

2.17. Зоны опережающего роста и направления кластерной политики. 81

2.18. Приоритетные межотраслевые направления развития Южного федерального округа. Межрегиональные связи и крупные межрегиональные проекты. 89

РАЗДЕЛ 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа 92

3.1. Развитие транспортной инфраструктуры 92

3.2. Развитие энергетической инфраструктуры. 103

3.3. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. 108

Раздел 4. Развитие научно-инновационной сферы Южного федерального округа 112

РАЗДЕЛ 5. Основные направления и перспективы социального развития Южного федерального округа 122

5.1. Основные принципы развития социальной сферы 122

5.2. Современные тенденции и проблемы социального развития. 124

5.3. Общесистемные направления социального развития. 129

5.4. Направления демографической и миграционной политики 130

5.5. Направления развития рынка труда и кадрового потенциала 132

5.6. Направления развития здравоохранения 132

5.7. Направления развития образования 134

5.8. Направления развития культуры: 135

5.9. Направления развития физической культуры и спорта 136

5.10. Молодежная политика 137

5.11. Повышение качества социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями 139

5.12. Направления развития жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства 140

РАЗДЕЛ 6. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа 141

6.1. Социально-экономическое развитие Республики Адыгея. 141

6.2. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия. 142

6.3. Социально-экономическое развитие Краснодарского края. 144

6.4. Социально-экономическое развитие Астраханской области. 146

6.5. Социально-экономическое развитие Волгоградской области. 150

6.6. Социально-экономическое развитие Ростовской области. 153

РАЗДЕЛ 7. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. 156

Приложения 161

Введение

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно-обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, обеспечивающих постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года №1734-р, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года №877-р, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р, Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года, утвержденной Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации от 14 марта 2008 года № 119, Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации 18 марта 2009 года №150, Стратегии развития информационного общества Российской Федерации, утвержденной 7 февраля 2008 года указом Президента Российской Федерации № Пр-212, Водной стратегии Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 1235-р, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 2205-р, стратегических документов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, и иных прогнозно-стратегических и нормативных документов.

В Стратегии:

- проанализировано современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы Южного федерального округа;

- сформулированы цели и задачи развития с учетом общих приоритетов развития Российской Федерации и специфики текущего состояния, а также конкурентного потенциала регионов, входящих в Южный федеральный округ;

- разработаны сценарии и долгосрочный прогноз социально-экономического развития на период до 2020 года;

- определены задачи, приоритеты, целевые индикаторы, механизмы и необходимое ресурсное обеспечение развития основных отраслей экономики и социальной сферы;

- даны предложения по совершенствованию пространственной структуры экономики округа с учетом тенденций социально-экономического развития входящих в него субъектов Российской Федерации и дальнейшего развития форм, масштабов и качественного содержания межрегиональных связей.

Разработка Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года осуществлена Министерством регионального развития России во исполнение решения Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2010 года (протокол № 12) в сотрудничестве с администрациями субъектов Российской Федерации, входящими в Южный федеральный округ, при координации Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.

РАЗДЕЛ 1. Базовые положения и характеристика Южного федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы.

1.1. Общая характеристика и современные тенденции социально-экономического развития Южного федерального округа.

Южный федеральный округ объединяет в своем составе шесть субъектов Российской Федерации: Республику Адыгея, Республику Калмыкия, Краснодарский край, Астраханскую область, Волгоградскую область и Ростовскую область. Округ расположен на крайнем юге европейской зоны России, занимая южную часть Восточно-Европейской равнины, северо-запад Прикаспийской низменности и западную часть Большого Кавказского хребта. Территория Южного федерального округа составляет 420,9 тыс.кв.км.

Главными особенностями Южного федерального округа являются:

- выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связующем страны АТР (Китая, Кореи, Японии) со странами средиземноморского бассейна. Уникальный транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона;

- наиболее благоприятные для проживания, отдыха и для сельского хозяйства природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал.

Высокая социально-экономическая привлекательность Южного федерального округа обусловливает относительное улучшение в нем динамики демографических и миграционных процессов. Как следствие, по плотности населения Южный федеральный округ занимает 3 место среди федеральных округов страны (после Северо-Кавказского и Центрального), по динамике численности населения – 2 место (после Северо-Кавказского), по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер хозяйства – 1 место;

- достаточно мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях АПК, сельхозмашиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране. При этом наблюдается положительный вектор структурного развития экономики: по обороту малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения Южный федеральный округ занимает третье место в России (после Северо-Западного и Приволжского федеральных округов);

- формирующийся спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс. Он уже стал катализатором социально-экономического развития Краснодарского края, а в перспективе – после окончания работ на олимпийских объектах – его основные производственные звенья - трудоресурсное, строительное, технико-технологическое - могут и должны стать экономической базой развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на всей территории округа.

Вместе с тем выделяется существенная региональная неоднородность Южного федерального округа, объективно разделяющегося на две части: Азово-Черноморскую и Волго-Каспийскую.

Азово-Черноморский регион Южного федерального округа включает Краснодарский край с Республикой Адыгея и Ростовскую область. Здесь проживает примерно 9,85 млн. человек с плотностью населения 53,5 человек на кв. км. Именно этот регион отличается наиболее благоприятными природно-климатическими условиями и социально-экономической привлекательностью для проживания.

Волго-Каспийский регион Южного федерального округа включает Волгоградскую и Астраханскую области, а также Республику Калмыкию с общим числом жителей около 3,9 млн. человек и плотностью населения – 16,4 человек на кв. км (в три с лишним раза ниже, чем в Азово-Черноморском регионе), что свидетельствует о значительном различии природно-климатических условий, социально-демографического и экономического потенциала этих двух регионов Южного федерального округа.

В то же время, последовательное развитие транспортно-энергетической инфраструктуры, в первую очередь международных транспортных коридоров (МТК) способно обеспечить интеграцию отдельных частей Южного федерального округа на основе взаимосвязанного, комплексного развития его территории с существенным социально-экономическим эффектом.

Численность населения Южного федерального округа (13713,5 тыс. человек на 01.01.2010 года) составляет немногим менее 10 процентов от населения Российской Федерации и, несмотря на некоторое её снижение, имевшее место в последнее десятилетие, по основным демографическим характеристикам округ имеет положительную динамику, хотя темпы этих изменений несколько ниже среднероссийских. Так, отмечается рост уровня рождаемости (по уровню рождаемости Южный федеральный округ занимает пока только 6 место среди всех федеральных округов) и сокращение уровня смертности, которые обеспечили увеличение показателя естественного прироста (убыли) населения округа в последние годы, однако его абсолютное значение все еще остается отрицательным (-2,2 человека на 1000 человек населения в 2009 году). Практически все входящие в состав округа регионы находятся в первой двадцатке субъектов Российской Федерации по ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В то же время, следствием перечисленных положительных тенденций естественного движения населения становится высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население в Южном федеральном округе.

Округ отличается высокой миграционной динамикой населения, причем по характеру миграции наблюдаются серьезные региональные различия. В частности, Республика Калмыкия отличается значительным оттоком населения, увеличившимся с 2004 года практически вдвое, что компенсируется в масштабах округа высоким уровнем миграционного притока населения в Краснодарский край, Республику Адыгея и Астраханскую область.

  1. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (1)

    Реферат
    РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров.
  2. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года

    Документ
    Подготовка предложений по внесению изменений в государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы для обеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период
  3. Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года

    Документ
    Миссия определяет предназначение, смысл существования региона: стабильное, поступательное улучшение качества жизни1 всех слоев населения Ростовской области.
  4. Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственн

    Задача
    Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственной политики в сфере культуры, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического
  5. «О соотнесении положений «Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года»

    Доклад
    «О соотнесении положений «Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года» положениям «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года»
  6. Программа социально-экономического развития ростовской области на 2008-2012 годы паспорт программы социально-экономического

    Программа
  7. О прогнозе социально-экономического развития Полевского городского округа на среднесрочную перспективу

    Документ
    В соответствии со статьями 172, 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 10.
  8. 1. Современные тенденции и потенциал социально-экономического развития Саратовской области 7

    Реферат
    3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 120
  9. Проект программы социально-экономического развития Кировской области на 2011- 2013 годы (1)

    Документ
    создание предпосылок для перехода к ускоренному социально-экономическому развитию региона в соответствии с долгосрочными целевыми показателями Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой

Другие похожие документы..