Рабочая программа по общей химии для специальности: 040300-медико-профилактическое дело

УНИВЕРСИТЕТ»

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ

“УТВЕРЖДАЮ”

Председатель ЦКМС профессор А.С.Созинов

_____________________

“___” ____________2006 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОБЩЕЙ ХИМИИ

для специальности: 040300-медико-профилактическое дело

Факультет- медико-профилактический

Кафедра- общей и органической химии

Форма обучения - очная

Курс- 1-й

Семестр- 1 и 2-й

Лекции- 32 (16 ч 1 семестр, 16 ч 2 семестр)

Лабораторные занятия- 70 ч (34 ч 1 семестр, 36 ч 2 семестр)

Самостоятельная работа – 28 ч (15 ч 1 семестр, 13 ч. 2 семестр)

Экзамен 2-й семестр

Всего часов 130 ч (65 ч 1 семестр, 65 ч 2 семестр)

2006 г.

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040300- медико-профилактическое дело в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной 21 февраля 2002 г., г. Москва

Разработчики программы: ______________ проф. Никитина Л.Е.

______________ проф. Тимербаев В.Н.

______________ ст.преп. Галеева С.И

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей и органической химии _______________ 2006 г.

Заведующий кафедрой _______________________ профессор Никитина Л.Е.

(подпись)

“СОГЛАСОВАНО”

Председатель ПМК медико-профилактических дисциплин

_____________________________________________ Чупрун В.Ф.

(дата, подпись)

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании № 8 предметно-методической комиссии естественнонаучных и медико-биологических дисциплин 15 июня 2006 г

Председатель ___________________________________________(Л.Е.Никитина)

( подпись)

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

    1. Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания: научить студентов пониманию физико-химической сущности и механизма химических и биологических процессов на молекулярном уровне, с которыми приходится встречаться в медицинской практике, более тесное увязывание преподавания химии с задачами профессиональной подготовки врачей широкого профиля.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Познакомить студентов с основными методами получения химической информации в области общей и неорганической химии. Студенты приобретают знания по современной биоэнергетике, по связи между калорийностью пищи и выполняемой человеком работой. Раскрывается роль растворов в процессе усвоения пищи и выведение из организма продуктов жизнедеятельности. Законы Генри и Сеченова являются основой для клинического рассмотрения вопросов растворения кислорода, азота, углекислого газа и других газов в крови в процессе дыхания. Усваиваются законы, лежащие в основе явлений осмоса и диализа: перенос вещества через биологические мембраны, явления гемолиза и плазмолиза. Современная теория растворов электролитов служит научной основой для освоения электролитного баланса человеческого организма. Вводятся понятия рН, константа и степень гидролиза, буферная емкость, обсуждаются методы количественных расчетов, связанных с этими величинами. Раскрывается роль окислительно-восстановительных реакций в жизнедеятельности живых организмов. В разделе кинетики химических реакций обсуждаются специфические особенности кинетики биохимических реакций и биокатализа. При рассмотрении периодического закона Д.И.Менделеева излагается необходимость прогнозирования физиологических, токсикологических, фармакологических свойств различных соединений, исходя из строения образующих их атомов, характера химической связи между ними и положения соответствующих элементов в периодической системе. При рассмотрении комплексных соединений раскрываются свойства ряда биологически активных комплексов металлов, играющих большую роль в процессах жизнедеятельности (металлоферменты, металлопротеины). При рассмотрении биогенных элементов уделяется внимание студентов на их роль в радиодиагностике и радиотерапии, в приготовлении лекарственных составов, роли микроэлементов в жизнедеятельности организма.

1.3. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении
дисциплины.

1.Уметь готовить растворы с известной концентрацией.

2. Уметь проводить расчеты калорийности продуктов по термохимическим
уравнениям.

3. Уметь рассчитывать константы скоростей реакций при изучении кинетики

4. Уметь проводить расчеты рН и рОН при гидролизе солей и буферных растворов и систем организма

5. Уметь самостоятельно определять концентрацию кислот, оснований, катионов металлов и т.д. методами обьемного анализа (нейтрализации, оксидиметрии, комплексонометрии).

  1. Уметь проводить расчеты молекулярной массы веществ криометрическим методом и по осмотическому давлению

  2. Уметь объяснять явления катализа, стадий гетерогенного катализа с позиций участия ферментов в биохимических процессах организма.

1. 4. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо студентам для успешного изучения общей химии:

  1. Курс химии средней общеобразовательной школ.

Для успешного изучения курса общей химии необходимо знание всех разделов школьного курса химии.

2. Медицинская и биологическая физика.

Для изучения общей химии студентам необходимо освоить следующие темы:

Математическая обработка измерений, элементы математической статистики, генеральная совокупность и выборка.

3. Биология.

Для изучения общей химии студентам необходимо освоить следующую тему:

Организация потоков веществ, энергии и информации в клетке.

2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Лекционный курс (I семестр)

№ п/п

Тема лекций и их содержание

Количество час.

1.

Химическое равновесие. Константа равновесия Термодинамика Химического равновесия. Уравнение изотермы реакции Принцип Ле-Шателье. Стандартное состояние живых организмов и их

отличие от равновесного. Химическая кинетика, её предмет и основные понятия. Закон действующих масс. Зависимость скорости от температуры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации и уравнение Аррениуса. Молекулярность и порядок реакции.

2

2

Катализ и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ Ферментативный катализ. Зависимость скорости реакции от Концентрации фермента и субстрата. Уравнение Михаэлиса-Ментена. Роль катализатора в жизнедеятельности живых организмов и особенности кинетики ферментативных реакций. Стадии гетерогенного катализа

2

3.

Растворы и их роль в жизнедеятельности организма Способы выражения концентрации растворов. Термодинамика и механизм Образования растворов. Растворимость и её зависимость от Различных факторов. Произведение растворимости. Гетерогенные равновесия в жизнедеятельности организмов. Условия образования и растворения осадков. Газовые законы Дальтона, Генри и Сеченова. Растворы неэлектролитов и их коллигативные свойства. Осмос и осмотическое давление. Роль в биологических процессах. Плазмолиз и гемолиз. Законы Раупя. Эбулиоскопия и криоскопия

2

4

Растворы электролитов, их роль в жизнедеятельности. Ионное произведение воды, водородный и гидроксильный показатели. Кислотность различных биологических жидкостей в Норме и патологии. Классификация электролитов. Активность и коэффициент активности. Ионная сила. Гипо-, гипер- и изотонические растворы. Закон разведения Оствальда.

2

5.

Гидролиз солей и его роль в биологических системах. Буферные растворы механизм буферного действия. Буферная Сила и буферная ёмкость. Буферные системы организма и Кислотно-щелочное равновесие.

2

6.

Методы получения химической информации. Качественный и Количественный анализ. Основы объёмного анализа. Прямое и Обратное титрование. Кривые титрования. Индикаторы в объёмном анализе, теория индикаторов Выбор индикаторов. Расчёты и ошибки в объёмном анализе. Метод нейтрализации.

2

7.

Комплексные соединения Строение и классификация комплексных соединений, названия комплексов Координационная теория Вернера. Внутрикомплексные соединения ( хелаты ).Биологически активные комплексные соединения. Металлоферменты и их роль в жизнедеятельности организма. Комплексонометрия, ее особенности и применение в медицинской практике.

2

8

Закономерности распределения биогенных элементов no S-, р-, d-, f- блокам периодической системы. Ионные формы Na, К, Са, Мg - основа ионного гомеостаза организма. Роль химических форм Mn, Fe, Си, Со, Mg в жизнедеятельности организма. Биологическая роль и применение в медицине биогенных Р-элементов (P,O,S,N,H,галогены).

2

Всего:

16 часов

2.1. Лекционный курс ( II семестр)

п\п

Тема лекций и их содержание

Кол-во часов

1.

Введение. Предмет и задачи физической химии как науки. Разделы дисциплины, история ее развития. Значение физической и коллоидной химии для медицины.

Возникновение потенциалов на границе проводников l и II рода. Электродный, диффузионный, мембранный и окислительно- восстановительный потенциалы. Уравнения Нернста и Петерса

2

2.

Электроды в гальванических цепях (водородный, хлорсеребряный, хингидронный электроды). Работа гальванических элементов, их классификация.

Электрохимические методы анализа. Ионоселективные электроды (стеклянный электрод). Потенциометрический метод измерения рН растворов, потенциометрическое титрование. Использование электрохимических методов анализа в медицине

2

3.

Адсорбция на поверхности твердого тела, силы ее обеспечивающие, разновидности адсорбции. Количественные закономерности адсорбции на твердой поверхности - уравнения и изотермы адсорбции Лэнгмюра, Фрейндлиха, изотерма БЭТ. Адсорбция ионов (избирательная и ионообменная).

Адсорбция на поверхности жидкости. Изотерма поверхностного натяжения, поверхностная активность, уравнение Гиббса. Природа поверхностно-активных и поверхностно-неактивных веществ. Правило Дюкло-Траубе. Структура адсорбционного слоя на поверхности жидкости

2

4.

Развитие представлений о коллоидном состоянии вещества. Классификация дисперсных и коллоидных систем.

Методы получения коллоидных систем - условия их проведения, значение для медицины. Методы очищения коллоидных растворов - диализ, ультрафильтрация, их применение в биотехнологии, использование искусственной почки.

2

5

Молекулярно-кинетические явления в коллоидных системах: броуновское движение частиц, диффузия, осмотическое давление, вязкость, седиментационное равновесие.

Оптические свойства коллоидных систем. Рассеяние света в коллоидных системах, его механизм, уравнение Рэлея. Оптические методы исследования коллоидных систем (ультрамикроскопия, нефелометрия). Использование нефелометрии и турбидиметрии в медико-биологических исследованиях.

2

6.

Строение лиофобных коллоидных частиц. Струкгура двойного электрического слоя частиц. Электротермодинамический и электрокинетический потенциалы. Электрокинетические явления -электрофорез и электроосмос. Использование электрофореза в биотехнологии и в медицинской практике

Агрегативная и кинетическая устойчивость коллоидных систем. Коагуляция частиц, ее молекулярно-кинетический механизм. Закономерности и механизм коагуляции частиц под действием электролитов. Значение коагуляции коллоидных частиц в медицине.

2

7.

Микрогетерогенные (грубодисперсные) системы, их природа и разновидности. Получение, физико-химические свойства и значение в медицине аэрозолей, порошков, суспензий, эмульсий и пен.

Высокомолекулярные соединения, их химическая природа и значение в жизнедеятельности opганизма. Классификация ВМС и способы образования. Структура макромолекул, фазовые и агрегатные состояние полимеров.

2

8.

Растворы полимеров. Механизм растворения и набухания ВМС. Аномальная вязкость растворов ВМС. Уравнение Штаудингера. Осмотическое давление растворов ВМС, значение онкотического давления плазмы крови. Устойчивость растворов ВМС, ее факторы. Заряд и изоэлектрическое состояние полиамфолитов. Высаливание полимеров, использование в биотехнологии. Коацервация и ее биологическое значение. Коллоидная защита.

2

Всего

16 часов

2.2. Лабораторные занятия (I семестр)

  1. Российской Федерации, деканами медико-профилактических факультетов и представителями медицинских вузов Российской Федерации, 25 ноября 2009 года, г. Санкт-Петербург 1257 Онищенко

    Документ
    (Материалы совещания руководителя федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г.Онищенко с руководителями территориальных органов и организаций федеральной службы по надзору в сфере защиты
  2. Программа формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова Объем запрашиваемого финансирования (млн руб.) 980. 000. 000 (девятьсот восемьдесят млн.) руб (1)

    Программа
    Название инновационной образовательной программы Программа формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.
  3. Программа формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова Объем запрашиваемого финансирования (млн руб.) 980. 000. 000 (девятьсот восемьдесят млн.) руб (2)

    Программа
    Ректор вуза М.А. Пальцев, академик РАН и РАМН, доктор медицинских наук, профессор, член президиума РАН, заместитель академии-секретаря отделения биологических наук, руководитель секции физиологии РАН, член президиума ВАК Министерства
  4. Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей клиническая лабораторная диагностика

    Программа
    Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей для последипломного обучения врачей по клини­ческой лабораторной диагностике разработана сотрудниками кафедр клиниче­ской лабораторной диагностики (зав.
  5. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Геология"

    Список учебников
    1. Авдонин, Виктор Васильевич (1934-).Геология полезных ископаемых : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Геология" / В.
  6. 5 Наименование курсов Клиническая лабораторная диагностика

    Документ
    К работе в должности врача клинической лабораторной диагностики допускаются специалисты с высшим медицинским или фармацевтическим образованием (кроме мед.
  7. Библиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в апреле 2011 Г

    Библиографический указатель
    Сукиасян, Эдуард Рубенович. Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы : избранные статьи / Э. Р. Сукиасян.
  8. Библиографический указатель книг, поступивших в библиотеку за май 2011 г

    Библиографический указатель
    Михайлов, Леонид Александрович. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Безопасность жизнедеятельности в техносфере" в рамках дополнительной
  9. Новые поступления в фонд библиотеки Май июнь 2010

    Документ
    История медицины : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 040100 "Лечебное дело", 040200 "Педиатрия", 040300 "Медико-профилактическое дело", 040400 "Стоматология",

Другие похожие документы..