Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

У нас сейчас нет безработицы, у нас есть свободные рабочие места, но нет людей, которые могли бы их занять, нет необходимой квалификации у людей. Конечно, развитие филиала – это очень важная часть для города, мы рассчитываем на то, что филиал будет развиваться. Администрация планомерно работает в этом направлении. В прошлом году мы разработали комплексный инвестиционный план развития города Волхова, этот план был согласован губернатором Ленинградской области, рассмотрен в Минрегионразвитии. Одним из якорных проектов этого плана является создание на базе Волховского филиала РГПУ имени А.И. Герцена университетского технопарка, который предусматривает развитие и технологических вещей и культурно-информационных. У нас 39 зданий отдано муниципальным органом в ведение филиала. У нас большие территории, которые позволяют создать юридическое лицо, которое могло бы этим заниматься. Согласно этому плану в январе этого года у нас было подписано с Геннадием Алексеевичем соглашение о том, что мы создаем такое юридическое лицо, но в связи с изменениями в руководстве университета и изменениями законодательства все это затянулось. До сегодняшнего дня юридическое лицо не создано. В связи с этой задержкой мы уже потеряли около 12 миллионов рублей, которые могли быть получены из областного бюджета, потому что областной бюджет на сегодняшний день заинтересован в том, чтобы на территории Ленинградской области открывались технопарки высших учебных заведений. Такие средства в бюджете Ленинградской области предусматриваются.

Кроме того, сегодня администрация города подписала белорусско-российское соглашение об участии в развитии технопарков и об участии во взаимоотношениях белорусских и российских технопарков. 5 декабря в Москве состоится совещание по вопросу получения грантов, которые выделяются по экологическому и гуманитарному направлению. В этом соглашении может быть задействован не просто филиал, а весь Герценовский университет. Хотелось бы, чтобы мы поучаствовали в этой программе. Администрация намерена направить туда своих сотрудников, думаю, филиал с нами поучаствует в этом деле.

Город уделяет большое внимание молодежи. На сегодняшний день, для того чтобы задержать в городе молодежь, мы строим дом для молодежи, которая работает в бюджетной сфере. Дом уже почти готов. Этот дом предусматривает предоставление служебной жилой площади преподавателям, воспитателям детских садов, врачам при условии, что они отработают 7 лет на нашей территории, затем они смогут выкупить свое жилье за 30% стоимости. Это очень хорошие условия.

В нашем городе развивается спортивное направление, открыто 2 физкультурно-оздоровительных комплекса. 21 ноября губернатор совместно с заместителем председателя Правления Газпрома подписали соглашение о строительстве в следующем году в нашем городе Ледового дворца. Нашим ребятам есть чем заниматься, есть, где себя развивать. На открытии физкультурно-оздоровительного комплекса говорилось о том, что Волхов является студенческой столицей Ленинградской области, потому что именно в Волхове больше всего студентов находится. Было предложено не просто поддержать филиал Герценовского университета, но и провести универсиаду студентов Ленинградской области на территории города Волхова. Конечно, филиал вашего университета должен стать основным центром проведения этой универсиады.

Я обращаюсь к ученому совету с просьбой не затягивать время и принять решение об учреждении университетского технопарка на базе Волховского филиала РГПУ имени А.И. Герцена.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Валентина Сергеевна. Я хочу подтвердить, что Валентина Сергеевна как никто из известных мне руководителей муниципальных образований глубоко заинтересованно сотрудничает с университетом по развитию филиала. Спасибо Вам, Валентина Сергеевна.

Есть ли еще желающие выступить?

С.А.ГОНЧАРОВ

Уважаемые коллеги!

Каждый год мы слушаем вопрос о перспективах развития филиалов. Сегодня ощущение такое, что мы находимся в какой-то пороговой ситуации, по крайней мере, достаточно нестандартной по сравнению с предшествующими годами. У нас были сложности, но более понятные и определенные. Сегодня ощущение, что мы находимся на каком-то чрезвычайно важном повороте, должны как-то определиться, чтобы знать, как дальше действовать.

Вопрос филиалов – это вопрос не только филиалов, это программа развития университета. Первый вопрос: нуждается ли университет в развитии региональных инфраструктур? Второй вопрос, каковы могут быть формы этих региональных инфраструктур – это только филиалы или есть еще какие-то формы в виде представительств, пунктов информационных. Следующий вопрос, какой эффект мы от этого ожидаем. На мой взгляд, экономическая прагматика сегодня должна быть самой главной. Мы должны считать деньги, должны видеть, что мы в результате наших трат получаем.

Сегодня никто не говорил о том, что надо закрывать филиалы, нет, мы ищем пути их развития. Наверное, нужно в программах развития филиалов и нашей общей стратегии подумать о модели университета, о том, как в этой модели реализуются образовательные программы. Совершенно очевидно, что не надо стремиться развивать магистратуру в филиалах. У нас есть в Санкт-Петербурге мощная магистратура, надо показывать пути и сценарии возможного прохождения магистратуры, а в филиалах развивать базовые образовательные платформы, работать не только с областью, но и с регионами, показывая все возможные преимущества.

Сегодня высказывалось много интересных идей. Естественно, возникает вопрос, а с кем это делать, кадровая политика тоже должна изменится. Нужно смотреть, каких специалистов подбирать, чтобы они могли решать вопросы основных программ, дополнительного образования, повышения квалификации, взаимодействия с администрацией, бизнесом и т.д. Мне кажется, сегодня очень важно разработать предельно конкретный проект Программы развития филиалов с широким контекстным видением, с учетом основных тенденций развития образования в регионе. Я верю, что эта работа принесет свои положительные результаты.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Коллеги, если желающих выступить больше нет, я хотел бы несколько слов сказать.

У меня возник вопрос, вот филиал – это обособленное подразделение и т.п., я смотрю на декана факультета технологии и предпринимательства, этот факультет тоже в определенной степени обособлен, отдельное здание, отдельные программы, филиал – это равноположенная структура с факультетом или это нечто другое? Мне думается, что концепция филиала должна меняться вместе с изменением социально-экономической ситуации в стране в целом, но, прежде всего, в тех регионах, где мы находимся. Я думаю, что все-таки филиал – это не равноположенная структура с факультетом, в филиале должно быть нечто свое.

Инвестиционная привлекательность, инвестиции – это не просто деньги, которые нам с барского плеча кто-то отдает в виде материальной помощи, спонсорства и т.д. Инвестиции делаются в расчете на то, что они потом вернутся в той или иной форме. Инвестиционную привлекательность филиалов нужно тщательно и глубоко анализировать, исходя из того, каков регион, какова потребность, какова перспектива, что мы можем предложить, для того чтобы быть востребованными. Главное, когда наше обособленное структурное подразделение востребовано в регионе по более широкому спектру интересов, нежели просто оказание образовательной услуги. Хорошо или плохо, что мы гостиничный бизнес открываем, если есть возможность, думаю, ничего плохого в этом нет, если не ущемляются интересы студентов, преподавателей. Эти средства пойдут на развитие филиала, зарплаты преподавателей и т.д. Задача интеграции в экономическую, социальную жизнь региона – одна из самых главных задач филиала, если мы хотим его устойчивого развития и хотим получать поддержку из региона, тем более, если регион сам вносит предложения по взаимодействию. Я когда-то говорил, что филиал имеет право жить только тогда, когда он востребован регионом. Но сегодня регионы стали себя иначе чувствовать, просто ждать, когда мы будем востребованы, неправильно. Нужно убеждать регионы в своей востребованности, в своих возможностях.

Я хотел бы обратиться к проблеме новых федеральных образовательных стандартов. У нас профессиональные образовательные программы в филиалах по одному и тому же направлению, по одной и той же специальности должны быть такие же, как на каком-то факультете или должны иметь свои, ориентирующиеся на проблемы региона особенности? Если мы знаем, что есть новые рабочие места, недостаточно квалифицированных специалистов, почему бы нам не выступить инициаторами подготовки этих людей на нашей базе. Вариантов здесь может быть очень много. Мы должны проанализировать, понять и использовать инвестиционную привлекательность филиалов, иначе проблем будет много.

Мы сегодня заслушали очень важный вопрос. Я благодарю коллег, которые приехали, особенно, Валентину Сергеевну, это демонстрирует, что наши филиалы являются очень важными социально-значимыми структурами, которые позволяют выстраивать более обоснованную региональную политику.

Мы можем перейти к обсуждению проекта Постановления.

Есть предложение принять проект постановления за основу.

Кто за это предложение, прошу голосовать.

Кто против? Нет. Кто воздержался? Нет.

Принято единогласно.

Какие будут замечания по 1 странице? Нет.

Какие будут замечания по 2 странице? Нет.

Какие будут замечания по 3 странице?

По 3 странице у меня есть предложение. Принимать решение по поводу того, чтобы учредить технопарк, наверное, не имеет смысла, потому что ректор в январе месяце этого года подписал протокол о намерениях, то есть решение такое было принято, оно никем не было отменено. Мне кажется, нужно вести речь о том, что мы должны, выстраивая свою региональную политику, ставить перед филиалами задачи кооперации и интеграции с бизнес-структурами, со структурами управления регионов, то есть это должна быть стратегическая задача. Во-вторых, если мы такое решение в свое время принимали, надо просить ректорат интенсифицировать исполнение протокола о намерениях и дать этому решению окончательную юридическую форму. Как Вы полагаете коллеги?

Н.А.ЛЯПЦЕВА

Этот вопрос находится в компетенции Министерства образования и науки как учредителя, поэтому юридическая служба должна обратиться за ратификацией. Только учредитель в состоянии принять такое решение.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Я как раз и говорю об интенсификации этой работы, если с учредителем не работать, вряд ли вопрос этот решится. Мне кажется, интенсифицировать этот вопрос надо в полном соответствии со всеми юридическими нормативами. Наверное, никто здесь не возражает? Может быть, у ректората есть другая позиция, мне никто не сказал о том, что это не актуально сейчас, поэтому я как председатель ставлю вопрос в такой плоскости.

С.А.ГОНЧАРОВ

Может быть, объединить ваше предложение с тем, чтобы провести необходимую работу по развитию связей и интеграции филиалов в региональный контекст, в том числе, в рамках проведения каких-то совместных проектов?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Я согласен полностью, эта задача стоит уже давно. Российско-белорусское сотрудничество, вообще, сегодня условие пути, по которому идет руководство нашей страны, создание Евразийского Союза. Было бы грешно не вступить туда на каком-то уровне. Конечно, формулировка должна быть более широкая и активизирующая нашу деятельность в этом направлении.

Н.А.ЛЯПЦЕВА

Речь идет о внесении пяти тысяч рублей в уставной капитал.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Совет этот вопрос не решит, мы принимаем общее решение, существует механизм соответствующий, в рабочем порядке это может быть решено. Если надо, я могу сделать целевой взнос, если можно, я внесу свои деньги целевым образом в кассу университета, чтобы университет принял в этом участие. Я думаю, что дело здесь не в пяти тысячах, а в юридической процедуре, ее надо решать.

Нет принципиальных возражений по этому предложению? Нет.

Есть ли еще замечания по 3 странице? Нет.

Есть предложение принять проект постановления в целом.

Кто за это предложение, прошу голосовать.

Кто против? Нет. Кто воздержался? Нет.

Единогласно принимается следующий текст постановления:

«Заслушав и обсудив доклад проректора по региональному развитию, инвестициям и связям с общественными организациями В.А. Рукинова, ученый совет отмечает, что развитие региональной инфраструктуры Герценовского университета с опорой на Волховский, Выборгский и Дагестанский филиалы и повышение ее инвестиционной привлекательности являются одним из приоритетных направлений деятельности РГПУ им. А.И. Герцена в контексте реализации Программы развития на 2011-2015 гг.
Текущий этап функционирования региональной инфраструктуры РГПУ им. А.И. Герцена и филиалов университета как ее базовых звеньев характеризуется сложным сочетанием противоречивых тенденций.

С одной стороны, в последние годы работа филиалов носит устойчивый характер, они занимают активную позицию в научно-образовательном и социокультурном пространстве регионов, в которых расположены. Сохраняется достаточная стабильность материально-технической и информационно-технологической базы филиалов, их человеческого капитала. В полном соответствии с аккредитационными требованиями осуществляется образовательный процесс, охватывающий 14 программ подготовки бакалавров и 9 программ подготовки специалистов, в том числе: Волховский филиал — 5 образовательных программ подготовки бакалавров и 4 программы подготовки специалистов; Выборгский филиал – 6 образовательных программ подготовки бакалавров и 2 программы подготовки специалистов; Дагестанский филиал — 3 образовательных программы подготовки бакалавров и 3 программы подготовки специалистов; при этом в результате передачи учебно-методической деятельности филиалов и их кадровой политики в ведение проректоров по учебной работе повысилась степень организационно-управленческой интеграции филиалов в образовательное пространство университета, что позволило им успешно перейти к реализации ФГОС.

С другой стороны, в условиях усложнившейся демографической ситуации и обострившейся в регионах конкурентной борьбы вузов, в контексте изменения общественного мнения по отношению к филиалам вузов, а также на фоне редуцирования контрольных цифр приема по университету в целом, произошло заметное уменьшение масштабов приема в филиалы и общего количества студентов в них. Если в 2010 г. в филиалы для обучения на бюджетной основе был зачислен 81 чел., то в 2011 г. — только 54 чел., из них в Выборгский филиал – 25 чел., в Волховский – 18 чел., в Дагестанский – 11 чел.; сузился и круг профилей подготовки, на которые филиалы вели бюджетный прием.

Сейчас в филиалах обучаются в общей сложности 1939 чел. (приведенный контингент — 739 чел.), что на 17,5% меньше, чем в 2010 г.
В связи с этим в ряде случаев возникло несоответствие кафедральной структуры и штатного расписания филиалов действующим расчетным нормативам. При этом сохранялась кадровая зависимость филиалов от факультетов университета и необходимости решения вопросов кадрового обеспечения образовательного процесса в филиалах на экономически нецелесообразных путях внутреннего совместительства.

  1. Комплексная программа социально-экономического развития города бердска

    Программа
    5.3.3. Организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования, организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования,
  2. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (1)

    Документ
    Россия переходит на пути развития, предполагающие высокую соревнова-тельность во всех сферах жизни. Активное вхождение страны в деятельность мирового сообщества формирует потребность в специалистах нового уровня.
  3. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (2)

    Документ
    Важную роль в решении этих задач играет образование. Оно не только определяет потенциал общественного развития, но и открывает возможности самореализации каждого человека.
  4. Учебный план 13 29 особенности организации образовательного процесса 30 40

    Образовательная программа
    Средняя школа №21 расположена в центре города. В микрорайоне школы находится много новостроек, Дом детского творчества «Тополек», две средние школы - №1 и №8, музыкальная школа №1, хоровая школа «Юность России», районная детская библиотека,
  5. Законодательства по теме: «Труд, трудоустройство, занятость населения»

    Закон
    Предусматривается создание центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. Определяются особенности правового положения Центров, цели и предмет их деятельности, а также структура.
  6. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный университет

    Доклад
    государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Основная образовательная программа
    Выписка из протокола заседания кафедры от 1 .
  8. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  9. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг. За 2010 г

    Доклад
    Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг.

Другие похожие документы..