Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Так в чем же перспективы развития образования в наших филиалах. На наш взгляд, это показал опрос директоров филиалов, можно выделить три механизма развития образовательных программ. Во-первых, это значительная перестройка существующих учебных планов и программ, в частности, через встраивание вариативных модулей в конкретной образовательной программе, что позволит сделать основную программу более вариативной и гибкой и, соответственно, привлечь абитуриентов. Во-вторых, открытие новых образовательных программ, но под конкретный заказ от работодателей, причем, не только из сферы образования. Это в определенной мере гарантирует выполнение контрольных цифр приема, а также привлечения внебюджетных средств филиала. В-третьих, механизм, который, на наш взгляд, в существующих условиях является основным, это развитие именно системы дополнительных образовательных программ, которая, с одной стороны, выступила бы в качестве содержательной поддержки основных программ, а с другой способствовала бы развитию платных образовательных услуг.

Какие же направления можно выделить для реализации данных механизмов. Абсолютно убеждена, что ответ кроется в глубоком анализе региональной специфики каждого филиала, но даже на первый взгляд можно выделить следующие моменты. Выборгский филиал находится во втором по населению городе в Ленинградской области, этот факт объясняет наличие 20 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 11 муниципальных школ, 5 учреждений начального профессионального образования. Тем не менее, по имеющимся данным на сегодняшний день в отрасли наука и образование представлено только 2 вакансии учителей. Это, несмотря на то, что конкурентов по высшему педагогическому образованию у Выборгского филиала нет. Высшее образование в Выборге представлено 12 филиалами и представительствами вузов, но преимущественно экономических. Несмотря на это разнообразие в отрасли – банки, инвестиции и лизинг наблюдается дефицит кадров. По данным на 22 ноября имеется 11 вакансий бухгалтеров и финансовых консультантов из 128 вакансий, что, с одной стороны, может быть объяснено отсутствием у выпускников требуемого опыта работы, а, с другой, высокой стоимостью обучения в данных вузах. Поэтому для филиала, на мой взгляд, это одно из содержательных направлений развития образовательных программ.

Существенную роль в экономике города играет и туристический бизнес, тем более, что от границы с Финляндией город отделяет около 30 километров. В настоящее время филиал ведет подготовку по иностранному языку, это английский и финский, но необходимо развивать еще и подготовку по немецкому языку, поскольку газопровод «Северный поток» соединит балтийский берег России под Выборгом с балтийским берегом Германии. Развитие современных информационных технологий и новейших методик преподавания иностранных языков позволяет решить эту задачу филиалу через дистанционные технологии, в том числе, и с привлечением преподавателей из головного вуза.

Волховский филиал находится в достаточно молодом городе с населением почти вдвое меньше Выборга. Основными отраслями экономики являются транспорт и промышленность, а именно металлургия и химическое производство. Поэтому в Волхове успешно работает Центр подготовки взрослого населения по 21 специальности. Готовится к открытию Центр по получению рабочих профессий, где одновременно смогут обучаться 600 человек. Филиал мог бы выступить плацдармом для подготовки кадров в этот центр. С позиции высшего педагогического образования Волховский филиал занимает прочную позицию, поскольку также как и Выборгский не имеет конкурентов в этом направлении. В городе, не считая нашего филиала, представлено только 3 вуза: Заочный технический университет, Университет путей сообщения и Институт внешнеэкономических связей, экономики и права. Несмотря на высокий процент трудоустройства Волховского филиала, это 85%, город испытывает дефицит в педагогических кадрах. Так по данным на сентябрь месяц в 9 дошкольных образовательных учреждениях и 9 школах не хватало 33 воспитателей и педагогов. В основном это учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, математики и информатики. Все эти направления подготовки в филиале представлены. Следовательно, необходимо укреплять свои позиции и привлекать абитуриентов на имеющиеся программы, а также работать в направлении получения целевого заказа на переподготовку лиц с высшим непедагогическим образованием.

Развитие иностранных языков также необходимо поддерживать в различных формах, поскольку в Ленинградской области создается все большее количество совместных с Россией иностранных филиалов предприятий. В Волхове планируется к созданию российско-корейское предприятие по производству колесных дисков из алюминиевых сплавов, а ОАО «Волховнефтехим» планирует выработать топливо для стран Скандинавии. Стоит продумать систему заключения договоров о сотрудничестве с вновь появляющимися крупными предприятиями.

Если Выборский и Волховский филиалы находятся в относительной близости к головному вузу, то Дагестанский филиал занимает особое положение. Напомню, что Махачкала – столица Дагестана, третий по населению город Северо-Кавказского региона с населением более полумиллиона человек. В городе функционирует 5 государственных высших учебных заведений, в том числе, Дагестанский государственный университет, 12 очных и заочных филиалов вузов, 23 негосударственных вуза и филиала, 29 средних специальных учебных заведений. Все это ставит филиал в условия жесткой конкуренции, тем более, в Махачкале находится Дагестанский государственный педагогический университет, который наряду с другими вузами реализует экономические направления и специальности, представленные и в нашем филиале. Тем не менее, выбрав для реализации пятилетний бакалавриат по направлению педагогическое образование, Дагестанский государственный педагогический университет обеспечивает двупрофильность подготовки своих выпускников, но не ведет подготовку по дошкольному и начальному образованию. Заметим, что в Махачкале 65 дошкольных образовательных учреждений и 51 школа. И если сейчас потребности в кадрах нет, это не означает, что ситуация не может измениться. Поэтому филиалу необходимо иметь тесный контакт с данными учреждениями и постоянно анализировать рынок труда. Кроме того, планируется развитие Махачкалы как курортного центра. Анализ образовательных программ вузов на территории Махачкалы показывает, что они не готовы к решению данной задачи, поэтому нашему филиалу необходимо разрабатывать образовательные программы по туризму и гостиничному бизнесу, привлекая имеющийся опыт факультетов Герценовского университета.

Таким образом, подводя итог можно сказать, что развитие герценовских филиалов необходимо связывать с более полным удовлетворением образовательных потребностей граждан и региональных рынков труда, повышением эффективности использования региональных образовательных ресурсов.

Спасибо за внимание.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо.

Слово для выступления предоставляется студентке 3-го курса Выборгского филиала – Тихомировой Екатерине Игоревне.

Е.И.ТИХОМИРОВА

Уважаемый Председатель!

Уважаемые члены ученого совета!

В наше бурное нелегкое время исполнить свою мечту большое достижение. Каждый молодой человек хочет реализовать себя в любимой профессии, найти свое место и приносить пользу родной стране. Первый шаг на этом пути – поступление в университет. Нашей альма-матер является Выборгский филиал Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Большинство студентов, поступивших в наш филиал, выбрали именно педагогический профиль не случайно. Многие из наших студентов являются продолжателями учительских династий, кто-то целенаправленно пошел в педагогическую профессию, окончив Выборгский педагогический колледж, для получения высшего педагогического образования. Сложно представить, что было бы с нами, если бы в нашем регионе не существовал Выборгский филиал Герценовского университета, поскольку таких направлений подготовки ни в одном из 13 филиалов города просто нет. Этим и объясняется высокая востребованность наших выпускников в Выборгском районе, тем более, большинство из них являются местными жителями, и далеко не у каждого была бы возможность получить высшее образование в Санкт-Петербурге, учитывая дороговизну проезда и немалые затраты во времени.

Кроме того, общаясь со студентами головного вуза очно или в социальных сетях, мы многое обсуждаем, в том числе, и процесс обучения преподавателей. Мы абсолютно спокойны за качество получаемого нами образования в филиале. Студенты, как филиала, так и университета сталкиваются с одними и теми же проблемами, решаем мы их одинаково, обучаемся по таким же программам. На конкурсах, устраиваемых университетом, мы выступаем с докладами и получаем призовые места наравне со студентами головного вуза. Бесплатный летний оздоровительный отдых мы также имеем наравне со студентами университета, этим не может похвастаться ни один из вузов Выборга.

Филиал РГПУ имени А.И. Герцена – единственное высшее учебное заведение в Выборгском районе, дающее качественное высшее гуманитарное и педагогическое образование. В Выборгском филиале высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Ни один филиал города не может похвастаться штатными преподавателями, живущими в г. Выборге, докторами наук и профессорами, такими как доктор педагогических наук, профессор Викторова Людмила Петровна, доктор культурологии, профессор Розенберг Наталья Абрамовна, дважды доктор наук, профессор Зачиняев Ярослав Васильевич, недавно защитивший докторскую диссертацию по филологии и всеми любимый в филиале Голоднов Антон Владимирович. Перечислены только доктора наук, но у нас есть большое количество замечательных и интересных в общении кандидатов наук и других не менее высококлассных преподавателей.

Выборгский филиал Герценовского университета стал родным и близким, здесь созданы все условия для учебы и жизни студентов. Это целый студенческий городок, этим фактом только наш филиал в городе может похвастаться. Просторные корпуса, аудитории, оборудованные мультимедийным оборудованием, спортивный зал с тренажерами, стадион. Особая гордость нашего филиала – студенческая столовая, в которой готовят не только для наших студентов и сотрудников, но и выпекают свежую продукцию для всех школ города и района. Для самостоятельной научно-исследовательской работы студентов имеется библиотека с большим фондом научной, учебной, учебно-методической и художественной литературы, периодических изданий. Компьютерные читальные залы дают возможность студентам попасть не только в медиатеку филиала, но и в крупнейшие электронные библиотеки. В уютном современном актовом зале проходят все наши торжественные и развлекательные мероприятия, такие как вручение дипломов, КВНы, капустники, встречи с общественными деятелями и зарубежными гостями.

Также нужно отметить, что за последние три года руководство филиала сделало очень многое в области ремонта. В учебном корпусе заменены все старые окна на пластиковые, не только в аудиториях, но и в коридорах и рекреациях. Полным ходом идет замена окон в общежитиях, полностью отремонтирован актовый зал, меняется система отопления. Теперь во всех корпусах нет ни одной ветхой входной двери. Постоянный ремонт, изменение к лучшей, более комфортабельной жизнедеятельности не может не повлиять на имидж филиала. Если укрепляется материально-техническая база, значит все хорошо, и филиал будет существовать многие лета. Так думают многие студенты и госты нашего филиала.

Однако от имени студенческого совета нашего филиала хотелось бы высказать одно предложение руководству филиала и университета, а именно более интенсивно развивать зарубежные обменные студенческие программы с разными университетами мира. В принципе, Выборгский филиал сотрудничает с финско-русской школой Восточной Финляндии, что согласно договору позволяет уже несколько лет студентам проходить педагогическую практику в другой стране, а студенты и преподаватели финско-русской школы приезжают к нам для знакомства с культурой России и изучения русского языка, но, на наш взгляд, этого явно недостаточно. Нам – студентам, изучающим английский язык, хотелось бы побывать в англоязычных странах, не ограничиваться лишь одной Финляндией.

В заключение еще раз хочется сказать, что мы очень любим свою альма-матер, гордимся, что являемся студентами старейшего вуза России и обещаем, что, окончив обучение в филиале, но, получив диплом РГПУ имени А.И. Герцена, будем настоящими герценовцами.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо большое, Екатерина Игоревна, можно Вам вопрос задать, Вы очень много говорили о достижениях администрации, а что Вы могли бы сказать о достижениях студентов?

Е.И.ТИХОМИРОВА

В первую очередь, наши студенты организуют научные общества, у нас на данный момент 3 кафедры, на каждой кафедре есть студенческое научное общество. В прошлом году на Герценовские чтения приезжали наши студенты, получили призовые места.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Слово для выступления предоставляется главе администрации муниципального образования «Город Волхов» - Смольниковой Валентине Сергеевне.

В.С.СМОЛЬНИКОВА

Уважаемый Геннадий Алексеевич!

Уважаемый ученый совет!

В первую очередь, я хочу поздравить Бордовского Геннадия Алексеевича – почетного гражданина г. Волхова с той высокой наградой, которую он получил от Русской Православной церкви.

Сегодня прозвучало много обеспокоенности о том, каким же образом будут развиваться филиалы в Ленинградской области. Я, являясь представителем администрации г. Волхова, хочу сказать о том, что администрация города очень заинтересована в том, чтобы на территории города филиал был, развивался и получал новые формы развития. Филиал на нашей территории открыт в 1997 г., более 1000 студентов выпущено из стен этого филиала. Эти студенты в большом количестве остаются работать на территории нашего города и района и составляют ту перспективу и те кадры, которые приходят в наши школы и детские сады. Поэтому, естественно, мы в этом очень заинтересованы.

В нашем филиале учатся студенты из 31 субъекта Российской Федерации, в том числе, 2 студента из ближнего зарубежья. Я хотела бы обратиться к ученому совету с просьбой увеличить количество бюджетных мест в Волховском филиале, потому что у нас наибольшее количество студентов, где-то мест 35 для нашего филиала предусмотреть.

Я слышала очень хорошее выступление вашей сотрудницы по поводу того, что в городе Волхове происходит, я бы хотела подтвердить каждое слово, сказанное этой девушкой. Сегодня город Волхов является инвестиционно привлекательной территорией. И это не пустые слова. Дело в том, что наше географическое положение и наличие инфраструктуры, источников электроснабжения, дорог, газа, привлекает в наш город новых инвесторов. Сегодня развиваются новые проекты, реконструируются наши предприятия. 1 декабря будет открытие нового литейного производства, которое будет выпускать сырье для советско-корейского проекта по производству колесных дисков. Кроме того, к нам на территорию недавно пришел инвестор, который хочет открыть еще один алюминиевый завод. Мы сегодня идем навстречу, мы рады к тому, что к нам приходят инвесторы, отводим территорию. Потребуется 400 рабочих мест. Кроме того, 15 ноября открыт «Волховнефтехим», предприятие собирается сразу же после открытия первой очереди начать строительство второй очереди, потребуется еще около 300 рабочих мест. У нас собирается расширять производство рыбообрабатывающий комбинат. Все эти предприятия развиваются не на какой-то старой основе, они используют современное, высокотехнологичное оборудование, им нужны не просто специалисты, а хорошие специалисты, образованные, которые могли бы работать с этим оборудованием. Инвесторы обращаются в наши учебные заведения, имеют в виду и филиал, готовы заключить соглашение на то, чтобы готовились специалисты для новых предприятий. Конечно, наличие филиала на нашей территории очень важно.

  1. Комплексная программа социально-экономического развития города бердска

    Программа
    5.3.3. Организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования, организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования,
  2. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (1)

    Документ
    Россия переходит на пути развития, предполагающие высокую соревнова-тельность во всех сферах жизни. Активное вхождение страны в деятельность мирового сообщества формирует потребность в специалистах нового уровня.
  3. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (2)

    Документ
    Важную роль в решении этих задач играет образование. Оно не только определяет потенциал общественного развития, но и открывает возможности самореализации каждого человека.
  4. Учебный план 13 29 особенности организации образовательного процесса 30 40

    Образовательная программа
    Средняя школа №21 расположена в центре города. В микрорайоне школы находится много новостроек, Дом детского творчества «Тополек», две средние школы - №1 и №8, музыкальная школа №1, хоровая школа «Юность России», районная детская библиотека,
  5. Законодательства по теме: «Труд, трудоустройство, занятость населения»

    Закон
    Предусматривается создание центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. Определяются особенности правового положения Центров, цели и предмет их деятельности, а также структура.
  6. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный университет

    Доклад
    государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Основная образовательная программа
    Выписка из протокола заседания кафедры от 1 .
  8. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  9. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг. За 2010 г

    Доклад
    Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг.

Другие похожие документы..