Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

По результатам аккредитационных показателей кафедра менеджмента заняла среди 14 кафедр 3 филиалов нашего университета в 2007 году – 2 место, 2008 – 4 место, 2009 – 2 место.

Целью работы кафедры менеджмента является обеспечение условий для ее динамичного развития как исследовательской площадки университета и центра подготовки специалистов менеджеров в регионе, на новом уровне решающих задачи кадрового, научно-методического, информационно-технологического обеспечения и содействия социально-экономическому развитию территории.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы стратегические направления развития кафедры, это обновление качества образования менеджеров, расширение перечня образовательных услуг, научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности кафедры, обеспечение инновационности научной работы, развитие социального партнерства кафедры, обеспечивающего переход к новым организационным формам кооперации и сотрудничества с бизнесом, властью, научной средой и общественностью. Эти направления полностью соответствуют стратегической направленности развития филиала и университета в целом.

В рамках обновления качества образования на кафедре разработаны и утверждены новые учебные планы по специальности менеджмент организации и организовано обучение студентов, начиная с четвертого курса, по специализациям: предпринимательство, менеджмент в спорте, гостиничный и туристический бизнес, производственный менеджмент. В 2010 г. разработан учебный план и произведен набор студентов на первый курс обучения по направлению – бакалавр менеджмента. По данному направлению определены программы, профили обучения, это управление малым бизнесом и производственный менеджмент управления проектами. В настоящее время из 120 студентов-менеджеров, которые обучаются на дневной форме обучения, по договорам с компенсационными затратами на обучение обучается порядка 70%.

В рамках системы дополнительного образования разработаны программы по организации предпринимательской деятельности, управлению в системе в ЖКХ, социальному проектированию как эффективному методу привлечении финансовых средств в организацию, бизнес-планированию и инвестиционному проектированию.

Для руководителей общеобразовательных школ разработана программа – социальное проектирование в образовательной сфере. Для руководителей учреждений культуры разработана программа реструктуризации и оптимизации деятельности учреждений культуры г. Волхова с использованием современных инновационных технологий.

Данные программы были недавно представлены в нашем университете на выставке программ дополнительного образования.

Основным научным направлением работы кафедры менеджмента является исследование по развитию социального партнерства и подготовки специалистов в условиях малого города. Действительно, любой малый город, в том числе, и наш город, имеет свою специфику. Она выражается, прежде всего, в территориальной близости предприятий, организаций и учреждений друг к другу, возможности установления личных контактов с руководителями предприятий и органами местной власти, что обеспечивает доступ к информации и дает возможность оперативно решать вопросы по подготовке специалистов к участию нашего филиала в социально-экономической жизни региона. Достаточно сказать, что в настоящее время кафедрой заключено более 100 договоров с предприятиями и организациями по прохождению всех видов практик нашими студентами. Зачастую студенты по окончанию прохождения преддипломной практики, остаются работать на данном предприятии. Ежегодно преподаватели и студенты по специальности «Менеджмент организации», направлению «Менеджмент» принимают активное участие в городском конкурсе проектов, направленных на социально-экономическое развитие Волховского района, и занимают там призовые места.

Кроме того, ежегодно около 200 студентов и учащихся старших классов общеобразовательных школ города принимают участие в проводимых на базе кафедры менеджмента деловых играх – «Игры большого бизнеса или как стать успешным предпринимателем» и деловой игре – «Эффективное управление железнодорожными компаниями» с приглашением представителей предприятий и предпринимательского сообщества. Например, в прошлом году в рамках дополнительного образования мы организовали выездную деловую игру «Как стать успешным предпринимателем» для более чем 100 учащихся общеобразовательных школ г. Пикалево. Девиз данных мероприятий – «От деловой игры к реальному бизнесу». Два года назад после такой деловой игры 5 наших выпускников получили приглашение на работу в Управление Волхостроевского отделения Октябрьской железной дороги.

Хочется в целом отметить, что за последние три года порядка 70-80% наших выпускников трудоустраиваются по специальности и более 10% открывают свое дело.

Кафедрой подписано соглашение о совместной деятельности с Центром занятости и Комитетом образования Волховского района, что позволяет определить социальный заказ на те или иные профессии и трудоустраивать наших выпускников по полученной специальности.

В 2010 г. по инициативе кафедры менеджмента были заключены соглашения о сотрудничестве в области научных исследований между Волховским филиалом и Государственной Полярной академией, Балтийской академией туризма и предпринимательства. Данные соглашения предусматривают обмен учеными, преподавателями, аспирантами, взаимную помощь в повышении квалификации ученых, обмен публикациями и т.д.

Кафедра менеджмента активно взаимодействует с факультетами нашего университетами – факультетом экономики и факультетом управления. Ежегодно наши студенты принимают участие в конкурсе студенческих проектов «День карьеры менеджера», конкурсе «Инновационные проекты в области предпринимательства, экологии, спорта и туризма». В рамках научной деятельности наши аспиранты прикреплены к кафедрам факультета экономики.

В целом можно сказать, что проводится немалая работа по обеспечению нашего региона профессиональными кадрами, сохранению контингента учащейся молодежи и сокращению оттока молодежи в другие территории, установлению партнерских связей с бизнесом, властью и местным сообществом. Но многое еще предстоит сделать в решении таких проблем как внедрение и реализация дополнительных образовательных программ различных ступеней в соответствии с требованиями рынка труда; внедрение в образовательную практику новых научных знаний и интенсивных методов обучения; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, в частности, по осуществлению дистанционной поддержки студентов, по разработке и использованию электронных образовательных ресурсов, разработке и реализации различных форм ранней профориентации и социализации будущих абитуриентов и студентов, обновлению программ практик, развитию системы мониторинга, качества образовательной деятельности, над чем мы сегодня и работаем.

Спасибо за внимание.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо большое, Валерий Александрович.

Слово для выступления предоставляется начальнику планово-финансового управления – Поповой Наталье Владимировне.

Н.В.ПОПОВА

Уважаемый Председатель!

Уважаемые члены ученого совета!

Сегодня рассматривается важный вопрос о перспективах развития региональной инфраструктуры университета. Представителями университета в регионах являются наши филиалы – Волховский, Выборгский и Дагестанский. И надо найти те решения, которые позволили бы им не просто существовать, но и развиваться, и приобретать вес в регионах.

С 2012 года осуществляется переход на новые условия финансирования. Университетом из федерального бюджета будет получено 2 субсидии. Первая на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в соответствии с нормативами затрат на оказание госуслуг и нормативами затрат на содержание имущества. Это расходы на заработную плату, начисления, практику, оздоровление студентов, ремонтные и коммунальные расходы, приобретение оборудования и книг для библиотечного фонда. Вторая на выплату стипендий и различных пособий сиротам, выплаты на приобретение литературы профессорско-преподавательскому составу, сиротам, аспирантам и докторантам.

Будет утвержден перечень целевых субсидий. Целевая субсидия – это совершенно новый для нас вид финансовых средств, которые будут выделяться целенаправленно на определенные виды деятельности учреждения, скорее всего, на конкурсной основе. Такие средства могут быть выделены, например, на оснащение учебных или учебно-научных лабораторий, создание электронных ресурсов библиотек, поддержку развития материально-технической базы, создание новых образовательных программ и технологий.

Сейчас наш финансовый документ – смета. Субсидия отличается от сметы тем, что мы сами распределяем средства субсидии по статьям и остатки средств в конце года не изымаются в бюджет, и могут быть использованы в следующем году на те цели, на которые были выделены.

На данный момент нормативы, которые будут использованы при расчете размера субсидий, не определены. Можно предположить, что размер субсидий будет на уровне финансирования 2011 года, а корректировка может быть связана лишь с уменьшением контингента студентов, обучающихся в университете. Если мы проанализируем смету 2011 года, исключив из нее расходы на стипендии и пособия, то увидим, что 82% от суммы выделенных средств, это зарплата и начисления, и только 18% составляют все расходы, которые я перечислила выше.

Возвращаясь к филиалам, скажу следующее. В докладе прозвучало, что обучается во всех трех филиалах около 2000 студентов, из них только около 400 обучаются за счет средств федерального бюджета, то есть 20%. Зная эти цифры можно сказать, сколько ставок профессорско-преподавательского состава смогут иметь филиалы за счет средств субсидии. Таким образом, перед филиалами неминуемо встанет вопрос оптимизации штатного расписания и проведения необходимых структурных изменений. Справочно могу добавить, что за последние пять лет, с 2007 г. по 2011 г., число студентов, обучающихся в филиалах за счет средств федерального бюджета, сократилось в два раза.

Должна сказать, что эта проблема коснется не только филиалов, но и всего университета, то есть, необходима оптимизация штатного расписания и необходимы структурные изменения и в университете.

После определения размера субсидии университетом в лице ректора будет подписано Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение госзадания. Приложением к этому документу является график перечисления субсидий и суммы, которые будут перечисляться. На сегодня предполагается, что перечисляться они будут в размере одной четвертой части поквартально, но наше Министерство вышло с предложением в Министерство финансов об изменении этого порядка в связи с тем, что второй квартал у нас наиболее насыщенный, и в июне месяце мы производим выплаты за июль и август. В течение десяти дней после заключения этих соглашений в Департамент организации бюджетного процесса, учета и отчетности предоставляется проект плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений на утверждение. В плане финансово-хозяйственной деятельности должны быть учтены все доходы и расходы университета, включая филиалы. Момент планирования становится ключевым. Все расходы, все проекты должны быть обязательно просчитаны, обеспечены доходами и включены в этот план. Необходимо четко представлять, для чего мы реализуем проект, какую цель перед собой ставим и каковы будут результаты этого.

То, что будет составляться план финансово-хозяйственной деятельности, не означает, что отпадает необходимость составления сметы доходов и расходов, потому что в плане только учреждение будет знать о том, за счет каких именно средств планируется приобретение товара, работы или услуги. Поэтому следует помнить о необходимости планирования средств по каждому источнику финансирования, санкционировании расходов и дополнительном контроле за использованием средств в рамках различных видов приносящей доход деятельности.

Несмотря на то, что понятие смета уходит из внешнего документооборота учреждения, смета доходов и расходов по отдельным видам деятельности внутри учреждения сохраняет свою актуальность. Оперативное планирование доходов и расходов просто невозможно без сметы. Таким образом, план финансово-хозяйственной деятельности является обобщающим финансовым документом учреждения, но его рамками нельзя ограничить систему планирования финансовых средств. Смета является одним из инструментов внутреннего управления финансовыми потоками учреждения, а ее исполнение своего рода анализом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Я уже сказала, что 82% в смете сегодня составляет зарплата с начислениями, а прочие статьи только 18%. Это говорит о том, что перед филиалами встает вопрос привлечения дополнительных средств. А на сегодня можно отметить, что здесь тоже у филиалов есть проблемы. Только Дагестанский филиал в последние годы имеет стабильные доходы, причем, 100% доходов это платные образовательные услуги. У Выборского филиала доходы сокращаются, а рост доходов Волховского филиала на сегодня связан с поступлением средств за проживание, доходы от платной образовательной деятельности тоже падают. Для всех филиалов очень актуальна задача поиска новых источников привлечения средств.

Спасибо.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Наталья Владимировна, за очень информативное выступление. Я понял, что жить мы будем хорошо, но очень сложно, поэтому нужно мобилизоваться.

Слово для выступления предоставляется начальнику отдела образовательных стандартов и программ – Харитоновой Ольге Владимировне.

О.В.ХАРИТОНОВА

Уважаемый Председатель!

Уважаемые члены ученого совета!

Как уже отмечалось в основном докладе, в современных условиях филиалы нуждаются в усилении самостоятельности при решении управленческих и образовательных проблем. Однако если в ближайшее время будут приняты изменения в Типовое положение о филиалах, а проект этого приказа уже размещен в сети Интернет, то ответственность за деятельность филиалов несет высшее учебное заведение, обособленным структурным подразделением которого они являются. Поэтому определение образовательной политики филиала играет существенную роль в успешности образовательной деятельности Герценовского университета в целом.

В связи с объективным укрупнением направлений и специальностей подготовки в соответствии с новым перечнем подготовки специалистов в высших учебных заведениях наблюдается сокращение числа основных образовательных программ по всем трем филиалам. Особенно показательна ситуация в Волхове, с 22 основных образовательных программ, это 5 направлений и 4 специальности, на 6 основных образовательных программ, это только 2 направления, но различных форм обучения.

Это свидетельствует о том, что если ранее филиалы были привлекательны для абитуриентов относительным разнообразием основных образовательных программ, то на сегодняшний день ситуация обстоит иначе.

На первый взгляд открытие новых направлений подготовки в филиалах могло бы частично решить эту проблему, тем более, головной вуз реализует подготовку по 10 укрупненным группам, но это только на первый взгляд. Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ по стандартам третьего поколения является требование к научно-педагогическим кадрам. Доля преподавателей, имеющих ученую степень или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной программе должна быть не менее 50%. Если мы посмотрим на процент остепененности по филиалам по отношению к общему количеству преподавателей в филиале, то ситуация выглядит следующим образом: Дагестанский филиал – 51%, Волховский – 46%, Выборгский – 33%. А для реализации основных образовательных программ магистратуры этот показатель составляет не менее 75%, поэтому о развитии магистратуры в филиалах пока говорить преждевременно. Тем не менее, данные о среднем возрасте штатных преподавателей филиалов, а это 35-44 года, свидетельствуют о том, что точки роста в этом направлении объективно существуют.

  1. Комплексная программа социально-экономического развития города бердска

    Программа
    5.3.3. Организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования, организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования,
  2. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (1)

    Документ
    Россия переходит на пути развития, предполагающие высокую соревнова-тельность во всех сферах жизни. Активное вхождение страны в деятельность мирового сообщества формирует потребность в специалистах нового уровня.
  3. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (2)

    Документ
    Важную роль в решении этих задач играет образование. Оно не только определяет потенциал общественного развития, но и открывает возможности самореализации каждого человека.
  4. Учебный план 13 29 особенности организации образовательного процесса 30 40

    Образовательная программа
    Средняя школа №21 расположена в центре города. В микрорайоне школы находится много новостроек, Дом детского творчества «Тополек», две средние школы - №1 и №8, музыкальная школа №1, хоровая школа «Юность России», районная детская библиотека,
  5. Законодательства по теме: «Труд, трудоустройство, занятость населения»

    Закон
    Предусматривается создание центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. Определяются особенности правового положения Центров, цели и предмет их деятельности, а также структура.
  6. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный университет

    Доклад
    государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Основная образовательная программа
    Выписка из протокола заседания кафедры от 1 .
  8. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  9. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг. За 2010 г

    Доклад
    Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг.

Другие похожие документы..