Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Сокращение контингента произошло достаточно равномерно по всем трем филиалам. При сохранении спектра образовательных программ это приводит к снижению численности студентов в учебных группах. В филиалах этот показатель традиционно является невысоким, а по некоторым направлениям подготовки находится на неудовлетворительном уровне. Поэтому для филиалов уменьшение численности обучающихся, происходящее на фоне оптимизации штатного расписания, является очень серьезным вызовом, также побуждающим их к активному поиску путей развития.

Об организации структур среднего профессионального образования при филиалах как института довузовской подготовки.
Вопросы работы с абитуриентами постоянно находятся в поле зрения руководства филиалов. В комплексных планах по профориентации по этому направлению деятельности особое внимание уделяется привлечению абитуриентов из других регионов. Активно работают курсы довузовской подготовки для населения (подготовка к ЕГЭ), но теперь этого недостаточно.
Проблема контингента студентов касается не только филиалов, но и самого университета, поэтому поиск активных форм для привлечения абитуриентов в наш вуз важен не только для филиалов. Филиалами и приемной комиссией университета накоплен большой опыт по привлечению абитуриентов, но все это уже традиционные формы, нужно продолжать поиск. Возможно, нужно работать со студентами из других регионов, которые уже у нас учатся, и вовлекать их в миссионерскую деятельность по распространению их положительного опыта обучения в РГПУ им. А.И. Герцена или его филиалах в школах своего родного города. Видимо, нужны региональные представительства или агентства в регионах, которые бы за определенное вознаграждение «поставляли» нам абитуриентов. В настоящее время принципиальной задачей может стать формирование и развитие сети стратегических партнеров в регионе, с которыми необходимо разрабатывать долгосрочные комплексные программы взаимовыгодного сотрудничества.
Однако путь, по которому идет большинство вузов страны и Санкт-Петербурга – открытие программ среднего профессионального образования при вузах – в нашем университете почему-то никогда не рассматривался. При беседе с родителями часто можно услышать следующее: «Своего ребенка после 9 класса я заберу из школы. Чтобы не травмировать психику ребенка всякими ЕГЭ, мы поступим в колледж при интересующем нас вузе… А затем, закончив этот колледж, в данный вуз по соответствующему профилю нас возьмут сразу на 3 курс и без ЕГЭ. При этом будем спать спокойно, т.к. ЕГЭ – это очень сложно психологически, сложно не только для детей, но и для взрослых громадное испытание». И так теперь рассуждает большинство родителей. Например, к 2011/2012 учебному году уже 5 школ в г. Выборге стали основными (учат только 9 лет), и по району также наблюдается подобная тенденция. Многие вузы «подбирают» отдельные колледжи и присоединяют их к вузам.

Таким образом, необходимо срочно рассмотреть возможность создания как при университете, так и при филиалах подобных колледжей, техникумов и т.д., дающих среднее профессиональное образование. Создание подобных структур — это фактически целенаправленная подготовка абитуриентов, т.е. развитие института довузовской подготовки.

Магистратура.

Поскольку филиалы с этого года полностью перешли на двухуровневую систему образования, и с этого времени будут готовить исключительно бакалавров, встает вопрос об организации для наших выпускников магистерских программ, на которых они смогут обучаться. В прошлом году на ученом совете будущие выпускники задавали вопрос: «Откроют ли в филиале какую-нибудь магистерскую программу?». Вопрос резонный, останутся выпускники при своих филиалах, либо им нужно будет поступать в головной вуз, либо в какое-нибудь другое высшее образовательное учреждение, т.к. «родной дом» им все равно придется покинуть. Конечно, филиалы не имеют того кадрового и научного потенциала для подготовки и реализации той или иной магистерской программы как университетские кафедры, и это они осознают. Но участвовать в некоторых магистерских программах университета наши преподаватели могут наравне со своими коллегами с кафедр университета. Наше предложение состояло в прошлом году и состоит в этом году в том, чтобы на материально-технической базе филиалов организовать консультационные пункты по основным магистерским программам университета. Магистратура предусматривает самостоятельное овладение учебным материалом до 80% от аудиторной нагрузки, поэтому, живя в общежитии и обучаясь в родных стенах филиала, лишь 20% нужно будет получить, посещая Санкт-Петербург, а если учесть, что в эти 20% свою лепту смогут внести преподаватели филиалов, а преподаватели головного вуза будут использовать дистанционные, электронные и информационно-коммуникационные технологии обучения, то поездки в головной вуз можно будет свести к минимуму. Причем магистратура может быть как бюджетная, так и платная.

Развитие системы дополнительного образования в филиалах.
Филиалы университета на протяжении ряда лет реализуют программы дополнительного образования. Эти программы ориентированы не только на население города и района, но и на собственных студентов филиала, т.к. система дополнительного образования способна внести значительный вклад в развитие обучающихся: расширить их образовательное пространство, увеличить число источников необходимой информации, предоставить возможности освоения межпредметных и надпредметных знаний и умений.
В сложившейся экономической ситуации необходимо говорить, что реализация программ дополнительного образования является одним из немаловажных факторов выживания филиалов, т.к. это внебюджетные средства. Поэтому филиалам необходимо осваивать новые формы дополнительного образования, например такие, как:

1. Профильные классы

2. Воскресная школа

3. Курсы подготовки к ЕГЭ

4. Корпоративное обучение

5. Краткосрочные курсы повышения квалификации

6. Региональное представительство Центра тестирования и т.д.

О работодателях в регионах и связи филиалов с администрациями муниципальных образований.

Все филиалы университета находятся в больших административных центрах: г. Волхов, г. Выборг и г. Махачкала, в которых основными работодателями являются предприятия образования.

Так, например, на территории МО «Волховский район» Ленинградской области функционирует более 100 предприятий образования, среди них 37 муниципальных общеобразовательных учреждений. С учетом сказанного предлагается сохранить филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» в г. Волхове как базовый для работодателя в регионе.

На территории МО «Выборгский район» Ленинградской области функционирует 177 предприятий образования, среди них 38 муниципальных общеобразовательных учреждений. Выборгский филиал РГПУ им. А.И. Герцена с 2009 года заключил договоры с 36 муниципальными образовательными учреждениями для проведения педагогических практик студентов и сотрудничества в области повышения квалификации работников этих учреждений. Данные предприятия образования являются основными работодателями для выпускников нашего филиала. В муниципальном образовании «Выборгский район» Ленинградской области расположены и функционируют в настоящее время 12 филиалов и представительств различных высших учебных заведений, среди них: 7 филиалов ведут образовательную деятельность преимущественно по направлению (УГС – укрупненная группа специальностей) 080000 — Экономика и управление, 3 филиала – по 220000 — Автоматика и управление, 2 филиала – 030000 — Гуманитарные науки. Таким образом, в пределах муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области образовательных учреждений, обеспечивающих образовательные программы, совпадающие с образовательными программами Выборгского филиала РГПУ им. А.И. Герцена, нет. С учетом проведенного анализа предлагается сохранить Выборгский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» как базовый для работодателя в регионе.

На территории Республики Дагестан функционирует более 200 предприятий образования, среди них более 100 муниципальных общеобразовательных учреждений. С учетом сказанного предлагается сохранить Дагестанский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» как базовый для работодателя в регионе.

О разработке новых механизмов планово-финансовой и хозяйственной деятельности филиалов в свете принятия федерального закона № 83.
Однако в сложившихся условиях необходимо проводить дальнейшую оптимизацию кадрового состава. И, по словам президента Г.А. Бордовского, которые он произнес на прошлогоднем ученом совете по филиалам, «эти решения, продиктованные глубоким убеждением, что все восстановится, деньги появятся, мы все перейдем на ставку и будем работать. Но нам нужно проводить оптимизацию не только с точки зрения сокращения количества ставок, но и качественно меняя состав наших кадров. Нам необходимо оставлять те кадры, которые будут способны закрывать целые блоки, они должны быть способны взаимно заменять друг друга, только такие люди могут обеспечивать рентабельную работу в условиях некоммерческого партнерства». Трудно с этим не согласиться, особенно актуально это звучит для небольших преподавательских коллективов филиалов.

О дальнейшей систематизации и развитии инновационной деятельности филиалов.

Нынешнее состояние филиалов, сложившееся далеко не всегда в благоприятных условиях внутренней и внешней сред, требуют от филиалов возвращения к вопросам, которые казались решенными еще несколько лет назад. Филиалы должны уточнить цели своей деятельности, определить место в муниципальном и региональном образовательном пространстве, выявить перспективные направления развития в кратко-среднесрочной перспективе. При этом надо учитывать, что современный этап реформирования высшей школы связан с серьезными изменениями нормативной базы. Несомненно, что эти изменения серьезно скажутся и на положении филиалов. Таким образом, с учетом новых веяний, филиалам необходимо пересмотреть свои программы развития на 2011-2015 гг., учитывая новые условия и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
В этом контексте филиалам также необходимо приступить к разработке собственных среднесрочных программ развития, выполнение которых не только бы сохранило и оправдало существование филиалов, но и позволило бы им осуществлять поступательное движение в рамках основной программы развития на 2011-2015 гг. Филиалы, в силу своей обособленности, больше других учебных подразделений нуждаются в проектировании своего кратко- и среднесрочного развития. Подобные программы, созданные для каждого филиала, должны представлять собой, фактически, бизнес-планы с четкими задачами и достижимыми результатами. Они не явятся заменой программы развития филиалов на 2011-2015 годы, а должны быть созданы в ее контексте. Программы развития филиалов должны планироваться на 5 лет (так же, как и основная программа развития университета). Программы филиалов должны носить практический характер, характер документа, который должен быть претворен в жизнь. Важно, чтобы программы поддерживались коллективами филиалов. Для этого необходимо учесть их мнение и вовлечь в процесс создания. Плодотворным будет объединение усилий творческих коллективов – проектных команд, работающих над этой задачей в каждом филиале, обмен опытом и мнениями.

Выводы:

В связи с этим, опираясь на анализ состояния и перспективы развития филиалов, можно говорить об острой необходимости срочного внесения в программы развития филиалов на 2011-2015 гг. изменений по предварительному согласованию с администрацией университета и администрациями муниципальных образований, в которых расположены филиалы, как стратегического инновационного документа, устанавливающего основные приоритеты эволюционных изменений в планово-финансовой и хозяйственной деятельностях в новых условиях финансирования, а также в научно-образовательном пространстве каждого филиала университета на ближайшие годы.

В заключение хочется сказать, что мы надеемся на успешное дальнейшее развитие и совершенствование филиалов как полноправных представителей Герценовского университета в регионах.

Спасибо за внимание.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Владимир Александрович.

Какие будут вопросы к докладчику?

Л.А.РЕГУШ

Скажите, пожалуйста, по каким направлениям кроме работы филиалов будет развиваться региональная инфраструктура Герценовского университета?

В.А.РУКИНОВ

Спасибо за вопрос, правда, я его не до конца понял.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Я поясню, насколько я понял, Людмила Александровна спрашивает, только ли наши филиалы составляют региональную инфраструктуру или университет видит какие-то другие направления расширения этой региональной структуры университета?

В.А.РУКИНОВ

Полагается целесообразным расширение и выведение на качественно новый уровень инфраструктуры филиалов. К большому сожалению, университету негоже заниматься коммерческой деятельностью, если мы не считаем коммерциализацией обучение и образование. Иная коммерческая деятельность на сегодняшний день не просто не одобряется, она бессмысленна.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

В чем состоит инвестиционная привлекательность филиалов? Она у всех одна и та же или разные филиалы имеют свою инвестиционную привлекательность?

В.А.РУКИНОВ

Спасибо за вопрос, Геннадий Алексеевич. На примере Волховского филиала можно сказать, что инвестором может выступать новый нефтехимический завод «Киришинефтеоргсинтез», который сегодня заинтересован в профессионалах. Я это и называю привлекательностью, поскольку мы можем ответить на тот запрос, который дает экономика региона. Если мы не выполним эти задачи, придут другие.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Есть ли еще вопросы? Нет.

Кто хотел бы выступить?

Слово для выступления предоставляется заведующему кафедрой менеджмента Волховского филиала – Вандышеву Валерию Александровичу.

В.А.ВАНДЫШЕВ

Уважаемые коллеги!

В современных условиях развития различных форм бизнеса возрастает актуальность и значимость подготовки профессиональных кадров менеджеров. Менеджеры-управленцы различных уровней являются движущей силой развития организации, способствуют повышению уровня конкурентоспособности и качества предоставляемых услуг. Эта профессия требует постоянного совершенствования знаний, развития практических навыков быстрого реагирования на все происходящие изменения, повышения интереса к самообразованию высокого уровня, самодисциплины. В связи с этим, в настоящее время значительно возросли требования к подготовке менеджеров, а, следовательно, необходимо было внесение существенных изменений в учебные планы, программы, характер и методику работы профессорско-преподавательского состава кафедры менеджмента Волховского филиала Герценовского университета.

Кафедра менеджмента сформировалась в сентябре 2005 г. и является выпускающей по специальности «Менеджмент организации» и направлению «Менеджмент». Организует преподавание на дневном и заочном отделениях, курсах дополнительного образования. За последние три-четыре года по очной форме обучения кафедра выпустила 213 специалистов, по заочной – 127. Состав штатных преподавателей включает 2 докторов экономических наук, 2 кандидатов экономических наук, 5 старших преподавателей и 3 аспирантов. Преподаватели кафедры активно занимаются научной деятельностью. Достаточно сказать, что в 2009 г. было опубликовано 44 научные работы, в том числе, 3 монографии, в 2010 г. – 27, в том числе, 4 монографии. За последние два года один преподаватель защитил докторскую диссертацию, 1 преподаватель кандидатскую диссертацию и еще 1 преподаватель готовится к защите диссертации в текущем году.

  1. Комплексная программа социально-экономического развития города бердска

    Программа
    5.3.3. Организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования, организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования,
  2. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (1)

    Документ
    Россия переходит на пути развития, предполагающие высокую соревнова-тельность во всех сферах жизни. Активное вхождение страны в деятельность мирового сообщества формирует потребность в специалистах нового уровня.
  3. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (2)

    Документ
    Важную роль в решении этих задач играет образование. Оно не только определяет потенциал общественного развития, но и открывает возможности самореализации каждого человека.
  4. Учебный план 13 29 особенности организации образовательного процесса 30 40

    Образовательная программа
    Средняя школа №21 расположена в центре города. В микрорайоне школы находится много новостроек, Дом детского творчества «Тополек», две средние школы - №1 и №8, музыкальная школа №1, хоровая школа «Юность России», районная детская библиотека,
  5. Законодательства по теме: «Труд, трудоустройство, занятость населения»

    Закон
    Предусматривается создание центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. Определяются особенности правового положения Центров, цели и предмет их деятельности, а также структура.
  6. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный университет

    Доклад
    государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080507. 65 Менеджмент организации

    Основная образовательная программа
    Выписка из протокола заседания кафедры от 1 .
  8. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  9. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг. За 2010 г

    Доклад
    Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг.

Другие похожие документы..