Сказка «Дом с Красным цветком»

Елена Прудиус

У источника Урд.

Рунный круг в сказках и мифах

Содержание:

Преддверие

Руны старшего Футарка и рунические календари

Руны, их имена и символы, процесс гадания

Знакомство с устройством книги

Немного о мифологии

Несколько слов благодарности

Руны:

  1. Феу (сказка «Дом с Красным цветком»)

  2. Уруз (сказка «Тур одичалый»)

  3. Турисаз (сказка «Поле, Сторож и Тучка»)

  4. Ансуз («Сказка о старом капитане»)

  5. Райдо (сказка «Из жизни пылинок»)

  6. Кано (сказка «Золотое проклятие)

  7. Гебо (сказка «Деревянная девочка и Черная Змея»)

  8. Вуньо (сказка «Коза и лесовик»)

  9. Хагалаз (сказка «Бальная туфелька»)

  10. Наутиз (сказка «Альбина и Даркина»)

  11. Иса (сказка «Красавица и сиринга»)

  12. Йер (М.Энде«Бесконечная книга» - отрывок)

  13. Эйваз (М.Энде«Бесконечная книга» - отрывок)

  14. Перт (сказки Д.Соколова «Принцесса-коза» и Е.Прудиус «Косы принцессы»)

  15. Альгиз («Первобытная сказка»)

  16. Соулу («Сказка про облизанный Колобок»)

  17. Тейваз (отрывок из «сказания о принце Эйнаре»)

  18. Беркана (сказка «История Пера и Соль»)

  19. Эваз (сказка «Лушка-босоножка»)

  20. Манназ («Сказка о голой черепахе»)

  21. Лагуз (сказка «Ведьма и кузнец»)

  22. Ингуз (сказка «Поляна»)

  23. Отила (сказка «Бегущая»)

  24. Дагаз (сказка «Карамельная горбунья»)

Изнанка магии (сказка «Человек по имени Орви»)

О материнской (и прочей женской) магии

Веер Великой Богини

От хлебного Духа через тельца к человеку

Руна рождения

Три оси судьбы

Заколосятся хлеба…

Ступени героического посвящения в рунах

Идентификация и разотождествление, кое-что о шаманском посвящении

Приложение №1. Рунический календарь

Приложение №2. «Речи Сигрдривы»

Приложение №3. Древнеанглийская руническая поэма

Преддверие

Встречаются асы

на Идавёль-поле,

о поясе мира

могучем беседуют

и вспоминают

о славных событиях

и рунах древних

великого бога.

(«Старшая Эдда», пер. с древнеисл. А. Корсуна, «Прорицание вёльвы», 60)

Нам предстоит войти в пространство, имеющее отношение к очень древним истокам нашей культуры. Руны – часть древней Традиции, система символов, кодирующих ведущие ценности наших предков, но, может быть, окажется, что эти ценности не устарели и не подлежат списанию. Поэтому, знакомство с рунами представляет не только исторический интерес, но и может помочь знакомству с сегодняшним днем, отраженным в старинном зеркале, обрамленном двадцатью четырьмя знаками. Эти знаки служили с одной стороны магическими символами, с другой - литерами алфавитного письма северных народов. Все же считается, что первой функцией рун была гадательная. Искусство гадания или мантика имела название Runemal, т.е. «Речь рун». Это искусство вовсе не было в те времена широко доступным (само слово руна значит «тайна»), гаданием занимался либо общинный жрец, либо отец семейства, срезая ветвь плодоносящего дерева и деля его на кусочки, помеченные руническими знаками. Эти кусочки разбрасывались на белом полотне, и затем произвольно выбирались три из них. Вообще все, в чем люди видели скрытые большие силы, непременно окружалось покровом тайны, являлось мистическим, в том числе, первые алфавиты у всех народов мира. Грамотный человек был магом, ему в числе немногих избранных был доступен язык крошечных, прихотливо расположенных значков. Имеет смысл задаться вопросом, что делаем сейчас мы, популяризаторы системы древних, прежде тайных, знаний, делая их доступными любому, кто умеет читать. Отвечая на этот вопрос, приходится признать тот факт, что истинное значение рунических символов сейчас приходится осознавать заново. Достоверных источников, рассказывающих нам о рунах, совсем немного. К их числу можно отнести литературное эддическое и скальдическое наследие, из которого до наших дней дошли такие произведения, как поэтическая «Старшая Эдда» Сэмунда, прозаическая «Младшая Эдда» Снорри Стурлуссона (и то и другое – находки, относящиеся к XIII веку), древнеанглийская руническая поэма (считается, что она была создана, вероятно, в конце VIII – начале IX столетия), и разрозненные упоминания о рунах в исландских и скандинавских сагах. Причем, все, что там говорится о рунах, говорится иносказательно, с учетом того, что люди должны были обладать какими-то базовыми знаниями, помогающими им распознать смысл древней символики. Все, что нам известно о значении рун сегодня, на самом деле, попытки современных рунологов буквально в последние несколько десятков лет познать древние смыслы – от Рене Генона до Ральфа Блюма, Найджела Пенника, Эдреда Торссона и т.д. в наши дни. С научной точки зрения это имеет отношение к разделу семиотики – прагматике, которая устанавливает отношения между знаковыми системами и человеком. Т.о. процесс познания может являться весьма субъективным и нюансированным, в каждом послании знаков может быть множество оттенков в зависимости от исходных знаний человека, особенностей его восприятия, стратегии обработки информации, времени и ситуации. Так что, (увы или к счастью) раз и навсегда определенного значения как единственной истины, по-видимому, просто не существует, и через сто лет те же рунические символы могут быть описаны в других категориях и понятиях, с другой точки зрения людей, живущих в другую эпоху. Но, возможно, что есть и осевые, общие и всеобщие категории для всех времен и культур, со времен К.Г. Юнга их называют архетипами.

Так почему многим людям так хочется познавать древние символы, почему наша эпоха в культурном плане называется некоторыми культурологами эпохой ремифологизации, т.е. возврата к образам, сюжетам, архетипам, открытие которых относится к осевому времени, описанному Карлом Ясперсом? Ценности осевого времени (примерно 600 год до н.э.) – базовая система всей современной культуры, и возрождение активного интереса к ней есть важнейший признак Ренессанса, культурного Возрождения. По многим косвенным признакам можно сказать, что, пройдя эпохи модерна и постмодерна, общество почувствовало ностальгию по ценностям осевого, изначального времени. И в этом смысле, как ни напоминает многое в современных общественных процессах сумерки богов и свидетельствует о распаде, гибели и переформирование этносов, упадке культуры как массового явления, энтропии, тепловой смерти Вселенной, в руинах социума прорастают те семена, которые были брошены в древнейшие времена. Что в каком-то смысле мы живем в начале очередного Ренессанса, и интерес к древним знаковым системам, мифологии, язычеству не случаен, а является отражением глубинного и базового процесса преобразования и Возрождения. Правомерно возникает вопрос о соотношении такого интереса и вопросов веры, религиозности, о том, насколько одно противоречит другому. М.б. радикальный ответ на этот вопрос: либо бог, обращение за светлым знанием к Нему, либо самостоятельное ведовство, значит, ведьмовство. Но, по сути дела, такое решение по принципу «да» или «нет» это отрыв ребенка от груди матери, просветленного духа от его материальной оболочки, правого полушария от левого, это лоботомия, приводящая к усмирению и полной покорности прооперированного шизофреника. На самом деле, люди не желают отказываться ни от одного, ни от другого. Веруя в светлые образы Христа и Богоматери, нередко обращаются своими мыслями и чувствами к растительным и животным духам и богам, исполняются мощью и производительной силой подземного мира Нави.

Смысл познания рун в свете таких рассуждений может сводиться к выявлению всеобщих и всевременных ценностей, к познанию природы души человека, к его приобщению к великому зданию культуры. Мы имеем возможность посмотреть в зеркало, обрамленное рунным кругом, на самих себя и задать вопрос тому, кто там отражается, что сейчас происходит и о чем я должен подумать? Мы увидим вскоре, что рунный круг, в сущности и в целом, представляет собой мифологему жизни человека, переплетение всего разнообразия сюжетов и ролей, базовых архетипов и локальных мифологем. Точнее, мы вполне произвольно можем обратиться к рунному кругу с этой выбранной нами точки зрения.

К.Г. Юнг в свое время отдал дань мантическим системам, написав свои работы «Синхронистичность», «О синхронистичности» и комментарии к издаваемой тогда первой в Европе книге перемен И-Цзын. Он предположил, что человек обладает неким внутренним знанием из области коллективного бессознательного, которое позволяет привести в значимое соответствие явление материального порядка и состояние нашего внутреннего мира. «Как может отдаленное во времени и пространстве событие создать соответствующий психический образ, когда передача необходимой для этого энергии вообще не укладывается в нашей голове? Тем не менее, каким бы непостижимым это не казалось, мы, в конце концов, вынуждены предположить, что в бессознательном существует что-то вроде априорного знания или "непосредственности" событий, у которых отсутствует какая бы то ни было причинная основа. В любом случае, наша концепция причинности не годится для объяснения этих фактов». «Наш обзор столь широкого поля ощущений был бы неполным, если бы мы упустили из виду так называемый метод "ворожбы". Ворожба претендует если не на создание "сихронистических" событий, то, по крайней мере, на умение поставить их себе на службу. Примером тому является "метод оракула" из "Книги перемен", подробно описанный доктором Гельмутом Вильгельмом. В "Книге перемен" высказывается предположение, что существует "синхронистическое" соответствие между психическим состоянием задающего вопросы и отвечающей на них гексаграммой. Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов; иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое может быть, в то же самое время, представлено каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи. Из этого следует или что психе расположена вне пространства, или что пространство родственно (связано) с психе».

По-прежнему, как и во времена Юнга, у нас нет доказательств о природе психе и описанного феномена синхронистичности, и все же интерес к мантическим системам усиливается в широких кругах и профессиональной среде психологов. Возможно, более ясное понимание этих явлений – дело не столь далекого будущего, и отмахиваться от какой-то области познания мира и себя только потому, что мы еще не располагаем инструментом для точного измерения явления, вряд ли стоит.

Мы достаем руническую дощечку и догадываемся, какое именно отношение она имеет к нашей жизни. Мы бросаем три монетки шесть раз подряд, рисуем гексаграмму, и вчитываемся в слова Книги Перемен, постигая, как это может быть связано с нашей судьбой. Мы получаем сон и думаем над его истинным содержанием. Особенно важно не пренебречь предсказанием при, казалось бы, явном несоответствии своего состояния и смысла полученного знака. Особенно когда знак говорит о том, что наше желание не может быть осуществлено сейчас. В конечном счете и руны и И-Цзын оказываются правы – всегда.

Эта книга т.о. представляет собой еще одну современную попытку интерпретации рунических символов с точки зрения аналитической, в частности, архетипической психологии, переводя язык символов на более понятный и чувственный язык образов и сюжетов.

Через ряд образов человек всегда старался отождествить себя с теми или иными явлениями природы. Это помогало ему чувствовать свою причастность к стихиям, природным силам, осмысливать свое существование. Так рождались тотемы, и посвященный воин в нужный момент умел исполниться духом своего предка, сильного, ловкого или хитрого животного. У древних славян традиционно было принято отождествление с волком (отсюда представление о вервольфах, волкодлаках), а у древних скандинавов - с медведем. Воины-медведи назывались берсерками. В битве они были ужасны для врага. Их мужество и отвага были безграничны, они шли в бой голыми, кусая край своего щита от избытка ярости, и одерживали победы, которые были не под силу простым людям. Образ медведя помогал мобилизовать собственные внутренние ресурсы, использовать их максимально.

В психологии существует представление о двух типах мышления: левополушарном абстрактно-логическом и правополушарном конкретно-образном. Язык символов является переходным между категориями и понятиями слева и миром образов справа. Это язык портового города Одессы, эсперанто нашей психики. Язык символов имеет самое прямое отношение к так называемому магическому мышлению. Рунические символы родственны и созвучны многим другим символам мировой культуры, которые внешне могут выглядеть очень по-разному, но отражать одни и те же глубинные сущности.

Этих знаков множество, в качестве примеров можно привести: спирали (символ гармонии с миром магии), лабиринты, на которых сосредоточивались и отправлялись в шаманские путешествия между мирами, свастика – символ солнца и света, пятиконечная звезда – символ вечности и совершенства, ромб с крючьями – знак плодородия, бога Фрейра (другое его имя Инг, Ингви – отсюда название одной из рун – Ингуз).

Руны – система использовавшаяся еще до Рождества Христова на территории индоевропейского культурного бассейна. Есть две версии появления рун. По одной из них они сформировались у нордов (скандинавы, древние германцы, кельты, славяне) из северо-италийского алфавита в результате римской экспансии на севере Европы. По другой версии шесть тысяч лет назад на территории Евразии существовала этническая общность индоевропейцев - ариев, которые имели общую письменность и алфавит, а позднее разными ветвями мигрировали в Индию и на северо-запад Европы, образовав этнос нордов. Т.о. их письменность и алфавиты развились из единого индоевропейского корня, потому имеют много общего. Сходство рунического алфавита с древнеиталийским письмом по свидетельству культурологов является наиболее очевидным. В этой книге пойдет речь о старшем Футарке, относящемся к северо-западной школе рунической магии. Его родина – Дания, время старта традиции – начало первого тысячелетия.

Цель этой книги не столько мантика (гадание) и магия (волшба), хотя и не без этого (если понимать некоторые направления психотерапии как практику, основанную на магическом, символическом мышлении), сколько попытка понять сюжеты нашей жизни с их помощью, имея в виду значение рун, как концентрата, квинтэссенции духовного опыта человечества, мощного носителя символической, закодированной информации. НАЗВАТЬ сюжет, НАЗВАТЬ героя - значит, дать возможность обрести реальное и осознанное, а, значит, ответственное бытие. «Вначале было слово».

Современные мифологи и психологи юнгианского направления считают, что базовых сюжетов в нашей жизни не так много. К ним можно отнести путь героя, домохозяина, шамана, мудреца (отправляю вас к книге Д. Соколова «Книга сказочных перемен»), плута-трикстера, Божественного Ребенка, Великой Матери и т.д... Все они описаны в фольклоре и эпосе народов мира, заложены в магических ритуалах и религиозных культах. В главе «Три оси судьбы» сделана попытка приведения их в соответствие с базовыми архетипами К.Г. Юнга. И на страницах книги у нас будет возможность вспомнить их. Именно вспомнить, а не узнать впервые, потому что предшествующий опыт бесчисленных наших предков включает его весь, а опыт нашей личной жизни также воплотил львиную его долю.

  1. Сказка "Дом с Красным цветком"

    Сказка
    Аннотация: Рунный круг - система древних символов в Северной Традиции. И еще это мифологема жизни и детства человека. Наше образное мышление продолжает оперировать древними архетипами, поэтому современному психологу пришлось заняться
  2. Сказка, представляющая собой ведущий жанр корейского фольклора

    Сказка
    Сказка, представляющая собой ведущий жанр корейского фольклора, является ценнейшим памятником духовной и поэтической культуры корейского народа и имеет огромное познавательное значение.
  3. Сказка как лекарство (1)

    Сказка
    * Дорогим родителям, Марии и Йожефу, Мэри и Джозефу, с глубокой любовью (венг.) и всем тем, кого я люблю, кто продолжает исчезать (исп.). - Прим. ред.
  4. Сказка как лекарство (2)

    Сказка
    * В оригинале – Wild Woman. Как следует из концепции автора, это не только и не столько Дикая, сколько Первая, Первозданная, не искалеченная цивилизацией Женщина.
  5. Сказка лиддарианских эльфов (1)

    Сказка
    И стоит тебе пустить в своё сердце это малое зло, стоит поступить так, как не подобает твоей расе, стоит начать жаловаться на жизнь – они заметят тебя.
  6. Сказка про горшочек

    Сказка
    Дорогие родители! Ваши детки растут не по дням, а по часам. С каждым днем они все больше радуют и удивляют Вас. Только-только Ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлоногий малыш уверенно исследует квартиру.
  7. Сказка о молодильных яблоках

    Сказка
    Ай, потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные! Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове на Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый; и шли
  8. Учебное пособие «Вместе со сказкой»

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Вместе со сказкой» является одним из нетрадиционных вариантов развивающего образовательного пособия, в котором интегрируется художественно-литературное произведение и учебник.
  9. Урок по литературному чтению в 4 классе Тема: С. Т. Аксаков. Аленький цветочек Проектная деятельность по теме «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

    Урок
    Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации; учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; воспитывать сострадание,

Другие похожие документы..