I vобщероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»

Российское психологическое общество

Московское региональное отделение Российского психологического общества

Федерация психологов образования России

Общероссийская детская общественная организация

«Общественная Малая академия наук “Интеллект будущего”»

Московский педагогический государственный университет

Департамент образования города Москвы

Московский городской педагогический университет

Московский городской психолого-педагогический университет

Университетский образовательный округ МГППУ

Московский институт открытого образования

НИИ инновационных стратегий развития общего образования

Южное окружное управление Департамента образования города Москвы

Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества

Лицей № 1553 «Лицей на Донской»

IV общероссийская научно-практическая конференция с международным участием

«Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

Информационная поддержка

Журналы «Исследователь/Researcher», «Развитие личности», «Преподаватель. XXI век», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Народное образование», «Школьные технологии», «Дополнительное образование и воспитание»;

Газеты «Первое сентября», «Школьный психолог»;

Интернет-сайты , , ; ,

Университетский образовательный округ МГППУ

1821 ноября 2009 года

Москва

www.issl.redu.ru

В конференции участвуют около 400 человек

Представители 42 регионов России:

Алтайский край, Архангельская обл., Республика Башкортостан, Белгородская обл., Волгоградская обл., Вологодская обл., Воронежская обл., Ивановская обл., Иркутская обл., Калининградская обл., Калужская обл., Республика Карелия, Кемеровская обл., Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курская обл., Ленинградская обл., Республика Марий Эл, Москва, Московская обл., Мурманская обл., Нижегородская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Оренбургская обл., Пензенская обл., Пермский край, Приморский край, Республика Татарстан, Ростовская обл., Рязанская обл., Саратовская обл., Свердловская обл., Смоленская обл., Ставропольский край, Удмуртская Республика, Ульяновская обл., Челябинская обл., Чувашская Республика, Республика Хакасия, Ямало-Ненецкий автономный округ

А также представители 6 стран:

Республика Азербайджан, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Словакия, Украина, Чешская Республика

Регистрация проходит

18 ноября с 12.00 до 20.00

19 ноября с 9.00 до 12.00

в здании ДНТТМ по адресу: ул. Донская, 37.

18 ноября – 20 ноября заседания проходят в здании Дома научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ) Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

21 ноября – в образовательных учреждениях города Москвы;
учреждениях Университетского образовательного МГППУ

В составе конференции работают курсы повышения квалификации АПКиПРО (72 часа).

К участникам конференции

Уважаемые коллеги!

Приветствуем Вас на IV Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».

На первой конференции в 2005 году мы пытались выявить существующий спектр теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся, выполняла миссию объединения специалистов из разных предметных областей, теории и практики. Вторая конференция в 2006 году прошла под лозунгом выработки общей понятийной системы, задала антропологические основания исследовательской деятельности в образовании и определила ценность ее для становления субъектной позиции личности. Третья конференция в 2008 году в центр внимания поставила проблему метода и методики организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях. Для данной, четвертой, конференции в качестве центральной для обсуждения взята проблема возрастных особенностей развития исследовательской деятельности.

Значимость этой темы определяется взглядом нашего сообщества на исследовательскую деятельность как на универсальную образовательную технологию, которая с успехом может применяться в работе с учащимися самого разного возраста, склонностей и способностей, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Так, исследовательская деятельность может быть средством обучения одаренных детей с целью их профориентации в области науки и техники; может являться формой мотивации к познавательной деятельности детей с девиантным поведением; у младших школьников исследования формируют интерес к учебной деятельности и т. д. При этом нет универсальных для всех этих случаев методик организации исследовательской деятельности – в каждом случае она имеет свою специфику в соответствии с особенностями возраста, способностей и мотивации учащихся. В каждом конкретном случае исследовательская деятельность имеет свои специфические функции и особенности организации. Схематично функции исследовательской деятельности на разных ступенях образования можно обозначить следующим образом:

  • в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;

  • в основной школе – развития у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования;

  • в старшей школе – развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения;

  • в дополнительном образовании – создания условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых детей с диссинхронией развития;

  • в профессиональном образовании – повышения культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования;

  • в системе повышения квалификации и переподготовки кадров – развития навыков творческого проектирования педагогической деятельности на основе применения учебного исследования и формирования культуры реализации исследовательских работ со школьниками.

В целом наша конференция посвящена обсуждению следующих основных проблем:

  • психологические смыслы исследовательской деятельности для развития личности;

  • исследовательская деятельность как средство и условие развития субъектности;

  • исследовательская деятельность учащихся как направление государственной политики в сфере образования;

  • научно-практическое образование как направление формирования технической культуры населения и форма развития и профессиональной ориентации одаренных в этой области учащихся;

  • возрастные особенности развития исследовательской деятельности;

  • психолого-педагогическое сопровождение развития исследовательской деятельности учащихся;

  • организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности в образовательном пространстве;

  • подготовка педагогов к руководству исследовательскими работами школьников;

  • методика организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях;

  • различные формы организации исследовательской деятельности учащихся и их проектирование в образовательных учреждениях;

  • пути и методы оценки результативности исследовательской деятельности учащихся; критерии оценки качества выполнения исследовательских работ.

Исследовательская деятельность учащихся завоевывает признание на уровне государственных нормативных документов. Так, 28 июля 2008 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 568 принята Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, в которой значительное место уделено развитию научно-технического творчества учащихся в системе общего образования. Второй год утверждается «Перечень олимпиад школьников», который формируется на конкурсной основе из числа наиболее крупных олимпиад и творческих конкурсов. Победители и призеры этих мероприятий могут быть зачислены в вузы с существенными льготами. Понятие «исследовательская деятельность» вошло в образовательный стандарт нового поколения.

В настоящее время целесообразно говорить о научно-практическом образовании, объединяющим исследовательскую, проектную деятельность, научно-техническое творчество учащихся. Его основные задачи: развитие субъектной позиции учащихся; формирование научной картина мира, развитие навыка создания и осуществления проектов, освоение элементов научного метода познания, приобретение технических и технологических знаний и навыков, мотивация на профессиональное самоопределение в области науки и техники, развитие навыков рефлексии собственной деятельности.

Важной особенностью научно-практического образования является наличие в нем гуманитарного компонента, позволяющего задать смысл собственной деятельности в области технического и иного творчества, выработать у учащихся нравственные нормы и императивы этой деятельности.

Все это требует более тщательной нормативной и содержательной проработки всех вопросов, связанных с исследовательской деятельностью учащихся.

В рамках конференции проходят Общественные слушания Общественной палаты Российской Федерации на тему: «Научно-практическое образование (проектная, исследовательская деятельность и научно-техническое творчество школьников) – ресурс становления инновационной экономики». На слушаниях предполагается обсудить перспективы развития исследовательской деятельности учащихся в системе образования Москвы и России, выработать конкретные предложения по развитию законодательной и нормативной базы этой деятельности для структур исполнительной власти.

К конференции приурочена II конференция Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», на которой представители региональных отделений обсудят перспективы развития Движения, утвердят Программу работы Движения на следующий год. За прошедший период Центральным советом Движения и его региональными отделениями был реализован целый ряд масштабных проектов, среди которых – настоящая конференция, Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, научно-методический журнал «Исследователь/Researcher» и другие. Среди реализованных региональных сетевых проектов необходимо отметить следующие: региональная конференция-конкурс исследовательских работ старшеклассников «Юные исследователи – российской науке и технике» и Межрегиональная научно-практическая конференция «Организация исследовательской деятельности учащихся: проблемы, поиск, решения», организуемые Томским политехническим университетом, Лицеем при ТПУ и Томским областным отделением; Окружной молодежный экологический форум «Сохраним цветущий мир Югры-2009» в рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить»; Международная конференция ассоциированных школ ЮНЕСКО «Обь-Иртышский бассейн: молодежь изучает и сохраняет природное и культурное наследие в регионах великих рек мира», проходящие при поддержке Ханты-Мансийского окружного отделения; Школа юного исследователя на озере Байкал и Республиканский тур Всероссийской открытой научно-практической конференции «Национальное достояние России», проходящие при поддержке Бурятского республиканского отделения; Межрегиональный эколого-краеведческий марафон «Далёкое и близкое старинных усадьб», организуемый при участии Ульяновского областного отделения; краевая очная школа для детей, одаренных в области исследовательской деятельности ежегодно проводит Приморское краевое отделение; региональный конкурс «Твердые бытовые отходы – наша общая проблема» на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский Эколого-биологический Центр» при участии Омского областного отделения и многие другие.

ООД «Исследователь» – Общероссийская общественная организация педагогической общественности, заинтересованной в развитии исследовательской деятельности, которая способная представлять ее интересы на самом высоком уровне.

Сопредседатели Оргкомитета

А.В. Леонтович, А.С. Обухов

18 ноября (среда), актовый зал ДНТТМ

15.00 – 18.00

Общественные слушания «Научно-практическое образование (проектная, исследовательская деятельность и научно-техническое творчество школьников) – ресурс становления инновационной экономики»

Организатор: Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по образованию и науке.

Соорганизаторы: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, Лицей № 1553 «Лицей на Донской».

Ведущие: Михаил Валентинович Ковальчук, Любовь Николаевна Духанина, Александр Владимирович Леонтович.

Цель слушаний:определение места и функций научно-практического образования в образовательной системе как ведущего средства мотивации школьников к освоению научных знаний и профориентации в области научно-технических дисциплин.

Вопросы для обсуждения:

  • научно-практическое образование (НПО): психолого-педагогический, социальный, профессиональный контексты;

  • нормативная база, государственное управление, ресурсное обеспечение НПО;

  • сеть учреждений, реализующих общеобразовательные программы в области НПО, проблемы и тенденции ее развития;

  • общественная поддержка НПО, ее формы и перспективы;

  • функции НПО для разных контингентов школьников;

  • роль НПО в привлечении талантливой молодежи в технические вузы и на высокотехнологичное производство;

  • региональные, общероссийские и международные программы и проекты в области НПО.

Приглашаются все желающие обсудить обозначенные проблемы.

Поиск не дал результатов..