Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н

Дополнительная литература

  1. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / М.: Лабиринт, 2006.

  2. Рикер П. Конфликт интерпретации (очерки о герменевтике) / М.: Медиум, 1995.

  3. Бенвенист Э. Общая лингвистика / М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  4. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / М.: Симпозиум, 2006.

Тема 8: Психологические подходы к изучению массовых коммуникаций

Когнитивные теории на стыке медиапсихологии и лингвистики. Теун Ван Дейк и его когнитивная теория дискурса. Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры. Понятие научения в теории Бандуры. Теория прайминга и модели человеческой памяти при усвоении сообщений СМИ. Теория культивации Дж. Гербнера. Психологическое изучение медианасилия. Семиосоциопсихологическая теория Т. Дридзе.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.

  3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  4. Грушин Л.Я. Массовое сознание. М.,1987.

  5. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс,1981.

  6. Московичи С. Век толп. М.,1996.

  7. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / СПб: «ОЛМА-ПРЕСС» 2002

Дополнительнаялитература

  1. Bandura A., Grusec J., Menlove F. Observational Learning as a Function of Symbolization and Incentive Set // Child Development, Vol. 37, No. 3 (Sep., 1966), pp. 499-506

  2. Bandura A. Social learning theory / NJ: Prentice Hall, EC, 1977.

  3. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация / М.: Прогресс, 1989.

  4. Bushman B. Priming effects of media violence on the accessibility of aggressive constructs in memory // Personality and Social Psychology Bulletin, n 24, 1998.

  5. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / М.: Наука, 1984.

Тема 9: Микросоциологические подходы к изучению коммуникации

Развитие социологии массовых коммуникаций после эмпирико-функционалистов. Классификация основных социологических теорий. Медиаориентированые и социально-ориентированные теории. Карта теорий.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

Дополнительная литература

  1. Фомичева И.Д. Социология СМИ / М.: Аспект-Пресс, 2007.

Тема 10: Теории информационного общества

Информационное общество как социально-философская парадигма. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна и Гарольда Инниса. Теории «экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма). Правительственные и политические доктрины по переходу к информационному обществу. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса. Причины краха советского этатизма у Кастельса и их критика. Экономика доступа Джереми Риффкина.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.

  6. МакЛюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М.: Академический проект, 2005.

  7. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М.: У-Фактория, 2004.

Дополнительная литература

  1. Тоффлер Э. Третья Волна / М.: Аст, 2004.

  2. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России, №1, 2001.

  3. Абрамов Р. Похищение будущего или «футурошок» Алвина Тоффлера // Социальная реальность, № 12, 2006.

  4. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // Мир России, №1, 2000.

  5. МакЛюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / Жуковский: Канон-Пресс-2, 2003.

  6. Innis H.A. The Bias of Communication // Canadian Journal of Economics and Political Science, Vol. 15, No. 4 (Nov., 1949), pp. 457-476.

  7. Innis H.A. Communications and Archaeology // The Canadian Journal of Economics and Political Science, Vol. 17, No. 2 (May, 1951), pp. 237-240

  8. Goody J. Evolution and Communication: The Domestication of the Savage Mind // The British Journal of Sociology, Vol. 24, No. 1 (Mar., 1973), pp. 1-12

  9. Национальные модели информационного общества / под ред. Засурского Я.Н. и Вартановой Е.Л., М.: Икар, 2004.

  10. Кирия И.В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу / М.: Изд-во МГУ, 2005.

Тема 11. Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники

Кибернетика как наука о коммуникациях, работы Норберта Винера. Теория взаимоотношений человека и машины. Понятие энтропии информации. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс. Модель перевода. Модель социо-технического альянса. Концепция «индустрий воображаемого» как история инноваций в коммуникации. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя. Теории модернизации и их критика.

«Культурные исследования» Ричарда Хоггарта. Раймонд Уильямс и анализ «культурных практик». Стюарт Холл и концепция «кодирования/декодирования». Работы по восприятию телевидения Дэвида Морли. Культурные паттерны.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.

  4. Черных А.И. Мир современных медиа / М.: Территория будущего, 2007.

  5. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос, № 5–6 (35), 2002.

  6. Гладарев Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон // Социологические исследования, № 4, 2006, с. 68.

  7. Фирсов Б.М. Разномыслие в СССР 1940-1960 / СПб: Изд-во ЕУСПб, 2008.

Дополнительная литература

  1. Rogers E. M. New Product Adoption and Diffusion // The Journal of Consumer Research, Vol. 2, No. 4 (Mar., 1976), pp. 290-301.

  2. Заиченко С.А. Занятость в Интернет: нетипичные свойства и новые подходы к изучению // Экономическая социология, Том 2, № 5, 2002, с. 93.

  3. Wurtzel A.H., Turner C. Fonctions latentes du téléphone. Ce que manque lorsque la ligne est coupée // Réseaux, CNET, n° 55, 2002.

  4. Morley D. Interpreting Television // Popular Culture and Everyday Life (Block 3 of U203 Popular Culture). Milton Keynes: Open University Press, 1984, pp. 40-68

  5. Morley D. The 'Nationwide' Audience: Structure and Decoding. / London: BFI, 1980.

Тема 12: Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организационная коммуникация.

Концепция психологической лингвистики. Анализируемые переменные в психологической лингвистике. Психологическая лингвистика как инструмент анализа подсознательных отношений автора к тексту. Концепция ролей в тексте и аудиовизуальном тексте. Интеракционистские подходы к коммуникации как микросоциальный анализ. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля: личные бытовые коммуникационные ситуации. Школа Пало-Альто. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана. Социология организационных коммуникаций: актер и система.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Спб.: Питер, 2007.

  4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / М.: Канон-пресс, 2000.

Дополнительная литература

  1. Гофман И. Анализ фреймов / М.: Институт социологии РАН, 2004.

  2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / М.: Смысл, 2005.

Тема 13: Политическая экономия коммуникаций

Концепция культурного империализма Герберта Шиллера. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970х гг. Неравномерное распределение коммуникационных ресурсов в мире. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации». Теория культурной зависимости и ее лимиты. Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационализации СМИ. Международное радиовещание в борьбе против цензур. Дебаты вокруг «культуры». Концепция культурных индустрий. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов. Критика экономических коммерческих моделей медиа.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, автор Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.

  6. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / М.: Изд-во МГУ, 1999.

  7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / М.: Мысль, 1980.

  8. Кирия И. В., От «культурной индустрии» к «индустриям содержания»: 70 лет теоретических поисков // Меди@льманах, № 1, 2004

  9. Кирия И. В., Мобильная телефония как индустрия содержания // Меди@льманах, № 2, 2004

  10. Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей / М.: Изд-во МГУ, 1995.

  11. Багдикян Б. Монополия средств информации / М.: Прогресс, 1987.

Дополнительная литература

  1. Сиберт Ф. С., Шрамм У., Питерсон Т., Четыре теории прессы. М, Национальный институт прессы и изд-во Вагриус. 1998..

  2. McQuail D. Mass Communication theory. 2nd edition. London, Thousand Oaks, New Delhi, SAGE Publications. 1987.

  3. Mosco V., Herman A. Critical Theory and Electronic Media // Theory and Society, Vol. 10, No. 6 (Nov., 1981), pp. 869-896

  4. Mattelart A., Polan D.B. The Nature of Communications Practice in a Dependent Society // Latin American Perspectives, Vol. 5, No. 1, Culture in the Age of Mass Media (Winter, 1978), pp. 13-34

6. Тематика заданий по различным формам текущего контроля

Тематика эссе

Общие требования к эссе – эссе должно быть написано в формате самостоятельного оценочного текста и посвящено одному из авторов, изучаемых в ходе курса. При оценке эссе учитывается самостоятельность работы, глубина изучения автора, умение оперировать теоретическими концептами курса. Объем эссе – не менее 4 страниц. При желании студент может увеличить оценку эссе, подготовив презентацию по теме эссе и выступив с ней в ходе одного из семинарских занятий.

Основные темы эссе:

  1. Пол Лазарсфельд и теория двухступенчатого потока информации

  2. Э. Ноэль Нойманн и теория «спирали молчания».

  3. Понятие СМИ в советской теоретической традиции

  4. М. Маккомбс и Д. Шоу и теория «повестки дня»

  5. Концепция «общественного мнения» У. Липмана.

  6. Коммуникационные модели: от линейных к цикличным.

  7. Теодор Адорно и философия музыки

  8. Парадигма культурных индустрий и ее трансформация

  9. Теория коммуникационного контроля в работах Маркузе и поздней Франкфуртской школы

  10. Теория «общественной сферы» Ю. Хабермаса.

  11. Хабермасовская теория действия.

  12. Общие принципы мифологии Р. Барта

  13. Актантная модель А. Ж. Греймаса

  14. Теория галактик М. Маклюэна

  15. М. Кастельс об информационном обществе

  16. Теория диффузии инноваций у Э. Роджерса

  17. Теория «перевода» Б. Латура

  18. Теория обретения пользы и удовлетворения Э. Каца

  19. Парадигма активного потребителя в работах Э. Каца

  20. Теория культурного доминирования

  21. Культурный империализм Г. Шиллера

  22. Г. Шиллер и манипуляторы сознанием

  23. Теория культурных индустрий в политэкономической традиции

  24. Этнометодология Г. Гарфинкеля

  25. Теория интеракционизма И. Гоффмана.

Тематика рефератов

  1. Теории о понятиях информации и коммуникации

  2. Социологическая традиция изучения информации и коммуникации

  3. Культурологическая традиция изучения СМИ

  4. Парадигма «силы медиа» в ранних линейных теориях (теория пули).

  5. Парадигма «ограниченных эффектов» в работах Колумбийской школы

  6. Теория двухступенчатого потока информации

  7. П. Лазарсфельд как представитель эмпирико-функционалистского направления изучения СМИ.

  8. Вариации парадигмы ограниченных эффектов (теории повестки дня и спирали молчания).

  9. Теория индустриализации культуры в работах Франкфуртской школы

  10. Социальный и коммуникативный контроль в работах Маркузе и Хабермаса

  11. Ю. Хабермас и теория общественной сферы.

  12. Теория гегемонии А. Грамши и роль масс-медиа в ней.

  13. Теория знака в лингвистической традиции изучения СМИ.

  14. Модель коммуникации с точки зрения Р. Барта

  15. Концепция мифа в работах Р. Барта

  16. Методика анализа текста в лингвистической традиции изучения СМИ.

  17. Актантная модель А. Греймаса

  18. Т. Ван-Дейк и дискурс новостей.

  19. Теории информационного общества.

  20. Э. Тоффлер об информационном обществе.

  21. М. Маклюэн и его представление о медиа.

  22. М. Кастельс о распаде СССР и информационных факторах.

  23. Информациональное общество М. Кастельса.

  24. Эволюция моделей технической инновации

  25. Основные направления исследований Cultural Studies.

  26. Новая парадигма «активного пользования» в теориях СМИ.

  27. Политэкономическая теория медиа.

  28. Теория культурного империализма.

  29. Г. Шиллер как представитель политэкономии массовой коммуникации.

  30. Крупные концерны медиа и критика концентрации в работах политэкономии медиа.

  31. Критика «нового мирового информационного порядка» в теориях культурного доминирования.

  32. Теория коммуникативного центра и периферии

  33. Теории культурных индустрий в политэкономии коммуникации

  34. Этнометодология и интеракционизм как коммуникационные теории

7. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Понятия информации и понятия коммуникации

  2. Понятия СМИ и медиа

  3. Математическое и гуманитарное представление об информации.

  4. Медиа и СМИ: сходства и различия.

  5. Каноническая схема коммуникации Г. Ласуэлла и ее элементы в науке о коммуникациях.

  6. Чикагская школа и первые исследования урбанизированной коммуникации.

  7. Первые исследования массовых коммуникаций.

  8. Классификация основных теорий массовой коммуникации

  9. Математическая теория информации и ее производные в теориях коммуникации.

  10. Эмпирико-функционалистская группа теорий

  11. Гарольд Ласуэлл и изучение эффектов пропаганды.

  12. Функциональная социология медиа.

  13. Парадигма «пропагандистской силы» в ранних исследованиях масс-медиа.

  14. Парадигма «ограниченных эффектов» масс-медиа.

  15. Концепция «демократического реализма» У. Липмана, теория «общественного мнения».

  16. Парадигма ограниченных эффектов медиа как основной предмет исследований Колумбийской школы.

  17. Теория двухступенчатого потока информации.

  18. Элиху Кац и «теория обретения пользы и удовлетворения».

  19. Теория «повестки дня» и «спирали тишины».

  20. Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры.

  21. Концепция культурной индустрии Адорно и Хоркхаймера.

  22. Теория технической рациональности и мономерного человека Маркузе.

  23. Юрген Хабермас и концепция «публичной сферы».

  24. Концепции знака в структурной лингвистике.

  25. Структурная антропология Клода Леви-Стросса и ее роль в коммуникациях.

  26. Мифы как форма языка. Ролан Барт и семиотический анализ продуктов коммуникации.

  27. Лингвистическая теория массовой коммуникации.

  28. Теун Ван Дейк и когнитивная теория дискурса новостей.

  29. Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры. Понятие научения.

  30. Теория прайминга.

  31. Семиосоциопсихологическая теория Т. Дридзе.

  32. Актантная модель А.-Ж. Греймаса

  33. Современные социологические концепции массовой коммуникации.

  34. Информационное общество как социально-философская парадигма.

  35. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна.

  36. Теории «информационной экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма).

  37. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса.

  38. Норберт Винер и кибернетика в теориях коммуникации.

  39. Модели диффузии инноваций.

  40. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя.

  41. «Культурные исследования» как направления исследования массовых коммуникаций.

  42. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля.

  43. Школа Пало-Альто в теориях коммуникации.

  44. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана.

  45. Концепция культурного империализма Герберта Шиллера.

  46. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации».

  47. Теория культурной зависимости и ее лимиты.

  48. Концепция культурных индустрий.

  49. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов.

Автор программы
профессор, к.ф.н., Ph.D. _______________________ И.В. Кирия

13


  1. Программа дисциплины Риторика и искусство деловых презентаций для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: к ф. н. А. Д. Плисецкая, А. И. Левинзон

    Программа дисциплины
    1. Краткая история риторики. Историческая обусловленность изменения представлений о риторике. Структуризация риторического знания в зависимости от типа государственного устройства.
  2. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством
  3. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н., Ph. D., профессор И. В. Кирия, к ф. н., доц. А. Г. Качкаева

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  4. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы А. В. Шариков

    Программа дисциплины
    Учебный курс «Современные теории массовой коммуникации» - обязательная дисциплина уровня федерального компонента для магистратуры факультетов журналистики в России.
  5. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (1)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  6. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (2)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  7. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (2)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  8. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (3)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  9. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством

Другие похожие документы..