Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика биологического образования» Составитель: к б. н., доцент

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра общей биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Составитель: к.б.н., доцент

Михайлова В.А.

Заведующий кафедрой общей биологии:

д.б.н., профессор: /Д.Н. Карпов/

Стерлитамак 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Выписка из Государственного образовательного стандарта

Критерии оценки знания студентов

2

Учебная программа

3

Введение

3

Объем дисциплины и виды учебной работы

4

Содержание дисциплины

4

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8

– Средства обеспечения освоения дисциплины

9

– Материально-техническое обеспечение дисциплины

9

Рабочая программа

17

Тематический план ОДО

18

Тематический план ОЗО

19

Содержание дисциплины

19

– Тематика лекций

19

– Тематика практических занятий ОДО

23

– Тематика лабораторных занятий ОДО

25

– Тематика практических занятий ОЗО

27

– Тематика лабораторных занятий ОЗО

27

– Учебно-методическое обеспечение дисциплины

28

Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций

34

Тематика курсовых работ

36

Летние задания по курсу: «Полевая практика по теории и методике биологического образования»

38

– Вопросы к зачету

38

– Вопросы к экзамену

39

Самостоятельная работа

41

Методические рекомендации для преподавателя

47

Методические указания для студентов

47

Конспекты лекций

50

Выписка из Государственного образовательного стандарта

ОПД.Ф.04

Теория и методика обучения биологии

Методика обучения биологии как наука. Предмет и задачи методики обучения биологии. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии. Система биологического образования в современной школе. Федеральный базисный учебный план основного общего образования по биологии. Учебные планы для среднего (полного) общего образования по биологии: базисное и профильное обучение.

Учебно-воспитательные задачи обучения биологии. Основные принципы содержания и структура школьного курса биологии. Государственный образовательный стандарт по биологии. Основные требования к обязательному минимуму содержания биологического образования. Содержание общего биологического образования. Особенности содержания профильного обучения.

Особенности современного биологического образования. Инновационные подходы к обучению биологии в условиях интегрированного и глобально-ориентированного образования. Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла. Интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний. Модели интеграции.

Методы обучения биологии. Развитие методов и методических приемов. Активные методы обучения биологии: проблемный, частично-поисковый, исследовательский подходы.

Формы обучения биологии: урок, лабораторное занятие, экскурсия, практическая работа. Современные педагогические технологии в обучении биологии. Элективные курсы. Внеклассная работа, виды и особенности содержания.

Частные методики обучения биологии. Программы и учебники по биологии. Содержание и методика изучения разделов «Растения», «Бактерии», «Грибы», «Животные», «Человек», «Общая биология». Особенности пропедевтического курса «Естествознание». Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения биологии.

Организация пришкольного участка в современных условиях. Биоэкологическая оценка состояния ландшафта. Составление проекта пришкольного участка. Подбор растений для пришкольного участка с учетом экологии. Методика организации работ учащихся на пришкольном участке. Материальная база обучения биологии. Современные требования к оснащению кабинета биологии.

Аудиовизуальные технологии обучения. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в учебном процессе.

Критерии оценки знаний студентов

Экзаменационные оценки по дисциплинам с преобладанием теоретического обучения выставляются с учетом следующих требований (О контроле учебной работы и оценке знаний студентов на экзаменах Министерство высшего и среднего специального образования СССР ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО от 23 октября 1981 г. #231).

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работе по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающих необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительной» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение

Основные теоретические положения и общие за­кономерности методики преподавания биологии раскрываются с учетом принципов обучения, установленных дидактикой и педа­гогической психологией.

К числу наиболее актуальность проблем теории и методики обучения биологии (ТиМОБ) относится проблема составления содержания курса биология, соблюдение требований программы и выполнение требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Причины введения курса ТиМОБ в число учебных дисциплин заключаются в том, что современному учителю также как и в прошлом, необходимо достаточно хорошо знать методику преподавания биологии в современной школе. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как философия, педагогика, психология, биология, экология и другие естественно-математические дисциплины.

Настоящая программа составлена с учетом современного представления на проблемы биологии, педагогики и психологии. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 011600 – «Биология» (Москва, 1999)

Основной целью данного курса является – подготовка квалифицированного специалиста способного в современных условиях эффективно обучать, воспитывать и развивать подрастающее поколение.

Курс ТиМОБ включает следующие разделы: теория обучения, общая методика обучения биологии и частная методика обучения биологии. Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ее комплексным характером, включающим три раздела дисциплин: педагогика, психология и биология.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы выполнение курсовых работ. Лабораторно-семинарские занятия направлены на решение задач, связанных с научно-методическими основами изучения всех разделов школьной программы по биологии. В процессе их прове­дения студенты знакомятся с принципами построения программ и учебников, с учебно-воспитательными задачами и содержани­ем конкретных разделов и тем школьной программы, с органи­зацией и методами проведения уроков, лабораторных занятий, экскурсий, с техникой и методикой школьного эксперимента и т.п. Содержание лабораторно-семинарских занятий, отражено в раз­деле «Частные методики обучения биологии».

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа нацелена на развитие у студентов уме­ний по разработке перспективных и тематических планов изуче­ния биологии, по составлению планов и конспектов уроков, раз­работке методики использования в учебном процессе проблем­ного, исследовательского и других подходов обучения биологии и пр. Она организуется в форме аудиторных, внеаудиторных и индивидуальных занятий по разделам и темам, включенным в лабораторно-семинарские занятия по частным методикам.

В результате изучения курса студент должен знать, основные понятия и методы, этапы развития истории методики преподавания естествознания в России, принципы построения содержания школьного курса биологии, определять цель и задачи уроков и внеурочной и внеклассной формы деятельности, проводить уроки, экскурсии в природу и на различные предприятия и природоохранные объекты, пользоваться компьютером и всем современным учебным оборудованием и приборами.

В программу включен список тем курсовых и дипломных ра­бот, в соответствии с которым студенты выбирают тему и про­водят работу по их выполнению. При подготовке лекций, лабора­торно-семинарских и других занятий по методике преподавания биологии необходимо руководствоваться «Квалификационной характеристикой учителя биологии».

Программа курса «Теория и методика преподавания биологии» рассчитана на 86 аудиторных часов, из которых на лекции отводится 26 часов, лабораторные 18 часов, семинарские 42 часа. На самостоятельную работу отводится 86 часов. Из них в 6 семестре – 10 часов лекций, 10 часов лабораторных и 20 часов семинарских занятий, итого 40 часов аудиторных часов. В 7 семестре проводится 16 часов лекций, 8 часов лабораторных, 22 часа семинарских занятия.

Курс завершается зачетом в 6 семестре и экзаменом в 7 семестре. Обязательным условием допуска студента к зачету и экзамену является выполнение требований программы курса ТиМОБ и представление дидактического материала.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика биологического образования» Составитель: к б. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения биологии как наука. Предмет и задачи методики обучения биологии. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии. Система биологического образования в современной школе.
  2. Учебно методический комплекс по дисциплине «Теория языка (Общее языкознание)» Составитель к ф. н., доцент В. Я. Пастухова

    Самостоятельная работа
    Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Синхрония и диахрония. Язык как важнейшее средство коммуникации.
  3. Учебно-методический комплекс по курсу «теория и методика обучения иностранным языкам» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета “Иностранный язык” для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория эволюции (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин по специальности « биология» , в цикл специальных дисциплин по специальности « экология» и является обязательной для изучения.
  5. Учебно методический комплекс по дисциплине «Теория управления» Специальность 080504 государственное и имуниципальное управление (гму)

    Документ
    Учебно – методический комплекс по дисциплине «Теория управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление».
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы Специальность: 031001. 65 Филология (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс _Теория литературы составлен в соответствии с требованиями Основной образовательной программы по специальностям Филология 031001.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы Специальность: 031001. 65 Филология (2)

    Учебно-методический комплекс
    Теория литературы как наука вырабатывает систему научных понятий о художественной литературе: определяет предмет литературоведения, особенности его содержания и формы, его связи с другими видами художественного творчества и другими
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета направление 020100 «Химия»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета специальность

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Другие похожие документы..