Сто великих мифов и легенд

СТО ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД.

МОСКВА "ВЕЧЕ" 2003

Муравьёва Т. В., 2002.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мифы и сказания разных народов мира на протяжении многих веков передавались из

поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в

себя коллективный опытчеловечества и отражая его представления о миропорядке,

нравственности и красоте.

Слово "миф" греческого происхождения, оно означает "повествование". Мифами

принято называть фантастические повествования, основанные на религиозных

верованиях, в которых рассказывается о богах, сотворении мира, "начале

всехвещей".

Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается

в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них

воспринималось как безусловная истина.

Среди ученых единого мнения относительно возникновения и сущности мифов нет.

Существует множество теорий, в которыхмифы истолковываются как символическое

изображение природных явлений, как воспоминание об исторических событиях, как

магические тексты, сопровождающие обряды, как отражение процессов, происходящих

в человеческой психике.

Как бы там ни было, но сила эмоционального воздействия мифов на человека

бесспорна. Уже многие века мифологические образы влияют на развитие культуры и

искусства разных стран, являются одним из источников вдохновения поэтов,

художников, композиторов.

Действие в мифах происходит в давние -"изначальные" -времена. Это не просто

отдаленная эпоха, а особое "правремя", не поддающееся обычному хронологическому

определению.

Что касается сюжетов, которые относятся к реальному, обозримому, хотя и давно

прошедшему времени, то они становятся объектом уже не мифов, а сказаний.

(Впрочем, отзвуки мифологических образов и представлений довольно часто

встречаются и в сказаниях.)

Сказания обычно подразделяют на эпос, легенды и предания. К эпосу относятся

сказания преимущественно героического характера; в легендах обязательно

присутствуют фантастические, сверхъестественные мотивы; предания - более

реалистичны и часто основаны на действительных событиях. Однако деление это

достаточно условно, поскольку эпос может включать в себя фантастический элемент,

предание - быть героическим, а легенда - иметь под собой реальную основу.

В мифах и сказаниях разных народов часто встречаются схожие сюжеты, образы,

ситуации - "бродячие", как определяют их литературоведы сравнительно-

исторического направления. О причине этого явления среди ученых существуют

разные мнения: одни объясняют это взаимопроникновением культур и

заимствованиями, другие - общностью происхождения и параллельностью развития

всех народов мира.

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

Сюжеты многих народных сказаний и мифов называют "вечными". Они созвучны любой

эпохе, интересны людям разного возраста, социального положения, образования.

Каждый находит в них что-то важное для себя. Они удовлетворяют и детскую

любознательность, и юношескую жажду романтического и чудесного, и

стремлениезрелогочеловекаприобщитьсякобщечеловеческой мудрости.

Лучшие мифы и сказания заключают в себе глубокий философский смысл, хранят

историческую память народа, обладают занимательностью сюжета, красотой и

поэтичностью образов, то есть являются источником познания, дают пищу для

размышлений, будят воображение и дарят эстетическое наслаждение.

Мифы и сказания разных народов ярко отражают национальные особенности, характер,

быт и нравы, но главная их суть-стремление к добру и справедливости, общее для

всего человечества.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Долина между реками Тигр и Евфрат в истории известна под греческим названием

Месопотамия, что значит Междуречье. Здесь возникла цивилизация, которую

большинство ученых считают самой древней на Земле.

В конце IVтысячелетия до н.э. в южной части Междуречья поселились племена

шумеров. Они построили города, основали государственную систему и создали

высокоразвитую культуру. Крупный английский ученый-археолог XX века Чарльз Вулли

писал: "Если судить о заслугах людей только по достигнутым ими результатам, то

шумерам по праву должно здесь принадлежать почетное, а может быть, и выдающееся

место. Если же учитывать и воздействие, которое они оказали на последующее

развитие истории, то этот народ вполне заслуживает еще более высокой оценки".

Шумерам принадлежат многие открытия в области астрономии, математики, медицины,

сельского хозяйства, инженерного дела, которыми до сих пор пользуется

человечество. Им же приписывается одно из величайших достижении цивилизации -

изобретение письменности.

Шумеры писали на глиняных табличках. По сырой глине при помощи квадратной или

треугольной в сечении палочки выдавливали различные сочетания линий в виде

клиньев - клинописные знаки, а затем глиняные таблички обжигали на огне. Таким

образом написанное запечатлевалось навеки.

Наиболее древние записи шумерских мифов и сказаний датируются III тысячелетием

до н.э.

К тому же времени относится древнейший систематический перечень шумерских богов.

Во главе пантеона названы верховные боги: Ан, Энлиль, Инанна, Энки, Нан-наиУту.

Ан - "отец всех богов", владыка неба. Его имя пишется при помощи знака,

обозначающего понятие "бог" вообще. Хотя Ан во всех перечнях богов стоит на

первом месте, в мифах его роль достаточно пассивна. Он, прежде всего, является

символом высшей власти, к нему боги обращаются за советом и в поисках

справедливости в различных сложных ситуациях.

Бог Энлиль первоначально был покровителем города Ниппура, древнейшего центра

шумерского племенного союза, но очень рано стал общешумерским богом. Его

постоянный эпитет - "высокая гора". Возможно, здесь присутствует воспоминание о

прародине шумеров - восточной горной стране, из которой они пришли в Междуречье

и где обожествлялись горы.

Энлиль - одно из божеств плодородия и жизненных сил. Когда боги делили между

собой Вселенную, то ЭнлилюдосталасьЗемля. От имени Энлиля в шумерском языке

образовалось слово, означающее "власть", "господство". В мифах Энлиль часто

выступает как "воитель", жестокий и себялюбивый бог.

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

Боги Энки, Уту и Инанна. Оттиск цилиндрической печати. IIIтысячелетие до н.э.

На третьем месте в перечне богов названа Инанна - главное женское божество

шумерской мифологии. Инанна - богиня производительных сил природы, плотской

любви. Одновременно она является богиней распри, и в некоторых мифах выступает в

роли коварной искусительницы, сеющей рознь. Одним из ее символов была "звезда

утреннего восхода" - планета Венера.

Энки - бог мировых пресных вод, среди которых покоится Земля. Позже Энки

становится богом мудрости и владыкой человеческих судеб. Как правило, он

благожелателен клюдям, выступает их защитником перед другими богами. В некоторых

мифах Энки приписывается изобретение плуга, мотыги, формы для изготовления

кирпича. Он покровитель садоводства и огородничества, выращивания льна и

разведения лекарственных трав.

Нанна - сын Энлиля, бог Луны. Культ Луны был очень развиту шумеров, они считали

Луну первичной по отношению к Солнцу. Ночью Нанна плывет на лодке по небу, днем

- по подземному царству. Иногда Нанну представляли в виде быка, рога которого

образуют полумесяц. Один из его эпитетов - "бык с лазури-товой бородой".

Сохранились золотые изображения бычьих голов с бородами и рогами из лазурита,

относящиеся kXXVI веку до н.э.

Уту - бог Солнца, сын Наины. Его имя означает "светлый", "сияющий". Каждое утро

Уту выходит из-за высоких гор и поднимается на небо, а ночью нисходит вподземное

царсгво.неся обитающим там душам умерших свет, еду и питье. Уту - всевидящий

бог, хранитель истины и справедливости.

Наряду с шестью верховными божествами у шумеров пользовались почита-нием и

другие боги: Нинту-"повитуха богов",покровительницарожениц,Адад - бог дождя и

грома, Думузи - покровитель скотоводства и весеннего возрождения природы.

Особое место в шумерском пантеоне занимала богиня "Страны без возврата" -

подземного царства мертвых Эрешкигаль и ее супруг - бог Нергал. Царство мертвых

в представлении шумеров - мрачная подземная страна, где то-

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

мятся души умерших. Их хлеб горек, вода солона, одеты они, "как птицы, одеждою

крыльев". В шумерской мифологии нет понятия загробного суда и зависимости

посмертного существования от поступков, совершенных при жизни. На том свете

чистая питьевая вода и покой обеспечены только тем, по ком был совершен

правильный погребальный обряд, а также погибшим в бою и еще - многодетным.

Почти одновременно с шумерами в северной части Междуречья поселились племена

аккадцев. Во второй половине III тысячелетия до н.э. аккадский правитель Саргон

завоевал крупнейшие шумерские города и создал единое шумеро-аккадское

государство

Аккадцы издревле находились под сильным влиянием шумерской культуры. Почти все

аккадские боги произошли от шумерских или полностью с ними отождествляются. Так,

аккадский бог Ану соответствует шумерскому Ану, Эйа-Энки, Эллиль - Энлилю, Иштар

- Инанне, Син - Нанне, Шамаш - Уту. Часто в аккадскую эпоху один и тот же бог в

пределах одного сказания назывался то шумерским, то аккадским именем.

В первой половине II тысячелетия до н.э. столицей шумеро-аккадского государства

становится город Вавилон и возникает так называемое Древневавилонское царство.

Покровителем Вавилона был местночтимый бог Мардук. Постепенно он превращается в

главного, общегосударственного бога. На него переносятся функции многих других

богов, Мардук становится богом справедливости, мудрости, водной стихии,

растительности. Его называют "отцом богов" и "владыкой мира".

Культ Мардука отличался чрезвычайной пышностью. В Вавилоне для торже-

ственныхпроцессий, посвященных Мардуку, была сооружена "Священнаядоро-га",

вымощенная каменными узорными плитами метровой величины. В Междуречье не было

своего камня, его с большими трудностями привозили из чужих краев. С внутренней

стороны каждой плиты по приказу вавилонского царя Наву-ходонасора была выбита

надпись: "Вавилонскую улицу замостил я каменными плитами из Шаду для шествия

великого господина Мардука".

Поклонение богу Луны Сину

10

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

ЩУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

11

Шамаш, бог Солнца

В древневавилонскую эпоху на основе старинных шумерских сказаний был создан

монументальный "Эпос о Гильгамеше", героем которого является не бог, а человек.

Хотя и сюжеты, и персонажи аккадской мифологии в основном были заимствованы у

шумеров, именно аккадцы придали древним сказаниям художественную законченность,

композиционную стройность и драматизм, наполнили их выразительными деталями и

философскими размышлениями, доведя до уровня литературных произведений, имеющих

мировое значение

С течением времени одним из сильнейших государств на Древнем Востоке становится

воинственная Ассирийская держава. В XVI - начале XV века до н.э. ассирийцы

подчинили своему влиянию Вавилонское царство, но сами восприняли многие черты

шумеро-аккадской культуры, в том числе основные религиозные и мифологические

представления. Ассирийцы, также как и вавилоняне, почитали Энлиля, Иштар,

Мардука.

В столице Ассирии городе Ниневии царь Ашурбанипал, живший в VII веке до н.э.,

собрал огромную библиотеку, в которой хранилось множество глиняных табличек с

записями шумерских и аккадских текстов религиозного, научного и мифологического

характера.

Библиотека Ашурбанипала, найденная археологами в середине XIX века, является

одним из основных источников современных знаний о шумеро-аккадской мифологии.

СКАЗАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА

Ассиро-вавилонское сказание о сотворении мира по традиции называется

"Энумаэлиш". Это - первые слова сказания, иозначаютони "когда вверху":

Когда вверху не названо небо, А суша внизу была безымянна

(Перевод В Афанасьевой)

Эти строки отражают представление о том, что если небо и суша еще не были

названы, то они реально и не существовали Мир представлял собой первобытный хаос

в виде двух стихийных сил - праматери Тиамат и "первородного все-сотворителя"

Апсу

Ассиро-вавилоняне, как и большинство древних народов, представляли себе хаос как

водную стихию. "Тиамат" значит "море", а "Апсу" - "бездна". Именем Апсу также

называли бескрайний пресноводный океан, который, по мнению жителей Месопотамии,

окружал землю Возникновению такого образа, вероятно, способствовала местная

природа- из-под земли выступали пресные воды, окружающие равнинные плодородные

участки.

Тиамат и Апсу "воды свои воедино мешали" - и в глубине этих вод зародилась

первая божественная пара -ЛахмуиЛахаму. Эти первые богибогиня были огромного

роста и чудовищного обличил. Их детьми стали бог Аншар и богиня Кишар-"Круг

неба" и "Кругземли". Скорее всего, они олицетворяли горизонт - две неразрывно

связанные линии, разделяющие небо и землю

Аншар и Кишар породили многих богов, которые, в свою очередь, произвели обширное

  1. Сто великих мифов и легенд (1)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  2. Сто великих мифов и легенд (2)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  3. Сто великих загадок природы (1)

    Документ
    Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали. Наиболее невероятной казалась гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу
  4. Сто великих® археологических открытий

    Документ
    Громкое заявление о том, что человек произошел от обезьяны, прозвучало задолго до того, когда были обнаружены первые реальные факты, подтверждающие или опровергающие это утверждение История открытий останков ископаемых высших приматов (гоминидов),
  5. Сто великих пророков и вероучителей

    Документ
    религиозного чувства и религиозной жизни Принципы, которыми мы руководствовались при ее
  6. Сто великих мореплавателей

    Документ
    Почему божественных9 Наверное, потому, что там было так много всего, о чем только мечтал человек, - там били винные ручьи и росли деревья с молодильными плодами, путников ублажали прекрасные дивы, все были свободны и счастливы и у
  7. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  8. Сто великих композиторов

    Документ
    звучала на театральных представлениях, помогала трудиться Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах Каждый век рождал замечательных музыкантов - кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных.
  9. Сто великих загадок XX века

    Документ
    С этого момента все дни, какие Толлю еще оставалось прожить на свете, были подчинены мечте о достижении увиденного острова Но сделаем еще некоторое отступление во времени - в год 1810-й, когда устьянский "промышленник"

Другие похожие документы..