Сто великих мифов и легенд

25

Поклонение Иштар. Оттиск цилиндрической печати [тысячелетие до н.э

Но царство мертвых - это "страна без возврата". Попавший туда, будь он человек

или бог, может вернуться назад, только оставив кого-нибудь вместо себя.

Иштар избрала таким заместителем своего возлюбленного - бога Таммуза (в мифе об

Инанне он назван Думузи).

Таммуз - бог весеннего цветения - изображается в виде пастуха со свирелью в

руках. В одном из мифов рассказывается о том, что любви Иштар одновременно

добивались бог-пастух Таммуз и бог-земледелец Энкимду-и Иштар предпочла Таммуза.

В этом мифе, вероятно, отразилось противопоставление земледелия скотоводству,

характерное для древних цивилизаций.

Узнав, что должен безвременно сойти в царство мертвых, Таммуз пытается избегнуть

такой участи. Он бежит в чужие края, превращается то в газель, то в ящерицу. Но

посланцы Иштар настигают его.

Тогда сестра Таммуза, богиня виноградной лозы Гештиманна, вызывается сойти в

преисподнюю вместо брата. Иштар решает: "полгода - Таммуз, полгода-его сестра".

Таким образом, Таммуз становится так называемым "умирающим и воскрешающим

богом", уход которого в царство мертвых и возвращение на землю знаменует смену

времен года.

Во время священного праздника - начала нового года - в Месопотамии вплоть до X

века нашей эры разыгрывалась мистерия, изображающая историю Иштар и Таммуза.

Возможно, сохранившийся текст мифа о сошествии Иштар в преисподнюю является

записью такой мистерии Запись заканчивается радостной песней участников

праздника:

"В дни Таммуза играйте на лазоревой флейте, На порфирном тимпане с ним мне

играйте, С ним мне играйте, певцы и певицы .."

СКАЗАНИЕ О ГИАЬГАМЕШЕ

Глиняные таблички, на которых были сделаны наиболее ранние записи народных

сказаний о Гильгамеше, относятся к середине III тысячелетия до н.э.

Есть основания предполагать, что Гильгамеш был реальной исторической личностью.

Его имя сохранилось в списке древнейших царей Шумера. Реальный Гильгамеш правил

в городе Уруке в конце XXVII - начале XXVI века до н.э Сказания называют

Гильгамеша сыном урукского царя Лугальбанды и богини Нин-сун. Это утверждение не

так фантастично, как может показаться, поскольку в древнем Шумере существовал

обычай вступления царя в "священный брак" со жрицей, считавшейся живым

воплощением богини, которой она служила.

Имя "Гильгамеш" предположительно означает "предок-герой". Существует несколько

вариантов записи эпоса о Гильгамеше. Наиболее полной и интересной является так

называемая "ниневийская версия", написанная ассирийской клинописью на аккадском

языке для ниневийской библиотеки царя Ашурбанипала. Эта запись была сделана в

VII веке до н э., но, по утверждению переписчика, представляет

собойточнуюкопиюсболеедревнегооригинала.Потрадиции, автором этого оригинала

считают урукского заклинателя Синлике-уннинни, жившего в конце II тысячелетия до

н.э.

Ниневийская версия поэмы о Гильгамеше носит название "О все видавшем". Это одно

из самых замечательных произведений древневосточной литературы.

Разрозненныелегендыисказания приведены здеськстройному сюжетному единству,

характеры героев даны в психологическом развитии, и все повествование проникнуто

философскими размышлениями о жизни, смерти и смысле человеческого существования.

В начале поэмы Гильгамеш - юный и легкомысленный правитель. Не зная, куда девать

свою силу, он жестоко угнетает подданных, а сам предается разгулу.

Доведенные до отчаяния жители Урука обратились с мольбой к богам, чтобы они

создали Гильгамешу достойного противника.

Богиня Аруру слепила из глины могучего получеловека-полузверя по имени Энкиду.

Энкиду был наделен звериной быстротой и ловкостью, у него были длинные волосы, а

тело покрыто шерстью.

До поры до времени Энкиду ничего не знал о мире людей, жил в лесу, питаясь

травой, и дикие звери считали его своим.

Однажды Гильгамешу приснился сон, будто с неба упал тяжелый камень, которому

поклонились все жители Урука, а сам Гильгамеш полюбил его, словно живое

существо, и принес своей матери.

Мать Гильгамеша, мудрая богиня Нинсун, так истолковала сон: Гильгамеш обретет

могучего друга, которого будет любить, как родного брата.

Вскоре к Гильгамешу пришел охотник с жалобой, что в лесу появился дикий человек,

который пугаетохотниковиуводитунихдобычу, засыпает ловчие ямыи освобождает

зверей из силков.

Гильгамеш посоветовал охотнику выманить дикого человека излесаспомо-щью женщины.

26

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

Охотник нанял в городе красивую блудницу по имени Шамхат и отправился с нею в

лес.

Блудница соблазнила Энкиду и увела его в Урук. Там он отведал человеческой пищи

- хлеба и вина - и тем самым приобщился к миру людей, утратив свою звериную

сущность.

Смирился Энкиду, - ему, как прежде, не бегать! Но стал он умней, разуменьем

глубже.

(Перевод И. Дьяконова)

Через некоторое время Энкиду встретил Гильгамеша. Между ними произошла схватка,

но ни один не смог одолеть другого. Они признали, что силы их равны - и

побратались. Гильгамеш отвел Энкиду к своей матери Нинсун, и та благословила

обоих как своих сыновей.

Несмотря на столь благоприятный поворот своей судьбы, Энкиду "огорчился, сел и

заплакал". Акогда Гильгамеш спросил его о причине такой печали, ответил:

"Вопли, друг мой, разрывают мне горло: Безделасижу, пропадает сила".

Тогда Гильгамеш предложил вдвоем отправиться в Ливанские горы, покрытые кедровым

лесом, и уничтожить обитающее там чудовище Хумбабу.

Энкиду испугался. В своей прежней, лесной, жизни он подходил кжилищу Хумбабы и

знал, что "ураган - его голос, уста его - пламя, смерть-дыханье". Кроме того,

бог Энлиль наделил Хумбабу способностью, по своему желанию, любого лишить

храбрости.

Энкиду стал отговаривать друга от безнадежного предприятия. К нему

присоединились мудрецы Урука. Они говорили Гильгамешу:

"Зачем пожелал ты -свершить такое? Неравен бой в жилище Хумбабы!"

А мать Гильгамеша, мудрая Нинсун, воскликнула, обращаясь кбогу солнца:

"Зачем ты мне дал в сыновья Гильгамеша И вложил ему в грудь беспокойное сердце?"

Но Гильгамеш уже принял решение. Он сказал Энкиду:

"Я пойду перед тобою, а ты кричи мне:

"Иди, не бойся!"

Если паду я - оставлю имя;

Гильгамеш принял бой со свирепым Хумбабой!"

Тогда Энкиду поклялся, что будет сражаться вместе с Гильгамешем, и побратимы

отправились в путь.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

27

I

Затри дня они проделали путь шести недель и достигли леса, где обитал Хум-баба.

Чудовище явилось перед ними в окружении "семи сияний", и эти магические сияния

вселили в героев неодолимый страх. Но тут сам бог солнца Шамаш пришел на помощь

Гильгамешу и Энкиду. Мужество вернулось к героям, они одолели Хумбабу, сразили

семь сияний, вырубили волшебные кедры, в которых заключались остатки злой силы,

и выкорчевали пни.

После тяжелой работы Гильгамеш искупался в ручье, с "грязным он разлучился,

чистым он облачился", и его красоту заметила богиня Иштар. Она спустилась с неба

и предложила Гильгамешу себя в жены. Но он отказался ввиду скверной репутации

богини*

"Какую славу тебе возносят? Давай перечислю, с кем ты блудила!"

Некоторые историки видят в конфликте Гильгамеша и Иштар отражение реально

существовавшего конфликта царской и жреческой власти.

Оскорбленная богиня попросила своего отца, бога Ану, создать исполинского быка,

который уничтожил бы дерзкого Гильгамеша. Бык появился. НоГильгамеш с помощью

Энкиду победил и это чудовище, и герои со славой возвратились в Урук.

Ночью Энкиду увидел во сне Совет богов. Боги гневалисьзато, что Гильгамеш и

Энкиду убили Хумбабу, находившегося под покровительством Энлиля, и быка,

созданного Ану, и спорили о том, должны ли понести наказание оба героя или

только один из них. В конце концов боги решили.

"Пусть умрет Энкиду,

Но Гильгамеш умереть не должен".

Энкиду рассказал свой сон Гильгамешу - и оба они опечалились. Гильгамеш

попытался умилостивить богов жертвами, пообещал украсить золотом их кумиры, но

боги ответили:

"Не трать, о царь, на кумиры злата, Слова, что сказано, богне изменит..."

По воле богов Энкиду заболел и умер. Гильгамеш горько оплакивал друга:

"Я об Энкиду, своем друге, плачу, Словно плакальщица, горько рыдаю . (

Друг мой любимый стал землею1

Энкиду, друг мой любимый, стал землею!"

Со всей страны созвал Гильгамеш лучших мастеров и приказал им сделать статую

Энкиду: тело - из золота, лицо - из алебастра, волосы - из лазурита.

28

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

1

С почестями похоронив Энкиду, Гильгамеш облачился в рубище и бежал в пустыню.

Его терзала не только печаль по умершему другу, но и мысль о собственной

смертности, которую он только теперь осознал:

"И я не так ли умру, как Энкиду? Тоска в утробу мою проникла, Смерти страшусь и

бегу в пустыню..."

Гильгамеш решил разыскать мудрого Утнапишти, единственного бессмертного среди

людей, и узнать у него тайну бессмертия.

Много дней шел Гильгамеш и наконец дошел до высоких гор, вершины которых

подпирали небо, а основания уходили в преисподнюю. Здесь кончался мир людей и

начинался неведомый путь, по которому солнце на рассвете всходило на небо, а на

закате уходило во тьму.

Этот путьохраняли люди-скорпионы. Они попыталисьзадержатьГильгамеша: "Никогда,

Гильгамеш, не бывало дороги, Не ходил никто еще ходом горным... Темнота густа,

не видно света".

Но Гильгамеш ответил:

"Ив жару и в стужу, в темноте и во мраке, Во вздохах и плаче - вперед пойду я!"

Он устремился во тьму и, пройдя через нее, вышел к свету иного мира. Он увидел

чудесный сад, где листья на деревьях были из лазурита, а плоды - из сердолика.

За садом простиралось бескрайнее море - море Смерти, а на его берегу, на крутом

обрыве жила хозяйка богов Сидури.

Узнав, что Гильгамеш хочет найти бессмертие, Сидури не одобрила его намерения:

"Гильгамеш! Куда ты стремишься? Жизни, что ищешь, не найдешь ты. Боги, когда

создавали человека, Смерть они определили человеку".

Далее она пытается убедить Гильгамеша, что он должен радоваться жизни, пока жив:

"Днем и ночью да будешь ты весел, Праздник справляй ежедневно... Гляди, как дитя

твою руку держит, Своими объятьями радуй подругу- Только в этом дело человека".

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

29

Но Гильгамеш отказался вернуться в мир людей и продолжал свой путь. Переплыв

через темные воды, он предстал перед бессмертным Утнапишти, обитавшим на другом

берегу моря Смерти.

Утнапишти также, как и Сидури, говорит Гильгамешу, что боги определили человеку

жизнь и смерть и повелели "жить живому". Мудрый старец упрекает Гильгамеша за

то, что он пренебрег долгом правителя и покинул свой народ:

"Обрати лицо свое, Гильгамеш, ктвоимлюдям. Почему их правитель рубище носит?"

Затем следует вставной эпизод: Утнапишти рассказываете том, что во время

Великого потопа именно он построил ковчег, спас свою семью и по паре всех зве-

рейиптиц, не дав угаснуть жизни на земле. За это боги наградили его бессмертием.

Сказание о Великом потопе не связано с эпосом о Гильгамеше и было включено в

повествование лишь затем, чтобы подчеркнуть мысль о том, что только за

исключительный, небывалый в прошлом и невозможный в будущем подвиг человек

смогобрести бессмертие, что это - единственный случай.

Гильгамеш впадает в отчаяние:

"Что же делать, Унапишти, куда пойду я?..

В моих покоях смерть обитает,

И куда взор я ни брошу - смерть повсюду!"

Желая утешить Гильгамеша, Утнапишти рассказал ему, что на дне моря Смерти растет

цветок, возвращающий молодость. Добывший его хоть и не обретет бессмертия, но

все же удлинит свою жизнь.

Гильгамешпривязалкногам два тяжелых камня, нырнул на дно моря и сорвал чудесный

цветок.

С драгоценной добычей Гильгамеш благополучно достиг мира людей.

Он остановился у озера, чтобы омыться земной водой, но тут из норы выползла змея

и похитила чудесный цветок. Змея сбросила старую кожу и обрела новую молодость,

а Гильгамеш ни с чем вернулся в родной город.

Но когда он увидел могучие стены Урука, возведенные некогда по его приказанию,

душа его преисполнилась гордости.

Конец поэмы с трудом поддается толкованию, но большинство исследователей склонны

видеть здесьопти-мистическую мысль о том, что истинное бессмертие человека - в

его делах, совершенных в течение жизни.

Гильгамеш с побежденным львом. Рельеф на воротах дворца Саргона II. VIIIв. до

н.э.

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

31

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. фараон Мина объединил под своей властью

египетские земли и создал Египетское государство - одно из древнейших государств

в мире. Но египетская мифология возникла гораздо раньше.

Люди поселились на берегах Нила еще в каменном веке. Плодородную нильскую долину

окружали высокие горы, азанимилежалибескрайние, мертвые пустыни. Как и все

древние народы, египтяне обожествляли силы природы, и одним из самых почитаемых

  1. Сто великих мифов и легенд (1)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  2. Сто великих мифов и легенд (2)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  3. Сто великих загадок природы (1)

    Документ
    Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали. Наиболее невероятной казалась гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу
  4. Сто великих® археологических открытий

    Документ
    Громкое заявление о том, что человек произошел от обезьяны, прозвучало задолго до того, когда были обнаружены первые реальные факты, подтверждающие или опровергающие это утверждение История открытий останков ископаемых высших приматов (гоминидов),
  5. Сто великих пророков и вероучителей

    Документ
    религиозного чувства и религиозной жизни Принципы, которыми мы руководствовались при ее
  6. Сто великих мореплавателей

    Документ
    Почему божественных9 Наверное, потому, что там было так много всего, о чем только мечтал человек, - там били винные ручьи и росли деревья с молодильными плодами, путников ублажали прекрасные дивы, все были свободны и счастливы и у
  7. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  8. Сто великих композиторов

    Документ
    звучала на театральных представлениях, помогала трудиться Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах Каждый век рождал замечательных музыкантов - кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных.
  9. Сто великих загадок XX века

    Документ
    С этого момента все дни, какие Толлю еще оставалось прожить на свете, были подчинены мечте о достижении увиденного острова Но сделаем еще некоторое отступление во времени - в год 1810-й, когда устьянский "промышленник"

Другие похожие документы..