Сто великих мифов и легенд

"Да выйдет ветер, иссушит почву, Нальются тучи, да не прольются ливнем. Черные

нивы да будут белы, Пусть просторное поле соль рождает!"

Последняя угроза была хорошо понятна вавилонянам: засоление почвы было

распространенным бедствием, уничтожавшим во II тысячелетии до н.э. плодородие

целых областей.

Остальные боги поддержали намерение Энлиля уменьшить количество людей при помощи

засухи и голода. Они заперли дожди на небе, перекрыли подземные воды, а бога

Энки приставили сторожить "врата океана", взяв с него клятву, что он не допустит

на землю ни капли воды.

Черты людей исказил голод .. Узкими стали их широкие плечи, Вдоль улиц брели они

согнувшись.

Так прошло три года, и еще три, а засуха все не кончалась. "Людям недоставало

жизни", они начали пожирать друг друга.

t

18

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

Мудрый Атрахасис каждый день приходил к храму Энки, "перед храмом сидел и

плакал" и молил о каком-нибудь знамении. Энки, связанный клятвой, долго не

откликался на мольбы, но в конце концов явился Атрахасису во сне и посоветовал

принести жертву богу дождя и грома Ададу.

Жертва была принесена - и засуха прекратилась.

Дождь в ночи незаметно закапал,

В полях, каквтайне, зерно зародилось...

Разгневанный Энлиль стал упрекать Энки в нарушении клятвы:

Ты допустил процветанье людское. Дал им дышать на земле под солнцем.

Но Энки сказал, что во всем виноваты рыбы и разные морские твари; они сломали

замок на вратах океана - и допустили воду на землю.

Собственная шутка рассмешила Энки: Смех одолел его среди Совета. Энки колики

охватили в собранье.

Энлиль впал в страшный гнев и поклялся, что, несмотря на противодействие Энки,

истребит род людской до последнего человека, устроив на земле Великий потоп.

Боги взялись помогать ему, один Энки отказался:

"Зачем вы хотите связать меня клятвой? Положу ли я руку на моих человеков?"

Не имея возможности спасти все человечество, он решил спасти хотя бы одного

Атрахасиса. Энки приказал Атрахасису:

"Разрушь свой дом, корабль выстрой! Презри богатство, спасай душу!"

Растерянный Атрахасис ответил, что никогда не строил кораблей и не знает, как

это делается. Тогда Энки начертил на земле чертеж корабля, и Атрахасис принялся

задело.

Соседям он сказал, что собирается покинуть город, поскольку не разделяет

общепринятого поклонения Энлилю, а предпочитает ему Энки.

Соседи помогли Атрахасису в его работе, и вскоре постройка корабля была

завершена.

День, назначенный богами для начала потопа, приближался. Энки дал Атрахасису

последние указания:

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

19

"Возьми зерна и добра, что имеешь, Жену, семью, родню, рабочих. Тварей степных,

травоядных и диких, Я пошлю к тебе, к твоим воротам".

Атрахасис устроил прощальный пир. Гости веселились, ели яства и пили напитки, не

ведая, что их ожидает скорая гибель. Знал об этом лишь Атрахасис.

Сесть не мог он, и лечь не могон. Разрывалось сердце...

Пир еще не закончился, когда "день начал менять лики". Небо потемнело, загремел

гром. Атрахасис поднял на борт корабля свою семью и работников, зверей и птиц,

которых Энки, как и обещал, прислал к его воротам, закрыл все входы на корабль и

замазал щели смолой.

И тут с неба обрушились водяные потоки. Ветры взвились и столкнулись с вихрями.

Взвыли бури и ураганы. Бог дождя и грома Адад носился по небу на своей

грохочущей колеснице. Нинурта - бог войны - шел, разрушая плотины и выпуская

воды, Львиноголовый орел Анзуд разодрал небо своими когтями.

Потемнели воды, и потоп вышел.

Его мощь прошла по людям, как битва.

Человечество погибло в бушующих волнах, и лишь корабль

Атрахасиса держался на плаву среди ревущих волн.

Сами боги испугалисьсотворенного ими. Растеряв все свое величие, они сгрудились

вместе, подобно овцам, и, в страхе заливаясь слезами, смотрели на гибнущий мир.

Повитуха богов, Великая Мать Нинту, в отчаянии ломала руки:

"Да померкнет день тот,

Во мрак да вернется!

Как могла я вместе со всеми богами

В Совете решиться на гибель мира?"

Семь дней и ночей бушевал потоп. Когда схлынули волны, лик земли был пуст и

мертв.

Там, где прошел потоп войною, Все уничтожил, превратил в глину.

Окончание "Сказания об Атрахасисе" сохранилось лишь фрагментарно. Но из

отдельных строк можно понять, что Атрахасису с семьей удалось спастись, и

человечество возродилось вновь.

т

20

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

В шумеро-аккадской мифологии кроме "Сказания об Атрахасисе" существует еще

несколько рассказов о Великом потопе. В одном из вариантов герой носит имя

Зисурда, что значит "нашедший жизнь долгих дней". Уцелев во время потопа, он

получил от богов бессмертие и поселился со своей женой на острове бла-

женныхТильмун.

В "Сказании и Гильгамеше" история о Великом потопе присутствует в качестве

вставного эпизода. Спасшегося героя зовут Утнапишти, что является переводом на

аккадский язык имени Зисурда.

Шумеро-аккадские мифы о Великом потопе в значительной степени послужили основой

для соответствующего библейского сказания

СКАЗАНИЕ ОБ ЭРЕШКИГААЬ И НЕРГААЕ

Вселенная, в представлении древних, делилась натричасти: верхнюю- небо, где

обитали боги и небесные светила, среднюю - землю, населенную людьми, и нижнюю -

подземное царство, мир смерти и темных сил.

В шумеро-аккадской мифологии владыками подземного царства были богиня Эрешкигаль

и ее супруг Нергал.

Существует несколько записей мифа о том, как Нергал стал мужем Эрешкигаль.

Наиболее ранняядатируетсяХГУвекомдон.э Она была найдена в египетском архиве в

Телль-эль-Амарне и представляет собой учебный текст, по которому египетские

писцы обучались аккадскому языку. То, что миф использовался в качестве учебного

материала, говорит о его давнем бытовании и широкой известности.

Эрешкигаль -дочьверховногобогаАну. Ее имя означает "Хозяйка Большой Земли".

"Большой Землей" в данном случае называется царство мертвых.

Однажды небесные боги устроили пир. Эрешкигаль не могла принять в нем участия,

поскольку по незыблемому закону Вселенной верхний и нижний миры не должны

проникать один в другой. Все же боги хотели, чтобы Эрешкигаль отведала

пиршественного угощения. Они сказали ей:

"Нам к тебе не опуститься, И тебе к нам не подняться, Пришли -пусть возьмут твою

долю"

(Перевод В. Афанасьевой)

За долей Эрешкигаль отправился ее верный посланец Намтар, который обычно являлся

за душами умирающих, чтобы увести их в "Страну без возврата".

Когда Намтар вошел в небесный чертог, где пировали боги, все почтительно встали

перед ним, и лишь бог Нергал остался сидеть. Нергал, хотя и обитал на небе, был

олицетворением злых сил - палящего, губительного солнца, чумы и лихорадки.

Сохранилась запись молитвы некоего Шамашшумукина, в которой он обращается к

Нергалу с просьбой об исцелении:

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

21

"Пусть потоки рыданий моих к тебе устремятся, Ярое сердце твое да успокоят!"

Намтар, вернувшись в подземное царство, рассказал о проявленном к нему

неуважении, и Эрешкигаль, обидевшись за своего посланца, потребовала, чтобы боги

выдали ей Нергала:

"Бога, что пред послом моим не поднялся, Ко мне пришлите - я предам его смерти"

Отец Нергала, бог Эйа, горько пенял сыну:

"Отчего ты пред ним не поднялся?

Глаза мои не тебе ли мигали9

Аты отвернулся, как бы не зная,

На меня не взглянул, уставился в землю".

Нергал стал собираться в Страну без возврата, где души умерших "света не видят,

живут во мраке". Эйа, напутствуя сына, сказал ему, чтобы он не ел хлеба и не пил

вина в стране мертвых, не омывался тамошней водой и не прельщался мрачной

красотой Эрешкигаль.

Представ перед владычицей подземного царства, Нергал скрыл свое настоящее имя и

назвался Эррой. Это объясняется древним представлением о магической связи

человека с его именем. Скрыв свое настоящее имя, Нергал надеялся отвести от себя

опасность. Следуя наказу отца, он отказался от еды, питья, воды для омовения, но

когда Эрешкигаль предстала пред ним в прозрачных одеждах, "какмужжены возжелал

ее сердцем".

Шесть дней и ночей провел Нергал с Эрешкигаль, а на седьмое утро, когда богиня

еще спала, покинул ее.

Намтар попытался задержать его у выхода из царства мертвых, но Нергал сказал,

что Эрешкигаль посылает его с поручением к своему отцу Ану - и Намтар открыл

ворота.

По высокой лестнице поднялся Нергал на небо.

Эйа был счастлив увидеть сына, которого считал погибшим. Опасаясь преследования

Эрешкигаль, Эйа прибегнул к колдовству: окропил Нергала волшебной водой, отчего

красавец Нергал неузнаваемо изменился - стал косоглазым, хромым и плешивым.

Эрешкигаль, проснувшись и не найдя подле себя Нергала, принялась рыдать и рвать

на себе волосы:

"О, Эрра, сладостный супруг мой!

Я не насытилась его лаской - ушел он!"

Верный Намтар вызвался помочь своей горюющей госпоже:

т

22

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

"Я пойду и этого бога схвачу я!

К тебе да вернется, тебя да обнимет!"

Он поднялся на небо, заглянул в лицо каждому богу, но в хромом и плешивом уроде

не узнал Нергала и ни с чем вернулся к Эрешкигаль. Тогда Эрешкигаль обратилась

ксвоему отцу Ану:

"Этого бога пошли мне в супруги,

Со мной да проводит он ночи.

Если же ты бога того мне не вышлешь, (...)

Я выпущу мертвых, что живых поедают,

Мертвецы умножатся над живыми".

Страшная угроза нарушить равновесие между миром живых и миром мертвых напугала

великого Ану- Он повелел Нергалу вернуться к Эрешкигаль:

"Отныне нет ему доли в мире верхнем. Отныне доля его - в мире нижнем".

Местом культа Нергала как бога преисподней был город Кугу (современный Телль-

Ибрагим), расположенный между Тигром и Евфратом. Иногда Кугу называют саму

преисподнюю.

СОШЕСТВИЕ ИШТАР В ПРЕИСПОДНЮЮ

Жизньисмерть противопоставлены друг другу, новто же время-неразрывно связаны

между собой.

В ассиро-вавилонской мифологии Иштар-богиня плотской любви и производительных

сил всего живого - является родной сестрой повелительницы царства мертвых

Эрешкигаль.

Имя "Иштар" восходит к нарицательному обозначению богини вообще. Вероятно, в ее

образе соединилось представление о многих богинях.

Один из основных мифов об Иштар - история ее сошествия в царство мертвых.

Запись мифа сохранилась лишь фрагментарно, но недостающие части сюжета могут

быть восполнены на основе шумерского мифа о богине Инанне, которая обычно

отождествляется с Иштар.

Нергал, стоящий на поверженном враге. Оттиск печати. IIтысячелетие до н.э.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

23

Иштар (или Инанна) "к стране безысходной (...) свой дух склонила". Для чего ей

понадобилось спускаться в преисподнюю, миф не объясняет, но причины, вероятно,

были достаточно вескими, поскольку богиня осознает опасность своего путешествия

и принимает меры предосторожности-просит богов прийти к ней на помощь, если она

не вернется в течение трех дней.

Спустившись под землю, Иштар громко постучала в ворота преисподней и стала звать

сторожа:

"Сторож, сторож, открой ворота...

Открой ворота, дай мне войти,

Если ты не откроешь ворот, не дашь мне войти,

Разломаю я дверь, замок разобью".

(Перевод В. Шилейко)

Сторож почтительно попросил Иштар подождать снаружи и побежал к своей госпоже

владычице преисподней Эрешкигаль доложить, что у ворот стоит ее сестра.

Эрешкигаль, "словно срубленный дуб лицом пожелтела, какпобитыйтрост-ник,

почернели ее губы". Ее испуг объясняется тем, что Иштар, богиня жизни, вторгаясь

в царство мертвых, могла нарушить всю гармонию Вселенной.

Тем не менее Эрешкигаль приказала сторожу впустить гостью и поступить с ней

"согласно древним законам".

Сторожраспахнул ворота перед Иштар:

"Входи, госпожа! Ликует Кугу! Дворец преисподней о тебе веселится!"

Но чтобы попасть к Эрешкигаль, Иштар пришлось пройти не через одни ворота, а

через целых семь, и у каждых ворот привратник просил ее отдать что-нибудь из ее

украшений или одежд, потому что в царстве мертвых "такие законы".

Иштар отдала венец с головы, подвески из ушей, ожерелье, запястья с рук и ног,

"щиты с грудей", пояс, набедренную повязку. Все эти вещи обладали магической

силой. Расставшись с ними, Иштар, нагая и беззащитная, предстала пред своей

грозной сестрой.

Эрешкигаль наслала на Иштар шестьдесят болезней - "на всю на нее, на все ее

тело", изаточилабогинювподземномдворце.Межтем на землебез Иштар все живое

лишилось своей производительной силы:

Бык на корову больше не скачет,

Осел ослицы больше не кроет...

Спит супруг в своей спальне, спит жена у себя.

Боги решили, что пора вызволять Иштар. Они создали уродливого карлика Аснамира и

отправили его в царство мертвых. Аснамир при помощи заклинаний исцелил Иштар и

освободил ее из заточения.

24

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

ЩУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

  1. Сто великих мифов и легенд (1)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  2. Сто великих мифов и легенд (2)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  3. Сто великих загадок природы (1)

    Документ
    Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали. Наиболее невероятной казалась гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу
  4. Сто великих® археологических открытий

    Документ
    Громкое заявление о том, что человек произошел от обезьяны, прозвучало задолго до того, когда были обнаружены первые реальные факты, подтверждающие или опровергающие это утверждение История открытий останков ископаемых высших приматов (гоминидов),
  5. Сто великих пророков и вероучителей

    Документ
    религиозного чувства и религиозной жизни Принципы, которыми мы руководствовались при ее
  6. Сто великих мореплавателей

    Документ
    Почему божественных9 Наверное, потому, что там было так много всего, о чем только мечтал человек, - там били винные ручьи и росли деревья с молодильными плодами, путников ублажали прекрасные дивы, все были свободны и счастливы и у
  7. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  8. Сто великих композиторов

    Документ
    звучала на театральных представлениях, помогала трудиться Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах Каждый век рождал замечательных музыкантов - кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных.
  9. Сто великих загадок XX века

    Документ
    С этого момента все дни, какие Толлю еще оставалось прожить на свете, были подчинены мечте о достижении увиденного острова Но сделаем еще некоторое отступление во времени - в год 1810-й, когда устьянский "промышленник"

Другие похожие документы..