Материалы

К.Г. Васильева,

студентка СПбГУЭФ

Должны ли мы знать географию?

Должны ли мы знать географию? Понимаем ли мы место и роль географии в современном мире, в современной жизни общества? Мне кажется, что существует проблема утраты общественного интереса к данной науке.

География как взаимодействие человечества и природы — это сложный процесс. Это не только дисциплина, которую мы изучаем в учебных заведениях. Это очень широкая область знаний, которую используют почти во всех сферах жизни общества. Она имеет общеобразовательное значение, помогает в решении проблем развития страны, в экономических и социальных вопросах. Это предмет, который позволяет нам ознакомиться со всеми красотами и богатствами нашей родины, с культурными ценностями и традициями разных народов, населяющих её бескрайние просторы. В конце концов, это просто очень интересно – географические открытия, загадки и тайны природы. География — это воспитание толерантности ко всем народам и культурам. Огромную роль география играет для изучения демографического состояния в нашей стране и вообще в мире. В настоящее время это является одной из главных проблем и требует всестороннего подхода к ней.

Наш университет понимает необходимость изучения географии. Экзамен по этой дисциплине является вступительным для некоторых факультетов. Существует кафедра региональной экономики и природопользования. Роль данной кафедры дать представление студентам, будущим экономистам о географии и также подготовить специалистов в данной области. Одним из важных факторов в изучении являются преподаватели, которые могли бы пробудить интерес к этой дисциплине. Одним из них являлся Вениамин Соломонович Клупт, географ, доктор географических наук, профессор. После окончания экономического факультета Ленинградского политехнического института, он начал работать в Ленинградском финансово-экономическом институте с момента его основания и до последнего дня своей жизни. Он заведовал кафедрой свыше 25 лет. Его талант преподавателя и руководителя способствовали тому, что экономическая география становилась любимым предметом у студентов. Его лекции оставили впечатления на всю жизнь у студентов. Благодаря научным работам, ряду учебных пособий, он внёс значительный вклад в распространение географических знаний. Существует вырезка из газеты тех времен, где студенты пишут:

Благодарим лучшего преподавателя

профессора Клупта

Студенты IV семестра 2го потока, прослушав курс лекций по эконом географии профессора Клупта, выносят ему глубокую благодарность.

Лекции профессора Клупта всегда были высококачественными, отличались обильностью конкретного материала и читались ясным языком. Профессор Клупт всегда проявлял товарищеское отношение и внимание к студентам.

Группа студентов

по поручению семестра

Интересна сама жизнь великого учёного. Научные интересы Клупта были связаны с экономической географией, вся его жизнь после окончания университета была посвящена изучению этой науки. О его таланте можно судить по тому, что в 1939 г. защита кандидатской диссертации была настолько глубокой, что учёный совет присудил ему учёную степень доктора географических наук. Глубокому знанию нашей страны способствовало его увлечение туризмом. Научная деятельность Клупта тесно связана с Всесоюзным географическим обществом (ныне — Русским географическим обществом), где он, спортсмен-альпинист, заядлый путешественник, возглавлял Комиссию высокогорных исследований.

Его профессионализм как учёного географа привёл к тому, что он до войны преподавал в нескольких университетах. А во время блокады был участником обороны Ленинграда, в котором он провёл зиму 1941-1942 гг. Благодаря его знаниям Кавказа он помог спасти несколько десятков студентов и преподавателей. Когда в 1942 г. город Ессентуки был оккупирован германскими войсками Вениамин Соломонович сумел оповестить и вывел по знакомым тропам в Дагестан студентов и преподавателей, находящихся в эвакуации.

Вениамин Соломонович Клупт — яркий пример человека, который был талантливым преподавателем и пробуждал интерес у студентов к географии не только благодаря научным знаниям в этой области, но и благодаря собственному опыту и рассказам о своих путешествиях.

В настоящее время предмет география вызывает интерес у студентов. Они хотят изучать её, чтобы лучше знать свою страну и её соседей. Важна география и будущим экономистам. Им необходимо знать о том, как правильно территориально разместить производство, какие условия и особенности развития и размещения в разных странах. Сейчас существует проблема взаимодействия природы и общества, экологической стабильности и юные специалисты понимают это и их увлечение географией становится решающим в выборе профессии. Они стремятся к полному глубокому изучению дабы в будущем оказать помощь в решении этих проблем. Также волнуют вопросы демографии, так как в стране существуют проблемы с рождаемостью. В изучение этих проблем большой вклад вносит теперь уже внук Вениамина Соломоновича доктор экономических наук, профессор кафедры статистики, декан факультета РИТММ Михаил Александрович Клупт. Его последняя монография подробно, глубоко и интересно раскрывает проблемы демографии в России. Советую студентам ознакомиться с книгой. А наш Университет может гордиться тем, что династия Клуптов внесла большой вклад в науку и в преподавание таких дисциплин как география и демография.

А.М. Власовец, профессор, к.т.н.

М.А. Путинцева, доцент, к.э.н.

Г.И. Саитова, ст. преподаватель

История кафедры информатики

Учебный процесс кафедры, её кадровый состав тесно связаны с жизнью нашего государства. Само возникновение кафедры в шестидесятых годах вызвано процессами в экономике страны, происходившими в то время. Была поставлена задача быстрого повышения производительности труда, разработки оптимальных планов развития страны, получения грамотных прогнозов в экономике. Это было время, когда в научных учреждениях, вузах, конструкторских бюро и плановых отделах появились первые электронные вычислительные машины (ЭВМ), и в то же время существовали фабрики механизированного счета и машино-счетные бюро, в которых для производства расчетов применялись электро-механические вычислительные устройства: счетно-перфорационные вычислительные машины, суммирующие, вычислительные, бухгалтерские, фактурно-бухгалтерские машины. Сам перечень названий этих средств вычислительной техники показывает, что они применялись преимущественно в бухгалтерских, финансовых и статистических расчетах. Был накоплен опыт применения таких машин, имелись производственные и преподавательские кадры для их использования и обучения пользователей. Поскольку для производства вычислений применялись электро-механические машины, то сам процесс их использования получил название “Механизация вычислительных работ”. Всё это послужило основанием для принятия решений руководством нашего университета, чему, на чём и как учить студентов в области применения средств вычислительной техники.

В конце 60-х годов на кафедре “Бухгалтерский учёт и анализ” Ленинградского финансово-экономического института имени Н.А. Вознесенского (ЛФЭИ) был введён курс “Механизация учёта”. Группу преподавателей по этому курсу возглавила доцент Кортикова Клавдия Дмитриевна. Учёный совет ЛФЭИ постановил ввести в программу общеобразовательный курс “Механизация вычислительных работ” для студентов всех специальностей.

Приказом по институту в 1967 году была организована кафедра “Механизация учёта и вычислительных работ”. Заведующей кафедрой стала доцент Кортикова К.Д. В штат кафедры были зачислены преподаватели: Николаева Евгения Алексеевна, Урлик Альбина Петровна, Александрова Любовь Андреевна, Путинцева Маргарита Анатольевна, Головнёва Галина Петровна, Евграфова Татьяна Николаевна, Конева Валентина Константиновна. Позже были приняты Елисеева Вера Александровна, Соколова Елена Александровна, Суздалева Алла Германовна.

При кафедре была создана учебная лаборатория, в состав которой вошли классы электромеханических машин: перфорационных, суммирующих, вычислительных, бухгалтерских, фактурных.

В связи с развитием новой вычислительной техники с 1968 года на кафедре вводится курс “ЭВМ и программирование”. Штат кафедры пополняется новыми преподавателями.

Для обеспечения учебного процесса по этой дисциплине была организована вычислительная лаборатория с ЭВМ Минск-22, руководителем которой был назначен доцент В.Я. Лях. В курс “ЭВМ и программирование” включаются элементы программирования с использованием алгоритмических языков. Этот курс был коротким – всего 40 часов. Он вызывал у студентов, с одной стороны, большой интерес, так как знакомил с ЭВМ. С другой стороны, вызывал неудовлетворение, потому что решение и отладка программ выполнялись через оператора, так как студенты не могли выполнять функции оператора. По учебным задачам студенты писали программы, по ним создавали перфоленту для ввода информации в ЭВМ. Сдавали перфоленту оператору на ЭВМ, и начинался процесс отладки задачи. Это давало представление о процессе решения задачи на ЭВМ.

Первым в качестве алгоритмического языка в учебный процесс был введён АЛГОЛ, а затем его русифицированная версия АЛГЭМ, предназначенная для решения экономических задач.

В 1975 году на базе лаборатории был создан вычислительный центр, начальником которого был назначен к.э.н. Бирюк В.К., окончивший аспирантуру по кафедре информатики. В вычислительном центре была установлена ЭВМ МИНСК -32. В качестве носителей информации использовались бумажные носители перфокарты и перфоленты. Затем в учебный процесс внедряется русская версия алгоритмического языка КОБОЛ, ориентированного на решение экономических задач.

При решении задач расчетного характера в дипломных работах студенты должны были продемонстрировать умение использовать современные ЭВМ и программирование.

Это было время широкого внедрения ЭВМ и автоматизированных систем управления (АСУ) в производство и управление, в связи с чем возникла необходимость подготовки экономистов в этой области. Правительством было принято решение о подготовке в ряде вузов страны, в т.ч. ЛФЭИ, экономистов, специализирующихся на разработке, внедрении и эксплуатации АСУ.

Развитие кафедры требовало пополнения кадров. В 1972 году на кафедру приходят преподаватели:

доктор технических наук профессор Жигарев А.Н.; доцент, кандидат технических наук Власовец Александр Михайлович; Лазаревич Любовь Васильевна; доцент, кандидат технических наук Протопопов Леонид Иванович; доцент, кандидат экономических наук Медвинский Александр Михайлович; доцент, кандидат технических наук Семёнов Владимир Николаевич; доцент, кандидат технических наук Плетнёв Валентин Александрович; Иваненко Игорь Николаевич; Федотов Ярослав Алексеевич и другие.

В 1973 году заведующим кафедрой становится доктор технических наук профессор Жигарев А.Н. Кафедра получает новое название

- кафедра «Автоматизированных системы управления».

С 1968 года при кафедре открылась аспирантура.

На кафедре ведётся преподавание двух дисциплин: “ЭВМ и программирование” и “Автоматизированные системы управления”. В вычислительном центре устанавливаются ЭВМ ЕС-1022 и ЭВМ ЕС-1035, а в компьютерной лаборатории кафедры – ЭВМ СМ-4 из серии малых машин. В учебный процесс включается освоение алгоритмических языков ПЛ–1 и Бэйсик, изучение пакетов прикладных программ, основанных на экономико-математических методах сетевого планирования и линейного программирования. Взаимодействие студентов с ЭВМ серии ЕС осуществлялось только через диспетчера вычислительного центра, а с СМ-4 – в интерактивном режиме при помощи видеотерминалов. В дальнейшем, с появлением диалоговой системы JEC появилась возможность вести отладку программ с видеотерминалов пользователей. С этой целью на базе вычислительного центра института был создан дисплейный класс, в котором студенты могли отлаживать программы и запускать их на выполнение. По существу, это был прообраз модели “клиент-сервер”, используемой в настоящее время в локальных компьютерных сетях. Дисплейный класс использовался также для тестирования студентов по разным дисциплинам.

При решении задач расчётного характера в дипломных работах студенты должны были продемонстрировать умение использовать современные ЭВМ и программирование.

Во второй половине 80-х годов в учебном процессе появились программируемые настольные микро-ЭВМ Электроника Т3-16, ИСКРА - 23 и серия микрокалькуляторов (МК). Первыми персональными компьютерами, используемыми кафедрой в учебном процессе, были ИСКРА -1030.

Кафедра постоянно проводит занятия со всеми преподавателями института по курсу “Информационные технологии в экономике”.

Преподаватели кафедры принимают самое активное участие в работе факультета повышения квалификации (ФПК), преобразованного затем в межотраслевой институт повышения квалификации (МИПК), а потом в высшую экономическую школу (ВЭШ).

В конце 80-х годов на кафедру пришли специалисты с большим практическим опытом в области разработки АСУ.

С 1988 году кафедру возглавил профессор Евдокимов В.В. Под его руководством была проделана очень большая работа по переоснащению и созданию новых компьютерных классов при кафедре, оборудованных IBM-совместимыми персональными компьютерами. Была создана локальная вычислительная сеть, объединяющая эти классы. Разработан и внедрён в учебный процесс комплекс учебно-методической литературы по использованию офисных программных продуктов. На базе компьютерных классов кафедры была создана учебная лаборатория, большой вклад в становление которой и организацию учебного процесса в ней внесли её заведующие Петров Алесей Сергеевич и Бондаренко Сергей Алексеевич.

Кафедра поменяла название на “Экономическая информатика и АСУ”. В учебный процесс вводится курс “Экономическая информатика и вычислительная техника” и применяются офисные информационные технологии: текстовый процессор Лексикон, табличный процессор QuattroPro, СУБД Paradox.

В 1997 г. был издан учебник “Экономическая информатика” под редакцией проф. Евдокимова, в написании которого приняли участие все преподаватели кафедры.

В 2002 г. на базе вычислительного центра университета и компьютерных лабораторий кафедры был создан центр информационных технологий (ЦИТ). ЦИТ возглавил к.э.н., доцент Харченко А.Ф., а затем Петров А.С. Все компьютеры ЦИТ и учебных лабораторий кафедры были объединены в единую сеть с высокоскоростным выходом через выделенный канал в глобальную компьютерную сеть Интернет. Кафедра тесно сотрудничает с ЦИТ, который постоянно поддерживает и обновляет техническое и программное обеспечение учебного процесса на современном уровне.

  1. Материалы (3)

    Документ
    Работа посвящена рассмотрению процессов нагрева тонких проводников, а также слоев металлизации при прохождении через них одиночных токовых импульсов различной формы (длительность =10-1 мкс,
  2. Материалы (5)

    Документ
    Информация по комплексным контрольным мероприятиям над выполнением транспортного законодательства на территории муниципальных образований Республики Татарстан .
  3. Материалы (7)

    Документ
    В сборнике представлены материалы августовской конференции работников образования г. Омска (24–25 августа 2005 года) по вопросам преемственности различных ступеней муниципальной системы образования.
  4. Материалы для подготовки к дифференцированному зачёту по курсу «Математические методы в психологии»

    Материалы для подготовки
    В эксперименте измерялось время реакции на визуальные стимулы. Двум группам испытуемых давались разные мотивирующие инструкции. Проверить гипотезу о том, что первая инструкция приводит к уменьшению времени реакции по сравнению со второй.
  5. Материалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «Обществознание» (1)

    Материалы для подготовки
    Письменный экзамен по дисциплине проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всему содержанию школьного курса обществознания: человек, общество, познание, право; экономическая, политическая
  6. Материалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «Обществознание» (2)

    Материалы для подготовки
    Письменный экзамен по дисциплине проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всему содержанию школьного курса обществознания: человек, общество, познание, право; экономическая, политическая
  7. Материалы к 4-му заседанию Тюменской областной Думы пятого созыва 19 апреля 2012 года

    Документ
    Проектом постановления, внесенным председателем областной Думы, предлагается поручить комитету по государственному строительству и местному самоуправлению областной Думы обобщить предложения, высказанные депутатами областной Думы в
  8. Материалы газеты "Соратник" №69 (2002 г.)

    Документ
    Все как обычно: улыбки, объятия, радостные возгласы приветствий. Тольконет в окружении тургоякских стройных сосен, да водная гладь где-то вдалеке поблескивает.
  9. Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011 (1)

    Документ
    Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии».
  10. Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011 (2)

    Документ
    Данная статья о городе, как культурном и историческом центре. Основная концепция, "образ города" анализируется на примере г. Вологды. По результатам социологических исследований мы выявляем основные механизмы формирования образа

Другие похожие документы..