Материалы

Т.П. Беляева,

доцент кафедры финансов СПбГУЭФ

Крупные ученые современности в области финансов

Кафедра финансов – старейшая кафедра университета. Она является одной из первых трех кафедр, образованных в 1930 году. Родилась кафедра финансов под счастливой звездой: на ней работали и ее возглавляли всегда действительно выдающиеся люди в области финансов. Трое из них – наши современники.

Александр Михайлович Александров (1899 – 1978 гг.)доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки. Он возглавил кафедру финансов в сентябре 1944 г. после возвращения института из эвакуации. И проработал заведующим кафедрой до 1972 года. Все годы работы в институте профессор Александров А.М. вел активную научную работу. Он является автором и редактором целого ряда учебников и монографий, изданных в России и ряде зарубежных стран: «Пошлины и налоги на обращение», «Финансы в социалистическом воспроизводстве», «Финансы СССР», «Финансы и кредит СССР».

Профессор Александров А.М. всегда был строг и требователен по отношению к себе. До последних дней работы в институте он был всегда подтянут и собран, тактичен и деликатен в общении. Эта требовательность сочеталась с доброжелательностью и заботой по отношению к студентам и своим коллегам. Уже в конце своей жизни, когда ему доводилось ехать в метро со своими аспирантами, он говорил аспирантам-девушкам: «Это хорошо, что Вы со мной едете. Я уже старый, мне обязательно уступят место, и я Вас усажу!».

Профессор Александров А.М. является создателем самостоятельной научной школы и научным руководителем большого числа известных ученых. Получив образование еще в дореволюционный период, профессор Александров А.М. прекрасно владел почти десятком иностранных языков. Являясь членом Международного института государственных финансов, он неоднократно выступал на международных симпозиумах по вопросам финансов. Эти выступления он делал всегда на языке страны-организатора симпозиума! Его имя было хорошо известно ученым-финансистам многих зарубежных стран.

Эрнест Александрович Вознесенский (1931 – 1997гг.)доктор экономических наук, профессор, возглавлял кафедру с 1972 по 1982 гг., ученик профессора А.М. Александрова. Э.А. Вознесенский был носителем знаменитой в современной истории России фамилии, петербуржцем, потомственным экономистом, сыном профессора, декана экономического факультета (1940 г.) и ректора Ленинградского государственного университета (ЛГУ) в 1941-1947 гг. Александра Алексеевича Вознесенского. К сожалению, эта фамилия принесла ему больше несчастья, чем счастья. В возрасте 19 лет, как родственник (племянник) «врага народа» Николая Алексеевича Вознесенского, имя которого долгие годы носил наш институт, был репрессирован и, практически, всю свою юность до 1955 году провел в застенках Лубянки и в «Воркуталаге». После реабилитации (в 1954 г.) Э.А. Вознесенский восстановился на учебу в Ленинградском финансово-экономическом институте (в 1950 году он поступил в МФИ, но был отчислен в связи с «делом Вознесенских»). Очевидно, необыкновенный педагогический дух семейства Вознесенских, трудные годы эвакуации и 5 лет лагерей сформировали в этом человеке исключительно мужественный дух борца, оппонента и необыкновенную трудоспособность. Он был прирожденным лидером и, при этом, удивительно доброжелательным человеком, с удовольствием занимался спортом – играл за сборную института по волейболу. Окончив в 1957 году институт, Э.А.Вознесенский начал работать в Горфинотделе. Однако многие нерешенные на практике проблемы организации финансового контроля в стране заставили его обратиться к научной методологии этого процесса.

Поступив в аспирантуру ЛФЭИ, он с блеском защитил кандидатскую диссертацию и начал работать в Ленинградском Университете, читая один из наиболее интересных курсов на юридическом факультете - «Финансовое право». С 1967 года Э.А. Вознесенский перешел на работу в ЛФЭИ, где и работал более 25 лет в должности преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой финансов.

Он был блестящим лектором, полемистом, с необыкновенной остротой чувствовавшим огромные проблемы и противоречия в официально провозглашенной теории советских финансов. Его огромный вклад в развитие отечественной науки о финансах бесценен. Монографии «Дискуссионные вопросы теории социалистических финансов», «Методологические аспекты анализа сущности финансов», «Финансы как стоимостная категория» получили широкую известность в научном сообществе финансистов. Выход каждой его монографии вносил существенный вклад в развитие теории финансов. Они до настоящего времени являются настольными книгами каждого преподавателя и аспиранта, специализирующихся в области государственных финансов и хорошо известны и мировому научному сообществу.

Профессор Вознесенский Э.А. очень любил работать с молодыми учеными и студентами, прививая им любовь к самостоятельному мышлению, требуя точности в аргументации и формулировках основных понятий. Обладая общительным, чисто мужским характером, профессор Вознесенский Э.А. запомнился всем его коллегам и друзьям как исключительно доброжелательный человек, готовый прийти на помощь в любое время суток.

Романовский Михаил Владимирович родился 23.08.1937 г. в семье преподавателя ЛФЭИ - доцента Романовского В.М.. По сути, вся его жизнь связана с ЛФЭИ и нашим университетом.

В блокадные годы с1941 по март 1942 гг., он вместе с семьей проживал на «казарменных условиях» в помещении блокадного института и вместе с частью коллектива ЛФЭИ через Ладожское озеро специальным эшелоном был эвакуирован в г. Ессентуки, где был свидетелем и очевидцем военной оккупации и освобождения Ессентуков. В 1947 г. возвратился в город Ленинград, и после окончания средней школы поступил на 1 курс финансового факультета ЛФЭИ, который закончил с красным дипломом. После окончания института работал в финансово-экономическом отделе завода «Русский Дизель». В 1969 г. перешел на преподавательскую работу в ЛФЭИ, успешно защитил кандидатскую, а в последствии – и докторскую диссертацию. Кафедру финансов возглавляет с 1984 г. по настоящее время. Профессор Романовский М.В. является видным ученым-экономистом и талантливым организатором научной и учебной работы в высшей школе. Широкой научной и вузовской общественности России он известен как автор фундаментальных работ по вопросам бюджета и финансов предприятий. В научных трудах профессора Романовского М.В. разработано и получило глубокое обоснование и развитие новое научное направление – управление финансами предприятий на основе концепции финансового менеджмента, которое является примером интеграции отечественных теоретических разработок и новейших достижений финансовой мысли. Исследования профессора М.В. Романовского по проблемам финансирования инноваций, государственным и муниципальным финансам, эффективности системы бюджетирования предприятий имеют большое практическое значение для развития бизнеса и предпринимательства. Он в новых условиях сумел развить Санкт-Петербургскую научную школу финансистов, которая получила широкое признание в России и странах ближнего зарубежья.

Под научным руководством профессора Романовского М.В. впервые в стране были изданы учебники «Бюджетная система РФ», «Финансы предприятий», «Налоги и налогообложение», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Финансы», «Финансы и кредит», выход которых явился значительным событием в деятельности экономических вузов России. Учебники стали базовыми для всех экономических специальностей, они получили признание во всей стране и ближнем зарубежье и многократно переиздавались.

Профессор Романовский М.В. – человек общительный и жизнерадостный. Он принимает самое активное участие в делах студенчества и всего коллектива родного финансового факультета, активно занимался парусным спортом и до настоящего момента с удовольствием катается на горных лыжах.

Профессоры Александров А.М., Вознесенский Э.А. и Романовский М.В. – это известные ученые, научные деятели, самобытные личности. Они основа известности не только кафедры финансов, но и всего Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Практически все преподаватели кафедры финансов являются их учениками.

Е.Р. Борисова (Карпова),

д. философских наук, канд. экон. наук

Учителя с большой буквы!

Есть три понятия времени: прошедшее, настоящее, будущее. Прошедшее всегда пополняется событиями из настоящего. "Сегодня" становится "вчера", "вчера" переходит в "позавчера". Год текущий становится годом минувшим. Рассказывая о Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, я не могу не порадоваться настоящему, не вспоминая прошлое. Они неразрывны.

Я окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского в 1986 году с отличием, была Ленинским стипендиатом.

Вспоминая те далекие годы учебы, первое, что всплывает у меня в памяти – это общение мое с научным руководителем моей дипломной, а затем и кандидатской работы – Овчинниковой Светланой Григорьевной. Меняется время, не меняется только Светлана Григорьевна, она, по-прежнему, также хороша собой, всегда подтянута, является безусловным примером для подражания. Я действительно очень хотела быть похожа на нее. Особенно запомнились мне занятия, проводимые Светланой Григорьевной. Они были школой профессиональной этики, примером культуры поведения и даже, своего рода, экзаменом, иногда она была и строга, если это было необходимо. Светлана Григорьевна остается эталоном руководителя, высокопрофессиональным ученым, порядочным, интеллигентным, культурным и просто красивым человеком.

Возглавлял кафедру экономики промышленности и читал у нас лекции Войтоловский Виктор Николаевич. В памяти сохранились эпизоды, характеризующие Виктора Николаевича как гражданина, как глубокого мысли­теля, исключительно доброжелательного человека. Он был многогранной личностью, внес весомый вклад в развитие экономической мысли того периода. Авторитет Виктора Николаевич для меня и моих сокурсников был непререкаем, молодежь смотрела на него, как на божество. Если учесть его внешность, интеллигентность, культуру поведения, то естественно, что всем и каждому хотелось хоть сколько-то быть похожим на него. Мне повезло, что я слушала его лекции и имела возможность с ним общаться. Я горжусь, что была его учеником.

И еще об одном учителе хотелось бы вспомнить – декан промышленно-экономического факультета – Лайков Анатолий Михайлович. Именно он умело угадывал в каждом из нас научные задатки, так я стала членом сборной команды института, занявшей 1 место во всесоюзной олимпиаде «Студент и научно-технический прогресс». «Эйнштейн говорил, - рассказывал нам Анатолий Михайлович, - что талант в науке дает в лучшем случае пять процентов успеха. А все остальное – это труд, труд и труд». С нами упорно и отдельно работали лучшие профессора. Нам от­четливо давали понять, что мы — строители и будущие хозяева нашего научного дома, и связаны с ним надолго, может быть, на всю жизнь. От того, каким он будет, зависят наши судьбы, наше будущее, наша паука. Все это в наших руках, все это в первую очередь зависит от нас. Была создана и поддерживалась атмосфера удивительного энтузиазма, за­паса которого действительно хватило на долгие годы.

Н.В. Бурова,

доктор экономических наук,

директор РФБП

Т.А. Козлова,

  1. Материалы (3)

    Документ
    Работа посвящена рассмотрению процессов нагрева тонких проводников, а также слоев металлизации при прохождении через них одиночных токовых импульсов различной формы (длительность =10-1 мкс,
  2. Материалы (5)

    Документ
    Информация по комплексным контрольным мероприятиям над выполнением транспортного законодательства на территории муниципальных образований Республики Татарстан .
  3. Материалы (7)

    Документ
    В сборнике представлены материалы августовской конференции работников образования г. Омска (24–25 августа 2005 года) по вопросам преемственности различных ступеней муниципальной системы образования.
  4. Материалы для подготовки к дифференцированному зачёту по курсу «Математические методы в психологии»

    Материалы для подготовки
    В эксперименте измерялось время реакции на визуальные стимулы. Двум группам испытуемых давались разные мотивирующие инструкции. Проверить гипотезу о том, что первая инструкция приводит к уменьшению времени реакции по сравнению со второй.
  5. Материалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «Обществознание» (1)

    Материалы для подготовки
    Письменный экзамен по дисциплине проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всему содержанию школьного курса обществознания: человек, общество, познание, право; экономическая, политическая
  6. Материалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «Обществознание» (2)

    Материалы для подготовки
    Письменный экзамен по дисциплине проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всему содержанию школьного курса обществознания: человек, общество, познание, право; экономическая, политическая
  7. Материалы к 4-му заседанию Тюменской областной Думы пятого созыва 19 апреля 2012 года

    Документ
    Проектом постановления, внесенным председателем областной Думы, предлагается поручить комитету по государственному строительству и местному самоуправлению областной Думы обобщить предложения, высказанные депутатами областной Думы в
  8. Материалы газеты "Соратник" №69 (2002 г.)

    Документ
    Все как обычно: улыбки, объятия, радостные возгласы приветствий. Тольконет в окружении тургоякских стройных сосен, да водная гладь где-то вдалеке поблескивает.
  9. Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011 (1)

    Документ
    Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии».
  10. Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011 (2)

    Документ
    Данная статья о городе, как культурном и историческом центре. Основная концепция, "образ города" анализируется на примере г. Вологды. По результатам социологических исследований мы выявляем основные механизмы формирования образа

Другие похожие документы..