Материалы

С.Д. Артюшкин,

канд. техн. наук, доцент СПбГУЭФ

Лето в Евросоюзе

(Латышско-Российское студенческое сотрудничество)

ВУЗу – 80! Много это или мало? При любой оценке именно благодаря СПбГУЭФ многие наши студенты за последние годы побывали в Латвии. А некоторые и неоднократно.

Почему Латвия? Если быть точным, то вспоминается и поездка в Эстонию. Она ознаменовалась тем, что мы первыми пересекали границу в Нарве в те секунды, когда Эстония вступала в ЕС.

Но тем не менее, именно с Латвией, точнее с Балтийской Международной Академией (БМА) сложились отношения, переросшие в «Договор о взаимном сотрудничестве». На его основе наши студенты принимали участие в конференциях этого ВУЗа в Резекне, Даугавпилсе.

В 2009 году ребята получили приглашение на участие в Международной летней банковской школе, проводимой на базе БМА. Особенностью данного мероприятия явилось то, что в ней приняли участие студенты 1,2 и 4 курсов, выпускники – всего 18 человек. Своё мнение о прошедшем они высказали в газете СПбГУЭФ «Экономист» (№8 (1033), октябрь, 2009г.):

«То что называли грозным словом «школа», оказалось интересным и увлекательным мероприятием! Помимо лекций, проводились круглые столы, познавательные игры, проходили горячие споры и обсуждения, из которых каждый участник школы вынес для себя что-то новое. Кроме этого, нас ожидали сюрпризы! Одним из них было посещение Национального банка Латвии и его замечательного музея, ориентированного на учащихся школ и вузов. Этот необычный музей даёт возможность поиграть в игры, каждая из которых представляет собой какой-либо маленький процесс в денежно - кредитной системе и позволяет понять сложные и порой труднообъяснимые понятия макро – и микроэкономики.»

По окончанию занятий и проведения контрольных испытаний студентам были торжественно вручены сертификаты.

Участие в подобной «школе» может стать традиционным. Наши студенты вновь получили приглашение на возможность позаниматься в ней летом 2010 года.

В ближайшей перспективе просматриваются и такие возможные варианты развития событий:

- при достижении согласия сторон (с некоторой корректировкой и расширением программы «школы»), возможно СПбГУЭФ сможет рассматривать работу в ней как необходимую студентам производственную практику;

- готовятся (с двух сторон) кандидатуры для обмена студентами на определённый срок обучения;

- в стадии оформления находятся материалы, которыми студенты желают обменяться для открытия внутривузовских выставок.

Итак, «80»! Это много или мало? Это - хорошо. Долгих и благотворных лет Вам, Первый экономический ВУЗ России.

Г.Л. Багиев

д.э.н., профессор

Заслуженный деятель науки РФ

зав. кафедрой маркетинга

СПбГУЭФ

Непрерывные научные инновации как фактор

эффективной подготовки экономистов и менеджеров

по программам «маркетинг»

Кафедра маркетинга образована в соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ в сентябре 1990 г. Подготовка экономистов-маркетологов была начата уже с 1989 г. в рамках специальности 0612 «Коммерция», специализация «Маркетинг средств производства». В штате кафедры – 34 чел. профессорско-преподавательского состава. С 1994 г. в соответствии с «Классификатором направлений и специальностей высшего профессионального образования» на кафедре маркетинга осуществляется подготовка маркетологов по специальности «Маркетинг» в рамках направления 080300(52200) «Коммерция». Ежегодный контингент выпускников – 100 чел., в том числе 20 по вечерней форме обучения.

За двадцатилетний период кафедра провела интенсивную, плодотворную работу по всем направлениям деятельности: учебная, учебно-методическая, научная, международная, воспитательная. Если в 1989 г. структура кафедры включала одного д.э.н., три доцента и одного ст.преподавателя, то в 2009 г. кафедра включает 35 преподавателей, в числе которых 13 докторов наук, 16 кандидатов наук, и пять преподавателей, работающих над диссертациями на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Научная деятельность преподавателей рассматривается как ключевой фактор повышения качества обучения, подготовки компетентных специалистов для экономики России.

Миссией научной деятельности кафедры маркетинга с 1989 г. по настоящее время является трансформация и развитие теории и методологии концепций маркетинга применительно к требованиям времени и динамике потребностей потребителей:

В период 1990-2000 гг. исследования проводились в рамках темы: «Теория, методология и методика маркетинга взаимодействия и коммерческих коммуникаций». Уже в 1991 г. подготовлено и издано пособие «Маркетинг средств производства: основы планирования, организации и экономики» (10 п.л., Багиев Г.Л., Новиков О.А.1991 г.).

В 1995 г. результаты исследований позволили обосновать новую концепцию маркетинга - маркетинга взаимодействия для российского предпринимательства. Время подтверждает актуальность и перспективность маркетинга взаимодействия, так как она находит широкое использование в науке и практике. Эта концепция, ориентированная на долгосрочные взаимоотношения с клиентами и на удовлетворение целей участвующих в коммуникациях (сделках) субъектов рынка, предполагает сквозную оптимизацию всех ресурсов и видов деятельности в процессе управления маркетинговыми решениями.

Маркетинг взаимодействия повышает значимость личности (и каждого субъекта сети), личных контактов, компетентности в системе маркетинговых коммуникаций. Более того, он распределяет ответственность за принятие решений в области маркетинга на весь персонал бизнес структуры, который вовлекается в процесс формирования и развития долговременных взаимовыгодных отношений с клиентами и покупателями.

Определено главное значение маркетинга, его цель – формирование и развитие процесса обмена ценностями, чтобы сделать этот обмен взаимовыгодным для участвующих в нём партнеров (а не конкурентов).

По результатам научных исследований был подготовлен и в 1999 г. выпущен первый в России учебник по маркетингу (Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Холгер. Маркетинг. Учебник для вузов. С грифом Минвуза. Издательство «Экономика», М., 44 п.л., 1999 г.), который имеет уже четыре издания.

В период 2000-2005 гг. кафедра приступила к разработке и осуществлению обновленой научно-исследовательской темы: «Проблемы методологии, теории и методики построения эффективных маркетинговых систем». В этот период исследованы системные характеристики современных маркетинговых систем, предложена поэтапная композиция маркетинговых решений (Татаренко В.Н.), развиты поступательные и методологические основы организации маркетинг-менеджмента в виртуальной среде (Успенский И.В., Ченцов В.И., Юняева М.А.).

В работе Ю.Н.Соловьёвой и И.А.Аренкова обобщены и развиты основы бенчмаркинга, нового средства поиска эффективных технологий маркетинга (2004 г.). Впервые в российской науке о маркетинге рассмотрены и развиты методология и теория формирования механизма управления маркетинговой компетентностью бизнес-структур.

В этот период получили развитие проблемы отраслевого маркетинга, в частности маркетинга промышленных товаров (Юлдашева О.У.) и маркетинга туристских услуг (Шубаева В.Г., Сердобольская И.О.). Особое звучание получили результаты исследований природы и механизма формирования и использования брендов в процессе обмена ценностями (Багиев Г.Л., Бичун Ю.А.). Впервые в научной и учебной школах предложены методология и оценка экономической эффективности затрат и их результатов в маркетинговой деятельности (Багиев Г.Л., Светуньков С.Г.). Показано, что маркетинг является не только потребляющим научные знания и опыт, но и выступает движителем других наук, таких как, например, наука обменных процессов, генератором необходимостей совершенствования и развития других наук. В работах Г.Л. Багиева «Экономика маркетинга» (2004 г.), «Организация деятельности маркетинга (2004 г.) показано, что наука о маркетинге должна базироваться на теории согласования спроса и предложения и в частности на согласовании и оптимальности пропорций распределения прибыли продукта и дохода потребителя. Установлено, что процесс обмена ценностями требует привлечения особого ресурса – маркетинговых усилий (затрат). Было предложено выделить в сфере маркетинговой деятельности понятие «маркетинговой цепочки». Впервые в теории маркетинга предложено понятие «таргет-индикаторов» и маркетинговой «метрики», под которой понимается набор (характеристик, показателей, оценок) целевых индикаторов, характеризующих степень (уровень), достижения бизнес- структурами маркетинговой эффективности (Багиев Г.Л., 2004г.). В работах Д.А. Козейчук, В.Н. Домнина предложены алгоритмы экономической оценки стоимости брендов потребительских товаров, с учетом их нематериальных активов (2004, 2005 гг.).

Начиная с 2005 г. по настоящее время научная деятельность кафедры интенсивно координируется в рамках новой госбюджетной НИР: «Методология, теория и методика когнитивной концепции маркетинга: креативность и маркетинговый потенциал предпринимательских структур».

Уже в 2003 г. в работах В.З. Лесохина и А.В. Дулькина по результатам исследования проблемы «Креативность фирмы как фактор повышения эффективности повышения организации предпринимательства» было раскрыто социально-экономическое содержание понятия «креативность фирмы», определена миссия креативности как способность к инновациям, творчеству не только личности, но и предпринимательской и маркетинговой систем.

Дальнейшее развитие эти научные посылки получили в работах О.У. Юлдашевой, В.Г. Шубаевой и В.Н. Татаренко. Когнитивная концепция маркетинга (О.У. Юлдашева, 2005 г.) нацеливает маркетинговую деятельность на продвижение технологии потребления продукта, на создание определённого стиля и стандарта потребления, тесно связанных со стилем жизни общества и индивида.

В.Г. Шубаева предложила рассматривать креативность в тесной связи с процессом творчества индивида и организации, как способность к генерации инноваций в результате взаимодействия компетентности умения творить и мотивации (2006 г.). В этой связи креативный маркетинг – это сплав концепций взаимодействия, влияния и когнитивности. Такая модель креативного маркетинга заставляет по-новому рассматривать проблемы организации управления и экономики маркетинга. При этом в качестве важнейшей проблемы остается задача оптимизации маркетинговых решений с учётом информационных, экономических, социальных и экологических последствий функционирования маркетинговой системы.

В этой связи подлежит дальнейшему исследованию концепция маркетинга влияния как «новая рыночная философия новой культуры креативного и формационного мышления» (В.Н. Татаренко, 2008 г.). Надо полагать, что влияние является не только ресурсом, но и рыночной силой, интеграция которой показана в модели М. Портера. Тем самым следует маркетинг влияния, если «влияние» это продукт или услуга, увязывать с процессом управления и риск-маркетингом, с регламентацией государственного регулирования и стандартизацией технологий потребления, природных и произведённых человеком ценностей. Особый интерес представляют исследования концепции маркетинга влияния на виртуальных рынках и поиска возможностей использования высвобождающихся «рабочих рук» от «Influence» рыночной власти.

Студенты, обучающиеся специальности маркетинг активно привлекаются к научной деятельности кафедры.

Привлечение студентов к НИРс осуществляется в процессе обучения, через предмет, в период проведения научно-практических конференций и семинаров в России и за рубежом в вузах партнёрах. Кафедра изучает научные материалы студентов в виде сборников трудов, продвигает их на Всероссийские и вузовские Олимпиады и тренинги.

В 2008 году кафедра ввела для студентов III курса дисциплину «Организация научной работы». Студенты привлекаются в процессе обучения к моделированию кейсов, деловых ситуаций, проведению презентаций. Тематика НИРс согласуется с тематикой бюджетных и хоздоговорных НИР кафедры, а также с тематикой муниципальных организаций. Ежегодно более 20% студентов рекомендуются для поступления в аспирантуру при кафедре. Из них 15% поступает в аспирантуру на дневную форму обучения.

В настоящее время кафедра ориентирована на инновационные процессы в экономике, что отражается на тематике НИР и процессе совершенствования учебно-методической работы направленной на подготовку бакалавров по направлению «Экономика» и магистров по направлению «Менеджмент» (программа «Маркетинг»).

  1. Материалы (3)

    Документ
    Работа посвящена рассмотрению процессов нагрева тонких проводников, а также слоев металлизации при прохождении через них одиночных токовых импульсов различной формы (длительность =10-1 мкс,
  2. Материалы (5)

    Документ
    Информация по комплексным контрольным мероприятиям над выполнением транспортного законодательства на территории муниципальных образований Республики Татарстан .
  3. Материалы (7)

    Документ
    В сборнике представлены материалы августовской конференции работников образования г. Омска (24–25 августа 2005 года) по вопросам преемственности различных ступеней муниципальной системы образования.
  4. Материалы для подготовки к дифференцированному зачёту по курсу «Математические методы в психологии»

    Материалы для подготовки
    В эксперименте измерялось время реакции на визуальные стимулы. Двум группам испытуемых давались разные мотивирующие инструкции. Проверить гипотезу о том, что первая инструкция приводит к уменьшению времени реакции по сравнению со второй.
  5. Материалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «Обществознание» (1)

    Материалы для подготовки
    Письменный экзамен по дисциплине проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всему содержанию школьного курса обществознания: человек, общество, познание, право; экономическая, политическая
  6. Материалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «Обществознание» (2)

    Материалы для подготовки
    Письменный экзамен по дисциплине проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всему содержанию школьного курса обществознания: человек, общество, познание, право; экономическая, политическая
  7. Материалы к 4-му заседанию Тюменской областной Думы пятого созыва 19 апреля 2012 года

    Документ
    Проектом постановления, внесенным председателем областной Думы, предлагается поручить комитету по государственному строительству и местному самоуправлению областной Думы обобщить предложения, высказанные депутатами областной Думы в
  8. Материалы газеты "Соратник" №69 (2002 г.)

    Документ
    Все как обычно: улыбки, объятия, радостные возгласы приветствий. Тольконет в окружении тургоякских стройных сосен, да водная гладь где-то вдалеке поблескивает.
  9. Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011 (1)

    Документ
    Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии».
  10. Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011 (2)

    Документ
    Данная статья о городе, как культурном и историческом центре. Основная концепция, "образ города" анализируется на примере г. Вологды. По результатам социологических исследований мы выявляем основные механизмы формирования образа

Другие похожие документы..