Материалы

В 1966 г. ЛФЭИ превратился из спокойного, стабильного учебного заведения в бурно революционно развивающийся экономический вуз СССР. Три фактора сыграли решающую роль в этом: «косыгинская» экономическая реформа 1965 года, появление электронных вычислительных машин и назначение на должность ректора Юрия Александровича Лаврикова, прогрессивного, смотрящего вперед руководителя.

Экономическая реформа («Совершенствование планирования и материального стимулирования») требовала нового подхода к подготовке экономистов, а также экономической подготовленности инженерных, управленческих кадров.

Ю.А.Лавриков, имеющий большой опыт партийной работы, хорошо разбирающийся в экономике, пользующийся авторитетом в городе, демократичный по характеру, активно взялся за реформирование вуза.

Первым шагом стало привлечение в институт видных ученых-экономистов. В ЛФЭИ пришли д.э.н, один из создателей экономической кибернетики И.М.Сыроежин, создатель социологической лаборатории О.И.Шкаратан, социолог из Новосибирска д.э.н. Г.Н.Черкасов, из Педагогического института им. Герцена пришел д.э.н. В.И.Громов, инициатор создания объединений крупных предприятий. Они возглавили новые кафедры, создали свои научные школы. В конце 60-х - начале 70-х годов успешно защитили докторские диссертации молодые ученые В.Н.Войтоловский, Э.А.Вознесенский, Э.К.Васильева, Ю.А.Санамов.

Одной из первых задач по перестройке в подготовке экономистов стала разработка модели экономиста. В работе участвовали социологи, ведущие ученые-экономисты, а также экономисты-практики. Новые повышенные требования к специальности экономиста в конечном счете определяли требования к подготовке высококвалифицированного специалиста. Были определены главные направления в подготовке экономистов: переход на 5-летнее обучение (до этого 4 года во всех экономических вузах); введение защиты дипломных работ; обучение на новых электронных вычислительных машинах (в то время «Минск-19»), выполнение на ЭВМ обязательных расчетов в дипломной работе; пересмотр специальностей с учетом потребности экономики; пересмотр учебных планов и программ.

Работа над проектом концепции проходила при активном участии заведующих кафедрами проф. А.М.Александрова, проф. А.А.Иотковского, проф. М.И.Серебрянного, А.И.Ротштейна, П.М.Павлова и других ученых.

Руководство института совместно с коллективом ученых выступило с инициативой, суть которой состояла в том, чтобы добиться права работать по экспериментальным учебным планам, учитывающим требования времени. Большую работу по подготовке новых учебных планов провела начальник учебной части Г.П.Поротикова.

Министерство дало разрешение на введение экспериментальных учебных планов в ЛФЭИ с нового 1970/71 учебного года. В новых планах и программах были учтены последние достижения науки и техники, включены не изучавшиеся ранее дисциплины: основы промышленной социологии, научные основы управления производством, обработка экономической информации, организация управленческого труда, основы экономической кибернетики и другие.

Значительно более важную роль в учебном процессе стала играть библиотека. Проф. Ю.А.Лавриков добился полного освобождения здания от посторонних организаций.

Успешной подготовке студентов способствовал новый подход к научно-исследовательской работе, которая была организована по четырем направлениям: подготовка научных кадров, бюджетная научно-методическая и исследовательская работа, хоздоговорная, студенческая научно-исследовательская. По всем направлениям наблюдался большой подъем. Новым явлением было создание студенческих научно-исследовательских экономических лабораторий (СНИЭЛ). Успехи СНИЭЛ отмечены грамотами Министерства и ВДНХ.

Достижения ЛФЭИ в работе по экспериментальным планам были высоко оценены коллегией Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, было рекомендовано распространить этот опыт в экономических вузах страны.

Результатом активной работы коллектива явился рост престижа ЛФЭИ. Возрос конкурс абитуриентов. Больше стало учиться юношей, увеличилось число медалистов. В 70-80-е годы в ЛФЭИ получила развитие подготовка специалистов по вечерней и заочной формам обучения. По просьбе руководства Мурманской, Новгородской и Вологодской областей там были созданы в 1970 г. учебно-консультационные пункты.

ЛФЭИ в 70-80-е г. превратился в центр повышения квалификации специалистов финансовых и плановых органов страны. В 1968 г. был создан факультет повышения квалификации (ФПК).

Высшая экономическая школа превратилась в ведущий центр по переподготовке кадров для народного хозяйства.

Большую роль играло соревнование факультетов по уровню успеваемости, участию в общественной работе, успехам в спорте, участию в художественной самодеятельности.

Уделялось большое внимание социальной работе. В центре заботы о здоровье студентов и преподавателей была спортивно-оздоровительная база на Змеиной горе.

Апофеозом достигнутых успехов явилось празднование 50-летия ЛФЭИ. К юбилею готовился весь институт, подводились итоги достигнутого. Высокой оценкой деятельности коллектива явилось награждение ЛФЭИ орденом Трудового Красного Знамени. Большая группа преподавателей и сотрудников была награждена правительственными наградами. В юбилейные дни был открыт музей института.

От института – к университету

1991 год. Страна вступила в кардинально новую стадию развития. В соответствии с политическим переустройством государства менялась экономическая система хозяйствования, начался переход от плановой системы управления к рыночным отношениям. Изменились требования к подготовке экономистов всех специальностей.

23 сентября 1991 г. по Постановлению правительства РФ был изменен статус ЛФЭИ. С учетом широкого спектра экономических специальностей, высокого уровня подготовки специалистов-экономистов, высокого профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, уровня научного вклада институт был преобразован в Санкт-Петербургский университет экономики и финансов и стал первым экономическим университетом России.

В 1991 г. ректором СПбГУЭФ был избран единогласно первый проректор д.э.н., профессор Л.С.Тарасевич.

Перед руководством Университета встала задача по перестройке всего учебного процесса, перед преподавателями встала задача изменения лекционного материала. В преподавании экономических дисциплин широко использовался опыт развитых стран с рыночной экономикой: Германии, США, Франции и др. В 90-е годы к чтению лекций приглашались видные ученые-экономисты из ведущих университетов Запада.

Были изменены профили факультетов и кафедр. Факультет экономики и планирования материально-технического снабжения был преобразован в факультет коммерции и маркетинга, факультет планирования народного хозяйства (планово-экономический) в факультет экономической теории и политики. Открыты новые специальности. На базе кафедры иностранных языков был создан институт иностранных языков.

Институт в эти годы установил международные связи с Университетами Германии, Франции, Великобритании, на основании которых происходили обмен студентам, стажировки преподавателей за рубежом. Позднее был создан международный институт экономики и политики.

Ученым Советом Университета было введено звание Почетный доктор. Первым почетным доктором Университета стал Нобелевский лауреат В.В.Леонтьев.

Сегодня идет активная модернизация системы образования. Актуальной становится задача перехода сферы образования в режим инновационного развития, что требует от него качественно новых характеристик, принципиально отличающихся от тех, которые существовали ранее.

Избранные 21 декабря 2007 г. ректором доктор экономических наук Игорь Анатольевич Максимцев и президентом доктор экономических наук Леонид Степанович Тарасевич в своей деятельности руководствуются основной задачей – переход к современному этапу в подготовке специалистов нового поколения.

В условиях реформирования высшей школы России и формирования международного образовательного пространства необходимым условием повышения конкурентоспособности СПбГУЭФ является многопрофильность, при условии сохранения традиций обеспечения глубокой фундаментальной экономической подготовки и высокого качества профессиональной подготовки выпускников. Для выполнения этой глобальной задачи Университет обладает высоким потенциалом высокопрофессиональным профессорско-преподавательским составом.

Высокое качество подготовки специалистов в СПбГУЭФ подтверждается данными о количестве дипломов с отличием (22%), получаемых выпускниками.

Начиная с 1991 г. Университет занимает первое место в рейтинге экономических вузов, определяемым Министерством образования и науки РФ.

О.П. Дроздова,

заместитель председателя оргкомитета конференции,

канд. экон. наук, доцент, помощник ректора

СПбГУЭФ

В.Н. Антонов,

канд. техн. наук, доцент,

зам. декана юридического факультета

А.А. Ливеровский,

д. юр. наук, профессор,

декан юридического факультета

Образование юридического факультета

как этап в развитии ФИНЭКа.

Надо отдать должное замечательному ученому-экономисту и организатору высшего образования Юрию Александровичу Лаврикову, который одним из первых поставил вопрос о юридизации экономического образования и необходимости создания в ФИНЭКе юридического факультета. Однако, в условиях плановой экономики и неправового государственно-властного управления эта идея опережала общественно-научное сознание и не нашла поддержки и воплощения.

После принятия в 1993 году новой конституции, изменения государственного устройства России, переходу к рыночным отношениям, к приоритету частной собственности, экономическая и финансовая деятельность стала в содержательном плане существенно иной. Разрешение даже рутинных рабочих задач экономистами, работниками финансовых учреждений, органов государственной власти потребовало повседневного обращения к действующим нормативным правовым актам, а в условиях быстроменяющегося, крайне-нестабильного законодательства (что вполне естественно при смене формаций) заставило экономистов и финансистов-практиков для защиты своих экономико-правовых позиций учиться привлекать юридические конструкции, использовать правовые подходы. Например, предприниматель, получающий в ФИНЭКе экономическое образование, должен представлять, что ему предстоит отстаивать свои интересы в налоговых органах, а, может быть, и в арбитражном суде, существенно отличающимся от «государственного арбитража» советских времен. Конечно, можно и необходимо для решения поставленных задач приглашать специалиста-юриста, но практика показала: для эффективной деятельности в рамках закона (иногда сугубо несовершенного) требуются правовые знания, умение обращаться с нормативными материалами. Новые времена привели к необходимости реализации новых подходов к подготовке экономистов, в частности за счет углубления юридической составляющей экономического образования. При этом необходимо отметить, что и сама «юридическая составляющая» претерпела серьезные изменения: среди правовых дисциплин на первый план вышли экономико-правовые предметы: гражданское право, налоговое право, финансовое и банковское.

Новая экономическая и правовая ситуация в государстве: провозглашение цивилизованного отношения к частной собственности, легитимизированного Конституцией РФ, партнерские отношения с государством в гражданском обороте привели к качественному изменению государственно-правовых дисциплин: догматическое содержание «советского государственного права» ушло, предоставив место изучению общепризнанных международным обществом демократических институтов.

Таким образом, сама жизнь, реализация положений принятой всенародным голосованием Конституции РФ, потребовали усиление как правовой составляющей образования экономистов, так и углубления экономической подготовки юристов.

На самом деле, во многих европейских и американских университетах образованы факультеты «экономики и права», соединяющие в своих программах экономические и юридические дисциплины.

Именно такую концепцию, в основу создания в стенах нашего университета юридического факультета предложил Леонид Степанович Тарасевич, в то время ректор ФИНЭКа. К осуществлению данной идеи Тарасевич Л.С. привлек петербургских ученых Михаила Наумовича Бродского, Виктора Николаевича Антонова, Алексея Алексеевича Ливеровского, имеющих не только опыт преподавания в вузах, но и работавших в то время (1994-2000 гг.) в органах государственной власти Санкт-Петербурга. Привлечение к образовательному процессу практиков, непосредственно связанных с правоприменением и созданием современного законодательства стало второй концептуальной основой создания профессорско-преподавательского коллектива юридического факультета.

Необходимо отметить, что создание юридического факультета, в частности, решение вопроса о лицензировании юридической специальности натолкнулось на труднопреодолимые политические обстоятельства. Именно в то время, Правительство России начало серьезную работу по повышению качества экономического и юридического образования. В 90-е годы создавались многочисленные коммерческие организации с правом выдачи юридического диплома государственного образца, открывались юридические факультеты в непрофильных вузах, далеких от экономики и права. Так в 2000 году в Санкт-Петербурге насчитывалось 32 юридических факультета. Естественно, что набрать достаточное количество квалифицированных преподавателей для такого массива образовательных учреждений было сложно, и в большинстве из них студентам не давалось качественное юридическое образование.

В силу сложившихся обстоятельств получение лицензии в то время было чрезвычайно трудным предприятием. В этой ситуации огромную роль сыграл имидж ФИНЭКа – лучшего и старейшего вуза России, признанный авторитет его руководителя Леонида Степановича Тарасевича.

Однако, кроме преодоления формальных трудностей, необходимо было сформировать профессорско-преподавательский коллектив ученых, обладающих общими профессиональными представлениями – новым правовым мышлением, заинтересованных в научном разрешении проблем, находящихся на стыке экономики и права.

Мы начали с организации научно-исследовательского центра – «Институт права». Его сотрудники выполняли заказные работы и давали заключения по вопросам правового регулирования экономических отношений, готовили проекты законов России и Санкт-Петербурга.

С 1999 года стал выходить научный журнал. В настоящее время журнал называется «Ученые записки юридического факультета» и в 2008 году он включен в ваковский перечень юридических изданий. Журнал стал центром «кристаллизации» правовых исследований не только ученых и преподавателей Санкт-Петербурга, но и ведущих правоведов России. Немало способствовало развитию научного центра проведение ежегодных международных конференций по конституционному праву, проводимых совместно с юридическим факультетом Московского государственного университета. Благодаря этому сотрудничеству ФИНЭК стал первопроходцем в развитии научной и учебной дисциплины «конституционная экономика».

Первый прием студентов состоялся в 2002 году и сразу по двум формам: очной и очно-заочной. Причем на очно-заочную форму обучения принимались студенты старших курсов ФИНЭКа и выпускники других экономических вузов. Надо отметить, что получение второго высшего образования (параллельно) стало реализацией тех целей, на которые ориентировались при образовании факультета. За семь лет мы выпустили с двумя дипломами более 250 человек. У этих выпускников не было проблем с распределением.

Вторым этапом в развитии факультета стало открытие аспирантуры. В настоящее время на факультете обеспечивается руководство аспирантами и соискателями по семи юридическим специальностям. Второй год как работает диссертационный совет по гражданскому и конституционному праву. В 2010 году получена лицензия на магистратуру.

Необходимо отметить, что этому развитию во многом способствовало отношение руководства к молодому факультету, и особенно ректора – Игоря Анатольевича Максимцева, чьи организаторские способности помогали преодолевать, казалось непреодолимые бюрократические и иные препятствия.

  1. Материалы (3)

    Документ
    Работа посвящена рассмотрению процессов нагрева тонких проводников, а также слоев металлизации при прохождении через них одиночных токовых импульсов различной формы (длительность =10-1 мкс,
  2. Материалы (5)

    Документ
    Информация по комплексным контрольным мероприятиям над выполнением транспортного законодательства на территории муниципальных образований Республики Татарстан .
  3. Материалы (7)

    Документ
    В сборнике представлены материалы августовской конференции работников образования г. Омска (24–25 августа 2005 года) по вопросам преемственности различных ступеней муниципальной системы образования.
  4. Материалы для подготовки к дифференцированному зачёту по курсу «Математические методы в психологии»

    Материалы для подготовки
    В эксперименте измерялось время реакции на визуальные стимулы. Двум группам испытуемых давались разные мотивирующие инструкции. Проверить гипотезу о том, что первая инструкция приводит к уменьшению времени реакции по сравнению со второй.
  5. Материалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «Обществознание» (1)

    Материалы для подготовки
    Письменный экзамен по дисциплине проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всему содержанию школьного курса обществознания: человек, общество, познание, право; экономическая, политическая
  6. Материалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «Обществознание» (2)

    Материалы для подготовки
    Письменный экзамен по дисциплине проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всему содержанию школьного курса обществознания: человек, общество, познание, право; экономическая, политическая
  7. Материалы к 4-му заседанию Тюменской областной Думы пятого созыва 19 апреля 2012 года

    Документ
    Проектом постановления, внесенным председателем областной Думы, предлагается поручить комитету по государственному строительству и местному самоуправлению областной Думы обобщить предложения, высказанные депутатами областной Думы в
  8. Материалы газеты "Соратник" №69 (2002 г.)

    Документ
    Все как обычно: улыбки, объятия, радостные возгласы приветствий. Тольконет в окружении тургоякских стройных сосен, да водная гладь где-то вдалеке поблескивает.
  9. Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011 (1)

    Документ
    Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии».
  10. Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011 (2)

    Документ
    Данная статья о городе, как культурном и историческом центре. Основная концепция, "образ города" анализируется на примере г. Вологды. По результатам социологических исследований мы выявляем основные механизмы формирования образа

Другие похожие документы..