1: «Институты гражданского общества по противодействию коррупции. Взаимодействие с государственными органами»

Тема 1: «Институты гражданского общества по противодействию коррупции. Взаимодействие с государственными органами».

Лекция. 2 часа

Вопросы:

  1. Понятие и признаки коррупции.

  2. Сферы проявления и основные факторы коррупции.

  3. Исторические и социальные корни коррупции.

  4. Коррупция в современной России.

  5. Основные способы борьбы с коррупцией. Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010/2011 годы

  6. Политика государства в сфере взаимодействия институтов гражданского общества и органов законодательной власти.

Вопрос 1. Понятие и признаки коррупции

На протяжении всей истории человечества коррупция как системное явление сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая нормальное функционирование публичной власти. Полностью искоренить коррупцию ещё не удалось ни в одном обществе. В современном мире коррупция порождает серьёзные проблемы и угрозы для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. В последнее время имеют место случаи коррупции, связанные с большими объёмами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государства, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. Специалисты сходятся на мнении, что успешная масштабная деятельность террористических формирований невозможна без содействия коррумпированных правоохранительных органов государства. Сегодня коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. Профилактика и искоренение коррупции – обязанность каждого демократического правового государства. Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года №1789-р, необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является сокращение Уровня коррупции в федеральных органах исполнительной власти, которая препятствует повышению эффективности государственного управления. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости. Здесь главным документом должен стать Национальный план противодействия коррупции, утверждённый указом президента РФ от 31 июля 2008 года № Пр-1568. Согласно индексу GRICS (Governance Reach Indicator Country Snapshot), который определяется один раз в два года Всемирным Банком и оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы Правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, находится в нижней части рейтинга. По индексу восприятия коррупции, рассчитываемому международной организацией «Транспэренси Интернэшнл», в 2007 году Россия среди 170 стран занимала 143-е место. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в российской Федерации недопустимо высок. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 июля 2008 года утверждён «Национальный план противодействия коррупции». Суть коррупции заключается в использовании официальной власти в личных целях. 27 января 1999 года в Страсбурге была принята Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, которая ратифицирована Российской Федерацией в 2006 году. 31 октября 2003 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию против коррупции, которую Россия ратифицировала также в 2006 году. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию в качестве проявлений коррупции называет:

  • Активный подкуп национальных публичных должностных лиц, под которым понимаются преднамеренное обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица с тем, чтобы это публичное должностное лицо совершило действия либо воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.

  • Пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц, под которым понимаются прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение каким-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещания такого преимущества с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.

  • Активный и пассивный подкуп членов национальных публичных собраний

  • Активный и пассивный подкуп иностранных публичных должностных лиц

  • Активный и пассивный подкуп членов иностранных публичных собраний

  • Активный подкуп в частном секторе, под которым понимаются преднамеренное обещание, предложение или предоставление, прямо или косвенно, в ходе осуществления коммерческой деятельности какого-либо неправомерного преимущества каким-либо лицам, которые руководят предприятиями частного сектора или работают на них в ином качестве, для самих этих лиц или любых других лиц с тем, чтобы эти лица совершили действия или воздержались от их совершения в нарушение своих обязанностей.

  • Пассивный подкуп в частном секторе, под которым понимаются преднамеренное испрашивание или получение, прямо или косвенно, в ходе коммерческой деятельности какими-либо лицами, которые руководят предприятиями частного сектора или работают в них в том или ином качестве, какого-либо неправомерного преимущества или обещания этого преимущества для самих себя или для любых других лиц, или же принятие предложения или обещания такого преимущества за совершение или несовершение каких-либо действий в нарушение своих обязанностей.

  • Активный и пассивный подкуп должностных лиц международных организаций.

  • Активный и пассивный подкуп членов международных парламентских собраний.

  • Активный и пассивный подкуп судей и должностных лиц международных судов.

  • Злоупотребление влиянием в корыстных целях, под которым понимаются преднамеренное обещание, предоставление или предложение, прямо или косвенно, любого неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо должностным лицом, за вознаграждение, независимо от того, предоставляется ли такое преимущество ему самому или кому-либо ещё, а также просьбу, принятие или согласие с предложением или обещанием предоставить такое преимущество за вознаграждение, независимо от того, оказано ли такое влияние и был ли получен или нет в результате предположительно оказанного влияния желаемый результат.

Конвенция ООН против коррупции в качестве проявлений коррупции называет:

  • подкуп национальных публичных должностных лиц

  • подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций

  • хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом

  • злоупотребление влиянием в корыстных целях

  • злоупотребление служебным положением

  • незаконное обогащение публичного должностного лица

  • подкуп в частном секторе

  • хищение имущества в частном секторе

  • отмывание доходов от преступлений

  • воспрепятствование осуществлению правосудия

Для грамотной борьбы с коррупцией необходимо понимать не только её правовую, но и экономическую сущность. Как отмечает М.Л. Альпидовская, «коррупция, представляющая собой сложный комплексный феномен, корни которого пронизывают как бюрократические, так и политические институты, является не только правовой категорией, но и экономической. Воздействие коррупции на социально-экономическую систему общества неоднозначно. С точки зрения экономической теории коррупция – это специфический вид экономических отношений, которые возникают в результате замещения рыночными отношениями тех общественных отношений, которые по своей природе не являются экономическими. Коррупция считается одним из видов не только «беловоротничковой» теневой экономики, но и всей теневой экономики. В общем виде под коррупцией понимают использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам.

Юридические признаки коррупции:

  1. обязательный субъект коррупционных отношений – должностное лицо либо лицо, приравненное к нему, уполномоченное на выполнение государственных функций

  2. корыстная цель – противоправное получение для себя либо своих близких родственников имущественных или неимущественных благ, льгот и преимуществ в результате выполнения (невыполнения) действий по службе либо за обещание выполнить (не выполнить) чего-либо в будущем

  3. умышленная вина, корыстная или иная заинтересованность субъектов коррупционных отношений

  4. действие или бездействие – использование лицом, уполномоченным на выполнение государством, либо лицом, приравненным к нему, вопреки интересам своего служебного положения и связанных с ним возможностей либо авторитета организации, в которой он служит

В таком понимании по действующему уголовному законодательству коррупционная преступность прямо или косвенно включает в себя значительный ряд деяний, предусмотренных в гл. 19, 21, 23 и 30 УК РФ. Впервые определение коррупции было дано на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 году как «выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения». Из Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию»: «… коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества». По мнению И. Гальперина, коррупция – не правовое, а социально-криминалистическое понятие, суть которого в разложении власти, использовании её возможностей для личного обогащения, и выражается в конкретных актах поведения, предусмотренных законом как преступление. Взятки являются средством коррупции. Коррумпированность – срастание совершаемых преступлений с правоохранительными органами. На основании условного критерия коррупцию можно разделить на:

    • Мелкую (низовую, бытовую, повседневную)

    • Деловую

    • Крупную (вершинную, элитарную)

Вопрос 2. Сферы проявления и основные факторы коррупции

Сферы проявления коррупции.

Областями деятельности, наиболее подверженными коррупции, названы: государственные закупки; операции с земельными участками, сбор налогов; назначение на ответственные посты в органах государственной власти; местное самоуправление. К сферам деятельности (помимо названных), которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России относятся:

  • Лицензирование и регистрация предпринимательской (в том числе банковской) деятельности

  • Контроль над правильностью уплаты налогов

  • Выдача разрешений на проведение банковских операций с бюджетными средствами федерального, регионального и местного уровней

  • Получение кредитов в негосударственных банках и государственных целевых кредитов

  • Таможенное оформление импортируемых товаров

  • Получение экспортных квот

  • Строительство и ремонт за счёт бюджетных средств

  • Нотариальное удостоверение сделок

  • Возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование

  • Надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства

  • Контроль над соблюдением правил безопасности движения

  • Приём экзаменов на получение права вождения автомобиля и выдача водительских удостоверений

  • Поступление в престижные государственные высшие учебные заведения

  • Поступление в специализированные муниципальные общеобразовательные школы

  • Приём в специализированные муниципальные дошкольные воспитательные учреждения

  • Назначение на высокооплачиваемые должности, либо позволяющие иметь значительный незаконный доход должности в государственных и муниципальных учреждениях (учреждения Центрального Банка России, таможенные органы, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам, органы государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения)

Факторы коррупции

Дошедшие до нас правовые памятники цивилизации позволяют заключить, что коррупция – ровесник человечества. Не трудно заметить, что распространённость и общественная опасность этого явления скачкообразно возрастают в периоды крупных социальных потрясений, нередко сопровождающихся почти полным уничтожением законности и одновременным ростом зависимости населения от произвола чиновников. Современная Россия – не исключение. Важно видеть принципиальные различия между «первородной» причиной коррупции, которая, возможно, коренится в самой сущности общества, и причинами её роста или напротив, угасания.

Экономические факторы

Широко распространено мнение, что корнем коррупции является бедность. Если бы бедность была единственной причиной коррупции, то трудно было бы объяснить, почему последняя поражает как те страны, в которых население отчётливо разделено на две неравные по численности группы бедных и богатых, так и те, где эта грань размыта. Несмотря на тотально-имущественное равенство подавляющей части населения, Советский Союз никогда не был свободен от коррупции, как не свободны от неё те страны, которые сегодня пытаются строить более эффективные модели социализма. Вместе с тем можно обнаружить эмпирическое подтверждение тому, что глубина дифференциации населения по уровню доходов влияет на социальную напряжённость и соответственно на стабильность экономической ситуации. Таким образом, выраженное имущественное неравенство делает экономический кризис и, как следствие, рост коррупции более вероятными. Поэтому коррупцию в некоторых случаях можно рассматривать как причину бедности, а не как её следствие. Лица, чья коррумпированность наносит наибольший вред государству, составляют сравнительно немногочисленную прослойку, об их деятельности простые граждане знают то, что преподносят СМИ. Что же касается так называемой низовой коррупции, с которой люди сталкиваются в повседневной жизни, то она, как правило, является в большей или меньшей степени следствием бедности. Среднестатистический российский милиционер, чьё жалованье обычно не покрывает прожиточного минимума одного человека, обречён на «кормление» посредством нелегальной эксплуатации властных полномочий. Экономическая несостоятельность государства отчасти проявляется в неспособности платить чиновникам зарплату, обеспечивающую нормальный уровень жизни. Тем не менее, совершенно очевидно, что достигнуть полного соответствия между уровнем оплаты труда чиновников и экономическим эквивалентом цены их полномочий невозможно в принципе. Анализ результатов большинства современных исследований проблемы показывает, что определяющим стимулом роста коррупции является экономическая нестабильность, проявляющаяся, прежде всего, в неконтролируемых инфляционных скачках, которые провоцируют чиновничество искать любые источники доходов. В результате крупнейшего финансового кризиса в России 1998 года средний размер месячного денежного содержания сотрудников правоохранительных органов в течение двух месяцев уменьшился с суммы, эквивалентной 200 долларам США, до 50-ти. Парадокс состоит в том, что нестабильность определяет рост коррупции вне зависимости от своей направленности. Бурный экономический рост нередко сопровождается таким же развитием коррупции, как и экономический спад.

  1. «Реформирование государственного управления: взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества»

    Документ
    Информируем Вас о проведении в апреле 2011 г. в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации курсов краткосрочного повышения квалификации по программам: «Реформирование государственного управления:
  2. "О законодательном обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции"

    Закон
    парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему "О законодательном обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции"
  3. Информация о ходе реализации мер по противодействию коррупции муниципальными образованиями в Республике Коми во II полугодии 2010 года

    Документ
    1. Какие корректировки внесены в планы противодействия коррупции органов местного самоуправления в связи с принятием Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы?
  4. Д. А. Медведев «Сегодня мы строим новое современное интеллектуальное гражданское общество, которое станет основой будущего нашего Подмосковья» (1)

    Документ
    «Гражданское общество потому и является гражданским, что строится на основе системы обратной связи, которая устанавливается между институтами власти и гражданами, в конечном счете, между государством и гражданскими объединениями.
  5. Д. А. Медведев «Сегодня мы строим новое современное интеллектуальное гражданское общество, которое станет основой будущего нашего Подмосковья» (2)

    Документ
    В представленном Общественной палатой Московской области Докладе отражены основные характеристики институтов гражданского общества Подмосковья, особенности их функционирования в 2011 году и тенденции развития в 2012 году.
  6. Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы 13 марта 2012 года (1)

    Документ
    В целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г.
  7. Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы 13 марта 2012 года (2)

    Документ
    а) провести работу по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие государственные должности Российской Федерации либо должности, назначение на которые и освобождение от которых
  8. Указ президента российской федерации о национальном плане противодействия коррупции на 2012 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации по вопросам противодействия коррупции (1)

    Документ
    2. Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции на основании материалов, представляемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, давать разъяснения по применению
  9. Указ президента российской федерации о национальном плане противодействия коррупции на 2012 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации по вопросам противодействия коррупции (2)

    Документ
    Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297"О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции"

Другие похожие документы..