Тема 1 Становление культурологии как

.

тема 1.1 Становление культурологии как

самостоятельной науки, её предмет и значение

Культурология представляет собой относительно самостоятельную, логически обоснованную совокупность знаний о культуре как системе со сложной внутренней структурой, состоящей из взаимодействующих элементов и находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом.

Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национального культурного процессов, "живые" памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей.

Объектом культурологии является культурная жизнь в различных естественных системах, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

В числе важнейших проблем культурологической науки находятся фундаментальные вопросы теории и истории мировой и отечественной культуры.

Термин «культура» — латинского происхождения, восходит к латинскому cultura, что значит «возделывание», «обрабатывание», «уход». Впервые он был использован древнеримским общественным деятелем Марком Порцием Катоном в работе “Агрикола”(“О земледелии”). Соответственно «культура» — это обработка земли, разведение растений и животных и т. п., а сu1tог — это возделыватель, землепашец, скотовод, т.е. поселянин и земледелец. Однако данный термин уже в римской античности имел и другое значение, переносное, предложенное Марком Туллием Цицероном, — воспитанность, просвещенность. Отсюда термин сu1tог имеет еще одно значение — воспитатель, наставник. Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполненности общечеловеческим содержанием.

Греческая античность знаменует начало европейской культурной традиции. Именно грекам принадлежат базовые представления о культуре, которые используются до сих пор. Начнем с реконструкции историко-культурного контекста самого понятия «культура», примером которого выступал древнегреческий полис. Полис — это город со сравнительно небольшим числом жителей, но жители, составляющие ядро полиса, были его гражданами, т. е. он был и государством. Вот в таком городе-государстве культура была одновременно «воспитанием» и «культом». И этим сочетанием характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и обозначили греки при помощи понятия «пайдейя» (раis — ребенок).

Греческий термин «пайдейя» включает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле — образование, образованность, просвещение, культуру.

Греки создали систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящая гуманистическая ценность античного понимания культуры, в основе которой лежит идеал человека, выступающий целью культурного прогресса. «Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры». (В. Йегер)

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

Что такое культурология?

  1. Определите основные подходы к культурологическому знанию, существующие в настоящее время.

  2. Сформулируйте предмет культурологии как науки.

  3. Назовите объект культурологии.

  4. Как понимали термин “культура” древнеримские мыслители:а) М. Катон; б) М. Цицерон?

  5. Какой народ стоял у истоков базовых представлений о культуре?

6.Что включал в себя греческий термин “пайдейя”?

7.В чем состоит гуманистическая ценность античного понимания культуры?

8.Как определяли цель культуры древнегреческие мыслители?

1.2 Современные культурологические теории

Освальду Шпенглеру, автору известной работы «Закат Европы», принадлежит идея культурно-исторического круговорота: каждый культурный организм, родившись, проходит естественный круг, достигая своего расцвета и истощаясь, в форме цивилизации приходит к своему естественному концу. Цивилизация, достигшая таких высот в Европе, свидетельствует об истощении жизненного порыва, закате Европы. Можно заметить, что Шпенглер уже опирался на обширный этнографический материал, о котором мы говорили, характеризуя культурную антропологию, когда он развивал учение о множестве равноценных по достигнутой зрелости культур. Таких культур, по Шпенглеру, восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная (греко-римская, «аполлоновская», в терминологии Шпенглера), византийско-арабская, западноевропейская («фаустовская», в отличие от цельной и гармоничной «аполлоновской» культуры, проникнута скепсисом и рефлексией), южноамериканская культура майя.

Арнольд Тойнби пытается выяснить смысл исторического процесса на основе осмысления большого фактического материала и приходит к выводу о многообразии форм социальной организации человечества. Исторический процесс во многом определяется географическими условиями, что и создает неповторимый облик каждой цивилизации (так называемые «региональные цивилизации»). Но не всем цивилизациям суждено пройти все фазы исторического существования («возникновение», «рост», «надлом», «упадок», «разложение»), некоторые погибают, не успев расцвести, некоторые останавливаются в своем развитии на одной из фаз на очень длительный исторический период.

Для нашего соотечественника Н.Я. Данилевского проблема исторического разнообразия культур и различия их внутреннего содержания выступает уже в качестве достоверного исходного положения. История как таковая есть, по его мнению, историческое бытие этнических общностей, обособленных, локальных «культурно-исторических» типов («цивилизаций»), которые находятся в постоянной борьбе с природой и друг с другом.

П.А. Сорокин является одним из крупнейших социологов и культурологов XX века, создатель теории социальной стратификации (социального расслоения общества) и социальной мобильности (обновления общества). Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (преобладает непосредственно чувственное восприятие действительности); идеациональный (преобладает рациональное мышление); идеалистический (преобладает интуитивное познание).

Современное понимание культуры складывалось как осознание кризиса культуры, невозможности гармонии человека и природы. Происходит отказ от поиска рациональных оснований этой гармонии. Формирующееся в недрах философии жизни понимание культуры оказало мощное влияние на развитие культурологической теории. Кризис культуры осознается как распад ее внутреннего единства, противопоставление ее прежде единых идей и ценностей (неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт).

В отличие от существовавших ранее и продолжавших свое развитие философских теорий культуры появляются конкретные антропологические исследования, опирающиеся на большой этнографический материал и данные так называемой полевой антропологии. Однако философия дала ряд блестящих подходов к осмыслению культуры. Остановимся лишь на некоторых. Символические свойства культуры выявлены в работах Э. Кассирера. Именно символическое значение окружающих человека вещей и символика действий репрезентируют мир культуры, т.е. единичный предмет передает символику всего класса явлений, выступает его представителем, тем самым определяя отношения человека к миру.

Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая теория культуры, принадлежавшая Й. Хёйзинге, который считает игру основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и т.д.

Наконец, надо остановиться на теории архетипов культуры, принадлежащей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях — коллективном бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. Важнейшей является идея Юнга о сакрализации как о действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освящаются в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как освященные ценности, не подлежащие критике.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основных представителей теории “локальных цивилизаций”.

  2. Кому из исследователей принадлежит идея: а) “культурно-исторического круговорота”;б) “региональных цивилизаций”;в) “культурно-исторических типов”;г) “социальной стратификации” и “социальной мобильности”.

  1. Раскройте основное содержание культурологической концепции: О. Шпенглера; А. Тойнби; Н. Данилевского; П. Сорокина.

  1. Кто из исследователей: рассматривал символические свойства культуры; рассматривал игру как основу и источник культуры; впервые ввел понятия “архетип” и “коллективное бессознательное”?

2.2 Культурология о структуре, элементах и комплексах культуры

Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Ее можно представить также в виде организованной системы поведения. Рассмотрим некоторые элементы этой системы.

По мнению антрополога Уорда Гуденау культура содержит 4 элемента:

1. понятия (концепты), благодаря им становиться возможным упорядочить мир людей. Основой является язык.

2. отношения; в культуре выделяются связи между объектами в пространстве и во времени, по значению и на основе причинной обусловленности.

3. ценности - убеждение людей относительно общепризнанных целей.

4. правила - элементы, регулирующие поведение людей в соответствие с ценностями определенной культуры.

Гуденау определил связь между этими элементами. Культура содержит образцы, помогает решить, что существует, что может быть (ценности), что и как с этим делать (нормы).

Культурные элементы и комплексы. Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Может ли танец быть культурным элементом? Очевидно, нет, так как это совокупность элементов, включающая танцевальные шаги, музыкальный и ритмический аккомпанементы и др. Но важнее то, что танец несет и смысловую нагрузку, отражает определенные обычаи и нормы — это и религиозный церемониал, и ухаживание или просто праздничное настроение. Здесь культурные элементы комбинируются в культурныйкомплекс, элементы которого взаимосвязаны. Например, знание индивида относительно какого-либо культурного комплекса состоит из отдельных культурных информативных элементов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. Культурные комплексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному элементу индивид может представить себе весь культурный комплекс. Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и культурой института или институциональной культурой. Культуру института можно представить как серию культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности. Например, институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс, медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплексы являются принадлежностью социальных институтов. Существуют системы комплексов, группирующихся вокруг менее важных видов деятельности, таких, например, как коллекционирование марок. Это относительно независимый культурный комплекс. Таким образом, каждый вид человеческой деятельности содержит специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных элементов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Назовите основные элементы культуры по У.Гуденау

2.Что такое: а) культурный элемент; б) культурный комплекс в) культура института?

  1. Соотнесите понятия “ культурный элемент”, “культурный комплекс” и “культура института”.

2.2 Типология мировой культуры

Типология культуры — от греч. «типос» (вид, форма) и «логос» (слово, учение, наука) — учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую, как, например, в концепции Шпенглера, они абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер говорил о восьми равноценных по зрелости культурах, охватывающих основные части планеты: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В то же время при осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователями возникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала.

В первую очередь, это страны Востока, свое отличие от которого уже очень остро осознавали древние греки. Однако современные исследователи отмечают, что понятия «Восток» и «Запад» не получили научного статуса в культурологии и могут употребляться весьма условно. Ведь даже в географическом плане они не охватывают всю ойкумену, и деление на Восток и Запад у разных народов истолковываются по-разному. Нам, выросшим в европейских традициях, более всего понятно противопоставление, начало которому положили древние греки (Древний Запад), столкнувшись с Древним Востоком — персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта. Кроме того, в современном мире нет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным и правовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других стран Тихоокеанского региона относятся к числу современных развитых стран. Другое дело, что их пути были разными и к современному состоянию культуры они пришли по-разному. Только Европа создала современную науку с ее техническими достижениями и мощным индустриальным базисом высокого уровня потребления. Восточные страны «усвоили» научный опыт, произошла «трансплантация» (пересадка) науки в иную культурную среду, и там, где национальная культура показала свою жизнеспособность, наука была адаптирована и вошла в систему образования и производства.

Построить типологию мировых культур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Ясперсу. Согласно Ясперсу, ось мировой истории следует отнести ко времени 500 лет до н.э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии: приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются основы мировых религий. В Индии зародился буддизм, в Китае получили развитие конфуцианство и даосизм — философские школы, во многом определившие облик его культуры по настоящее время.

Подобного рода процессы происходили и на Западе (в Греции). Суть этих процессов состояла в пробуждении индивидуального сознания. Но не во всех странах произошло открытие человеком самого себя. Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформирования культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, не дожившие до наших времен. Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управления государством. Эти культуры оказали опосредованное воздействие на современность через дошедшие до нас культурные традиции, литературные и археологические памятники.

  1. План Становление культурологии как науки и учебной дисциплины. Определение культурологии, ее цели и задачи. Предмет культурологии. Структура культурологии

    Контрольные вопросы
    Золкин, А.Л. Культурология [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. – 2-е изд., перераб.
  2. Предпосылки становления культурологии как науки. Эволюция понятия «культура». Философия культуры как общая теория культуры и методологическая основа культурологии. Принципы культурологического мышления: системность, релятивность, эволюционизм. История культуры как область культурологического знания

    Документ
    Предпосылки становления культурологии как науки. Эволюция понятия «культура». Философия культуры как общая теория культуры и методологическая основа культурологии.
  3. Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

    Документ
    1. Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке философского, социально-научного и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостном феномене.
  4. Учебная программа по дисциплине Введение в культурологию цикл

    Программа
    Методические материалы разрабо­таны в соответствии с Государственным образо­вательным стандартом высшего профессиональ­ного образования, определяющим основные требо­вания к уровню подготовки выпуск­ника по специальности «Культурология».
  5. Темы практических занятий очная форма обучения Тема 1 Культурология в системе научного знания (2 ч.) План

    Контрольные вопросы
    Усачева, О.Ю. Культурология: академический и образовательный статус [Текст] Сборник научных трудов преподавателей и сотрудников, посвященный 30-летию научно-исследовательского сектора ЛГТУ.
  6. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии
  7. Культурология как интегративная наука о культуре

    Документ
    Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума.
  8. Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследо

    Документ
    Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  9. Темы рефератов по дисциплине «культурология» для студентов заочного обучения (группы смп-315з, стс-415з )

    Реферат
    10. Традиция и новация в культуре. 11. Восток - Запад: противостояние или диалог культур? 1 . Теория локальных цивилизаций А.Тойнби. 13. Теория культуры и культурных типов П.

Другие похожие документы..